Аналитический отчет руководителя ШМО о проделанной работе.

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала анализ.doc

  Аналитический отчет руководителя ШМО

 о проделанной работе.

 

    ТЕМА: Повышение качества преподавания русского языка и литературы, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.

ЦЕЛЬ: Стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей русского языка литературы в процессе обучения ими современных подходов к организации и проведению уроков.

ПРОБЛЕМА: Обновление содержания и методик преподавания русского языка и литературы.

  

     В 1 полугодии 2009-2010 учебного года в работе методического объединения принимали участие 4 учителя русского языка и литературы.  Все они имеют высшее образование. Каждый учитель старается внести свой  вклад в работу МО, целью которого является повышение квалификации учителей, их методического и теоретического уровня. Повысить общий уровень преподавания помогают подготовка учителями сообщений о своей работе, проведение практикумов, посещение уроков, внеклассных мероприятий и их анализ. Основными направлениями в работе методического объединения учителей в первом полугодии были следующие:

v  Повышение требования к   работе с целью активизации работы с одаренными детьми.

v  Работа по подготовке и проведению ЕГЭ и новой формы экзамена за курс основной школы.

Выводы по анализу количественного и качественного кадрового состава учителей русского языка и литературы.

     1.Образовательный уровень учителей высокий.

     2.Педагогический опыт подтверждается чётким планированием учебных занятий и  рациональностью приёмов и методов  их проведения.  

     3.Учителя своевременно проходят курсы повышения профессиональной квалификации  или совершенствуются через самообразование.

 

  

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШМО:

1.  Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся через усиление роли патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы.
2.  Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей для раскрытия   творческого потенциала учащихся.

3.  Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
4.  Повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и их результатов

5.  Повышение профессиональной квалификации учителей.

    Реализации поставленных задач способствовали четкая организация запланированной работы и добросовестное отношение членов коллектива к своим обязанностям.

Результативность поставленных задач:   Для решения поставленных задач были определены следующие основные  направления в деятельности ШМО:

  1. Изучение и внедрение новых УМК в учебный процесс.
  2. Внедрение компьютерной технологии в учебный процесс.
  3. Самообразование.
  4. Контроль уровня обученности школьников.

Вывод:

1. Составлены тематические планы, которыми можно пользоваться в новом учебном году.

2. Создана страница «ШМО учителей русского языка и литературы» на сайте школы (руководителем ШМО).

Предложения: 1. Продолжать работать по освоенным УМК.

2.Пополнять страницу сайта материалами из опыта работы.

3.Внести коррективы в УМК в связи с переходом на новые учебники в параллелях.

4. Продолжить своевременное отслеживание и апробацию новых УМК с целью улучшения преподавания и повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

     Внедрение инновационных образовательных технологий.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Методическая служба школы занимается вопросами использования современных педагогических технологий в образовательном процессе, в результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя.

            В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

  • 100% учителей русского языка и литературы владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения;
  • 100% учителей используют различные технологии полностью или приёмы поэлементно;
  •  учителя русского языка и литературы прошли обучение использованию информационно – коммуникационных технологий .

Образовательные технологии, используемые учителями русского языка и литературы, и их результативность

Технология

Результат использования технологии

Проблемное обучение

Всестороннее развитие личности ребёнка

Повышение качества

Технология уровневой дифференциации

Предупреждение неуспеваемости

Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями

Проектные методы обучения

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания.

Участие в конкурсах разного уровня

Включение в сетевое сообщество района

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Рост мотивации к более углубленному изучению предмета.

Коллективная система обучения (КСО)

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержки своих товарищей.

Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Обучение в сотрудничестве (группы, пары)

Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Увеличение библиотечного фонда электронных учебников и тестов.

Информационно – коммуникационные технологии

Конструирование урока с использованием

информационно – коммуникационных обучающих средств.

Развитие навыка работы в Интернете.

Разработка учащимися обучающих презентаций.

Здоровьесберегающие технологии

Понижение процента хронических заболеваний.

Снижение пропусков уроков по болезни.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Технология дистанционного обучения.

Индивидуальная поддержка обучения  одаренных детей.

Индивидуально ориентированное обучение (ИОСО)

Разработка разноуровневых заданий.

Поддержка интереса к процессу обучения.

 

            Из таблицы видно, что вариативность использования образовательных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в программе развития школы.

            Выводы:

В результате внедрения инновационных образовательных технологий

  • повысилась или стабилизировалась результативность качества обученности в целом;
  • снизился уровень школьной тревожности и поднялся уровень мотивации к обучению;
  • показатели качества обучения были подтверждены в период мониторинга у учителей, которые целенаправленно ведут работу по использованию современных педагогических технологий на своих уроках;
  • произошло повышение количества участия в разных мероприятиях.

Предложения:

1.      Отметить эффективную работу по внедрению инновационных образовательных технологий у учителей русского языка и литературы.

2.      Продолжать сопровождение педагогических кадров по подготовке к работе в инновационном режиме с использованием современных педагогических технологий, в том числе информационно- коммуникационных.

3.      Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности через использование образовательных технологий.

4.      Уделить особое внимание самообразованию учителей и подготовить к печати материалы по темам программ развития учителя.

5.      Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей. 

6.      Поставить на контроль заместителя директора по УВР  прохождение дистанционного обучения учителями.

Совершенствовать методическую службу школы. Разработать индивидуальные и совместные творческие проекты в рамках профессиональных сообществ.

   Таким образом, работа велась согласно утвержденному тематическому планированию. Подводятся итоги по результатам проведения олимпиад, конкурсов, учащиеся активно принимали участие в разнообразных мероприятиях, что подтверждается грамотами и награждениями, полученными учащимися.

      Провели 4 заседания школьного методического совета учителей русского языка и литературы.

1.      Провели школьный и городской конкурс чтецов, «Путь на Парнас

2.        Приняли  участие в  конференции «Наука. Творчество. Развитие.»

3.      Участвовали в городских олимпиадах  по русскому языку и литературе.

4.      Приняли участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»  

5.       Приняли участие в молодежном филологическом чемпионате « СТАРТ»

Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: тщательно проанализированы содержание, преемственность и логичность, взаимосвязь по годам обучения, отобраны определенные комплекты учебников.

Проведена целенаправленная работа по осуществленнию контроля за состоянием преподавания учебных предметов.

Основными направлениями посещений уроков были следующие пункты:

Ø  Соблюдение этапов урока;

Ø  Формы и методы, применяемые на уроках;

Ø  Самостоятельная работа учащихся, её содержание и организация;

Ø  Соответствует ли отобранное содержание принципам научности, доступности, связи с жизнью, систематичности и последовательности;

Ø  Соблюдение санитарных и гигиенических норм;

Ø  Использование современных педагогических технологий.

Посещение уроков показало:

Ø  Меняется отношение педагогов к учебным ОУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально – значимых качеств личности (мыслительных, эмоционально – чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих). Это достигается путем применения развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач;

Ø  Учителя уверено, профессионально владеют учебным материалом;

Ø  Используют динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы);

Ø  Учителя дают разноуровневые домашние задания, поощряют инициативу и самостоятельность, поощряют индивидуальные учебные достижения, предлагают задания, развивающие интуицию, творческое воображение.

Но наряду с положительными моментами остаётся проблема по соблюдению этапов урока, а именно оргмомент, проверка домашнего задания. Нарушение данных этапов приводит к ухудшению дисциплины, учащиеся не чувствуют ответственности за  подготовку к урокам, систематически не выполняют домашнюю работу, что, естественно, приводит к снижению качества обучения.

Продолжается работа по рейтинговой системе оценки профессиональной деятельности учителя. Оценка становится более объективной, когда она дается всеми субъектами: самим учителем (портфолио), его коллегами (отзывы), учениками или их родителями (анкетирование) и администрацией (итоги инспектирования). Руководитель ШМО и заместитель директора отслеживают результаты деятельности каждого учителя.

Предложения:

1.      Продолжать работу по методическому сопровождению учителей с учетом удовлетворения потребностей педагогической практики в научно – методическом, кадровом, информационном обеспечении как традиционных, так и инновационных процессов.

2.      Продолжить работу над усовершенствованием рейтинговой системы оценки профессиональной деятельности учителя.

3.      Разработать и реализовать межпредметные научно – исследовательские проекты.

4.      Обновить содержание деятельности методической службы через внедрение новых организационных форм, методов и механизмов взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

Повышать компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.

   Повышение компетентности педагогов достигается за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня. Эффективное повышение мастерства учителя влечет потребность включения в научно – исследовательскую и опытно – экспериментальную работу. Результатом работы является участие педагогов в мероприятиях разного уровня.

            Выводы:

Ø  Эффективность научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работы педагогов нашей школы подтверждается ростом количества участников и результативностью в разнообразных мероприятиях.

Ø    Работа учителей проходит в основном в рамках школы, слабо развито сетевое взаимодействие.

Предложения:

1.      Продолжить работу по включению педагогов в научно – исследовательскую и опытно – экспериментальную работу через взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

2.      Обозначить презентацию опыта работы как одно из главных условий аттестации учителей.

Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

            Администрация школы планово осуществляет оснащение образовательного учреждения техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями. Школа располагает полным перечнем оборудования и учебных пособий, в достаточном количестве обеспечена мебелью, имеет хорошо оборудованные кабинеты.

Использование информационно–коммуникационных технологий идёт в нескольких направлениях:

·         Учебный процесс - использование мультимедйных презентаций и материалов сети Интернет для иллюстрации материала уроков, использование аудио- и видео сюжетов. Подготовка индивидуальных презентаций учащихся для защиты  исследовательских работ учащихся.

·         Дополнительное образование - использование цифровой аудио и видео аппаратуры для создания архивных материалов во время конкурсов. 

·         Воспитательный процесс - использование электронной почты для обмена информацией с учащимися и их родителями.

·         Административная работа - электронный документооборт,   электронные базы данных, электронная почта.

·         Методическая работа - создание методических пособий. Создание ЦОР, авторских курсов, базирующихся на использовании компьютерных технологий.

  Формируется фонд Школьной медиатеки из компакт – дисков (в том числе и лицензированных с программным обеспечением, обучающими программами, ученическими работами), создается электронный каталог компакт – дисков, а также работ учащихся, выполненных с применением средств ЭВМ. Педагоги и учащиеся будут иметь возможность, ознакомившись с перечнем дисков, получить диск на некоторое время для использования его вне школы.

Формируется фонд ИКТ - технологий, в том числе и за счет периодических изданий. В настоящее время собираются пособия, которые востребованы учащимися и учителями. Практически по всем направлениям есть электронные учебники, как приобретенные школой, так и созданные самими педагогами нашей школы.

      Выводы:

Ø  В течение 2008-2009 учебного года значительно пополнить школьную медиатеку за счет поступлений согласно проекту, а также разработок ЦОРов учителями школы.

Ø  Внедрение информационных технологий проходит успешно на основе программы информатизации.

Предложения:

1.      Продолжить работу по пополнению банка программно- методических ресурсов.

2.      Продолжить работу по внедрению программы электронного документаоборота.

3.      Сформировать обширный банк ЦОРов по русскому языку и литературе

 

Руководитель ШМО

учителей русского языка и литературы               ________________