Анализ решаемости ОГЭ
Литература (репетционный)
Дата проведения: ...20..г.
Класс 9
Учитель …
Цель проведения: определение уровня готовности к экзамену по литературе.
Назначение КИМ для ОГЭ
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Документы, определяющие содержание КИМ
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Особенности содержания, структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения ОГЭ определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля. Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней присутствуют только задания с развёрнутым ответом. В КИМ для ОГЭ не включены задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развёрнутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»). Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углублённым изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе; даёт информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе; позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.
Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырёх заданий части 2. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.
Экзаменационная работа по литературе для проведения ОГЭ по литературе состоит из двух частей. В части 1 работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещённого в самой экзаменационной работе, в части 2 даются темы сочинений.
При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов. Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – анализ лирического стихотворения (или басни). Второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени на выполнение заданий идентичен первому, разница заключается в том, что задания второго варианта нацелены на выявление особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объёме 3 –5 предложений и оценивается максимально 6 баллами. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций. Сопоставительное задание (1.1.3 или 1.2.3) оценивается максимально 8 баллами. В целом на выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут. При разработке экзаменационного материала части 1 учитываются требования к отбору фрагмента текста или стихотворения. Отобранный фрагмент эпического ( или драматического, или лироэпического) произведения должен: – обладать смысловой завершённостью; – сохранять целостность текста (в ряде случаев всё же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением объёма текста); – быть корректным и адекватным ситуации экзамена (не включаются фрагменты, содержащие психологически травмирующие натуралистические подробности; большое количество диалектизмов, иноязычные тексты с переводом; многочисленные комментирующие ссылки, требующие дополнительного времени для полноценного восприятия текста, и проч.); – быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; – быть значимым для понимания идейно-художественных особенностей произведения, содержать комплекс важных для автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом; – содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволяет сформулировать задание сопоставительного характера. Требования к отбору текста лирического стихотворения (или басни) не столь многочисленны. Помимо точного соответствия стихотворения нормативным документам по предмету, поэтический текст должен позволять экзаменуемому: выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; строить развёрнутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой), особенностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблемно-тематическим связям данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков. Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Первая тема (2.1) относится к творчеству автора, чье произведение взято в качестве исходного текста, или непосредственно к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; вторая (2.2) относится к творчеству поэта, чьё лирическое стихотворение (или басня) включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведённых в части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырёх предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной). Сочинение оценивается максимально 13 баллами.
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям.
№ |
Часть работы |
Количество заданий
|
Максимальный первичный балл
|
Типы заданий
|
1 |
1 Часть 1 (экзаменуемому предлагается выбор из двух вариантов) |
2 |
12 |
Задание с развёрнутым ответом в объёме 3–5 предложений |
1 |
8 |
Задание сопоставительного характера с развёрнутым ответом в объёме 5–8 предложений |
||
2 |
Часть 2 (экзаменуемому предлагается выбор из четырёх заданий) |
1 |
13 |
Задание с развёрнутым ответом (сочинение в объёме не менее 200 слов) |
Итого |
|
4 |
33 |
|
Всего в работе – 10 заданий; из них от экзаменуемого требуется выполнить 4 задания: 3 из части 1 и 1 из части 2. |
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 (в обоих вариантах) содержит два задания базового уровня (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) и одно задание повышенного уровня (1.1.3, 1.2.3). Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен выбор из четырёх заданий: 2.1–2.4), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного полноформатного сочинения на литературную тему.
Таблица 2. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
|
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 |
|
Базовый (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) |
2 |
12 |
|
36 |
|
Повышенный (1.1.3, 1.2.3) |
1 |
8 |
|
24 |
|
Высокий (2.1–2.4) |
1 |
13 |
|
40 |
|
Итого |
4 |
33
|
|
100 |
|
Экзаменационная работа за курс основной школы по литературе проходила …20..г.
В экзаменационной работе принимала участие учащаяся 9…
Результаты ОГЭ
Таблица3. Решаемость заданий ОГЭ по литературе в 9 классе
Гистограмма «Средний тестовый балл по классу»
Индивидуальный профиль учащейся
(за I-II четверть)
Таблица 7. Анализ выполнения отдельных заданий
Обозначение задания в работе |
Задание
|
Критерии |
Уровень сложности задания
|
Процент выполнения
|
|
Часть 1 |
1.1.1/1.2.1 |
Задание с развёрнутым ответом в объёме 3–5 предложений |
Соответствие ответа заданию |
базовый |
100 |
Привлечение текста произведения для аргументации |
100 |
||||
Логичность и соблюдение речевых норм |
100 |
||||
1.1.2/1.2.2 |
Задание с развёрнутым ответом в объёме 3–5 предложений |
Соответствие ответа заданию |
базовый |
75 |
|
Привлечение текста произведения для аргументации |
75 |
||||
Логичность и соблюдение речевых норм |
75 |
||||
1.1.3/1.2.3 |
Задание сопоставительного характера с развёрнутым ответом в объёме 5–8 предложений |
Выявлять художественные приемы и средства |
повышенный |
100 |
|
Часть 1 |
Сопоставление произведений |
75 |
|||
Привлечение текста произведения для аргументации |
50 |
||||
Логичность и соблюдение речевых норм |
100 |
||||
Часть 2 |
4 |
Задание с развёрнутым ответом (сочинение в объёме не менее 200 слов) |
Соответствие теме и ее раскрытие |
высокий |
50 |
Привлечение текста произведения для аргументации |
50 |
||||
Опора на теоретико-литературные понятия |
100 |
||||
Композиционная цельность и логичность |
83 |
||||
Соблюдение речевых норм |
100 |
Выводы
Анализ выполнения заданий ОГЭ по литературе показывает, что уровень сформированности у обучающейся основных учебных умений, соответствующих важнейшим компетенциям (читательской, литературоведческой, коммуникативной), в целом средний, по критерию «соблюдение речевых норм» учащаяся показала средний уровень знаний, на высоком уровне проявили умение выявлять художественные приемы и средства, показали знание основных теоретико-литературных понятий.
Учащаяся успешно справилась с заданием повышенной сложности, написав сочинение объемом не менее 200 слов на заданную тему. Ученица продемонстрировала способность понимать характер задания и раскрывать тему, используя теоретико-литературные понятия. Основные ошибки, допущенные в работах: поверхностное раскрытие темы, нарушение композиционной цельности и логичности речевого высказывания.
Затруднение вызвали задания, связанные с умением проводить сопоставительный анализ нескольких произведений, с умением привлекать текст для аргументации.
Рекомендации:
1.Подготовить дидактический материал по литературе на основе заданий ФИПИ по вопросам, вызвавшим у обучающихся затруднения.
2. При подготовке обучающихся к экзамену по литературе следует обратить особое внимание на сопоставление художественных произведений, привлечение текста для аргументации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.