Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»
Оценка 4.8

Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»

Оценка 4.8
docx
08.05.2020
Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»
ночь в Отрадном.docx

08.04.19г    Литература   10 класс

Тема: Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»

Цель урока: обучение учащихся написанию эссе;  научить «…правильно понимать художественный текст через    язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые   образные единицы художественного языка».

 

Ход урока

 Эпиграф

Толстой слишком нас убедил,
что Россия – не страна «мертвых душ»
В.Розанов

Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.

Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой-то степени, исследователем.

- Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод?

Учащиеся. Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.

Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).

-  2.Литературная викторина по роману «Война и мир».

1.      Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». « Гостиные, сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других «герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы «дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).

2.      Кто этот человек, глядя на которого « вам казались ничтожны его интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).

3.      Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой).

Учитель. Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь в Отрадном».

3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными учениками.

4. Беседа по вопросам.

– В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём через восприятие их Андреем Балканским).

– Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)

5Анализ эпизода.

У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу урока у вас должен быть черновик данного сочинения.

·         – Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея Л.Н. Толстого просто немыслима).

·         – Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду?

 1. Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).

2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9).

3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1).

(Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время сыну).

Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.

- Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом. Зачитайте самые важные слова из этого эпизода.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- подумал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- наша жизнь кончена!»

Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей Болконский в Отрадное.

Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет Наташи.

( Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она, верно, не знала и не хотела знать о его существовании).

Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в нем и как раскрываются характеры героев?

(Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном. Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо. Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день, простившись только с графом, князь Андрей уехал).

Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно-выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде?

( В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое, почти беззвездное; олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это подчеркивает красоту лунной ночи.

В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения: какая-растительность, какая-крыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не трава или цветы).

Каков эмоциональный пафос эпизода?

( А.Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос эпизода).

А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?

( Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»)

В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?

Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может быть, и не понимает этого).

Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в Отрадном»?

Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3).

Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23).

Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).

Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но легко угадывается читателем в каждом слове, - всё это и есть приёмы создания художественных образов.

6. Итог урокаВывод

Творческая палитра Толстого богата. Используя образные средства языка достаточно скупо, всю полноту эмоций передает он строем речи, экспрессивной лексикой, другими стилистическими возможностями языка. Делает он это так жизненно, что создается впечатление, что сам вместе с героями романа переживаешь эти события.  Чем же любовался Толстой в анализируемом нами эпизоде? Красотой природы? (Звучат ответы, что автору дороже в этом отрывке открывшаяся красота человеческой души).

И закончить урок мне хотелось бы словами, вынесенными в эпиграф:

«Толстой слишком нас убедил, что Россия не страна мертвых душ»

Домашнее задание.   Написать эссе «Лунная ночь в Отрадном»


 

Литература 10 класс Тема:

Литература 10 класс Тема:

Но при всей этой занятости делами князю

Но при всей этой занятости делами князю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020