Анализ образовательной программы речевого развития детей дошкольного возраста «По дороге к азбуке»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова»
Цель данной программы – обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.
В целом пособие «По дороге к Азбуке» направлено на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте в начальной школе по учебнику «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина). Дети, прошедшие данный подготовительный курс, смогут успешно заниматься в 1-м классе и по другим азбукам и букварям.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте в первую очередь решаются задачи формирования и совершенствования фонетико-фонематической базы для обучению чтению, также уделяется внимание закреплению и расширению словаря, развитию грамматического строя и связной речи детей, подготовке руки к письму.
И к перечисленным задачам добавляется также предупреждение возможных ошибок в чтении и письме. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, звонкие и глухие, шипящие и свистящие.
Чтобы сделать доступными для дошкольников сложные виды звукового и слогового анализа, в части 3-4 пособия «По дороге к Азбуке» используются 3 типа наглядности:
1. Цветовая символика (отвечающая школьной символике обозначения гласных и согласных звуков)
2. Схематическое изображение звуков, так называемые Звуковички. Звуковички, обозначающие гласные звуки, в красных башмачках и красной шляпке. Звуковички, обозначающие звонкие согласные звуки, имеют на голове колокольчики, а глухие согласные звуки – шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зелёного цвета, а у твёрдых – синего.
3. Звуковые карточки для обозначения звуков (в конце тетрадей индивидуальные наборы) и являются обязательным компонентом занятий.
Структура занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
1-й этап. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
Для создания такой ситуации у педагогов есть выбор, каким из основных приёмов проблемно-диалогической технологии введения новых знаний воспользоваться:
1) дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.
2) «яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия.
Авторы пособия используют участников занятий–игрушечных персонажей Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову. Истории про них, изложенные в методическом руководстве, на первом этапе занятия послужат «ярким пятном», пробуждающим интерес к теме занятия.
2-й этап. Расширение представлений по теме занятия.
Исходя из специфики курса, на данном этапе решаются задачи развития звуковой культуры речи, фонетико-фонематических представлений детей.
В ходе знакомства с тем или иным звуком происходит:
• Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ произнесения, участие органов артикуляции, принадлежность к группе гласных или согласных звуков и т.д.)
• Выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы звукового и слогового анализа)
• Сопоставление данного звука с другими, близкими или противоположными по артикуляционным и акустическим признакам.
3-й этап. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).
На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность детей на основе изучаемого на занятии звука, играем со звуками и слогами по знакомым правилам:
• Подбор слов на заданный звук
• Замена одних звуков другими в слогах и словах
• Подсчёт количества повторяющихся звуков в словах
• Сравнение слогов и слов по звуковому составу
• Выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений
4-й этап. Тренировочные задания.
Главные задачи этого этапа занятия – совершенствование фонетико-фонематических процессов путём реализации речемыслительных операций на базе звукового, слогового и словесного материала заданий, совершенствование грамматического строя, развитие общеучебных умений и навыков, подготовка руки к письму.
5-й этап. Итог занятия.
На данном этапе проговаривается, что делали на занятии и чему научились.
Особенности образовательной программы «По дороге к азбуке»
1. Комплексный подход к развитию устной речи: понимание речи, обогащение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, речевого аппарата, звукопроизношения, мелкой моторики и просодической стороны речи.
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в разных формах детской деятельности.
3. Развитие устной речи во взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как мышление, память, внимание, восприятие и творческое воображение.
4. Коррекционный подход, позволяющий системно развивать все компоненты речи и корректировать недостатки речи при необходимости.
5. Учёт возрастных особенностей речевого развития детей и определение приоритетных задач для каждого возраста (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Плюсы образовательной программы «По дороге к азбуке»
1. Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
2. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов.
3. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
4. Обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи и умений связной речи.
5. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.
6. Обучение звуко-слоговому анализу слов.Развитие мелкой моторики руки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.