СПРАВКА
по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни и итогам психологического тестирования.
Согласно внутришкольного контроля в период с 1 сентября по 20 сентября 2016-2017 учебного года проводилась проверка степени адаптированности, учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся на первой ступени обучения, выявления системы работы учителя.
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
- определить направление дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Проверку осуществляла комиссия в следующем составе:
1.Абрамова Н.Я.-завуч нач.классов
2.Абумуслимова К.Ш...-психолог школы.
3.Пототня Т.И.-учитель нач.классов.
В ходе проверки рассматривались следующие вопросы:
ü Организация учебного процесса в 1 классе.
ü Посещение уроков
ü Тестирование психологом Абумуслимовой К.Ш. по вопросу сформированности мотивации, степени подготовленности учащихся к обучению в 1 классе.
ü Проведение бесед с учителями 1-х классов.
ü Ведение школьной документации классными руководителями.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Понятие «готовность ребенка к школе» комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. Первоклассник, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. В связи с этим школьным психологом были проведены комплексные наблюдения, диагностика уровня интеллектуальных способностей.
В последнее время увеличилось количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. В нашу школу учащиеся приходят совсем не подготовленные, т.к. нет детского сада и подготовительных классов. Поэтому эти дети требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
В МБОУ «Новощедринская СОШ» в 2016-2017 учебном году три первых класса:
1 «А»- учитель Алимсултанова М.Г.
1 «Б»- учитель Алмурзаева З.Х.
1 «В»- Дауева Н.И.
Первые классы работают по новым стандартам 2-го поколения, УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Для адаптационного периода была предложена программа МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ вместе с рабочей тетрадью «Солнышко».
Администрацией был посещён ряд уроков. Также было проведено психологическое тестирование психологом школы Абумуслимовой К.Ш. Посещенные уроки заканчивались обязательным самоанализом и анализом после посещения. Посещенные уроки показали, что в этом учебном году в первых классах работают учителя, которые не раз проходили с первоклассниками сложный путь по новым стандартам.
Уроки Алимсултановой М.Г. соответствуют методическим рекомендациям преподавания в начальной школе. Учитель находит подход к каждому ребёнку. Умело объясняет задания урока. Правда не все дети могут правильно отвечать на вопросы, некоторые пока ещё не понимают ,что от них требуют, не осознают ,что они в школе. Документация учителя находится в надлежащем виде. Имеются журнал, календарные планы, поурочные планы, учебные комплекты, тетрадь «Солнышко». Проводится работа на интерактивной доске. В классе -22 ученика.
Уроки Алмурзаевой З.Х. соответствуют методическим требованиям. В классе царила доброжелательная обстановка, постоянная смена видов деятельности, формы фронтальной, индивидуальной работы позволили провести его на достаточном уровне. Дети данного класса также пришли в школу без дошкольной подготовки. Многие учащиеся внимательно слушают учителя, стараются отвечать полными ответами на заданные учителем вопросы. Некоторые дети почти не работают, не понимают учителя. У учителя имеется вся школьная документация: журнал, календарные и поурочные планы, учебные комплекты, тетрадь «Солнышко».В классе -21 ученик.
В 1 «В» классе работу начал молодой педагог Дауева Н.И.Учитель перспективный ,старательный. Не всё получалось, но она постоянно контактировала с опытными учителями. Спрашивала каждый момент урока и проводила на должном уровне. Документацию ведёт хорошо, вовремя заполняет журнал и другие документы. Дети в классе спокойные, не совсем активные.Учителю надо больше вовлекать детей в работу и учить детей больше говорить самим. В классе – 19 учащихся.
Следует отметить, что все посещенные уроки в первых классах насыщены наглядным материалом. Активно используются компьютерные технологии. А использование ИКТ делает процесс обучения насыщенным, увлекательным.
В результате работы можно сделать следующие выводы: что социально – психологическая адаптация у разных детей проходит по - разному. Из 62 учащихся высокие баллы получили ____%, показали норму-____%. У этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Однако, в классах есть дети , у которых наблюдаются признаки дезадаптации – это _____% учащихся. Они отличаются негативными формами поведения, не устойчивыми отрицательными эмоциями, не желанием учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок
На основании вышеизложенного рекомендовано:
1. Психологу школы Абумуслимовой К.Ш. совместно с учителями 1-х классов составить план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, испытывающих трудности адаптационного периода.
2. Администрации продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся, возникающие конфликты решать с психологом школы .
3. Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.
Справку составила завуч нач.классов:_____________Н.Я.Абрамова
22.09.2016г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.