Таблица 1. Примерные ООП дошкольного образования
№ п/п |
Название и авторы программы |
Концептуальные положения, принципы математического развития детей |
Планируемые результаты и формы работы по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста |
1. |
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой |
Основывается на научных положениях в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его последователей. Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования ребенка, а также основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики: развивающее обучение в зоне ближайшего развития ребенка; принцип культуросообразности; деятельностный подход; опора на ведущий вид деятельности; амплификация детского развития; принцип пространства детской реализации. В предметно-пространственной среде группы выделяется «центр математики». Рядом с которым должны располагаться уголок для настольных игр и центр науки и естествознания. Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Работа по математическому развитию детей реализуется по группам согласно возрастным обособленностям детей. |
К концу старшего дошкольного возраста: - развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, где предметы отличаются определенными признаками; - совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; - учить считать в пределах 20 без операций над числами; - учить понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 7 > 6 на 1) до 10; - отсчитывать предметы из большого количества по образцу; - совершенствовать умение считать и называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; - знакомить с составом чисел в пределах 10; - учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10); - учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс, минус и равно, больше, меньше; - считать предметы на ощупь, воспроизводить количество звуков, движений по образцу; - познакомить с цифрами от 0 до 9; - учить детей понимать, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, формы, их расположения, а также направления счета; Основной формой работы являются занятия, которые отвечают условию целенаправленной образовательной деятельности по математическому развитию детей. Они позволяет реализовать системный подход с учетом возрастных психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Проводятся 2 раза в неделю. Полученные знания и умения используются в проектной, событийной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. |
2. |
Примерная ООП ДО «Детский сад по системе Монтессори» Под ред. Е.А. Хилтунен |
Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в ДОО и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в нач. XX в. Марией Монтессори. Предусматривается разновозрастная организация групп, что способствует естественному получению детьми разнообразного социального опыта. Одна группа - дети раннего возраста от 1 года до 3 лет, другая - дошкольная группа, для детей от 3 до 7 лет. Специально подготовленная предметно-пространственная развивающая среда призвана обеспечить оптимальные условия для самостоятельной образовательной деятельности детей, а также условия для полноценного и внимательного со стороны взрослого ухода за ребенком. В группе обязательно выделяется пространство для развития математических представлений. В дидактических материалах М.Монтессори видны связи арифметики и геометрии. Бусины, кубики, стержни, штанги, таблички являются «материализованными абстракциями». С помощью данных материалов происходит: знакомство с целыми числами и количествами; введение в мир чисел и их цифровых символов; знакомство на конкретном уровне с основными арифметическими действиями, глубокое понимание их сути; решение простейших математических задач. Все материалы математического уголка делятся на четыре группы. 1 группа: помогает детям освоить счет в пределах 10. 2 группа: база в формировании у детей представления о десятичной системе и понимании сути арифметических действий. 3 группа: дети осваивают названия чисел в пределах 1000. 4 группа: помогает детям практиковаться в выполнении арифметических действий с однозначными числами и запоминать табличное сложение, вычитание, умножение, деление. В работе с данными материалами педагоги опираются на три принципа: 1) освоение нового навыка, знания от простого к сложному; 2) движение ребенка в познании от конкретного к абстрактному; 3) введение количеств, а затем введение символов. |
В индивидуальной карте возможностей детей дошкольной разновозрастной группы выделены следующие достижения детей: - считает устно от 1 до 10, - знает цифры от 1 до 10, - понимает значение чисел от 1 до 10, - различает четные и нечетные числа от 1 до 10, - считает десятками, парами, пятерками, - определяет разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи, - складывает и вычитает с помощью счетного материала, - умножает и делит с помощью счетного материала, - выполняет некоторые арифметические действия без счетного материала. В качестве основной формы работы с детьми выделяют свободную самостоятельную деятельность в образовательной развивающей среде. Также используются дидактические тематические круги, презентации материалов, обсуждение событий и проектная деятельность; с возрастными подгруппами проводят тематические игры. |
3. |
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой |
В основе содержания программы лежит культурно-исторический подход, а с технологической стороны - системно-деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательной среды. Работа строится по группам с учётом возрастных особенностей. Одной из особенностей Программы является технология деятельностного метода «Ситуация». Суть её в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия». Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени. Но они имеют сходную структуру и включают следующие этапы, или «шаги»: - введение в ситуацию; - актуализация детского опыта; - затруднение в ситуации; - «открытие» нового знаний; - включение нового знания в систему знаний; - осмысление. В рамках формирования элементарных математических представлений данная технология применяется полностью. В математическом развитии детей идёт постепенный переход от действий с предметными моделями математических ситуаций к графическим моделям. Дети начинают самостоятельно выполнять так называемое пробное действие, на основе которого разворачивается проблемная ситуация на занятии. Особое внимание уделяется индивидуальному общению с детьми, испытывающими трудности в освоении материала, либо, наоборот, проявляющими интерес и любознательность к тому или иному вопросу. |
К концу старшего дошкольного возраста: - закреплять умение строить графические модели чисел в пределах 10, называть для каждого предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие; - развивать умение считать в пределах 10 (и больше) в прямом и обратном порядке, соотносить запись чисел 1–10 с количеством; - тренировать умение сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого; - формировать первичное представление о составе чисел до 10; - продолжать развивать умение решать простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание (в пределах 10). Основная форма работы – занятие, которое проводится 2 раза в неделю. В старшей и подготовительной группах на занятиях с детьми, помимо раздаточного дидактического материала, используются рабочие тетради. Не разрушая специфических для дошкольников видов деятельности, они помогают сформировать у них представление о новых видах работ, которые им предстоят в школе. |
Все представленные примерные ООП ДО отвечают требованиям ФГОС ДО по основным задачам и принципам работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений, в них определены основные условия и формы реализации содержательной работы с детьми. Каждая из программ строится на основе деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов к обучению детей. Математическое развитие детей предполагает целенаправленное организованное взаимодействие педагога с ними, прежде всего в форме занятия. Несмотря на вешние отличия данных программ друг от друга, требования к знаниям и умениям детей старшего дошкольного возраста в рамках освоения счётной деятельности кардинально не отличаются.
Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с ориентацией преимущественно на паспортный возраст). Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУНов. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное
взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.
Программа «Детский сад по системе Монтессори» заключена в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.
В основу Программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в образовании на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в непрерывной образовательной системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») . Основными особенностями Программы «МИР ОТКРЫТИЙ» являются:
«Мир открытий» – это отечественная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума;
«Мир открытий» – программа нового поколения, базирующаяся на общих законах организации и развития любой деятельности, выделенных в общей теории деятельности;
«Мир открытий» – развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
«Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования;
«Мир открытий» – первая отечественная программа дошкольного образования, в которой отражены ключевые положения международной стратегии образования для устойчивого развития;
«Мир открытий» – комплексная образовательная программа, охватывающая все возрастные периоды развития детей от рождения до поступления в школу;
«Мир открытий» – программа открытого типа, предполагающая расширение возможностей педагогов в использовании предложенного содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей;
«Мир открытий» – новая программа, для успешной реализации которой действует всероссийская многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей.
Стержнеобразующим технологическим звеном программы «МИР ОТКРЫТИЙ» является курс математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, который на протяжении многих лет успешно используется дошкольными образовательными организациями всей России и неоднократно доказывал свою эффективность как с точки зрения достижения высоких результатов интеллектуального развития ребенка-дошкольника, так и в плане развития его личностных качеств.
Таким образом, все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.
Таблица 2. Парциальные программы математического развития детей дошкольного возраста
№ п/п |
Название и авторы программы |
Концептуальные положения математического развития детей |
Планируемые результаты по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста |
1. |
«Игралочка»
Под ред. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой [14] |
В основу программы положены концептуальные идеи непрерывности образования Л.Г. Петерсон. Среди основных принципов построения программы принципы гуманизации и гуманитаризации образования, приоритета развивающей функции в обучении математике. Программа нацелена на создание условий для накопления ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, дан комплекс педагогических инструментов, обеспечивающих на дошкольном и начальном уровнях общего образования преемственность развития детей. Программа разбита на 4 части (курса), охватывая детей от 3 до 7 лет. Формы работы: игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность. Программа может использоваться в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» примерной ООП ДО «Мир открытий». |
Части 3 и 4 «Игралочка – ступенька к школе» рассчитаны соответственно на детей шестого и седьмого года жизни. К завершению 3-го курса обучения (к 6 г.) ребенок: - умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов; - умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, используя знаки =, ≠, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда; - умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5. К завершению 4 курса обучения (к 7 г.) ребенок: - умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках; - умеет определять на основе предметных действий состав чисел до 10 - умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц; - умеет решать простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание с использованием наглядности.
|
2. |
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
К.В. Шевелёв [25] |
Направлена на развитие интеллектуальных и сенсорных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет в процессе ФЭМП. В основе лежат базовые положения ФГОС ДО и Концепции содержания непрерывного образования, где идеи развивающего обучения, предполагают усвоение детьми необходимых умений, навыков и использование их в значимой для дошкольников деятельности. Реализация программы предполагает 4-годичное обучение по возрастным группам: младшая, средняя, старшая и подготовительная. Включает комплексную систему игр, заданий, упражнений, постановок, олимпиад, физкультминуток и обеспечивает постоянное включение детей в процесс активизации познавательных процессов. Для каждой категории детей разработан комплект рабочих тетрадей. |
К 6 годам ребёнок должен: - ориентироваться в предметной модели и отрезке натурального ряда чисел, знать место каждого числа в ряду; – определять количество предметов в множестве (до 10), соотносить количество с числом, с цифрой и наоборот; – составлять число из единиц и 2 меньших до 10; – использовать знаки «>», «<», «=», «=» при сравнении множеств и чисел; – использовать знаки «+», «-» при обозначении арифметических действий; – решать простейшие примеры и задачи (до 10); – составлять задачи по картинкам и обсуждать способы их решения. К 7 годам ребёнок должен: – считать количество предметов в множестве (до 20), соотносить количество с числом, цифрой и наоборот; – сравнивать числа (до 20) и множества, уравнивать множества различными способами; – ориентироваться в предметной модели натурального числа и в отрезке натурального ряда; – сравнивать числа-соседей; – делить множества на подмножества, элементы множества, выполнять объединение множеств, определять пересечения множеств; – использовать в речи понятия: последующее, предыдущее, четное, нечетное число; – определять состав чисел (до 10) из единиц и двух меньших; – составлять и решать математические выражения; – использовать приемы вычисления при решении примеров и задач; – составлять задачи по картинкам, объяснять ход их решения. |
Представленные в таблице парциальные программы также соответствуют требованиям ФГОС ДО и создают условия педагогом ДОО для вариативной реализации основных задач по формированию счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом общими для всех остаются содержательные ориентиры, связанные с знаниями, умениями и навыками детей по данной теме.
В программе «Игралочка» большое внимание уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
В программе «формирование элементарных математических представлений у дошкольников», согласно ФГОС, вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции. Но занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того обязательно используются оздоровительные технологии, — то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.
Таким образом, какой бы образовательной программой не пользовался педагог, формирование счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
ü освоение содержательной (знания, представления, понятия) и операционной (умения, навыки) части программы;
ü активизацию познавательной деятельности детей,
ü развитие математического мышления (гибкость, глубина, широта, целенаправленность),
ü воспитание интереса к процессу познания, к самому предмету «математика», желание овладевать новыми умениями, навыками и практически их применять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.