Анализ основных мер психолого-педагогической поддержки школьников в условиях дистанционного обучения
Оценка 4.6

Анализ основных мер психолого-педагогической поддержки школьников в условиях дистанционного обучения

Оценка 4.6
docx
21.04.2020
Анализ основных мер психолого-педагогической поддержки школьников в условиях дистанционного обучения
Статья Землянская Н.А..docx

Анализ основных мер психолого - педагогической поддержки школьников в условиях дистанционного обучения

Землянская Наталья Александровна,

педагог-психолог МКОУ «Кетченеровская

многопрофильная гимназия им. Х. Косиева»

 

В соответствии с реалиями настоящего времени постоянно возрастает актуальность дистанционного обучения, в том числе в следствие того, что результаты общественного прогресса концентрируются в подавляющем большинстве именно в информационной среде.

Важность данного вида обучения регламентирует и то, что, по данным мировых исследований, в начале третьего тысячелетия активно происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором именно знания и информация становятся основными производственными силами. Отметим, что согласно данному пути развития, важнейшей чертой стратегии образования является непосредственно широкое использование информационных технологий [1].

В школах и вузах дистанционное обучение уверенно заняло свою нишу наряду с традиционными формами обучения. Оно открывает новые возможности, значительно расширяя информационное пространство и, соответственно, информационную форму обучения. Поэтому, совершенно понятен и закономерен постоянно повышающийся интерес как к школьному, так и университетскому дистанционному обучению, которое затрагивает все звенья непрерывного обучения.

Также, необходимо отметить актуальность рассматриваемой темы в период организации образовательного процесса в условиях возможных карантинов и в следствие распространения различного рода инфекций, когда важность дистанционных форм обучения невозможно не отметить.

Согласно официальному определению, дистанционное обучение – это обучение на расстоянии, при котором преподаватель и учащийся разделены пространственно. В настоящее время, в связи с активным развитием и использованием в образовательной среде средств информационных технологий, дистанционное обучение выделилось из сферы заочного обучения и обрело самостоятельную жизнь. Среди всех разновидностей данного вида обучения наибольшую популярность завоевало дистанционное обучение на базе Интернет – технологий.

Необходимо обозначить, что интернет – среда обладает рядом специфических особенностей, таких как открытость, доступность, интерактивность, которые в обязательном порядке необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов в рамках школьной программы. Учащиеся, работающие в телекоммуникационной среде в рамках тех или иных определенных дистанционных курсов, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем психологического характера и испытывают потребность в консультации профессиональных психологов.

Ссылаясь на профессиональный многолетний опыт профессионального сообщества, отметим, что в целях повышения эффективности дистанционных курсов для обучающихся школьного возраста, авторы и разработчики программ, а также преподаватели и координаторы, проводящие дистанционное обучение, также должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом.

Основной целью психолого – педагогической поддержки учащихся, получающих образование в формате дистанционного обучения, является создание во время всего процесса благоприятного психологического климата. Помимо этого, не менее важным является оказание помощи учащихся в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной, в первую очередь, на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное.

Наиболее эффективное достижение поставленных целей при организации и функционировании службы психолого – педагогической поддержки учащихся дистанционных форм обучения возможно только при решении следующего ряда задач:

-  изучение коммуникативной среды и среды, как совокупности индивидуальным особенностей участников, а также реальных психологических ресурсов дистанционного обучения;

- изучение личностных особенностей, а также уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих определенное значение для эффективности процесса обучения;

-  популяризация и последующая передача участникам дистанционного обучения значимой необходимой информации по соответствующей психологической тематике;

- создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения;

- обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на психологических особенностях обучающегося.

Во время дистанционного обучения психолог зачастую работает через посредника (чаще всего координатора курса), не вступая в прямой контакт с участниками учебного процесса. Специалист получает материалы по данному запросу, анализирует содержание, результаты обследований и предлагает рекомендации.

В основной функционал педагога – психолога входят рекомендации по вопросам психологической поддержки участников дистанционного обучении, помогает в решении возникающих индивидуальных проблем, отслеживании и поддержке мотивации учения, организации и проведении мониторинга взаимодействия участников дистанционного обучения (анкетирование, тесты, наблюдение и другое). Также, специалист оказывает поддержку в формировании учебных групп, то есть дает прогноз совместимости и результативности, отслеживает групповую динамику и помогает в организации и осуществлении прямых и обратных связей [2].

Большое значение имеет работа педагога – психолога в формате диагностики личностной, интеллектуальной и мотивационной сфер учащегося для обеспечения индивидуального подхода в обучении, основанного на особенностях конкретного субъекта.

В ходе дистанционного обучения педагог – психолог в обязательном порядке осуществляет индивидуальное консультирование учащихся для определения индивидуальной траектории обучения; отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностям подачи информации; помогает в овладении навыками виртуального общения, а также помогает в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих при дистанционной форме, которые связаны с общением в процессе обучения.

К психологам, сопровождающим процесс дистанционного обучения школьников, предъявляют ряд обязательных профессиональных требований. Они заключаются главным образом в подготовке специалиста в области компьютерных телекоммуникаций и умение работать с компьютером на уровне продвинутого пользователя. Психолог должен иметь общепсихологическую и специальную психологическую, включающую также знания и умения: по общей психологии и психологии личности; по психологии индивидуальных различий; по основам психодиагностики, включая знания в области психодиагностики в условиях Интернет; в области психологического консультирования и умения применять их в условиях Интернет; в организации и проведении экспериментальной работы.

Определены следующие основные направления психолого – педагогической поддержки дистанционного обучения: аналитико – диагностическое, просветительское, консультативное и методическое. Рассмотрим каждое из направлений подробнее.

Аналитико – диагностическая работа психологов при дистанционном обучении включает в основном: осуществление мониторинга дистанционных курсов с целью оценки эффективности дистанционного обучения; изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с выявлением познавательных и профессиональных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности; мониторинг взаимодействия субъектов образовательного процесса для профилактики и предупреждения конфликтных и проблемных ситуаций, связанных с определенной спецификой общения в интернет – пространстве, влияющей как на личность учащегося, так и на процесс обучения. Отметим, что вышеуказанную специфику необходимо в обязательном порядке учитывать и при проведении психодиагностики.

Представленные на просторах сети «Интернет» психологические методики не всегда отвечают основным требованиям, таким как надежность, валидность, достоверность, репрезентативность, предъявляемым ко всем психологическим тестам. Кроме того, существуют определенные условия для передачи информации в сети, например, как объем текста, которые тоже нужно учитывать. Отсюда следует необходимость в адаптации имеющихся методик или разработки новых. Данные, полученные в результате компьютерного тестирования, должен обрабатывать и интерпретировать квалифицированный педагог – психолог.

Просветительская деятельность психологов при дистанционном обучении включает ряд мероприятий, направленных на повышение общей психологической грамотности участников обучения, работающих в сети «Интернет». Целью данной работы является предупреждение и устранение причин, вызывающих нарушение целостности системы дистанционного обучения.

В условиях интернета психологическое просвещение проводится как в интерактивном режиме (психологическая консультация по конкретному запросу), так и в форме ссылок на имеющиеся психологические ресурсы в сети.

К отличительным особенностям передачи психологической информации относятся: отбор и логическое упорядочивание полезной информации в зависимости от того, кому эта информация предназначена; наглядность и простота, а также практическое применение психологических знаний и умений.

Консультативная работа предполагает взаимодействие психологов с различными группами участников дистанционного обучения, включающее проведение консультаций участников системы как по вопросам развития, обучения, профессионального и личностного самоопределения, так и по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе обучения. Отметим, что консультирование в сети «Интернет» носит в основном интерактивный характер, однако, не исключает прямого взаимодействия с психологами. Процесс может иметь несколько вариантов, как индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме, так и консультирование в режиме группового общения. Также, возможны тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в сети «Интернет» и основанные на современных компьютерных технологиях.

Методическая деятельность педагога – психолога в сфере дистанционного обучения заключается в выработке совместно с автором дистанционного курса и преподавателем, осуществляющим обучение, психологической составляющей курса (психологических механизмов, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально – дифференцированный подход к обучению) [3].

Таким образом, в основной ряд мероприятий для организации профессиональной психолого – педагогической поддержки дистанционного обучения входит:

1.      Включение психологов в группу разработчиков образовательных сайтов и диагностических средств, использующихся в психолого – педагогических исследованиях;

2.      Организация и проведение психолого – педагогических исследований, связанных с учебно – познавательной деятельностью школьников в сети «Интернет», а также, исследований, направленных на отслеживание эффективности и своевременной коррекции нарушений функционирования системы дистанционного обучения;

3.      Осуществление индивидуальной и групповой работы с участниками дистанционного обучения.

Заметим, что изменение режима образования предполагает в обязательном порядке создание алгоритмов организации взаимодействия педагогических работников и педагогов – психологов с обучающимися и их родителями (законными представителями), которое предусматривает установление контактов педагога – психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательного учреждения.

В заключении хотелось отметить важность рассматриваемой темы, а также обратить внимание, что нахождение обучающегося вне образовательного учреждения должно предусматривать организацию индивидуальной работы с семьями по нахождению несовершеннолетних в поле зрения педагогических работников, а также предупреждению у несовершеннолетних групп риска социальной дезадаптации, аддикции и дивиантного поведения.

Список литературы:

1.      Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 495-498. — URL https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 01.04.2020);

2.      Анисимова Н.С., Психолого -педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании [Текст] /Н.С.Анисимов, И.Г.Сидоркин// Информатика и образование. - 2002. - №9.

3.      Марчук, Н.Ю. Психолого – педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. — 2013. — №4. — С. 135-138. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobenn (дата обращения: 01.04.2020)

 

 

 


 

Анализ основных мер психолого - педагогической поддержки школьников в условиях дистанционного обучения

Анализ основных мер психолого - педагогической поддержки школьников в условиях дистанционного обучения

Наиболее эффективное достижение поставленных целей при организации и функционировании службы психолого – педагогической поддержки учащихся дистанционных форм обучения возможно только при решении следующего ряда задач:…

Наиболее эффективное достижение поставленных целей при организации и функционировании службы психолого – педагогической поддержки учащихся дистанционных форм обучения возможно только при решении следующего ряда задач:…

Отметим, что вышеуказанную специфику необходимо в обязательном порядке учитывать и при проведении психодиагностики

Отметим, что вышеуказанную специфику необходимо в обязательном порядке учитывать и при проведении психодиагностики

Осуществление индивидуальной и групповой работы с участниками дистанционного обучения

Осуществление индивидуальной и групповой работы с участниками дистанционного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020