УТИНАЯ охота
Александр Вампилов
Ресурс подготовила:учитель русского языка и литературыПодольская Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературыПодольская Ирина Александровна
УТИНАЯ
ОХОта
Художественные детали в пьесе Вампилова
ТЕЛЕФОН
Одним из постоянно сопровождающих атрибутов Зилова является телефон. Картины между собой соединяются (или прерываются) телефонными разговорами.
Телефон, таким образом, является для Зилова единственной связью с миром, но и эта связь мнимая, ведь по телефону либо лгут, либо вообще молчат.
Именно там впервые мы видим чемодан, который сначала играет роль стула. Обычно на чемоданах сидят на вокзалах, во время ожидания поезда, автобуса.
Квартира становится пространством, напоминающим вокзал – это просто остановочный пункт, место ожидания в жизни персонажей.
Чемодан в дальнейшем будет сопровождать Галину в попытке уехать от Зилова. Попытка увенчается успехом только после «смерти» Зилова, а до этого дорога постоянно будет прерываться, заставляя «присаживаться» на чемодан, не давая завершить путь.
ЧЕМОДАН
Мост
Выбор места жительства возле моста говорит о том, что герои будут находиться в пограничном состоянии – между миром реальным и ирреальным. Миры по эту и ту сторону моста двоятся: и тот и другой являются реальным и ирреальным одновременно (и для художественной действительности пьесы и для внесценической реальности).
Новая квартира на «широкой дороге» для Зилова должна стать началом новой жизни, чего-то более масштабного, более открытого. Но на деле этот широкий путь приводит в тупик, из которого Зилов пытается выбраться посредством «механизма социального выталкивания», через смерть.
Квартира
Действие пьесы начинается и заканчивается в квартире Зилова, более того, воспоминания «транслируются» оттуда. Сама же квартира, полученная с помощью начальника, не играет роль семейного очага. Галина говорит: «Вчера, когда переезжали, сажусь в машину и думаю: ну все. Привет вам, тети Моти и дяди Пети. Прощай, предместье, мы едем на Бродвей!». Бродвей – это улица в Нью-Йорке в Театральном квартале. «Долгие годы понятие «американский театр» обозначало только одно слово – «Бродвей». Зилов с Галиной перемещаются из мира реального в театрализованное пространство, где и будут играть свои роли.
Также Бродвеем иронически называли центральную улицу любого советского города. Broadway – широкая дорога. В пьесе Бродвеем названа улица Маяковского. Но в городе Иркутске, где, судя по многим деталям, и развивается действие «Утиной охоты», самая длинная и широкая улица Байкальская, находящаяся в центральной части города. 37 дом, который в пьесе находится у моста, в реальности от реки отделен несколькими кварталами.
Однообразие мебели в квартире Зилова разбавляет Кузаков своим подарком – садовой скамьей. Скамейка вносит семантику улицы в квартиру. Грани между внутренним и внешним стираются. Во внутреннее пространство квартиры, которое должно быть сугубо личным, домашним, закрытым, входит пространство улицы – публичное, обезличенное и открытое для всех.
СКАМЕЙКА
Новоселье
Во время новоселья никто не знает, что нужно говорить и делать в такие моменты.
Вера же вообще предлагает станцевать на столе. Традиции здесь настолько забыты и опошлены, что квартира превращается в бордель, где Зилов «торгует» женщинами.
Этот мотив далее перенесется в кафе, в котором пьяный Зилов будет предлагать всем Веру, Ирину, Валерию.
Фартук
Галина только играет роль хозяйки дома.
Перед приходом гостей она сначала снимает фартук, а потом вновь его надевает, как бы пытаясь этим показать свою роль в доме как женщины, хранительницы очага. Порой, кажется, что супруги сами забывают, кто они есть. Так, во время знакомства с Верой, статус Галины определяет Кушак:
ЗИЛОВ. Моя жена.
КУШАК. Хозяйка дома.
ГАЛИНА. Галина
Плюшевый кот
По народным приметам, в новое жилье должна первой войти кошка. Считается, что кошка является посредником между миром реальным и ирреальным. В данной пьесе роль кошки играет «большой плюшевый кот с бантом на шее». Мало того, что в квартиру вошел первым далеко не кот, так он еще оказался и игрушечным.
По поверьям, тот, кто первый зайдет в новое жилище, первым и умрет. Кот же забирал эту отрицательную энергию. Можно предположить, что первым в квартиру заходил именно Зилов, т.к. действие пьесы начинается с его смерти, пусть и не настоящей.
Кот носит имя Алик. Имя, которым Вера обезличивала всех мужчин, с которыми была знакома. В связи с этим, опять возникает образ борделя, в котором помимо множества женщин находится и множество мужчин.
ССЫЛКИ
Текст, заставка к оформлению слайда http://seifullin.ru/poemy/razlutchennyelebedi.html
Лебеди – фото https://yandex.kz/search/?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8&lr=165
Цитаты к поэме - http://shpargalka.kz/kazahskaya-literatura/saken-seyful
Природа - http://a-matata.ru/pic/full/442280
Обложка книга с.1 – https://market.yandex.kz/product--aleksandr-vampilov-utinaia-okhota/1781083865?lr=0
Портрет Зилова с.6 - https://www.google.com/search?q=%D
Зилов с ружьем с.8 - https://www.google.com/search?q=%D1%83%D1%82%D0%B8%
Утки, иллюстрации к книге «Утиная охота» - https://illustrators.ru/illustrations/1366079
http://art7gallery.blogspot.com/2013/12/blog-post_18.html
Тест – обложка - https://obrazovaka.ru/test/utinaya-ohota-s-otvetami-online.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.