Анализ произведения живописи
Методика описания картины:
Картина «Грачи прилетели» Саврасов А. К.
Стратегия |
Критерии |
Жизненная |
В картине «Грачи прилетели» Саврасов А. К. прежде всего стремится показать то, что окружает человека в повседневной жизни, что обращает наше внимание на реальность. Глядя на его картины, открывается красота русской земли. Саврасов был родоначальником лирического пейзажа. |
Изобразительная |
Художник строит общий светлый колорит картины на скромных, приглушенных сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. И вот такие переходы придают картине жизненность и правдивость. Композиция картины, ее ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны. Полотно, условно говоря, состоит из трех горизонтальных поясов, решенных каждый в определенной цветовой тональности. Верхнюю половину занимает очень светлое, с преобладанием холодных голубых тонов небо. Нижняя треть — тоже светлый, серовато-белильный снег. А в середине между ними сравнительно узкий, коричневый с голубыми прописками пояс — от забора до горизонта дальних полей. Наиболее темный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и легкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа. На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно. Действительно, главное в картине — грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник как бы дает нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. |
Авторская |
Саврасов А. К. мечтал изобразить церковь. Он искал место, с которого она лучше всего будет просматриваться. Все в картине необычайно просто. Кажется, увидел художник неказистый уголок русского села в весенний день и под влиянием нахлынувших чувств, не мудрствуя, рассказал о нем. Не о многих пейзажах можно с такой же правотой сказать: вот истинная Россия в самых типичных и милых сердцу ее чертах. |
Культурная |
Творчество Саврасова А. К. отличалось от творчества других художников полнотой, глубиной, правдивостью. В картине «Грачи прилетели» больше самой России, чем у других. У других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». |
Импрессивная |
В картине «Грачи прилетели» заложен главный секрет воздействия на наше воображение, чувства. Она не может быть до конца понята, если не проникнуть в ее эмоциональную сущность – это красота русской природы, ее глубинок. |
Ассоциативное |
Если грачи прилетели, то весна уже в пути. В картине все настолько обыденное, но и прямо некрасивое воспринимается как нечто, несущее в себе настоящую большую красоту. За образом сельской Руси встает образ народа. |
Эмоциональное |
Стихотворение А. Усачёва «Грачи прилетели» раскрывает суть картины.
Еще не утихли метели. Еще не проснулись ручьи. Но в город грачи прилетели. – Грачи прилетели! Грачи!
Расселись они на берёзах: Шумят, суетятся, кричат… Спешат обустраивать гнёзда, Чтоб высидеть к маю грачат.
Какое повсюду веселье! Едва опустившись с высот, Как будто букетик весенний, Грач веточку в клюве несёт.
И с новой надеждой и верой Посмотрит вокруг человек: На мутное небо и серый, Слежавшийся мартовский снег.
Растает на Вербной неделе, А может быть, и на Страстной. Но в город грачи прилетели, И в воздухе пахнет весной.
|
Стилистическая |
Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально пользуется непокрытым красками холстом. Прибегнув к одному из своих излюбленных приемов — «вертикали» от земли к небу, художник изображает небесные блики и в проталинах на нижней части полотна. Художник писал в реалистическом стиле, передавай реальную суть увиденного. |
Резюмирующая |
Картина влияет на наши чувства, наше воображение. Ее содержание отражает настолько глубокое понимание жизни родной природы, но и сущность общественных убеждений демократической части русской интеллигенции. Природа и жизнь человека оказались слитыми. |
Метафорическая |
На картине нет ни леса, ни поля, ни реки, ни даже деревни. Есть только уголок задворков, небо да равнина вдали. А между тем несколько деревьев с гнездами грачей, крыши домиков и полоска равнины воспринимаются как образ родины. Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба: с ее ветками, аналогом пальмовых ветвей в холодном климате, на Руси традиционно встречали Вербное воскресенье. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.