Анализ демоверсий 2021 года ( ВПР, ОГЭ и ЕГЭ)
Оценка 4.6

Анализ демоверсий 2021 года ( ВПР, ОГЭ и ЕГЭ)

Оценка 4.6
doc
16.02.2021
Анализ демоверсий 2021 года ( ВПР, ОГЭ и ЕГЭ)
Задание к предметному модулю.doc

Анализ демоверсий

БИОЛОГИЯ

 

1.                  В демонстрационном варианте КИМ проанализируйте формулировки, образцы решения, критерии оценивания заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

  • ОГЭ  9 класс.

Содержание:

Первая часть состоит из 24 заданий, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов.

  • ответ в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного варианта

(2-17);

  • одно задание, где нужно дать ответ в виде слова (1 задание);
  • три задания, где нужно выбрать несколько ответов из предложенного списка (18-20);
  • Три задания на установление соответствия. Сюда же относятся задания на выбор пропущенных в тексте терминов и морфологическое описание организма по предложенному образцу (21, 23-24);
  • Одно задание, где нужно определить правильную последовательность (22 задание).

 

Вторая часть включает 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задания вызывают больше всего вопросов у выпускников 9 класса. Большинство даже не пытаются перейти ко второй части, так как не заинтересованы в повышении собственных баллов и оценке (цель - «лишь бы сдать»).

·                    №25 и №29 –  решение практических задач. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических и биологических ошибок;

·                    №26 –  анализ научных методов. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы;

·                    №27 –  работа с текстом. Нужно прочитать текст и, опираясь на него, ответить на три поставленных вопроса;

·                    №28 –  анализ таблицы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы.

Критерии оценивания: Работа включает в себя 29 заданий и состоит из двух частей.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 40% от общего количества заданий экзаменационного теста; повышенного – 42%; высокого – 18%.

Верный ответ на задания 1–17 с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или цифры оценивается в 1 балл.

За верный ответ на каждое из заданий 18–23 выставляется 2 балла. За ответ на задание 18 выставляется 1 балл, если в ответе указана одна любая цифра, представленная в эталоне ответа, и 0 баллов, если в ответе нет таких цифр. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания 19 и 20 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания 21 и 23 выставляется 1 балл, если допущено не более одной ошибки, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если не более чем на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.

За полный верный ответ на задание 24 выставляется 3 балла; если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, выставляется 2 балла; если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, выставляется 1 балл; во всех других случаях – 0 баллов.

Выполнение заданий 25–29 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей экзаменационной работы – 45.

 Изменения: сократили количество заданий – с 30 до 29. Вышло, что в первой части работы убрали два задания, а во второй части добавили одно. При этом максимальный первичный балл не изменился.

В 24 задании добавились новые объекты. Например, в демоверсии предложили поработать с фотографией кошки вместо привычных листьев и лошадей.

 

  • ЕГЭ - 11 класс

Демоверсия КИМов 2021 содержит задания, некоторые из которых представлены несколькими вариантами, что позволяет обучающимся заранее подготовиться к вариативности вопросов. В частности это задания №2, 3 ,4, 6, 8, 9, 12, 20, 21, 22, 23.

В экзамен по биологии входят 28 заданий, из них 21 задание с кратким ответом и семь с развёрнутым ответом. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности и формату. Всего за экзамен можно получить 58 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в 100 вторичных. Причём за первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов (66 вторичных), а за вторую 20 первичных (34 вторичных).

Первая часть включает в себя 21 задание. Ответ на них нужно дать в виде слова (нескольких слов), числа или последовательности цифр.

Например:

  • Шесть заданий  на выбор нескольких ответов из списка
  • Еще в шести нужно установить соответствие между элементами
  • Три задания – на установление последовательности
  • В двух заданиях нужно решить задачи по цитологии и генетике и записать получившийся ответ
  • Оставшиеся четыре задания – анализ графиков, таблиц и схем

 

Вторая часть ЕГЭ по биологии 2021 – это задания с развёрнутым ответом, который нужно самостоятельно сформулировать и записать. У каждого задания свои особенности.

 

  • 22 задание (первое задание второй части) обсуждаются практические ситуации и их решение
  • 23 – нужно проанализировать рисунок и ответить на вопросы
  • 24 ­– текст, где нужно исправить биологические ошибки в некоторых предложениях
  • 25 и 26 ­ развёрнутые ответы по блокам «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» и «Эволюция живой природы»

·        27 и 28 – прикладные задания, где нужно решать задачи по цитологии и генетике.
Более подробно про вторую часть демоверсии:

1) Задания линии 22. 

В демоверсии представлены три варианта (задание с иллюстрацией, текстовое задание и графическое задание катрирование хромосомы). Данное задание имеет максимальную оценку в 2 балла, но ответ должен содержать три элемента. И соответственно если есть три элемента – ставиться два балла, если два – 1 балл и если только один, то оценка 0 баллов.

2) Задания линии 23.

Данные задания подразумевают работу с рисунком (питание амебы и археоптерикс с геохронологической таблицей). Для максимального количества баллов – 3, недостаточно одного, двух или даже трех правильных ответов. Максимальный балл можно получить только за 4 – 5 правильных ответов.

 3) Задания линии 24 предусматривают работу с кратким тематическим текстом из любого раздела биологии (профильный уровень), в котором требуется найти и исправить ошибки. (Оценивается в 3 балла без изменений).

4) Задания линии 25, 26.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.
В заданиях этих линий указано «Ответ поясните», «Приведите доказательства», «Объясните значение» и т.д. За отсутствие пояснения в ответе баллы снижаются.
25 задание в демоверсии касается эксперимента Стивина Гейлза по испарению воды растениями.
26 задание – роль живого вещества в постоянстве газового состава атмосферы.
Максимальный балл за эти задания можно получить только за четыре – пять правильных ответов.

5) Задания линии 27 проверяют знания и умения по разделу «Общая биология» средней школы (профильный уровень) и блоку «Клетка как биологическая система», где от экзаменуемого требуется решать задачи на заданную тему, обосновывать ход решения и объяснять полученный результаты.

6) Задание 28. Задача по генетике представляет собой два скрещивания. Первое – оба родителя дигетерозиготны. Второе – скрещивание потомков первого скрещивания.
Определяющим условием является наличие летальных генотипов. Поэтому ответы по соотношению фенотипов потомства при дигибридном скрещивании (1:6:2:3) не соответствуют с закону Грегора Менделя (9:3:3:1).

Изменения: Содержание представлено по-прежнему семью блоками.

Единственное изменение – увеличение времени работы на экзамене на 25 минут.

Фактически увеличен объем содержания и сложность заданий – это касается заданий и первой, и, в особенности, второй части.

В 28 задании (задача по генетике) добавили новый тип задач – на сцепленное с полом наследование с кроссинговером. 

 

3. Проанализируйте документы для проведения всероссийских проверочных работ на  федеральном портале  http://www.fipi.ru/vpr

Изучите описание ВПР по предмету, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР; образец всероссийской проверочной работы; ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы. Укажите особенности и значение всероссийских проверочных работ.

Анализ ВПР 11 класс:

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс биологии на базовом уровне.

ВПР конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование на базовом уровне. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности.

Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».

В проверочной работе преобладают задания общебиологического и практико-ориентированного содержания, поскольку это прямо вытекает из целей, поставленных перед базовым курсом биологии в среднем общем образовании. Поэтому в содержание проверки включены прикладные знания из области здорового образа жизни человека.

Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант Всероссийской проверочной работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.

Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагает выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.

Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 требуют от учащихся умений работать с графиками, схемами и табличным материалом.

Задания 6, 8, 9, 10, 12 представляют собой элементарные биологические задачи.

Всероссийская проверочная работа состоит из шести содержательных блоков. Содержание блоков направлено на проверку сформированности базовых биологических представлений и понятий, правил здорового образа жизни.

В проверочной работе контролируется также сформированность у учащихся 11 классов различных общеучебных умений и способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса биологии.

Таблица 1. Распределение заданий по основным

содержательным разделам курса биологии

Содержательные блоки

Количество заданий

Биология как наука. Методы научного познания

3

Клетка

2

Организм

1

Вид

2

Экосистемы

2

Организм человека и его здоровье

4

ИТОГО

14

 

ВПР разрабатывается исходя из требований к уровню подготовки учащихся 11 классов по биологии. В таблице 2 приведено распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий.

Таблица 2

п/п

Основные умения и способы действий

Количество

заданий

1

Знать/Понимать основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез

3

2

Знать/Понимать строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)

1

3

Уметь объяснять и устанавливать взаимосвязи

2

4

Уметь решать элементарные биологические задачи

5

5

Уметь распознавать и описывать

2

6

Уметь выявлять приспособления организмов к среде

обитания, антропогенные изменения в экосистемах

1

 

ИТОГО

14

В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

 

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 32

Базовый

11

20

63

Повышенный

3

12

37

ИТОГО

14

32

100

 

Правильно выполненная работа оценивается в 32 балла.

Правильный ответ на каждое из заданий 1.1-1.2, 3, 4, 6.1-6.2, 8, 10.1-10.2, 11.1, 12.1-12.3 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1-2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Правильный ответ на задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оценивается в 2 балла, на задание 13 оценивается в 3 балла в соответствии с критериями оценивания.

Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Особенности и значение ВПР:

Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по тому или иному предмету. 

С помощью Всероссийских проверочных работ оценивают соответствие знаний учеников школы федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). 

Значение:

·                  Прежде всего ВПР полезны для родителей и школьников. Благодаря результатам, они могут выявить проблемные зоны или, наоборот, склонности в обучении;

·                   ВПР мотивирует школьников изучать всю школьную программу, а не только предметы, выбранных для будущей сдачи экзаменов.

·                  ВПР помогает школе провести самодиагностику качества обучения, чтобы потом уведомить родителей и учеников об уровне подготовки, а также повысить квалификацию учителей.

 

 

4. Используя нормативно-правовые документы и демонстрационные версии вариантов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ заполните таблицу, выделив одно умение по предмету. Покажите как это умение проверяется в заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

 

Общеучебные умения и навыки

ВПР 6 (номер задания и проверяемые требования (умения) к уровню подготовки)

ВПР 10-11 классы (номер задания и проверяемые требования (умения) к уровню подготовки)

ОГЭ (номер задания и проверяемые требования (умения) к уровню подготовки)

ЕГЭ (номер задания и проверяемые требования (умения) к уровню подготовки)

Поиск и выделение необходимой  информации

 

№2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии

№7. Уметь объяснять наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

 

№16. Использовать понятийный

аппарат и символический язык биологии; грамотно применять

научные термины, понятия,

теории, законы для объяснения

наблюдаемых биологических

объектов, явлений и процессов.

№2. Знать и понимать методы научного познания; основные положения биологических

законов, правил, теорий, закономернос-тей, гипотез.

 


Скачано с www.znanio.ru

Анализ демоверсий БИОЛОГИЯ 1

Анализ демоверсий БИОЛОГИЯ 1

За ответ на задания 21 и 23 выставляется 1 балл, если допущено не более одной ошибки, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки

За ответ на задания 21 и 23 выставляется 1 балл, если допущено не более одной ошибки, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки

В демоверсии представлены три варианта (задание с иллюстрацией, текстовое задание и графическое задание катрирование хромосомы)

В демоверсии представлены три варианта (задание с иллюстрацией, текстовое задание и графическое задание катрирование хромосомы)

Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука

Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука

Уметь решать элементарные биологические задачи 5 5

Уметь решать элементарные биологические задачи 5 5

Используя нормативно-правовые документы и демонстрационные версии вариантов

Используя нормативно-правовые документы и демонстрационные версии вариантов

Поиск и выделение необходимой информации №2

Поиск и выделение необходимой информации №2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2021