Анализ: Глава XVI «Общие условия для обучения и учения…» из «Великой дидактики» Я.А. Коменского
В школах прогрешается
двояким образом:
Не избирается надлежащее время для упражнения умственных способностейю Упражнения
не так тщательно распределяются, чтобы всё постепенно шло вперед, с одной
ступени на другую.
Образование человека должно начинаться в весну жизни, т. е. в отроческом возрасте. Утренние часы представляют наиболее пригодное время для занятий. Всё подлежащее изучению должно быть так распределяемо, соответственно ступеням возраста.
Во-первых, школы не заботятся о том, чтобы орудия всякого рода, — книги, доски, прописи и образцы и проч. — находились наготове для немедленного употребления
Во-вторых, в книгах, которые употребляются в школах, не соблюдается того естественного порядка, чтобы сперва сообщался материал, а за ним давалась бы форма.
В школах обучают речи (sermo) раньше вещей (res). Далее, при занятии даже языками поступают обыкновенно наоборот, чем как бы следовало, — а именно: начинают не с какого-нибудь писателя, или лексикона, составленного надлежащим образом, но с грамматики.
В-третьих, в общем круге учебных предметов или в энциклопедиях повсюду предпосылают искусства, и уже гораздо позже дают науки и познания, хотя эти последние дают материал, а первые — формы.
Наконец, предпосылают правила в отвлеченной форме и затем уже разъясняют их приводимыми примерами, хотя свет должен был бы предшествовать тому, что ему назначено освещать.
Нельзя не согласиться с Коменским в плане организации классно-урочной системы обучения, его основополагающие идеи актуальны и сегодня: всеобщие образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система: приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на начало гуманизма. Провозглашал обязательность реального, общественно-полезного обучения. Уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребёнка.
Принцип природосообразного важен во все времена: человек как часть природы подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.
Дидактика, с точки зрения Коменского, – универсальное искусство всех учить всему.
Коменский призывает обогащать сознание ребёнка. Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей. Он подчеркивал, что оно приобретается и для того, чтобы сообщать другим образование и учёность.
Подробно раскрыл принцип наглядности, «золотое правило» дидактики. Настаивал на систематичности обучения.
Условия нравственного воспитания: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью; выработка положительных привычек.
Нравственное воспитание - управление человека собой. Основные добродетели - мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.