Аналитический
отчет руководителя ШМО
о проделанной работе.
ТЕМА: Повышение качества преподавания русского языка и литературы, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
ЦЕЛЬ: Стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей русского языка литературы в процессе обучения ими современных подходов к организации и проведению уроков.
ПРОБЛЕМА: Обновление содержания и методик преподавания русского языка и литературы.
В 1 полугодии 2009-2010 учебного года в работе методического объединения принимали участие 4 учителя русского языка и литературы. Все они имеют высшее образование. Каждый учитель старается внести свой вклад в работу МО, целью которого является повышение квалификации учителей, их методического и теоретического уровня. Повысить общий уровень преподавания помогают подготовка учителями сообщений о своей работе, проведение практикумов, посещение уроков, внеклассных мероприятий и их анализ. Основными направлениями в работе методического объединения учителей в первом полугодии были следующие:
v Повышение требования к работе с целью активизации работы с одаренными детьми.
v Работа по подготовке и проведению ЕГЭ и новой формы экзамена за курс основной школы.
Выводы по анализу количественного и качественного кадрового состава учителей русского языка и литературы.
1.Образовательный уровень учителей высокий.
2.Педагогический опыт подтверждается чётким планированием учебных занятий и рациональностью приёмов и методов их проведения.
3.Учителя своевременно проходят курсы повышения профессиональной квалификации или совершенствуются через самообразование.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШМО:
1. Создание
условий для формирования активной гражданской позиции учащихся через усиление
роли патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы.
2. Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей для раскрытия
творческого потенциала учащихся.
3. Обеспечить
высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
4. Повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной
деятельности учащихся и их результатов
5. Повышение профессиональной квалификации учителей.
Реализации поставленных задач способствовали четкая организация запланированной работы и добросовестное отношение членов коллектива к своим обязанностям.
Результативность поставленных задач: Для решения поставленных задач были определены следующие основные направления в деятельности ШМО:
Вывод:
1. Составлены тематические планы, которыми можно пользоваться в новом учебном году.
2. Создана страница «ШМО учителей русского языка и литературы» на сайте школы (руководителем ШМО).
Предложения: 1. Продолжать работать по освоенным УМК.
2.Пополнять страницу сайта материалами из опыта работы.
3.Внести коррективы в УМК в связи с переходом на новые учебники в параллелях.
4. Продолжить своевременное отслеживание и апробацию новых УМК с целью улучшения преподавания и повышения качества знаний учащихся по русскому языку.
Внедрение инновационных образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Методическая служба школы занимается вопросами использования современных педагогических технологий в образовательном процессе, в результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя.
В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:
Образовательные технологии, используемые учителями русского языка и литературы, и их результативность
Технология |
Результат использования технологии |
Проблемное обучение |
Всестороннее развитие личности ребёнка Повышение качества |
Технология уровневой дифференциации |
Предупреждение неуспеваемости Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями |
Проектные методы обучения |
Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания. Участие в конкурсах разного уровня Включение в сетевое сообщество района |
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр |
Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Рост мотивации к более углубленному изучению предмета. |
Коллективная система обучения (КСО) |
Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержки своих товарищей. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. |
Обучение в сотрудничестве (группы, пары) |
Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Увеличение библиотечного фонда электронных учебников и тестов. |
Информационно – коммуникационные технологии |
Конструирование урока с использованием информационно – коммуникационных обучающих средств. Развитие навыка работы в Интернете. Разработка учащимися обучающих презентаций. |
Здоровьесберегающие технологии |
Понижение процента хронических заболеваний. Снижение пропусков уроков по болезни. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. |
Технология дистанционного обучения. |
Индивидуальная поддержка обучения одаренных детей. |
Индивидуально ориентированное обучение (ИОСО) |
Разработка разноуровневых заданий. Поддержка интереса к процессу обучения.
|
Из таблицы видно, что вариативность использования образовательных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в программе развития школы.
Выводы:
В результате внедрения инновационных образовательных технологий
Предложения:
1. Отметить эффективную работу по внедрению инновационных образовательных технологий у учителей русского языка и литературы.
2. Продолжать сопровождение педагогических кадров по подготовке к работе в инновационном режиме с использованием современных педагогических технологий, в том числе информационно- коммуникационных.
3. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности через использование образовательных технологий.
4. Уделить особое внимание самообразованию учителей и подготовить к печати материалы по темам программ развития учителя.
5. Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей.
6. Поставить на контроль заместителя директора по УВР прохождение дистанционного обучения учителями.
Совершенствовать методическую службу школы. Разработать индивидуальные и совместные творческие проекты в рамках профессиональных сообществ.
Таким образом, работа велась согласно утвержденному тематическому планированию. Подводятся итоги по результатам проведения олимпиад, конкурсов, учащиеся активно принимали участие в разнообразных мероприятиях, что подтверждается грамотами и награждениями, полученными учащимися.
Провели 4 заседания школьного методического совета учителей русского языка и литературы.
1. Провели школьный и городской конкурс чтецов, «Путь на Парнас
2. Приняли участие в конференции «Наука. Творчество. Развитие.»
3. Участвовали в городских олимпиадах по русскому языку и литературе.
4. Приняли участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»
5. Приняли участие в молодежном филологическом чемпионате « СТАРТ»
Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: тщательно проанализированы содержание, преемственность и логичность, взаимосвязь по годам обучения, отобраны определенные комплекты учебников.
Проведена целенаправленная работа по осуществленнию контроля за состоянием преподавания учебных предметов.
Основными направлениями посещений уроков были следующие пункты:
Ø Соблюдение этапов урока;
Ø Формы и методы, применяемые на уроках;
Ø Самостоятельная работа учащихся, её содержание и организация;
Ø Соответствует ли отобранное содержание принципам научности, доступности, связи с жизнью, систематичности и последовательности;
Ø Соблюдение санитарных и гигиенических норм;
Ø Использование современных педагогических технологий.
Посещение уроков показало:
Ø Меняется отношение педагогов к учебным ОУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально – значимых качеств личности (мыслительных, эмоционально – чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих). Это достигается путем применения развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач;
Ø Учителя уверено, профессионально владеют учебным материалом;
Ø Используют динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы);
Ø Учителя дают разноуровневые домашние задания, поощряют инициативу и самостоятельность, поощряют индивидуальные учебные достижения, предлагают задания, развивающие интуицию, творческое воображение.
Но наряду с положительными моментами остаётся проблема по соблюдению этапов урока, а именно оргмомент, проверка домашнего задания. Нарушение данных этапов приводит к ухудшению дисциплины, учащиеся не чувствуют ответственности за подготовку к урокам, систематически не выполняют домашнюю работу, что, естественно, приводит к снижению качества обучения.
Продолжается работа по рейтинговой системе оценки профессиональной деятельности учителя. Оценка становится более объективной, когда она дается всеми субъектами: самим учителем (портфолио), его коллегами (отзывы), учениками или их родителями (анкетирование) и администрацией (итоги инспектирования). Руководитель ШМО и заместитель директора отслеживают результаты деятельности каждого учителя.
Предложения:
1. Продолжать работу по методическому сопровождению учителей с учетом удовлетворения потребностей педагогической практики в научно – методическом, кадровом, информационном обеспечении как традиционных, так и инновационных процессов.
2. Продолжить работу над усовершенствованием рейтинговой системы оценки профессиональной деятельности учителя.
3. Разработать и реализовать межпредметные научно – исследовательские проекты.
4. Обновить содержание деятельности методической службы через внедрение новых организационных форм, методов и механизмов взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
Повышать компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.
Повышение компетентности педагогов достигается за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня. Эффективное повышение мастерства учителя влечет потребность включения в научно – исследовательскую и опытно – экспериментальную работу. Результатом работы является участие педагогов в мероприятиях разного уровня.
Выводы:
Ø Эффективность научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работы педагогов нашей школы подтверждается ростом количества участников и результативностью в разнообразных мероприятиях.
Ø Работа учителей проходит в основном в рамках школы, слабо развито сетевое взаимодействие.
Предложения:
1. Продолжить работу по включению педагогов в научно – исследовательскую и опытно – экспериментальную работу через взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
2. Обозначить презентацию опыта работы как одно из главных условий аттестации учителей.
Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Администрация школы планово осуществляет оснащение образовательного учреждения техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями. Школа располагает полным перечнем оборудования и учебных пособий, в достаточном количестве обеспечена мебелью, имеет хорошо оборудованные кабинеты.
Использование информационно–коммуникационных технологий идёт в нескольких направлениях:
· Учебный процесс - использование мультимедйных презентаций и материалов сети Интернет для иллюстрации материала уроков, использование аудио- и видео сюжетов. Подготовка индивидуальных презентаций учащихся для защиты исследовательских работ учащихся.
· Дополнительное образование - использование цифровой аудио и видео аппаратуры для создания архивных материалов во время конкурсов.
· Воспитательный процесс - использование электронной почты для обмена информацией с учащимися и их родителями.
· Административная работа - электронный документооборт, электронные базы данных, электронная почта.
· Методическая работа - создание методических пособий. Создание ЦОР, авторских курсов, базирующихся на использовании компьютерных технологий.
Формируется фонд Школьной медиатеки из компакт – дисков (в том числе и лицензированных с программным обеспечением, обучающими программами, ученическими работами), создается электронный каталог компакт – дисков, а также работ учащихся, выполненных с применением средств ЭВМ. Педагоги и учащиеся будут иметь возможность, ознакомившись с перечнем дисков, получить диск на некоторое время для использования его вне школы.
Формируется фонд ИКТ - технологий, в том числе и за счет периодических изданий. В настоящее время собираются пособия, которые востребованы учащимися и учителями. Практически по всем направлениям есть электронные учебники, как приобретенные школой, так и созданные самими педагогами нашей школы.
Выводы:
Ø В течение 2008-2009 учебного года значительно пополнить школьную медиатеку за счет поступлений согласно проекту, а также разработок ЦОРов учителями школы.
Ø Внедрение информационных технологий проходит успешно на основе программы информатизации.
Предложения:
1. Продолжить работу по пополнению банка программно- методических ресурсов.
2. Продолжить работу по внедрению программы электронного документаоборота.
3. Сформировать обширный банк ЦОРов по русскому языку и литературе
Руководитель ШМО
учителей русского языка и литературы ________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.