Анализ образовательной программы речевого развития детей дошкольного возраста "По дороге к азбуке" Р.Н. Брунеев

  • docx
  • 25.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Анализ образовательной программы речевого развития детей дошкольного возраста «По дороге к азбуке»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова»

 

Цель данной программы – обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.

В целом пособие «По дороге к Азбуке» направлено на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте в начальной школе по учебнику «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).  Дети, прошедшие данный подготовительный курс, смогут успешно заниматься в 1-м классе и по другим азбукам и букварям.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте в первую очередь  решаются задачи формирования и совершенствования фонетико-фонематической базы для обучению чтению, также уделяется внимание закреплению и расширению словаря, развитию грамматического строя и связной речи детей, подготовке руки к письму.

И  к перечисленным задачам добавляется также предупреждение возможных ошибок в чтении и письме. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, звонкие и глухие, шипящие и свистящие.

Чтобы сделать доступными для дошкольников сложные виды звукового и слогового анализа, в части 3-4 пособия «По дороге к Азбуке» используются 3 типа наглядности:

1.     Цветовая символика (отвечающая школьной символике обозначения гласных и согласных звуков)

2.     Схематическое изображение звуков, так называемые Звуковички.  Звуковички, обозначающие гласные звуки, в красных башмачках и красной шляпке. Звуковички, обозначающие звонкие согласные звуки, имеют на голове колокольчики, а глухие согласные звуки – шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зелёного цвета, а у твёрдых – синего.

3.     Звуковые карточки для обозначения звуков (в конце тетрадей индивидуальные наборы) и являются обязательным компонентом занятий.

 Структура занятия по подготовке  к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

1-й этап. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Для создания такой ситуации у педагогов есть выбор, каким из основных приёмов проблемно-диалогической технологии введения новых знаний воспользоваться:

1)      дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.

2)      «яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия.

Авторы пособия используют участников занятий–игрушечных  персонажей  Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову. Истории про них, изложенные в методическом руководстве, на первом этапе занятия послужат «ярким  пятном», пробуждающим интерес к теме занятия. 

2-й этап. Расширение представлений по теме занятия.

Исходя из специфики курса, на данном этапе решаются задачи развития звуковой культуры речи, фонетико-фонематических представлений детей.

В ходе знакомства с тем или иным звуком происходит:

•        Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ произнесения, участие органов артикуляции, принадлежность к группе гласных или согласных звуков и т.д.)

•        Выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы звукового и слогового анализа)

•        Сопоставление данного звука  с другими, близкими или противоположными  по артикуляционным и акустическим признакам.

3-й этап. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).

На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность детей на основе изучаемого на занятии звука, играем со звуками и слогами по знакомым правилам:

•        Подбор слов на заданный звук

•        Замена одних звуков другими в слогах и словах

•        Подсчёт количества повторяющихся звуков в словах

•        Сравнение слогов и слов по звуковому составу

•        Выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений

4-й этап. Тренировочные задания.

Главные задачи этого этапа занятия – совершенствование фонетико-фонематических процессов путём реализации речемыслительных операций на базе звукового, слогового и словесного материала заданий, совершенствование грамматического строя, развитие общеучебных умений и навыков, подготовка руки к письму.

5-й этап. Итог занятия.

На данном этапе проговаривается, что делали на занятии и чему научились.

Особенности образовательной программы «По дороге к азбуке»

 

1.     Комплексный подход к развитию устной речи: понимание речи, обогащение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, речевого аппарата, звукопроизношения, мелкой моторики и просодической стороны речи.

2.     Практическое овладение нормами речи и их применение в разных формах детской деятельности.

3.     Развитие устной речи во взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как мышление, память, внимание, восприятие и творческое воображение.

4.     Коррекционный подход, позволяющий системно развивать все компоненты речи и корректировать недостатки речи при необходимости.

5.     Учёт возрастных особенностей речевого развития детей и определение приоритетных задач для каждого возраста (младший, средний и старший дошкольный возраст).

 

Плюсы образовательной программы «По дороге к азбуке»

1.     Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

2.     Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов.

3.     Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

4.     Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи и умений связной речи.

5.     Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.

6.     Обучение звуко-слоговому анализу слов.Развитие мелкой моторики руки.


 

Посмотрите также