Анализ логопедической работы в школе за год

  • docx
  • 12.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ работы логопеда за 2019.docx

 

Анализ работы логопеда за 2018- 2019 учебный год

 

Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного   учреждения

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Арбаж»

 

Цель логопедической работы:

Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся    1-7 классов.

 

 Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» разработана на основе:                                                                                                                            - Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

- Методических рекомендаций Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и носят стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.                                                                                                      Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.                                                                                       Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.  Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов коррекционной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи, у среднего звена- нарушения устной связной и письменной речи.

 

Работа велась по следующим направлениям:

I.   Обследование речи.                                                                                                                        В начале учебного года было проведено первичное обследование речи как вновь поступивших учащихся, так и состояние речи к началу учебного года у детей, занимающихся на логопедических занятиях в предыдущем 2017-2018 учебном году. В результате обследования были выявлены характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого обучающегося.      

   На начало учебного года было обследовано 31  учащихся с 1 по 7 классы. В течение года обследовано 6 учащихся. Всего 37 человек, из них вновь поступивших 7 человек.  

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Безденежных Ар.

Безденежных Ал.

Жукова Г. Березин К.

Нечаев Д.

Шашкова Д.

Ведерников Н

Жуков М.

Исакова А.

Созинов Д.

Татаринов Е. Шашкова Е.

Безденежных С

Валов А.  

Мочалов А.

Чарушин С.       Шипаков И.

Сысолятин Д.

Бердникова Ж. Богданова К Лучников С.   Репина М.

Торговин Ю.  

 Безденежных А     Володин Н. Кискичев А. Шашкова Д. Шашков Д.

Черепанов О.

Кокоулин А.  Кокоулин П. Мальцев   С.         

Семёновых Д

6 человек

6 человек

6 человек  

5 человек

6 человек

3 человека

1человек

II.   Комплектование групп и составление расписания. Из обследованных  учащихся были укомплектованы группы с учетом структуры дефекта и класса. Общее количество учащихся, зачисленных на логопедические занятия –33 человека.                                                                                                           

 

Логопедическое заключение   учащихся 1 класса:   «Недостаточная  сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи».     

 У учащихся   2 – 7 классов логопедическое  заключение: «Нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи».    

 По окончании обследования были составлены:

- список обучающихся, имеющих нарушения в развитии  устной и письменной  речи;

-рабочая программа;

-расписание занятий на 2018- 2019 уч. год (расписание занятий составлялось с учетом   классного расписания уроков и утверждено директором школы).

-перспективный план работы (для индивидуальных занятий);

- проведён мониторинг уровня сформированности речевых умений и навыков,

как важного условия развития коммуникативной функции речи по методике

Фотековой Т.А.

- заполнены речевые карты.

 

IIIПрофилактика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи.

    Логопедическая работа в течение учебного  года строилась с учетом возрастных особенностей, программного материала по письму и развитию речи, структуры дефекта. Согласно расписанию, на основании итогов обследования и в соответствии с разработанной логопедической программой  проводились групповые и индивидуальные занятия.

    Работа проводилась в следующих направлениях:

  1. Развитие фонематического восприятия;

2. Развитие языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи;

3. Обогащение словарного запаса;

4. Развитие звуко-слоговой структуры слова и словообразования;

5.Развитие произвольной памяти и внимания,совершенствование отдельных сторон психической  деятельности, мыслительных операций и т. д. 6.Совершенствование навыков моторики артикуляционного аппарата, кисти и пальцев рук;

7. Развитие самостоятельной связной  речи.

В течение учебного года вёлся журнал посещения логопедических занятий.

 

 

Индивидуальные занятия проводились со следующими учащимися:

 1 класс – Шашковой Д.,  Безденежных Ар.,  Березиным К.,  Нечаевым Д.                                                                                     

 2 класс – Созиновым Д.,  Ведерниковым Н.

 3 класс – Валовым А., Чарушиным С.

 4 класс – Репиной М.

 5 класс – Безденежных А., Кискичевым А. 

 6 класс – Кокоулиным  А.

7 класс–  Семёновых К.

 Результаты индивидуальной работы представлены в данной таблице:

 

 

Ф.И.

Проводимая работа

Результаты

1

Безденежных

Арина

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия,

Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация  шипящих и сонорных звуков

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие,  артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Поставлены звуки «Ш», «Ж»  Требуется продолжать работу по автоматизации звука «Л» и   постановке звука «Р» 

1

Березин

Кирилл

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия,

Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация    сонорных звуков «р»

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие,  артикуляционная моторика, слоговая структура слова.    Требуется продолжать работу по  постановке и автоматизации звука «Р» 

1

Нечаев

Дмитрий

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия,

Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация    сонорных звуков «р»

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие,  артикуляционная моторика, слоговая структура слова.     Требуется продолжать работу по  автоматизации  звука «Р» 

1

Шашкова

 Дарья

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка, автоматизация  и дифференциация  сонорных звуков «л» -  «р»

Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие,  артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Поставлен и автоматизирован  звук  «Л»    

2

Ведерников Никита

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация    сонорных звуков 

Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи. Овладел звуко-буквенным анализом. Поставлен   и         автоматизирован    звук  «Р»

2

Созинов

Данила

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия,  Постановка и автоматизация  соноров.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие,  артикуляционная моторика, слоговая структура слова.    Требуется продолжать работу по    автоматизации  звука «Р» 

3

Валов

Андрей

 

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания,  звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. 

Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи.

Поставлен звук «Р»   Требуется продолжать работу по  автоматизации звука в собственной речи 

3

Чарушин

 Степан

Работа по развитию артикуляционной моторики,  слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия,  

Работа по слоговой структуре слова. Постановка, автоматизация   и дифференциация соноров.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие.  Улучшилось письмо,   слоговая структура слова. Поставлен, но недостаточно автоматизирован        звук  «Р».  Требуется продолжать работу по дифференциации  оппозиционных звуков  по твёрдости, мягкости.

4

Репина

Мария

Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания,  звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия.   Постановка и автоматизация звука «р». Работа над просодической стороной речи. 

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие. Улучшение  артикуляционной моторики  незначительное.

 

5

Безденежных Ангелина

Работа по развитию слухового внимания,  звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия,    навыков чтения и письма.   Постановка, автоматизация   и дифференциация звука «р»

Улучшилось фонематическое восприятие, слоговая структура слова, языковой анализ и синтез, Улучшились  навыки чтения и письма. Пополнился словарный запас. Звук «р» введён в собственную речь.

5

Кискичев 

Артём

Работа по развитию слухового внимания,  звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия,    навыков чтения и письма.   Постановка, автоматизация   и дифференциация звуков «ц», «л» «р»

Улучшились  навыки чтения и письма, грамматический строй, лексическая сторона речи. Пополнился словарный запас. Поставлен и автоматизирован звук «ц» Требуется продолжать работу по  постановке и автоматизации звука «Р» 

6

Кокоулин Александр

Работа по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза,  речевого дыхания, фонематического восприятия, правильной подачи голоса. Развитие грамматического строя, лексической стороны  речи.

Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, грамматический строй речи. Овладел звуко-буквенным анализом  и синтезом. Продолжать работу над развитием самостоятельной речи.  

7

Семёновых Кристина

 

 

Работа по развитию  слухового внимания,  фонематического и зрительного восприятия,    навыков чтения и письма 

Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие.  Пополнился словарный запас.   Улучшились  навыки чтения и письма

  

 

 

 

 

 

 

IVПреемственность в работе учителя и логопеда.

·        С целью контроля над  речью детей, посещала уроки в 1,2, 3,4, 5 классах.

·        Принимала участие в работе ПМПК при нашей школе.

·        Принимала участие в работе школьного МО.

·        Регулярно информировались учителя о продвижении учащихся в логопедических занятиях. 

 

V.   Взаимосвязь с другими специалистами. С целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений  велась совместная работа

учителя-логопеда с учителями начальных классов, учителями письма и развития речи, воспитателями, медицинской сестрой.

Провела  открытое занятие по логопедии в 1 классе 19.03.2019г. по теме: «Буква ь

 как показатель мягкости  согласных. Дифференциация твёрдых и мягких согласных»

 

VI.  Методическая работа и самообразование.

Работала над методической темой по самообразованию «Формирование словаря

детей с ОВЗ через дидактические игры»

 

·        Выступления на педсовете:

29.12.2018г. Организация работы ПМПк в школе.

·        Выступления на школьном МО:

26.11.2018г. Осуществление логопедической помощи детям с ОВЗ

·        Выступления на школьном ПМП консилиуме:

1.     Формирование логопедических групп по результатам обследования речевого развития 19.09.18г.

2.     Анализ работы ПМПк за 2018-2019 уч. год.

 

VII. Коррекционно – развивающее направление

В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для педагогов и родителей и давались рекомендации.

 

VIII. Направление взаимодействия логопеда с педагогами

 Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.

Были посещены уроки учителей с целью выработки единых требований к детям

1 - 4кл.

 

 IХ. Кабинет

В течение учебного года продолжалось   оформление логопедического кабинета:

-Систематизирован наглядный материал по темам, пополнялись   папки с

 предметными картинками по звукам;

 -пополнилась методическая база по темам: постановка и автоматизация звуков,  

 

 

Изготовлены игры: «Слоговое лото»;  игры на дифференциацию звуков:

 Лото «Футбольный мяч», «Новогодняя ёлка»;  на автоматизацию звуков «Звуковые дорожки» с мультяшными  героями»

Пополнилась коллекция учебных презентаций, картинный материал по лексическим

темам.

 

Х. Участие в вебинарах,  конкурсах,  олимпиадах.

1.          Участвовала в вебинарах, медианарах:

1)               «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога» «Знанио» 01.09.2018г МН – 10077405/75

2)                «Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса» «Знанио» 01.09.2018г МН – 10077247/101

3)               «Учим читать выразительно художественные произведения в начальной школе» 09.10.2018г.

2. Участвовала в конкурсах, тестированиях

1)         Сертификат. Участник Открытого конкурса на знание русского языка   – 2018.         

2)      Единый урок. РФ  Диплом  Всероссийское тестирование педагогов 2018 «Учитель начальных классов» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

3)       Марафон финансовой грамотности от проекта «Инфоурок»    01.11.2018г

3.  Подготовила к участию в      Х открытым международным викторинам «Знанио» по русскому языку и литературе; серии международных олимпиад проекта «КОМПЭДУ» «Зимний фестиваль знаний 2019»   учащихся, ставших победителями  и дипломантами:

          Русский язык и литература  2 класс «Знанио» 2018-2019г»: Ведерников Никита

          Русский  язык 7 класс «КОМПЭДУ» «Зимний фестиваль знаний 2019» Семёновых Кристина      

4. Участник профессиональной экспертной комиссии образовательного СМИ Академии развития творчества «АРТ-талант» 18.12.2018г. ЭП 47-191997

 

5. Публикации:

1) «Логопедическая игра на дифференциацию письменных букв  «б-д»  23.12.2018г. серия336413-338959;

 2)  Буклет «Домашнее задание на звук «Ш» для автоматизации звука» сайт «Инфоурок» 27.05.2019г. СК16096283 

 

6. Разработан и опубликован проект «Трудные звуки» в помощь детям и их родителям для индивидуальной и самостоятельной работы по автоматизации поставленных звуков с использованием буклетов.

 

 

 

 

Цифровой отчёт

 

 

классы

1

2

3

4

5

6

7

%

Выявлено учащихся, имеющих вторичную речевую патологию

6

6

6

5

6

3

1

33 уч.-100%

Выпущено:

- с улучшениями

5

4

4

3

4

2

1

23 уч.-70%

- с незначительными улучшениями

1

2

2

1

1

-

8 уч.-24%

- без улучшений

-

-

-

    -

-

-

 

Выбыло в течение года

 

1

 

 

 

 

 

 

 

23 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 70% от всех детей, посещавших занятия в 2018 -2019 учебном году.


 

Скачано с www.znanio.ru