Анализ решаемости ОГЭ Литература
Оценка 4.9

Анализ решаемости ОГЭ Литература

Оценка 4.9
Документация
docx
другое
9 кл
02.06.2020
Анализ решаемости ОГЭ  Литература
Анализ выполнения заданий ОГЭ по литературе показывает, что уровень сформированности у обучающейся основных учебных умений, соответствующих важнейшим компетенциям (читательской, литературоведческой, коммуникативной), в целом средний, по критерию «соблюдение речевых норм» учащаяся показала средний уровень знаний, на высоком уровне проявили умение выявлять художественные приемы и средства, показали знание основных теоретико-литературных понятий.
Анализ решаемости ОГЭ.docx

Анализ решаемости ОГЭ

Литература   (репетционный)

 

Дата проведения: ...20..г.

Класс 9

Учитель …

         Цель проведения: определение уровня готовности к экзамену по литературе.

 

Назначение КИМ для ОГЭ

 Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Документы, определяющие содержание КИМ

 Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

 

Особенности содержания, структуры КИМ

 Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения ОГЭ определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.  Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней присутствуют только задания с развёрнутым ответом. В КИМ для ОГЭ не включены задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развёрнутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»). Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углублённым изучением литературы.  Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе; даёт информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе; позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля. 

  Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырёх заданий части 2.  Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.

Экзаменационная работа по литературе для проведения ОГЭ по литературе состоит из двух частей. В части 1 работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещённого в самой экзаменационной работе, в части 2 даются темы сочинений.

 При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов. Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – анализ лирического стихотворения (или басни). Второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени на выполнение заданий идентичен первому, разница заключается в том, что задания второго варианта нацелены на выявление особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объёме 3 –5 предложений и оценивается максимально 6  баллами.  Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций. Сопоставительное задание (1.1.3 или 1.2.3) оценивается максимально 8 баллами.  В целом на выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут. При разработке экзаменационного материала части 1 учитываются требования к отбору фрагмента текста или стихотворения. Отобранный фрагмент эпического ( или драматического, или  лироэпического) произведения должен: – обладать смысловой завершённостью; – сохранять целостность текста (в ряде случаев всё же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением объёма текста); – быть корректным и адекватным ситуации экзамена (не включаются фрагменты, содержащие психологически травмирующие натуралистические подробности; большое количество диалектизмов, иноязычные тексты с переводом; многочисленные комментирующие ссылки, требующие дополнительного времени для полноценного восприятия текста, и проч.); – быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; – быть значимым для понимания идейно-художественных особенностей произведения, содержать комплекс важных для автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом; – содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволяет сформулировать задание сопоставительного характера. Требования к отбору текста лирического стихотворения (или басни) не столь многочисленны. Помимо точного соответствия стихотворения нормативным документам по предмету, поэтический текст должен позволять экзаменуемому: выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; строить развёрнутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой), особенностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблемно-тематическим связям данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков. Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения.  Первая тема (2.1) относится к творчеству автора, чье произведение взято в качестве исходного текста, или непосредственно к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; вторая (2.2) относится к творчеству поэта, чьё лирическое стихотворение (или басня) включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведённых в части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырёх предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной). Сочинение оценивается максимально 13 баллами. 

 

Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям.

Часть работы

Количество заданий 

 

Максимальный первичный балл

 

Типы заданий

 

1

1 Часть 1 (экзаменуемому предлагается выбор из двух вариантов)

2

12

Задание с развёрнутым ответом в объёме 3–5 предложений

1

8

Задание сопоставительного характера с развёрнутым ответом в объёме 5–8 предложений

2

Часть 2 (экзаменуемому предлагается выбор из четырёх заданий)

1

13

Задание с развёрнутым ответом (сочинение в объёме не менее 200 слов)

Итого

 

4

33

 

  Всего в работе – 10 заданий; из них от экзаменуемого требуется выполнить 4 задания: 3 из части 1 и 1 из части 2.

 

Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 (в обоих вариантах) содержит два задания базового уровня (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) и одно задание повышенного уровня (1.1.3, 1.2.3). Часть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен выбор из четырёх заданий: 2.1–2.4), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного полноформатного сочинения на литературную тему.

 

Таблица 2. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

 

 

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

 

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33

 

Базовый  (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2)

2

12

 

36

 

Повышенный  (1.1.3, 1.2.3)

1

8

 

24

 

Высокий (2.1–2.4)

1

13

 

40

 

Итого

4

33

 

 

100

 

 

Экзаменационная работа за курс основной школы по литературе проходила …20..г.

В экзаменационной работе принимала участие  учащаяся  9…

 

 

 

 

 

 

Результаты ОГЭ

 

Таблица3.  Решаемость заданий ОГЭ по литературе в 9 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гистограмма «Средний тестовый балл по классу»

 

Индивидуальный профиль учащейся

 

 

 

   (за  I-II    четверть)

 

Таблица 7. Анализ выполнения отдельных заданий

Обозначение

задания

в работе

Задание

 

Критерии

Уровень сложности задания

 

Процент

выполнения

 

Часть 1

1.1.1/1.2.1

Задание с развёрнутым ответом в объёме 3–5 предложений

Соответствие ответа заданию

базовый

100

Привлечение текста произведения для аргументации

100

Логичность и соблюдение речевых норм

100

1.1.2/1.2.2

Задание с развёрнутым ответом в объёме 3–5 предложений

Соответствие ответа заданию

базовый

75

Привлечение текста произведения для аргументации

75

Логичность и соблюдение речевых норм

75

1.1.3/1.2.3

Задание сопоставительного характера с развёрнутым ответом в объёме 5–8 предложений

Выявлять художественные приемы и средства

повышенный

100

Часть 1

Сопоставление произведений

75

Привлечение текста произведения для аргументации

50

Логичность и соблюдение речевых норм

100

Часть 2

4

Задание с развёрнутым ответом (сочинение в объёме не менее 200 слов)

Соответствие теме и ее раскрытие

высокий

50

Привлечение текста произведения для аргументации

50

Опора на теоретико-литературные понятия

100

Композиционная цельность и логичность

83

Соблюдение речевых норм

100

 

Выводы

   Анализ выполнения заданий ОГЭ по литературе показывает, что уровень сформированности у обучающейся основных учебных умений, соответствующих важнейшим компетенциям (читательской, литературоведческой, коммуникативной), в целом средний, по критерию «соблюдение речевых норм» учащаяся показала средний уровень знаний, на высоком уровне проявили умение выявлять художественные приемы и средства, показали знание основных теоретико-литературных понятий.

Учащаяся успешно справилась с заданием повышенной сложности, написав сочинение объемом не менее 200 слов на заданную тему. Ученица  продемонстрировала способность понимать характер задания и раскрывать тему, используя теоретико-литературные понятия. Основные ошибки, допущенные в работах: поверхностное раскрытие темы, нарушение композиционной цельности и логичности речевого высказывания.

Затруднение вызвали задания, связанные с умением проводить сопоставительный анализ нескольких произведений, с умением привлекать текст для аргументации.

 

Рекомендации:

1.Подготовить дидактический материал по литературе на основе заданий ФИПИ по вопросам, вызвавшим у обучающихся затруднения.

2. При подготовке обучающихся к экзамену по литературе следует обратить особое внимание на сопоставление художественных произведений, привлечение текста для аргументации.




 

Анализ решаемости ОГЭ Литература (репетционный)

Анализ решаемости ОГЭ Литература (репетционный)

Экзаменационная работа по литературе для проведения

Экзаменационная работа по литературе для проведения

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения

Таблица 2. Распределение заданий

Таблица 2. Распределение заданий

Гистограмма «Средний тестовый балл по классу»

Гистограмма «Средний тестовый балл по классу»

Логичность и соблюдение речевых норм 75 1

Логичность и соблюдение речевых норм 75 1

При подготовке обучающихся к экзамену по литературе следует обратить особое внимание на сопоставление художественных произведений, привлечение текста для аргументации

При подготовке обучающихся к экзамену по литературе следует обратить особое внимание на сопоставление художественных произведений, привлечение текста для аргументации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020