Анализ поэмы А.А.Блока "12"
Оценка 4.8

Анализ поэмы А.А.Блока "12"

Оценка 4.8
docx
11.01.2022
Анализ поэмы А.А.Блока "12"
1.docx

Задания для дистанционного обучения.

Профессия:

№ группы:

Педагог:

Учебная дисциплина:

Дата:

Количество часов:

Тема: Анализ поэмы А.А.Блока «Двенадцать»

1.       В тетради запишите число:  тему урока,  прочитайте следующий материал и напишите конспект, ответьте на вопросы.

        Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.

        Как поэт встретил революцию 1917 года?

        Блок приветствует Февральскую революцию, но скоро разочаровался в буржуазной демократии. А Октябрьский переворот, как ему кажется, открывает перед ним новые горизонты.  В 1917 г. «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Т.е. Блок принял революцию безоговорочно и намеревался отдать ей жизнь. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами – прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала М.Бекетова, тетка Блока.

        Какой же видит Блок революцию?         

Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать», которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора.

        О чем это произведение?

О том, как по ночным улицам Петрограда идее патруль из 12 красногвардейцев. Так оно и было на самом деле: «В первые послеоктябрьские дни пикеты по 12 солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках, а краснолицые старики в богатых меховых шубах показывали им кулаки, изящно одетые женщины осыпали их бранью», - это воспоминания из книги американского журналиста, писателя Джона Рида, ставшего свидетелем Октябрьских дней.

В чем их миссия? Что они охраняют?

Революцию.

 Обратимся прежде всего к оценке поэмы самим Блоком, который, кстати, очень строго относился к своему творчеству. 29 января 1918 г., завершив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я – гений».

        О чем это говорит? Сам Блок высоко оценил свое произведение, значит, он достиг своей цели.

                              Анализ текста поэмы.

        1 глава. С чего начинается поэма?  Какая картина рисуется?

        В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег).  Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта.

        Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?

        Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года.

        В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены?  Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают презрительную усмешку. Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.            

          Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?

        2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм. Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них? Какие чувства вызывают?  Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира.

        Чего хотят эти люди?

        В 3 главе мы находим ответ  на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая.

        В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают?

        Любовная история, ревность и расправа над Катькой – незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет. Им важнее, чтобы Петька остался с ними.

                9 глава -  «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен.  Неслучайно буржуй напоминает вопрос).  Да еще вьюга (10 глава)  заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной.

        11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый.  Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?

        Последняя, 12 глава.

        Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Блок воспринимает революцию как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным  долгом по отношению к собственному народу.

  1. Как в поэме отразилась революционная эпоха?

 

Задания для дистанционного обучения

Задания для дистанционного обучения

Чьими глазами мы видим происходящее?

Чьими глазами мы видим происходящее?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022