МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16» С. АЛЕКСАНДРОВСКОГО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Аналитические методы организации исследовательской деятельности как форма личностного включения школьников в учебно-познавательный процесс»
Авторы: Посохова Н. И., учитель биологии,
Батищев А.А - учитель географии,
Евдакова Л.Г. – учитель географии
Кононенко С. - учитель химии
В деятельности используем принципы:
Принцип гуманного взаимодействия, как регулирующий, определяющий направления в развитии мастерской;
Принцип индивидуально-личностного подхода (признание уникальности личности, уважение её своеобразия);
Принцип единства свободы и ответственности (признание человека субъектом собственного личностного развития);
Учебно–научная и методическая деятельность
Цель: повышение научной информативности в области знаний
биологии, экологии и смежных дисциплин; совершенствование технологии обучения, предусматривающей использование учителями таких современных педагогических технологий как: проектная, педмастерская, личностно-ориетированная, проблемное и модульное обучение.
Вижу аспекты биологического образования таким образом:
Технология педагогической мастерской
Учитель Посохова Наталья Ивановна
На практике апробирую типы урока-мастерской:
Мастерская построения знаний;
Мастерская формирования убеждений;
Художественная мастерская;
Сказочная мастерская.
Мастерская построения знанийТема: «Способы опыления у покрытосеменных растений»
Цель урока:Изучить различные способы опыления у цветковых растений;
ВВыяснить приспособленность растений к различным способам опыления;
пПоказать значение опыления в жизни растений.
Инструктивная карточка
Тема ”Способы опыления у покрытосеменных растений”
Информационная часть
Инструктивная часть
Выполни действия | Прочти вопрос | Ответь на вопрос |
Используя материал информационной части, определите способ опыления растения. | Дайте определения способу опыления растения, расположенному на рисунке |
|
Исследовательская
ТТема исследования: «Влияние насекомых-опылителей на продуктивность кормовых растений»
Пчелы – листорезы (мегахилы)
дДлина тела около 8 мм,
окраска темная,
аАппарат для сбора и доставки цветочной пыльцы ( корма для личинок) расположен у самок не на ногах, а занимает весь низ брюшка - «брюшная щетка»
Экологическая
ППросят о помощи …
хохлатка кавказская горицвет весенний
морозник кавказский
цикламен косский
Справочное бюро «Причуды природы»
Знаете ли вы … Вельвичия
Оказывается …Виктория регия
Подумать только …Рафлезия Арнольди
Попробуй объяснить …
Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением сумерек и опыляются ночными бабочками. Какие приспособления к такому опылению они имеют?
Объясните, почему продолжительные дожди и сильные ветры, часто сопровождающие период цветения растений, могут сильно снизить урожай плодов и семян?
Самостоятельная работа «Опыление растений»
Признаки насекомоопыляемых растений | Признаки ветроопыляемых растений |
яркая окраска;
аромат, нектар;
пыльца крупная, липкая
цветки мелкие, невзрачные;
перистые рыльца;
пыльники на длинных нитях;
пыльца мелкая, легкая, сухая;
растения произрастают группами
Художественная мастерская
Тема “Отряд двукрылые”
раскрыть характерные признаки двукрылых на примере мух;
Показать значение двукрылых в природе и жизни человека;
Продолжать развитие у учащихся навыков обобщения знаний;
Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Цель:
Систематическое положение мухи
Царство – Животные
Тип – Членистоногие
Класс – Насекомые
Отряд – Двукрылые
Семейство – Настоящие мухи
Род – Муха
Вид – Муха комнатная
Инструктивная карточкаТема “Экологические группы птиц”
Информационная часть
Задание
Используя части тела птиц, изображенных на рисунке, составьте портрет птицы открытых пространств.
Мастерская формирования убежденийТема “Хищничество”
Задание 1.
Тип сказочной мастерскойТема “Кто и как защищается”
В жаркий полдень под лопухом собралась небольшая компания: Кузнечик, мохнатая Муха-Журчалка, Бабочка-Крапивница да Божья Коровка. Разомлели от жары, сидят в тенечке, о разных разностях болтают…
МЕТОД ПРОЕКТОВ(УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ БАТИЩЕВ А.А.)
Работаю…
Над повышением личной уверенности у каждого школьника, его самореализации и рефлексии;
Над развитием у учащихся осознания значимости коллективной работы для полученного результата, роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий;
Над развитием исследовательских умений учащихся.
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА ПРИДЕРЖИВАЮСЬ …
Правила успешности проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Получение удовольствия от общения друг с другом.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Проявление активности. Не должно быть «спящих партнёров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения.
2. Поисковые (исследовательские) умения.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
4. Менеджерские умения и навыки.
5. Коммуникативные умения.
6. Презентационные умения и навыки.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ(УЧИТЕЛЬ ХИМИИ КОНОНЕНКО С.Ю.)
Работает ….
Над формированием творческих способностей, воображения, познавательной мотивации школьников в процессе их решения проблемных задач различного уровня сложности
Использует…
Алгоритм обучения
Применение знаний
для решения конкретных задач
Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки
Постановка проблемной задачи, побуждающей к поиску неизвестного
Владеет…
Аналитическими и ассоциативными методами коллективной мыслительной деятельности
Мозговая атака
синектика
Метод фокальных объектов
Отмечает…
Мозговая атака – это не интеллектуальная панацея, с помощью которой можно решить все точные специальные проблемы. Это творческий поиск, который служит базой для строгой аналитической мыслительной деятельности.
На её взгляд…
Синектика эффективно действует лишь в условиях группы постоянного состава, имеющей определенное обучение в плане выдвижения целей.
Убедилась…
что суть метода фокальных объектов состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на исследуемый объект, формируя неожиданные совокупности характеристик, позволяющие порой прийти к оригинальному решению и идеям.
Цель: приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активации личностной позиции учащихся в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективных знаний. (самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика)
Исследовательская деятельность
учащихся
Исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская (деятельность главной целью которой является образовательный результат. Это обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления) |
Научно-исследовательская деятельность (направлена на получение новых объективных научных знаний) |
При защите результатов исследования учитываем…
логичность
точность
ясность
доступность
убедительность
интересность
выразительность
уверенность
контакт со слушателями
уместность жестов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.