Анализ преимуществ МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино»
Всего на 01.02.2022г. в школе 66 обучающихся. Средняя наполняемость классов – 4 человека. И в этом есть свои преимущества.
1. Маленькие классы — это интенсивные уроки. У нас в классах от 2 до 8 обучающихся. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников. У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям. При этом узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных способов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов, например:
1) преобладание индивидуальной и групповой учебной деятельности;
2) частичный или полный отказ учителя от плана в тех случаях, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале;
3) незапланированная самостоятельность более сильного ученика для того, чтобы заняться тем, кто не понял и не усвоил материал.
4) варьирование стиля общения учителя с учениками на уроке от официального до доверительного.
Поскольку учащиеся работают в разном темпе, учителю необходимо предусматривать возможные варианты дополнительных заданий для более сильных учащихся, либо готовить дифференцированный раздаточный материал (с разным уровнем сложности), возможно в нетрадиционном виде, например, в виде кроссвордов, занимательных задач по предмету.
Такого внимания, как наши ученики, не получают дети в городских школах с классами по 30 человек. У нас на уроках не получится отсидеться — дети все время при деле, вовлечены в процесс. Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.
2. Обучение в сельской школе более практическое. Урок окружающего мира может редко, но проходят на природе – рядом лес. Дети больше времени проводят на свежем воздухе и значительно меньше заняты компьютером и гаджетами.
3. В классе-комплекте работа осложняется тем, что под руководством одного учителя в одном помещении занимаются учащиеся двух (иногда и трех) классов одновременно. В этом случае урок включает в себя два или три самостоятельных урока со всеми присущими ему основными элементами: организационной частью, проверкой знаний, умений и навыков, сообщением нового материала, первичным его закреплением, упражнениями по применению знаний, проверкой понимания и усвоения нового программного материала. Но этапы урока в разных классах сдвигаются. Организация урока в классе-комплекте требует чередования видов деятельности учеников под руководством учителя и самостоятельной работы.
В условиях малокомплектной школы большое место занимает самостоятельная работа учащихся. Она используется на всех этапах урока и применяется с различными дидактическими целями:
- для усвоения учащимися новых
знаний,
- для выработки общеучебных навыков и умений,
- для развития творческих способностей учащихся,
- в качестве одного из видов текущего учета и контроля знаний.
Учителю необходимо тщательно продумывать моменты организации самостоятельной работы учащихся, с тем, чтобы это действительно была самостоятельная работа, а не бесконечное переключение учителя с одного класса на другой в течение урока, вынужденно поясняя каждому учащемуся в отдельности как выполнять задание. Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при ее проведении соблюдаются определенные условия:
1. Перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по ее содержанию (на начальном этапе);
2. Устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения;
3. Во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления самоконтроля при выполнении упражнения.
4. Если задание для детей представляет известную сложность, новизну, нужно разложить его последовательно на отдельные «шаги» выполнения.
4. Маленькие классы - семейная атмосфера.
В посёлке все друг друга знают. Нет проблем коммуникации с родителями учеников — все тут, можно хоть каждый день обмениваться информацией о поведении и успеваемости детей, держа руку на пульсе.
Ребята общаются не только на уроках, но и вне стен школы, они буквально растут вместе, и учатся, и шалят. Родители – первые помощники в любом начинании, эта особенность малокомплектых школ должна всегда играть на пользу всем участникам образовательного процесса, создавая семейную атмосферу и в воспитательном, и образовательном плане.
5. Маленькие классы - безопасность ребенка.
Безопасность в самом широком смысле — от более дружелюбной атмосферы в самой школе до безопасности по пути от дома до школы.
В посёлке дети все время на виду. Отношения между людьми более открытые, ребенок может в случае необходимости обратиться за помощью к любому. А может и не обращаться — сами помогут, у детей гораздо меньше шансов стать жертвой случайного преступления на улице.
В нашей стране много малокомплектных школ и, считаю, что недооценивать их роль нельзя. Проблемы, с которыми сталкивается сегодня малокомплектная сельская школа, становятся проблемой тесно связанной с перспективами развития России.
Сельская школа должна продолжить свою роль носителя культуры, источником современных знаний, формировать новую идеологию — идеологию качественной жизни подрастающего поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.