Анализ проблемы формирования и диагностики сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся

  • docx
  • 22.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа №2 Снигирева Л.Н..docx

Практическая работа 2 (4 ч.). Изучение учебных материалов по теме. Ответы на вопросы для самопроверки. Разработка заданий на формирование естественнонаучной грамотности.

Цель: освоение алгоритма разработки заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики.

Задание 1. Изучите материалы по проблеме формирования и диагностики сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся.

Задание 2. Проанализируйте опыт вашей образовательной организации по освоению технологии разработки авторских заданий на формирование естественнонаучной грамотности.

Практическая работа должна быть выполнена на листах формата А4.

Оформление каждого нового структурного элемента работы начинается с новой страницы. Страницы практической работы должны быть пронумерованы.

Объем выполненной работы – не менее 2 страниц.

Критерии оценки:

- степень реализации цели практической работы;

- степень выполнения заданий работы;

- степень сформированности у слушателей необходимых знаний и умений;

Оценка: зачет/незачет.

Задание 1.Прежде всего, цифровые трансформации, происходящие в настоящее время в образовании, меняют позиции субъектов образовательного процесса, перестраивая их деятельность и задавая новый формат взаимодействия всех участников процесса. В метапредметных результатах ФОП есть учебные действия, связанные с цифровезацией образования учащихся. Второе в программе есть существенные акценты на методологические умения и на освоение экспериментальных умений. Причем, В ФОП – это полноправный результат образования, поэтому все, что связано с формированием методологических умений становится очень важным.

На сегодняшний момент, в лицее есть все необходимые цифровые приборы и компьютерные датчики в кабинете физики, на которых дети должны с этим работать и в основной и средней школе, т.е. владеть соответствующими методиками по их выполнению.

Следующее это критериальное оценивание, основанное на системно-деятельностном подходе и текущее оценивание в приоритете технологии формирующего оценивания для оценки метапредметных результатов.  В ФОП по физике включены специальные подразделы, технические устройства и технологии, с которыми учащиеся должны работать. Не только те, которые описаны в школьных учебниках, но и те, с описаниями которых они должны уметь работать в современной жизни, что определяет практико-ориентированность курса и мотивирует учащихся изучать предмет за пределами школьного учебника. Этим акцентом выходят на формирование функциональной грамотности: научной и читательской на уроках физики. На сегодняшний момент – это святая обязанность учителя и вот почему.

Прежде всего, цифровизация образования.  По словам Демидовой М.Ю. — руководителя центра педагогических измерений ФГБНУ,  мы должны понимать, что в ближайшем будущем произойдет изменение в работе с информацией. Рассмотрим схему 1. Пирамида освоения знаний [2].

Схема 1. Пирамида освоения знаний.

Иллюстрация показывает, какие изменения должны произойти в ближайшем будущем в обучении. Т.е. если человечество переходит к цифровизации, к использованию искусственного интеллекта, то происходит смещение внимания с освоения способностей в рамках алгоритмического действия, когда мы обучаем поиску, переработки и анализу информации, присвоение её в качестве собственных знаний и понимать эту информацию, где на это у нас уходит основное учебное время. Так вот на самом деле, в связи с цифровизацией должно переходить смещение внимания на освоение чисто человеческих способностей, т.е. способностей к не рутинному действию: к оценке информации, переносу и экспертизе. Нужно подготовить учащихся к жизни в условиях цифровой экономики. Если возьмем искусственный интеллект, то он «переворачивает» пирамиду 1, и поиск информации, переработку информации в удобной для человека форме всё будет выполнять машина (2 пирамида), а вот за человеком остается огромное время на уроке развивать творческие возможности, именно это искусственному интеллекту не под силу. Благодаря метапредметному подходу в обучении ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и способы деятельности, которые являются универсальными, т.е. применимыми к различным предметным областям.

Усвоение некоторых видов деятельности можно организовать в пределах одного урока, включая формирующий контроль усвоения. В работах авторов Боженковой Л.И.[1] и Ивашкиной Д.А.[3] предлагаются конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД на уроках с помощью применения учебных карт действий. Организация усвоения видов деятельности, связанных с научным методом познания, имеет свои особенности. Ориентировочная основа действия должна быть составлена самим учеником. При этом опять выделяются все ориентировочные знания, которые необходимы для выполнения деятельности. Деятельность выполняется учителем или учащимися с помощью учителя. Затем, обобщив свой опыт, учащиеся с помощью учителя составляют обобщённую схему деятельности, учатся её конкретизировать и применять в ходе своей дальнейшей деятельности.

Задание 2. Рассмотрим применение Учебной карты действий на уроке изучения нового учебного материала физики в 7 классе с применением метапредметного подхода в обучении. Метапредметная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов ПУД, а именно:

– формирование читательской грамотности (урок начинается  с микротекста);

– формирование научной грамотности (фронтальное обсуждение проблемных вопросов разных уровней сложности);

–  формирование смыслового чтения (текст как я понял, откуда появилась формула давления в жидкости и газе);

– формирование умений проводить эмпирическое исследование;

– моделирование эксперимента, с помощью цифрового датчика давления, и его проверка во внеурочное время в рамках проекта «Точка Роста».

Формирующий контроль: 1 Этап – конспект урока, 2 Этап – письменно ответить на вопросы параграфов учебника, 3 Этап – выполнить упражнение.

Таким образом, учебные карты действий для учащегося, объединяют целеполагание ученической деятельности, информацию, систему действий учителя и учащегося (при; необходимости учителем разрабатываются конспекты лекций, методические и дидактические материалы, которые прилагаются к учебной карте действий учащихся) (см. рис. 1). При этом основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучением учебного материала.

 Литература

1.     Боженкова Л.И. [Электронный ресурс]  Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре//[Электронный ресурс]. Код доступа http://avidreaders.ru/download/metodika-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-1.html?f=pdf2. Воронин С.М. Дзета­функция Римана. — М. : Физматлит, 1994. — 376 с.

2.     Демидова М.Ю. — руководитель центра педагогических измерений ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», руководитель федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).[Электронный ресурс]. Код доступа https://www.youtube.com/live/gWYE8UnsV9A?feature=share

3.     Ивашкина Д.А.Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики: курс лекций УМП — М.: Педагогический университет "Первое сентября" 2014- 250с4. Федеральная рабочая программа среднего общего образования Математика Углубленный уровень, Москва 2023г, С.81.

4.     Федеральная образовательная программа, Москва 2023г.

5.     Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4. С. 159–160

 

Рисунок 1. Учебная карта действий. Физика 7 класс.

 


 

Скачано с www.znanio.ru