Количество часов: 4
Тема: Анализ поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»
1. В тетради запишите число: тему урока, следующий материал и ответьте на вопросы
Её мы знаем как очень известную поэтессу Серебряного века. К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова?
Анна Андреевна Ахматова – великая русская поэтесса, совесть русской интеллигенции; у нее не было восторженных стихов о революции 1917 года, о строительстве социализма, о пятилетках и коллективизации, и нет ничего удивительного в том, что ее творчество, официально не запрещенное, всегда находилось под бдительным оком партийно – литературной номенклатуры.
В своих дневниковых записях Ахматова писала: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращение моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском Марию Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать».)
- После постановления ЦК Анну Андреевну лишили продовольственных карточек. В 35 лет Ахматовой определили нищенскую пенсию… по старости, которой хватало, как писала Надежда Яковлевна Мандельштам, на спички и папиросы. Поэтесса, скажет кто-то, могла жить на гонорары за книги. Какие книги?! До 1921 года вышло пять стихотворных сборников. После этого, в течение 19-ти лет, - ни одной новой книги, пока ею в конце 1939 года – и почему-то с благосклонностью?! – заинтересовался Сталин.
В 1940 году вышел сборник «Из шести книг», но через полтора месяца книжка была запрещена к продаже и выброшена во всех библиотеках страны: Сталин принял «Клевету» (1922) за современное произведение (автор не поставил под стихотворением дату).
Трижды арестовывали единственного сына (многие годы он проведет в советском ГУЛАГе), такая же участь постигнет и мужа.
Ответом Поэта на ужасы Большого террора (Ахматова называла это время только «террор») стал «Реквием».
Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?
- Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был бы переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть.
- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
- От чьего лица ведётся повествование в поэме?
- К кому обращены слова 4 главы?
- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?
-По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое, пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.
7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом.
-Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь.
Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.
- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано?
- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? Выполнила ли она это?
- Чей это портрет? Или чьи?
- Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Ахматова сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»
А.И.Солженицын сказал о том времени: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.