Анализ главы "ФАТАЛИСТ". "Герой нашего времени". М.Ю.ермонтов
Оценка 4.7

Анализ главы "ФАТАЛИСТ". "Герой нашего времени". М.Ю.ермонтов

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русская литература
9 кл
18.03.2021
Анализ главы "ФАТАЛИСТ". "Герой нашего времени". М.Ю.ермонтов
В презентации представлен анализ главы "Фаталист".
ФАТАЛИСТ.pptx

Фаталист «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»

Фаталист «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»

Фаталист

«В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»

Идея рока, ощущение предопределенности судьбы всегда волновала

Идея рока, ощущение предопределенности судьбы всегда волновала

Идея рока, ощущение предопределенности судьбы всегда волновала М. Цветаеву. На ее трагедиях таких, как «Ариадна», «Федра» лежит мрачный оттенок. Они говорят о злосчастных, безвыходных судьбах сильных, страстных людей, которые вступают в борьбу с темными силами рока. Но борьба эта безнадежна: человек обречен на страдания, гибель, ибо рок, удары судьбы – это злая воля богов, перед которой человек бессилен. Трагичен финал «Федры», но виноваты в этой трагедии не люди, а боги, которые орудуют в мире (мы судим об этом по цитате из произведения):

Ипполитовы кони и Федрин стук –
Не старухины козни, а старый стук
Рока. Горы сдвигать – людям ли?
Те орудуют. Ты? – Орудие.

В чем состоит фатализм восточных?

В чем состоит фатализм восточных?

«В чем состоит фатализм восточных?
Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя предопределена свыше и я не должен действовать».

писатель-философ Л. Н. Толстой

Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа «Герой нашего времени»

Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа «Герой нашего времени»

«Повесть «Фаталист»
как сюжетно-психологическая
кульминация романа
«Герой нашего времени». 

Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…

С. Есенина «Письмо к женщине»

Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»

Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»

«Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»

Трагедия Печорина  - это трагедия личности, волей исторических обстоятельств отчужденной от своего народа. Темы судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мери»

Присутствующие черты Нет черт характера

Присутствующие черты Нет черт характера

Присутствующие черты

Нет черт характера

В главе «Максим Максимыч»
Равнодушие к жизни.
Холодность.
Безнадежность.
Опустошенность.

В главе «Княжна Мери»
Бесцельность жизни.
Разрушительность.
Неудовлетворенность.

Целеустремленность.
Дисциплинированность.
Искренность.
Благородство.
Лицемерие.
Индивидуализм.
Эгоизм.

Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»?

Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»?

Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести
«Фаталист»?

Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы XIX века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел особый интерес.

Три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: - одни верят в него, - другие сомневаются, - третьи просто отрицают

Три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: - одни верят в него, - другие сомневаются, - третьи просто отрицают

Три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения:

- одни верят в него, - другие сомневаются, - третьи просто отрицают.

Три события:
первое - пари у Вулича,
второе - на что рассчитывал, Вулич приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака,
третье - каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории, философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некое бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире.
(Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Что вы можете сказать о Вуличе?

Что вы можете сказать о Вуличе?

Что вы можете сказать о Вуличе?

Он убежденный фаталист, судьбу испытывает сознательно
и хладнокровно. А ведь ставка в этом испытании – жизнь. Очевидно, раз Вулич рискует ею, то он человек бесстрашный и даже мужественный

Рождает ли вера в судьбу у Вулича активность или он пассивен?

Вулич активен, он как бы торопит судьбу. Риск его ничем не оправдан и необъясним. Никому из присутствующих его выстрел был не нужен, все подавлены, все встревожены. Его поступок подтверждает, что вера в судьбу может сделать даже мужественного и бесстрашного человека безразличным к действительности

Как решается вопрос, который возник в споре – есть ли предопределение?

В эпизоде с Вуличем решается положительно. Случайность его гибели, как будто подтверждает существование судьбы, от которой не уйдешь

Как ко всему происходящему относится

Как ко всему происходящему относится

Как ко всему происходящему относится Печорин?

Заключая пари, он утверждал, что провидения нет.
После выстрела он как бы поверил в существование
судьбы.

Как вы думаете, может быть и Печорин, поверив в предопределение, перестанет сомневаться, и окажется счастливее, чем был прежде?

Он заявляет, что в тот вечер твердо верил в судьбу, но тут же начинает иронизировать над собой. Для Печорина важен, в конце концов, не фатализм, а те выводы, которые должны определять поведение человека.

Какими обстоятельствами был вызван риск

Какими обстоятельствами был вызван риск

Какими обстоятельствами был вызван риск Вулича, и какими риск Печорина?

У Вулича никаких внешних мотивов для выстрела не было. Печорин же: «Между тем надо было на что-либо решиться и схватить преступника», значит, в риске Печорина была необходимость

На что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывает Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака?

Вулич полагается исключительно на судьбу, на игру случая. Печорин же действует вовсе не слепо, а трезво и обдуманно. Печорин действует как бы по пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай»

Каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича, и каких от Печорина?

Вулич рисковал своей жизнью, но противника у него не было. Ему нужны были хладнокровие и мужество. А Печорину нужно было: а) оценить обстановку; б) воля; в) действовать быстро; г) план

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

А как же с верой в судьбу? Решен ли вопрос о предопределении?

ВЫВОД: Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру.

Почему Печорин не нашел счастья в жизни?

Почему Печорин не нашел счастья в жизни?

Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
В чем его трагическая обреченность?
Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.
Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба.
Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм.
Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.
Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы.
Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.

Печально я гляжу на наше поколенье

Печально я гляжу на наше поколенье

Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно. Меж тем под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. …Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

М.Ю. Лермонтов «Дума»

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов)

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов)

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

Какая страсть была у Вулича? Национальность

Какая страсть была у Вулича? Национальность

Какая страсть была у Вулича?
Национальность Вулича?
В какой религии существует представление о предопределении?
Кто в главе испытывает судьбу?
Судьба Вулича.
Определите героиню: «…значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние. Она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживая голову руками(…) Ее губы по временам шевелились: молитву они шептали или проклятие?»
Куда попала пуля, когда пьяный казак выстрелил в Печорина, прыгнувшего в окно?

Проверь себя

Карточная игра

Серб

Мусульманство

Вулич и Печорин

Был убит пьяным казаком

Мать убийцы

В эполет

ТАБЛИЦА «Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»

ТАБЛИЦА «Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»

ТАБЛИЦА «Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»

Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и романтической повестью. Главный герой романа статичен, его характер от начала до конца романа не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит Печорин Максиму Максимычу в сцене прощания)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Его сильные и слабые стороны неотделимы. Поэтому даже автор не знает, «герой» Печорин или «злодей»

2. Отсутствие в романе последовательного повествования о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Даны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования, происшествий, происходящих с героем. Внимание к его внутренней жизни, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу чувств, мотивов поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в круг, из которого невозможно вырваться, что подчёркивает безысходность его судьбы и бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путём сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнений других лиц о нём

4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, заражённая индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2021