Анализ программ дошкольного образования
Оценка 5

Анализ программ дошкольного образования

Оценка 5
Домашняя работа
docx
преподавание
23.10.2022
Анализ программ дошкольного образования
Анализ программ дошкольного образования
анализ таблиц дош.обр.docx

Таблица 1. Примерные ООП дошкольного образования

п/п

Название и авторы программы

Концептуальные положения, принципы математического развития детей

Планируемые результаты и формы работы по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.

Инновационная программа дошкольного образования

«От рождения до школы». 

Под ред.

Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,

Э.М.Дорофеевой

Основывается на  научных положениях в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его последователей. Программа строится на  принципе единства развития, воспитания и образования ребенка, а также основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики: развивающее обучение в зоне ближайшего развития ребенка; принцип культуросообразности; деятельностный подход; опора на ведущий вид деятельности; амплификация детского развития; принцип пространства детской реализации.

В предметно-пространственной среде группы выделяется «центр математики». Рядом с которым должны располагаться уголок для настольных игр и центр науки и естествознания.

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Работа по математическому развитию детей реализуется по группам согласно возрастным обособленностям детей.

К концу старшего дошкольного возраста:

- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, где предметы отличаются определенными признаками;

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- учить считать в пределах 20 без операций над числами;

- учить понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 7 > 6 на 1) до 10;

- отсчитывать предметы из большого количества по образцу;

- совершенствовать умение считать и называть числа в  прямом и  обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному

цифрой, определять пропущенное число;

- знакомить с составом чисел в пределах 10;

- учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10);

- учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс, минус и

равно, больше, меньше;

- считать предметы на ощупь, воспроизводить количество звуков, движений по  образцу;

- познакомить с цифрами от 0 до 9;

- учить детей понимать, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, формы, их расположения, а также направления счета;

Основной формой работы являются занятия, которые отвечают условию целенаправленной образовательной деятельности по математическому развитию детей. Они позволяет реализовать системный подход с учетом возрастных психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Проводятся 2 раза в неделю. Полученные знания и умения используются в проектной, событийной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

2.

Примерная ООП ДО

«Детский сад по системе Монтессори»

Под ред.

Е.А. Хилтунен

Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в ДОО и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в нач. XX в. Марией Монтессори.

 Предусматривается  разновозрастная организация групп, что способствует естественному получению детьми разнообразного социального опыта. Одна группа - дети раннего возраста от 1 года до 3 лет, другая - дошкольная группа, для детей от 3 до 7 лет.

Специально подготовленная предметно-пространственная развивающая среда призвана обеспечить оптимальные условия для самостоятельной образовательной деятельности детей, а также условия для полноценного и внимательного со стороны взрослого ухода за ребенком. В группе обязательно выделяется пространство для развития математических представлений. В дидактических материалах М.Монтессори видны связи арифметики и геометрии. Бусины, кубики, стержни, штанги, таблички являются «материализованными абстракциями». С помощью данных материалов происходит: знакомство с целыми числами и количествами; введение в мир чисел и их цифровых символов; знакомство на конкретном уровне с основными арифметическими действиями, глубокое понимание их сути; решение простейших математических задач.

Все материалы математического уголка делятся на четыре группы.

1 группа: помогает детям освоить счет в пределах 10.

2 группа: база в формировании у детей представления о десятичной системе и понимании сути арифметических действий.

3 группа: дети осваивают названия чисел в пределах 1000.

4 группа: помогает детям практиковаться в выполнении арифметических действий с однозначными числами и запоминать табличное сложение, вычитание, умножение, деление.

 В работе с данными материалами педагоги опираются на три принципа:

1) освоение нового навыка, знания от простого к сложному;

2) движение ребенка в познании от конкретного к абстрактному;

3) введение количеств, а затем введение символов.

В индивидуальной карте возможностей детей дошкольной разновозрастной группы выделены следующие достижения детей:

- считает устно от 1 до 10,

- знает цифры от 1 до 10,

- понимает значение чисел от 1 до 10,

- различает четные и нечетные числа от 1 до 10,

- считает десятками, парами, пятерками,

- определяет разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи,

- складывает и вычитает с помощью счетного материала,

- умножает и делит с помощью счетного материала,

- выполняет некоторые арифметические действия

без счетного материала.

В качестве основной формы работы с детьми выделяют свободную самостоятельную

деятельность в образовательной развивающей среде. Также используются дидактические тематические круги, презентации материалов, обсуждение событий и проектная деятельность; с возрастными подгруппами проводят тематические игры.

3.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

В основе содержания программы лежит культурно-исторический подход, а с технологической стороны - системно-деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательной среды.

Работа строится по группам с учётом возрастных особенностей.

Одной из особенностей Программы является технология деятельностного метода «Ситуация». Суть её в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия». Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени. Но они имеют сходную структуру и включают следующие этапы, или «шаги»:

- введение в ситуацию;

- актуализация детского опыта;

- затруднение в ситуации;

- «открытие» нового знаний;

- включение нового знания в систему знаний;

- осмысление.

В рамках формирования элементарных математических представлений данная технология применяется полностью. В математическом развитии детей идёт постепенный переход от действий с предметными моделями математических ситуаций к графическим моделям. Дети начинают самостоятельно выполнять так называемое пробное действие, на основе которого разворачивается проблемная ситуация на занятии. Особое внимание уделяется индивидуальному общению с детьми, испытывающими трудности в освоении материала, либо, наоборот, проявляющими интерес и любознательность к тому или иному вопросу.

К концу старшего дошкольного возраста:

- закреплять умение строить графические модели чисел в пределах 10, называть для каждого предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие;

- развивать умение считать в пределах 10 (и больше) в прямом и обратном порядке, соотносить запись чисел 1–10 с количеством;

- тренировать умение сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого;

- формировать первичное представление о составе чисел до 10;

- продолжать развивать умение решать простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание (в пределах 10).

Основная форма работы – занятие, которое проводится 2 раза в неделю. В старшей и подготовительной группах

на занятиях с детьми, помимо раздаточного дидактического материала, используются рабочие тетради. Не разрушая специфических для дошкольников видов деятельности, они помогают сформировать у них представление о новых видах работ, которые им предстоят в школе.

 

Все представленные примерные ООП ДО отвечают требованиям ФГОС ДО по основным задачам и принципам работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений, в них определены основные условия и формы реализации содержательной работы с детьми. Каждая из программ строится на основе деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов к обучению детей. Математическое развитие детей предполагает целенаправленное организованное взаимодействие педагога с ними, прежде всего в форме занятия. Несмотря на вешние отличия данных программ друг от друга, требования к знаниям и умениям детей старшего дошкольного возраста в рамках освоения счётной деятельности кардинально не отличаются.

Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с ориентацией преимущественно на паспортный возраст). Программа  нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУНов.  Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное

 

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

Программа «Детский сад по системе Монтессори» заключена в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.

В основу Программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в образовании на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в непрерывной образовательной системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») . Основными особенностями Программы «МИР ОТКРЫТИЙ» являются:

 «Мир открытий» – это отечественная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума;

 «Мир открытий» – программа нового поколения, базирующаяся на общих законах организации и развития любой деятельности, выделенных в общей теории деятельности;

 «Мир открытий» – развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;

 «Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования;

 «Мир открытий» – первая отечественная программа дошкольного образования, в которой отражены ключевые положения международной стратегии образования для устойчивого развития;

 «Мир открытий» – комплексная образовательная программа, охватывающая все возрастные периоды развития детей от рождения до поступления в школу;

 «Мир открытий» – программа открытого типа, предполагающая расширение возможностей педагогов в использовании предложенного содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей;

 «Мир открытий» – новая программа, для успешной реализации которой действует всероссийская многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей.

Стержнеобразующим технологическим звеном программы «МИР ОТКРЫТИЙ» является курс математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, который на протяжении многих лет успешно используется дошкольными образовательными организациями всей России и неоднократно доказывал свою эффективность как с точки зрения достижения высоких результатов интеллектуального развития ребенка-дошкольника, так и в плане развития его личностных качеств.

Таким образом, все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.

 

 

Таблица 2. Парциальные программы математического развития детей дошкольного возраста

п/п

Название и авторы программы

Концептуальные положения математического развития детей

Планируемые результаты по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.

 «Игралочка»

 

Под ред.

Л.Г. Петерсон,

Е.Е. Кочемасовой [14]

В основу программы положены концептуальные идеи непрерывности образования Л.Г. Петерсон. Среди основных принципов  построения программы принципы гуманизации и гуманитаризации образования, приоритета развивающей функции в обучении математике.

Программа нацелена на создание условий для накопления ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, дан комплекс педагогических инструментов, обеспечивающих на дошкольном и начальном уровнях общего образования преемственность развития детей.

Программа разбита на 4 части (курса), охватывая детей от 3 до 7 лет.

Формы работы: игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

Программа  может использоваться в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» примерной ООП ДО «Мир открытий».

Части 3 и 4 «Игралочка – ступенька к школе» рассчитаны соответственно на детей шестого и седьмого года жизни.

К завершению 3-го курса обучения (к 6 г.) ребенок:

- умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов;

- умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, используя знаки =, ≠, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда;

- умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.

К завершению 4 курса обучения (к 7 г.) ребенок:

- умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках;

 - умеет определять на основе предметных действий состав чисел до 10

- умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- умеет решать простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание с использованием наглядности.

 

2.

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

 

К.В. Шевелёв 

[25]

 Направлена на развитие интеллектуальных и сенсорных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет в процессе ФЭМП. В основе лежат базовые положения ФГОС ДО и Концепции содержания непрерывного образования, где идеи развивающего обучения, предполагают усвоение детьми необходимых умений, навыков и использование их в значимой для дошкольников деятельности.

Реализация программы предполагает 4-годичное обучение по возрастным группам: младшая, средняя, старшая и подготовительная.

Включает комплексную систему игр, заданий, упражнений, постановок, олимпиад, физкультминуток и обеспечивает постоянное включение детей в процесс активизации познавательных процессов. Для каждой категории детей разработан комплект рабочих тетрадей.

К 6 годам ребёнок должен:

- ориентироваться в предметной модели и отрезке натурального ряда чисел, знать место каждого числа в ряду;

– определять количество предметов в множестве (до 10), соотносить количество с числом, с цифрой и наоборот;

– составлять число из единиц и 2 меньших до 10;

– использовать знаки «>», «<», «=», «=» при сравнении множеств и чисел;

– использовать знаки «+», «-» при обозначении арифметических действий;

– решать простейшие примеры и задачи (до 10);

– составлять задачи по картинкам и обсуждать способы их решения.

К 7 годам ребёнок должен:

– считать количество предметов в множестве (до 20), соотносить количество с числом, цифрой и наоборот;

– сравнивать числа (до 20) и множества, уравнивать множества различными способами;

– ориентироваться в предметной модели натурального числа и в отрезке натурального ряда; – сравнивать числа-соседей;

– делить множества на подмножества, элементы множества, выполнять объединение множеств, определять пересечения множеств;

– использовать в речи понятия: последующее, предыдущее, четное, нечетное число;

– определять состав чисел (до 10) из единиц и двух меньших;

– составлять и решать математические выражения;

– использовать приемы вычисления при решении примеров и задач;

– составлять задачи по картинкам, объяснять ход их решения.

 

Представленные в таблице парциальные программы также соответствуют требованиям ФГОС ДО и создают условия педагогом ДОО для вариативной реализации основных задач по формированию счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом общими для всех остаются содержательные ориентиры, связанные с знаниями, умениями и навыками детей по данной теме.

В программе «Игралочка» большое внимание уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.

В программе «формирование элементарных математических представлений у дошкольников», согласно ФГОС, вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции. Но занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того обязательно используются оздоровительные технологии, — то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.

Таким образом, какой бы образовательной программой не пользовался педагог, формирование счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

ü     освоение содержательной (знания, представления, понятия) и операционной (умения, навыки) части программы;

ü     активизацию познавательной деятельности детей,

ü     развитие математического мышления (гибкость, глубина, широта, целенаправленность),

ü     воспитание интереса к процессу познания, к самому предмету «математика», желание овладевать новыми умениями, навыками и практически их применять.


 

Таблица 1. Примерные ООП дошкольного образования № п/п

Таблица 1. Примерные ООП дошкольного образования № п/п

Основной формой работы являются занятия, которые отвечают условию целенаправленной образовательной деятельности по математическому развитию детей

Основной формой работы являются занятия, которые отвечают условию целенаправленной образовательной деятельности по математическому развитию детей

Специально подготовленная предметно-пространственная развивающая среда призвана обеспечить оптимальные условия для самостоятельной образовательной деятельности детей, а также условия для полноценного и внимательного со стороны взрослого ухода…

Специально подготовленная предметно-пространственная развивающая среда призвана обеспечить оптимальные условия для самостоятельной образовательной деятельности детей, а также условия для полноценного и внимательного со стороны взрослого ухода…

В индивидуальной карте возможностей детей дошкольной разновозрастной группы выделены следующие достижения детей: - считает устно от 1 до 10, - знает цифры от 1 до…

В индивидуальной карте возможностей детей дошкольной разновозрастной группы выделены следующие достижения детей: - считает устно от 1 до 10, - знает цифры от 1 до…

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику

Мир открытий» – первая отечественная программа дошкольного образования, в которой отражены ключевые положения международной стратегии образования для устойчивого развития; «Мир открытий» – комплексная образовательная программа,…

Мир открытий» – первая отечественная программа дошкольного образования, в которой отражены ключевые положения международной стратегии образования для устойчивого развития; «Мир открытий» – комплексная образовательная программа,…

Игралочка» Под ред. Л.Г

Игралочка» Под ред. Л.Г

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Таким образом, какой бы образовательной программой не пользовался педагог, формирование счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста предполагает: ü освоение содержательной (знания, представления, понятия) и…

Таким образом, какой бы образовательной программой не пользовался педагог, формирование счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста предполагает: ü освоение содержательной (знания, представления, понятия) и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022