Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Арбаж»
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- Методических рекомендаций Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и носят стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов коррекционной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи, у среднего звена- нарушения устной связной и письменной речи.
Работа велась по следующим направлениям:
I. Обследование речи. В начале учебного года было проведено первичное обследование речи как вновь поступивших учащихся, так и состояние речи к началу учебного года у детей, занимающихся на логопедических занятиях в предыдущем 2017-2018 учебном году. В результате обследования были выявлены характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого обучающегося.
На начало учебного года было обследовано 31 учащихся с 1 по 7 классы. В течение года обследовано 6 учащихся. Всего 37 человек, из них вновь поступивших 7 человек.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
Безденежных Ар. Безденежных Ал. Жукова Г. Березин К. Нечаев Д. Шашкова Д. |
Ведерников Н Жуков М. Исакова А. Созинов Д. Татаринов Е. Шашкова Е. |
Безденежных С Валов А. Мочалов А. Чарушин С. Шипаков И. Сысолятин Д. |
Бердникова Ж. Богданова К Лучников С. Репина М. Торговин Ю. |
Безденежных А Володин Н. Кискичев А. Шашкова Д. Шашков Д. Черепанов О. |
Кокоулин А. Кокоулин П. Мальцев С. |
Семёновых Д |
6 человек |
6 человек |
6 человек |
5 человек |
6 человек |
3 человека |
1человек |
II. Комплектование групп и составление расписания. Из обследованных учащихся были укомплектованы группы с учетом структуры дефекта и класса. Общее количество учащихся, зачисленных на логопедические занятия –33 человека.
Логопедическое заключение учащихся 1 класса: «Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи».
У учащихся 2 – 7 классов логопедическое заключение: «Нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи».
По окончании обследования были составлены:
- список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
-рабочая программа;
-расписание занятий на 2018- 2019 уч. год (расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы).
-перспективный план работы (для индивидуальных занятий);
- проведён мониторинг уровня сформированности речевых умений и навыков,
как важного условия развития коммуникативной функции речи по методике
Фотековой Т.А.
- заполнены речевые карты.
III. Профилактика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи.
Логопедическая работа в течение учебного года строилась с учетом возрастных особенностей, программного материала по письму и развитию речи, структуры дефекта. Согласно расписанию, на основании итогов обследования и в соответствии с разработанной логопедической программой проводились групповые и индивидуальные занятия.
Работа проводилась в следующих направлениях:
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Развитие языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи;
3. Обогащение словарного запаса;
4. Развитие звуко-слоговой структуры слова и словообразования;
5.Развитие произвольной памяти и внимания,совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т. д. 6.Совершенствование навыков моторики артикуляционного аппарата, кисти и пальцев рук;
7. Развитие самостоятельной связной речи.
В течение учебного года вёлся журнал посещения логопедических занятий.
Индивидуальные занятия проводились со следующими учащимися:
1 класс – Шашковой Д., Безденежных Ар., Березиным К., Нечаевым Д.
2 класс – Созиновым Д., Ведерниковым Н.
3 класс – Валовым А., Чарушиным С.
4 класс – Репиной М.
5 класс – Безденежных А., Кискичевым А.
6 класс – Кокоулиным А.
7 класс– Семёновых К.
Результаты индивидуальной работы представлены в данной таблице:
|
Ф.И. |
Проводимая работа |
Результаты |
1 |
Безденежных Арина |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация шипящих и сонорных звуков |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Поставлены звуки «Ш», «Ж» Требуется продолжать работу по автоматизации звука «Л» и постановке звука «Р» |
1 |
Березин Кирилл |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация сонорных звуков «р» |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Требуется продолжать работу по постановке и автоматизации звука «Р» |
1 |
Нечаев Дмитрий |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация сонорных звуков «р» |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Требуется продолжать работу по автоматизации звука «Р» |
1 |
Шашкова Дарья |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка, автоматизация и дифференциация сонорных звуков «л» - «р» |
Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Поставлен и автоматизирован звук «Л» |
2 |
Ведерников Никита |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка и автоматизация сонорных звуков |
Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи. Овладел звуко-буквенным анализом. Поставлен и автоматизирован звук «Р» |
2 |
Созинов Данила |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Постановка и автоматизация соноров. |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. Требуется продолжать работу по автоматизации звука «Р» |
3 |
Валов Андрей
|
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. |
Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи. Поставлен звук «Р» Требуется продолжать работу по автоматизации звука в собственной речи |
3 |
Чарушин Степан |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, Работа по слоговой структуре слова. Постановка, автоматизация и дифференциация соноров. |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие. Улучшилось письмо, слоговая структура слова. Поставлен, но недостаточно автоматизирован звук «Р». Требуется продолжать работу по дифференциации оппозиционных звуков по твёрдости, мягкости. |
4 |
Репина Мария |
Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. Постановка и автоматизация звука «р». Работа над просодической стороной речи. |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие. Улучшение артикуляционной моторики незначительное.
|
5 |
Безденежных Ангелина |
Работа по развитию слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, навыков чтения и письма. Постановка, автоматизация и дифференциация звука «р» |
Улучшилось фонематическое восприятие, слоговая структура слова, языковой анализ и синтез, Улучшились навыки чтения и письма. Пополнился словарный запас. Звук «р» введён в собственную речь. |
5 |
Кискичев Артём |
Работа по развитию слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, навыков чтения и письма. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков «ц», «л» «р» |
Улучшились навыки чтения и письма, грамматический строй, лексическая сторона речи. Пополнился словарный запас. Поставлен и автоматизирован звук «ц» Требуется продолжать работу по постановке и автоматизации звука «Р» |
6 |
Кокоулин Александр |
Работа по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, правильной подачи голоса. Развитие грамматического строя, лексической стороны речи. |
Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, грамматический строй речи. Овладел звуко-буквенным анализом и синтезом. Продолжать работу над развитием самостоятельной речи. |
7 |
Семёновых Кристина
|
Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия, навыков чтения и письма |
Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие. Пополнился словарный запас. Улучшились навыки чтения и письма |
IV. Преемственность в работе учителя и логопеда.
· С целью контроля над речью детей, посещала уроки в 1,2, 3,4, 5 классах.
· Принимала участие в работе ПМПК при нашей школе.
· Принимала участие в работе школьного МО.
· Регулярно информировались учителя о продвижении учащихся в логопедических занятиях.
V. Взаимосвязь с другими специалистами. С целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений велась совместная работа
учителя-логопеда с учителями начальных классов, учителями письма и развития речи, воспитателями, медицинской сестрой.
Провела открытое занятие по логопедии в 1 классе 19.03.2019г. по теме: «Буква ь
как показатель мягкости согласных. Дифференциация твёрдых и мягких согласных»
VI. Методическая работа и самообразование.
Работала над методической темой по самообразованию «Формирование словаря
детей с ОВЗ через дидактические игры»
· Выступления на педсовете:
29.12.2018г. Организация работы ПМПк в школе.
· Выступления на школьном МО:
26.11.2018г. Осуществление логопедической помощи детям с ОВЗ
· Выступления на школьном ПМП консилиуме:
1. Формирование логопедических групп по результатам обследования речевого развития 19.09.18г.
2. Анализ работы ПМПк за 2018-2019 уч. год.
VII. Коррекционно – развивающее направление
В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для педагогов и родителей и давались рекомендации.
Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.
Были посещены уроки учителей с целью выработки единых требований к детям
1 - 4кл.
IХ. Кабинет
В течение учебного года продолжалось оформление логопедического кабинета:
-Систематизирован наглядный материал по темам, пополнялись папки с предметными картинками по звукам; -пополнилась методическая база по темам: постановка и автоматизация звуков,
Изготовлены игры: «Слоговое лото»; игры на дифференциацию звуков: Лото «Футбольный мяч», «Новогодняя ёлка»; на автоматизацию звуков «Звуковые дорожки» с мультяшными героями» Пополнилась коллекция учебных презентаций, картинный материал по лексическим темам.
Х. Участие в вебинарах, конкурсах, олимпиадах. |
1. Участвовала в вебинарах, медианарах:
1) «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога» «Знанио» 01.09.2018г МН – 10077405/75
2) «Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса» «Знанио» 01.09.2018г МН – 10077247/101
3) «Учим читать выразительно художественные произведения в начальной школе» 09.10.2018г.
2. Участвовала в конкурсах, тестированиях
1) Сертификат. Участник Открытого конкурса на знание русского языка – 2018.
2) Единый урок. РФ Диплом Всероссийское тестирование педагогов 2018 «Учитель начальных классов» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС
3) Марафон финансовой грамотности от проекта «Инфоурок» 01.11.2018г
3. Подготовила к участию в Х открытым международным викторинам «Знанио» по русскому языку и литературе; серии международных олимпиад проекта «КОМПЭДУ» «Зимний фестиваль знаний 2019» учащихся, ставших победителями и дипломантами:
Русский язык и литература 2 класс «Знанио» 2018-2019г»: Ведерников Никита
Русский язык 7 класс «КОМПЭДУ» «Зимний фестиваль знаний 2019» Семёновых Кристина
4. Участник профессиональной экспертной комиссии образовательного СМИ Академии развития творчества «АРТ-талант» 18.12.2018г. ЭП 47-191997
5. Публикации:
1) «Логопедическая игра на дифференциацию письменных букв «б-д» 23.12.2018г. серия336413-338959;
2) Буклет «Домашнее задание на звук «Ш» для автоматизации звука» сайт «Инфоурок» 27.05.2019г. СК16096283
6. Разработан и опубликован проект «Трудные звуки» в помощь детям и их родителям для индивидуальной и самостоятельной работы по автоматизации поставленных звуков с использованием буклетов.
Цифровой отчёт
классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
% |
Выявлено учащихся, имеющих вторичную речевую патологию |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
1 |
33 уч.-100% |
Выпущено: - с улучшениями |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
23 уч.-70% |
- с незначительными улучшениями |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
8 уч.-24% |
- без улучшений |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Выбыло в течение года |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
23 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 70% от всех детей, посещавших занятия в 2018 -2019 учебном году.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.