АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ В УЗБЕКИСТАНЕ.
Оценка 5

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ В УЗБЕКИСТАНЕ.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
информатика
Взрослым
20.02.2020
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ В УЗБЕКИСТАНЕ.
В этом статье анализируется проблемы дистанционного обучения в педагогической теории в Узбекистане и практике в за рубежных вузах. На научно-теоретическом уровне актуальность проблемой в дистанционном образовании связана с тем, что поиск путей повышения качества подготовки специалистов, профессиональной компетентности выпускника, удовлетворение запросов личности в образовательных услугах обусловливают необходимость пересмотра содержания и технологий образовательного процесса, внедрения информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
АНАЛИЗ_СОСТОЯНИЯ_ПРОБЛЕМЫ_ДИСТАНЦИОННОГО.docx

 

O'ZBEKISTONDA MASOFAVIY O'QITISHNI YO’LGA QO’YISHDAGI MUAMMOLAR VA ULARNING PEDAGOGIK NAZARIYASI VA AMALIYOTDAGI TAHLILI.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ В УЗБЕКИСТАНЕ.

ANALYSIS OF THE STATE OF THE PROBLEM OF DISTANCE LEARNING IN PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE IN UZBEKISTAN.

 

Bekchanova Shoira Bazarbaevna-Nizomiy nomidagi TDPU “Masofaviy ta’lim”kafedrasi, informatika fani o’qituvchisi.

Tadqiqot yo’nalishi:13.00.06- Elektron ta'lim nazariyasi va metodikasi.

Elektron pochta: : [email protected] +998(90) 9341147

Бекчанова Шоира Базарбаевна - преподаватель информатики кафедры «Дистанционное образование» ТГПУ имени Низамий

Область научного исследования: 13.00.06 - Теория и методика электронного образования.электронная почта: st@tdpu.uz +998(90) 9341147

Bekchanova Shoira Bazarbaevna-teacher of informatics department of “Distance Education” at the TPU  named of  Nizami

Field of research: 13.00.06 - Theory and methods of electronic education.e-mail: [email protected]

+998(90) 9341147

 

Annotasiya

Ushbu maqolada O'zbekistonda pedagogik nazariya va chet el universitetlarida amaliyotda masofadan o'qitish muammolari tahlil qilinadi. Ilmiy va nazariy darajada, masofadan turib o'qitish muammosining dolzarbligi mutaxassislarni tayyorlash sifatini oshirish, bitiruvchining kasbiy mahoratini oshirish, ta'lim xizmatlariga individual ehtiyojlarni qondirish o'quv jarayonining mazmuni va texnologiyalarini, axborot-kommunikatsiya va masofaviy ta'lim texnologiyalarini joriy etishni talab qiladi. (MTT).

Аннотация

В этом статье анализируется проблемы дистанционного обучения в педагогической теории  в Узбекистане и практике в за рубежных вузах. На научно-теоретическом уровне актуальность проблемой в дистанционном образовании связана с тем, что поиск путей повышения качества подготовки специалистов, профессиональной компетентности выпускника, удовлетворение запросов личности в образовательных услугах обусловливают необходимость пересмотра содержания и технологий образовательного процесса, внедрения информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Annotation

This article analyzes the problems of distance learning in pedagogical theory in Uzbekistan and practice in foreign universities. At the scientific and theoretical level, the relevance of the problem in distance education is related to the fact that the search for ways to improve the quality of training of specialists, the professional competence of the graduate, the satisfaction of individual needs in educational services necessitates a review of the content and technologies of the educational process, the introduction of information and communication and distance educational technologies ( DET).

 

Kalit so'zlar: Masofaviy ta'lim (MT), telekommunikatsiya, video ta'lim, multimedia, elektron darsliklar, didaktik tamoyillar, o'qituvchilar tarkibi (fakultet).

 

Ключевые слова: Дистанционное обучение(ДО), телекоммуникации, видео обучение, мультимедиа, электронные учебники, дидактические принципы, ППС(профессорско-преподавательский состав).

 

Key words: Distance Learning (DL), telecommunications, video training, multimedia, electronic textbooks, didactic principles, teaching staff (faculty).

Современное общество требует переориентации образовательного процесса на новые условия жизни и запросы личности, создания предпосылок для социальной активности молодого специалиста, его способности успешно жить и работать, несмотря на геолокацию его местонахождения, что предполагает активное распространение инновационных форм и технологий обучения, в частности, широкого применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. При этом перед системой профессионального образования стоит задача сохранения качества подготовки будущих специалистов, предполагающая как-результат высокий уровень их профессиональной деятельности, соответствие полученных компетенций требованиям работодателей и общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальной мобильности.

В настоящее время в ведущих вузах Узбекистане создается сеть мультимедиа аудиторий, объединенных в единую мультисервисную интерактивную образовательную среду, которая позволяет осуществлять теоретическую и практическую подготовку студентов с использованием новейших информационных технологий, оперативно получать доступ к хранилищам учебных материалов (инженерный образовательный портал, сайты факультетов- и кафедр, электронная библиотека и т.д.), проводить видеоконференции, тестирование, а главное, предусматривается возможность

Концепции ДО  Узбекистане который была принята  08.10.2019 года номером УП-5847  «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в Республике Узбекистан» . Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). удаленного доступа к уникальным лабораторным стендам и серверам со специализированным программным обеспечением.

В этой связи к преподавателю вуза предъявляются особые требования, связанные с возможностью и необходимостью применения в практике профессиональной деятельности перечисленных выше современных информационных технологий и компьютерных средств обучения. В настоящее время роль преподавателя вуза, его профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения и требует от профессорско-преподавательского состава наличия высокого уровня  профессиональной компетентности в сфере информационных технологий, навыков в разработке методического обеспечения учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в сетевой интерактивной аудитории «преподаватель — сеть мультимедиа — студент», проведение форумов дисциплины в течение семестра и др. Указанные особенности организации образовательного процесса приводят к необходимости специальной дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза; в сфере дистанционных образовательных технологий.

В дистанционном обучение , при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов-проблемы, связанные с применением информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и дистанционном обучении в той или иной степени нашли отражение в трудах современных исследователей . Задачи, решаемые вопросы в процессе реализации Концепции ДО  Узбекистане который была принята  08.10.2019 года номером

УП-5847  «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в Республике Узбекистан» дается следующее определение дистанционного обучения:

- дистанционное обучение это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обменучебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.); 

-    анализ опыта организации ДО в за рубежных вузах;

-    «blended learning» технологии;

- разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей поддержку системы ДО;

-  проведение комплексного мониторинга ППС с целью выявления уровня компьютерной грамотности, внешних и внутренних факторов активного овладения средствами информационных технологий;

- выявление готовности ППС  в "ТГПУ - для дистанционного обучения" по следующим параметрам: наличие электронных учебно-методических комплексов (или специальных кейсов - индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств) по каждой учебной дисциплине; специальная подготовка преподавателей для работы в новой информационно-образовательной среде; наличие электронных форм проверки знаний обучающихся;

- создание базы учебных материалов (для ДО) и механизма учебно-методического управления этой базой;

- формирование информационно-образовательной среды ДО;

- разработка средств ДО: специализированных учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, включая электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующих комплексы, учебные видеофильмы, аудиозаписи и др,

-    внедрение интегрированных средств разработки и использования сетевых курсов;

-   создание кейс, сетевых технологий обучения.

- создание системы педагогического мониторинга, обеспечивающей координацию процессов развития, прогноз кадровых потребностей и др.;

- подготовка и повышение квалификации педагогических и технических кадров с учетом социокультурных особенностей региона; организация системы профессиональной переподготовки (или повышения квалификации) ППС для преподавания в новой информационно-образовательной среде, ППС и учебно-вспомогательного персонала для работы с дистанционной образовательной технологией ;

- оказание научной и учебно-методической помощи обучающимся через консультацию "Интернет-образование";

- создание специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса с применением ДО;

- привлечение ППС из зарубежья для участия в дистанционном образовательном процессе.

 

Формы организации дистанционных занятий.

         Чат-занятия;

         Телеконференции ;

         Веб-занятия;

         «blended learning» технологии;

 

Чать занятие

ž  Учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.

ž  Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

ВЕБ-ЗАНЯТИЯ.

ž  Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

ž  Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

ž  От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции.

ž  Проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

ž   Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

 

«Blended learning» технологии

Что такое Blendedlear Learning?

Смешанное обучение включает в себя обучение как онлайн, так и в любой точке мира. Комната смешанного обучения использует онлайн и традиционные методы обучения, чтобы предоставить учащимся более эффективный опыт обучения. Учителя часто используют образовательные онлайн-компоненты, такие как обучающие видео, игры, онлайн-учебные материалы и подкасты.

  В отличие от традиционных- студентов, онлайн-материал не заменяет очного обучения, а используется как дополнительная помощь. Например, учитель может приказать своим ученикам посмотреть дополнительные видеоуроки или участвовать в подкасте, чтобы улучшить их понимание предмета. Смешанное обучение рассчитано на два метода: взаимодополняющий онлайн и традиционный.

 

Достоинства дистанционного обучения.

ž  Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

ž  Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.

ž  Дистанционное обучение предоставляет  возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.

ž   Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

Недостатки дистанционного обучения.

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.
  •  Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • -Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

У нас в Узбекистане  в эти дни ТГПУ работает испытательный сайт для ДО www.st.tdpu.uz

Этот сайт в настоящее время работает над дистанционным обучением в качестве испитание и тестом для студентов заочных курсов.

Этот сайт в настоящее время имеет 11 навралении и общие выборочные предметы, размещенных и запущенных на сайте.

В этом эксперименте участвуют учащиеся 2-й курс Методики обучения информатике, и их промежуточные вопросы были отправлены на наш сайт с использованием программного обеспечения LMS Moodle. Студенты начали отправлять ответы на наш сайт, который в настоящее время работает над настроением LMS, и наши преподаватели в настоящее время проверяют и оценивает.

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показывает, что теоретические и практические аспекты ДО, ДОТ и информационного обеспечения ДО, особенности ДО в структуре непрерывного педагогического образования, а также вопросы глобализации и информатизации образования разработаны, несмотря на большой объем литературы, в настоящее время недостаточно полно. Особо необходимо отметить не разработанность научно-педагогических подходов к созданию информационного обеспечения ДОТ.

Отсюда возникает противоречие между возросшими требованиями общества и современного рынка труда к уровню профессиональной подготовки специалистов и неразработанностью научно-педагогических подходов к созданию информационного обеспечения дистанционного обучения в системе высшего образования. Информационное обеспечение ДО должно быть направлено на соответствие основному требованию рынка труда — на качественную профессиональную подготовку востребованных и конкурентоспособных специалистов, на качественное унифицированное образование обучающихся, а также одновременно должно решать задачу личностно ориентированного подхода к образованию.

Выделенное противоречие, результаты изучения опыта работы учреждений высшего профессионального образования в системе ДО, анализ психолого-педагогической литературы позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании информационного обеспечения дистанционного обучения студентов в ТГПУ и создании информационно-образовательной среды, обеспечивающей успешность организации учебного процесса с использованием ДОТ и подготовку конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.

Внедрение дистанционного обучения продвинет человечество еще на несколько шагов вперед. Представьте обучение доступное практически всем слоям населения, лучшие преподаватели смогут транслировать свои лекции по всему миру. У людей отпадет необходимость преодолевать тысячи километров ради знаний. В наше время дистанционное обучение только начинает развиваться и внедряется только в качестве «дополнительной функции». Но вскоре дистанционное обучение возможно станет важным видом обучения, ведь качество знаний и есть залог успеха человека.

 

 

Литературы:

1.      Тренин Игорь Валерьевич «Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза» Москва-2017 г.

2.       Бабешко В.Н., Кочетков В.В. Телекоммуникационный портал информационно-образовательной среды дистанционного обучения. / Международная научно-методическая конференция «Телематика-2001», г. С.-Петербург

3.      https://lex.uz/docs/4545887

4.      https://regulation.gov.uz/ru/document/8131

5.      Маматов Д.Н, Бекчанова Ш.Б «На этапах развития высшее образование использование цифровое технологии в дистанционном обучении» Т-2020 г.Журнал «Иктисодиётда инновациялар»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

O'ZBEKISTONDA MASOFAVIY O'QITISHNI

O'ZBEKISTONDA MASOFAVIY O'QITISHNI

Annotation This article analyzes the problems of distance learning in pedagogical theory in

Annotation This article analyzes the problems of distance learning in pedagogical theory in

В этой связи к преподавателю вуза предъявляются особые требования, связанные с возможностью и необходимостью применения в практике профессиональной деятельности перечисленных выше современных информационных технологий и…

В этой связи к преподавателю вуза предъявляются особые требования, связанные с возможностью и необходимостью применения в практике профессиональной деятельности перечисленных выше современных информационных технологий и…

ДО: специализированных учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, включая электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующих комплексы, учебные видеофильмы, аудиозаписи…

ДО: специализированных учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, включая электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующих комплексы, учебные видеофильмы, аудиозаписи…

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной…

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной…

Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем

Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем

В этом эксперименте участвуют учащиеся 2-й курс

В этом эксперименте участвуют учащиеся 2-й курс

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показывает, что теоретические и практические аспекты

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показывает, что теоретические и практические аспекты

Литературы: 1. Тренин

Литературы: 1. Тренин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020