Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Аналитическая справка
по адаптации к обучению в школе
учеников 1 «А», 1 «Б» класса слабослышащего отделения 2016-2017 уч. года
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности, т.е. мотив, цель и определённые для достижения цели действия.
Цель: выявить наличие мотивации к учёбе, степень обучаемости первоклассников, сформированность коммуникативных навыков, адаптационных возможностей, коммуникативных аспектов, регулятивных действий.
1 сентября 2016 г. в 1-ый «А» класс было зачислено 5 детей, во 2-ой «Б» класс – 6 детей. Все учащиеся имеют нарушения работы со стороны слухового анализатора.
Таблица 1
П/№ |
Фамилия, имя ребёнка 1 «А» класса |
Дата рождения |
Диагноз |
1. |
Балова Мила Владиславовна |
22.02.2010 г. |
Двусторонняя СНТ IV степени. КИ правого уха, F-83. F-80.88. F-90.3.H 52.5 |
2. |
Балова Мира Владиславовна |
22.02.2010 г. |
Двусторонняя СНТ IV степени. КИ правого уха, F-83. F-80.88. F-90.3.H 52.5 |
3. |
Позднякова Карина Викторовна |
30.01.2009 г. |
СНТ справа – III степени, слева –IV степени. F-80.2. H90.3. Q71.8. Аномалия развития левого предплечья и кисти |
4. |
Стефейкин Кирилл Алексеевич |
13.06.2008 г. |
СНТ справа IV степени, кохлеарная имплантация слева (2011 г.) F-80.88 |
5. |
Чернецкая Полина Сергеевна |
15.06.2009 г. |
Врождённая двусторонняя нейросенсорная глухота IV степени, F-80.88 |
П/№ |
Фамилия, имя ребёнка 1 «Б» класса |
Дата рождения |
Диагноз |
1. |
Бобков Алексей Олегович |
08.09.2007 г. |
Двусторонняя смешанная тугоухость (справа0-1 за счёт кондуктивного компонента, слева 0-2 с преобладанием сенсоневрального компонента).F 70.09. H 90.6.ВПР-расщелина. G 96.9. Органическое поражение ЦНС |
2. |
Курапов Захар Игоревич |
22.08.2009 г. |
Двусторонняя смешанная тугоухость IV степени с преобладанием кондуктивного компонента, аномальное развитие слуховых косточек F-80.88. F-88 |
3. |
Мазуров Артём Алексеевич |
29.04.2009 г. |
СНТ IVстепени, F-83 (F- 70.0?). F-80.88. F-90.3. G 91.1.Гидроцефалия абструктивная.H52.5. Нарушение аккомодации (напряжение аккомодации обоих глаз) |
4. |
Микулин Вадим Дмитриевич |
13.08.2008 г. |
Глухота справа, кохлеарная имплантация слева (2013 г.). F-83 |
5. |
Прохоренко Софья Васильевна |
03.08.2009 г. |
Двусторонняя СНТ IVстепени (ближе к глухоте), F-83. F-80.88 степени. F-83. F-90.5. |
6. |
Харлов Иван Сергеевич |
15.11.2009 г. |
Двусторонняя СНТ IV степени, F-83. F-80.88. F-90.3.G 80.0 ДЦП, спастическая диплегия. H 52.1. Врождённая миопия недоношенных высокой степени обоих глаз. НОО.1. Халазиоп. H 47.2. Атрофия зрительного нерва |
В начале обучения в 1-ом классе ведущими учебно-важными качествами (УВК) являются мотивы учения: зрительный анализ, принятие учебной задачи; произвольность регуляции действий (умение контролировать свои действия); вводные навыки (речевые знания и навыки, математические представления, навыки учебной работы и др.); графический навык, вербальная механическая память, обучаемость (чувствительность к помощи взрослого).
Исходя из наблюдений за деятельностью детей, можно сделать вывод о том, что школьная готовность обучающихся 1 «А» класса достаточно удовлетворительная, школьная готовность детей 1 «Б» класса находится на низком уровне. О сформированности универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД говорить преждевременно. Структура психологической готовности и уровень школьной готовности представлен в таблице 2.
Таблица 2
Структура психологической готовности |
Фамилия, имя ребёнка |
Уровень школьной готовности |
Личностно-мотивационный блок |
Балова Мира, Балова Мила, Чернецкая Полина, Стефейкин Кирилл, Курапов Захар |
Принимают учебную задачу, выполняют элементарные задания педагога, берут помощь педагога, иногда выражают сопротивление в виде отторжения принятия учебной задачи |
Блок принятия учебной задачи |
Позднякова Карина, обучающиеся 1 «Б» класса |
В большей степени не принимают задачу, поставленную учителем, не стремятся к успеху, не имеют желание избежать неудачи, мотивация к обучению, взаимодействию, коммуникациям низкая |
Блок представлений о содержании и способах выполнения учебной задачи |
Обучающиеся 1 «А» и 2 «Б» класса |
Недостаточный уровень развития вводных навыков: низкий словарный запас, отсутствие фразовой речи, у многих обучающихся элементарные математические навыки на низком уровне |
Блок информационной основы деятельности |
Позднякова Карина, обучающиеся 2 «Б» класса |
Многие обучающиеся 1-ых классов в течение полугодия показали низкий уровень развития познавательных, психомоторных, регулятивных процессов, что говорит о недостаточности для успешного начала школьного обучения |
Блок управления деятельностью и принятия решений |
Обучающиеся 1 «А» и 2 «Б» класса |
С трудом концентрируют внимание, на уроках и в процессе внеурочных мероприятий отвлекаются, двигательно расторможены, не умеют сдерживать и контролировать свои эмоции, не реагирует на предлагаемую помощь со стороны педагога |
Выводы:
Следует продолжать работу над формированием личностно-эмоциональной регуляции через игру, игровые приёмы, динамические паузы.
С целью формирования способностей обобщения переживания и интеллектуализации аффекта, являющимися основой психологической готовности к восприятию учебной информации, применять в жизнедеятельности элементы комплекса двигательных коррекционно-развивающих упражнений по методике В.Ф. Базарного, Б. Андерсона, А.В. Сиротюк (папка «Рекомендации педагога-психолога»).
С целью улучшения устной речи, письма, чтения и восприятия текста на слух учителю, воспитателям рекомендованы простые упражнения для мозга, которые дают возможность объединить работу полушарий мозга, выйти из стресса и улучшить процесс восприятия по методике Н.И. Хромова (папка «Рекомендации педагога-психолога»).
Упражнения на равновесие вестибулярного аппарата прокладывают навык соединения в мозге с помощью вращения и других моторных видов деятельности. Поэтому, рекомендовано проводить на уроках динамические паузы, физкультурные минутки для стимуляции вестибулярного аппарата по методике Н.И. Хромова. Данные материалы находятся в папке «Рекомендации педагога-психолога».
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий целеполагание необходимо выдвигать на первый план – ставить учебную задачу только на основе соотнесения того, что уже известно детям и усвоено ими, дробно включая незнакомый материал. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Формировать волевую саморегуляцию – способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Активизировать обучающихся к самостоятельному решению проблем творческого и поискового характера под постоянным контролем со стороны педагогов.
Председатель МО: /Т.П. Мурина/
Педагог-психолог: /Р.И. Моисеева/
Томск
10.01.2017 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.