Аналитическая справка по адаптации к обучению в школе учеников 1-ых классов (Слабослышащее отделение)

  • doc
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Аналитическая справка по адаптации к обучению в школе учеников первого класса.doc

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

Аналитическая справка

по адаптации к обучению в школе

 учеников 1 «А», 1 «Б» класса слабослышащего отделения 2016-2017 уч. года

 

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности, т.е. мотив, цель и определённые для достижения цели действия.

Цель: выявить наличие мотивации к учёбе, степень обучаемости первоклассников, сформированность коммуникативных навыков, адаптационных возможностей, коммуникативных аспектов, регулятивных действий.

1 сентября 2016 г. в 1-ый «А» класс было зачислено 5 детей, во 2-ой «Б» класс – 6 детей. Все учащиеся имеют нарушения работы со стороны слухового анализатора.

Таблица 1

П/№

Фамилия, имя ребёнка

1 «А» класса

Дата рождения

Диагноз

1.

Балова Мила Владиславовна

22.02.2010 г.

Двусторонняя СНТ IV степени. КИ правого уха, F-83. F-80.88. F-90.3.H 52.5

2.

Балова Мира Владиславовна

22.02.2010 г.

Двусторонняя СНТ IV степени. КИ правого уха, F-83. F-80.88. F-90.3.H 52.5

3.

Позднякова Карина Викторовна

30.01.2009 г.

СНТ справа – III степени, слева –IV степени. F-80.2. H90.3. Q71.8. Аномалия развития левого предплечья и кисти

4.

Стефейкин Кирилл Алексеевич

13.06.2008 г.

СНТ справа IV степени, кохлеарная имплантация слева (2011 г.) F-80.88

5.

Чернецкая Полина Сергеевна

15.06.2009 г.

Врождённая двусторонняя нейросенсорная глухота IV степени, F-80.88

 

П/№

Фамилия, имя ребёнка

1 «Б» класса

Дата рождения

Диагноз

1.

Бобков Алексей Олегович

08.09.2007 г.

Двусторонняя смешанная тугоухость (справа0-1 за счёт кондуктивного компонента, слева 0-2 с преобладанием сенсоневрального компонента).F 70.09. H 90.6.ВПР-расщелина. G 96.9. Органическое поражение ЦНС

2.

Курапов Захар Игоревич

22.08.2009 г.

Двусторонняя смешанная тугоухость IV степени с преобладанием кондуктивного компонента, аномальное развитие слуховых косточек F-80.88. F-88

3.

Мазуров Артём Алексеевич

29.04.2009 г.

СНТ IVстепени, F-83 (F- 70.0?). F-80.88. F-90.3. G 91.1.Гидроцефалия абструктивная.H52.5. Нарушение аккомодации (напряжение аккомодации обоих глаз)

4.

Микулин Вадим Дмитриевич

13.08.2008 г.

Глухота справа, кохлеарная имплантация слева (2013 г.). F-83

5.

Прохоренко Софья Васильевна

03.08.2009 г.

Двусторонняя СНТ IVстепени (ближе к глухоте), F-83. F-80.88 степени. F-83. F-90.5.

6.

Харлов Иван Сергеевич

15.11.2009 г.

Двусторонняя СНТ IV степени, F-83. F-80.88. F-90.3.G 80.0 ДЦП, спастическая диплегия. H 52.1. Врождённая миопия недоношенных высокой степени обоих глаз. НОО.1. Халазиоп. H 47.2. Атрофия зрительного нерва

 

 

В начале обучения в 1-ом классе ведущими учебно-важными качествами (УВК) являются мотивы учения: зрительный анализ, принятие учебной задачи; произвольность регуляции действий (умение контролировать свои действия); вводные навыки (речевые знания и навыки, математические представления, навыки учебной работы и др.); графический навык, вербальная механическая память, обучаемость (чувствительность к помощи взрослого).

Исходя из наблюдений за деятельностью детей, можно сделать вывод о том, что школьная готовность обучающихся 1 «А» класса достаточно удовлетворительная, школьная готовность детей 1 «Б» класса находится на низком уровне. О сформированности универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД говорить преждевременно. Структура психологической готовности и уровень школьной готовности представлен в таблице 2.

Таблица 2

Структура психологической готовности

Фамилия, имя ребёнка

Уровень школьной готовности

Личностно-мотивационный блок

Балова Мира, Балова Мила, Чернецкая Полина, Стефейкин Кирилл, Курапов Захар

Принимают учебную задачу, выполняют элементарные задания педагога, берут помощь педагога, иногда выражают сопротивление в виде отторжения принятия учебной задачи

Блок принятия учебной задачи

Позднякова Карина, обучающиеся 1 «Б» класса

В большей степени не принимают задачу, поставленную учителем, не стремятся к успеху, не имеют желание избежать неудачи, мотивация к обучению, взаимодействию, коммуникациям низкая

Блок представлений о содержании и способах выполнения учебной задачи

Обучающиеся 1 «А» и 2 «Б» класса

Недостаточный уровень развития вводных навыков: низкий словарный запас, отсутствие фразовой речи, у многих обучающихся элементарные математические навыки на низком уровне

Блок информационной основы деятельности

Позднякова Карина, обучающиеся 2 «Б» класса

Многие обучающиеся 1-ых классов в течение полугодия показали низкий уровень развития познавательных, психомоторных, регулятивных процессов, что говорит о недостаточности для успешного начала школьного обучения

Блок управления деятельностью и принятия решений

Обучающиеся 1 «А» и 2 «Б» класса

С трудом концентрируют внимание, на уроках и в процессе внеурочных мероприятий отвлекаются, двигательно расторможены, не умеют сдерживать и контролировать свои эмоции, не реагирует на предлагаемую помощь со стороны педагога

 

Выводы:

Следует продолжать работу над формированием личностно-эмоциональной регуляции через игру, игровые приёмы, динамические паузы.

С целью формирования способностей обобщения переживания и интеллектуализации аффекта, являющимися основой психологической готовности к восприятию учебной информации, применять в жизнедеятельности элементы комплекса двигательных коррекционно-развивающих упражнений по методике В.Ф. Базарного, Б. Андерсона, А.В. Сиротюк (папка «Рекомендации педагога-психолога»).

С целью улучшения устной речи, письма, чтения и восприятия текста на слух учителю, воспитателям рекомендованы простые упражнения для мозга, которые дают возможность объединить работу полушарий мозга, выйти из стресса и улучшить процесс восприятия по методике Н.И. Хромова (папка «Рекомендации педагога-психолога»).

Упражнения на равновесие вестибулярного аппарата прокладывают навык соединения в мозге с помощью вращения и других моторных видов деятельности. Поэтому, рекомендовано проводить на уроках динамические паузы, физкультурные минутки для стимуляции вестибулярного аппарата по методике Н.И. Хромова. Данные материалы находятся в папке «Рекомендации педагога-психолога».

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий целеполагание необходимо выдвигать на первый план – ставить учебную задачу только на основе соотнесения того, что уже известно детям и усвоено ими, дробно включая незнакомый материал. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Формировать волевую саморегуляцию – способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Активизировать обучающихся к самостоятельному решению проблем творческого и поискового характера под постоянным контролем со стороны педагогов.

 

Председатель МО:                                            /Т.П. Мурина/

 

Педагог-психолог:                                            /Р.И. Моисеева/

 

 

Томск

10.01.2017 г.