Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 17
АЛЮМИНИЙ: ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ
И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : алюминий.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
у р о в н ю
к
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь : характеризовать алюминий на основании его положения в
Периодической системе и строения атома; составлять уравнения
реакций с участием алюминия.
Ц е л и : продолжить формировать у учащихся представления о
переходных химических элементах; формировать умения составлять
уравнения химических реакций с участием простых веществ.
порошок,
стружка,
пластинки, гранулы), растворы соляной кислоты, сульфата меди,
гидроксида натрия; пробирки, спиртовка, ступка с пестиком, йод
кристаллический, пипетка.
алюминий (фольга,
О б о р у д о в а н и е :
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О т в е т ы у д о с к и : подтвердить уравнениями реакций основный
характер оксида магния, гидроксида кальция; п р о в е р к а у п р . 4;
у п р . 5; у с т н о : применение соединений магния и кальция человеком;
нахождение этих соединений в природе.
З а д а н и я : даны растворы хлоридов натрия, калия, магния, кальция,
бария. Как их распознать?
II. Объяснение нового материала.
Охарактеризуйте строение атома алюминия по его положению в
периодической системе. Почему алюминий проявляет переходные
свойства? Опишите физические свойства алюминия.
Учитель демонстрирует алюминиевую фольгу.
Алюминий химически активен, он может реагировать с неметаллами,
водой, кислотами. Почему же тогда из алюминия делают посуду?Оказывается, на его поверхности образуется очень прочная оксидная
плёнка, которая предохраняет алюминий от воздействия факторов
внешней среды. Для того чтобы алюминий начал реагировать, с его
поверхности нужно удалить оксидную плёнку.
Запишите уравнение окисления алюминия кислородом воздуха:
порошок алюминия реагирует с йодом в
присутствии влаги (вода – катализатор):
(демонстрационный опыт); вспомните,
взаимодействии алюминия с водой, запишите уравнение реакции:
что образуется при
Алюминий реагирует с соляной кислотой:
(опыт) и со щелочами:
(опыт);
или
Это подтверждает его переходные свойства.
Алюминий используют в алюминотермии:
алюминий может вытеснять металлы из растворов их солей:
Домашнее задание: § 13, упр. 1, повторить § 2.
(опыт).