![]() |
Словарная работа Пафос (греч.) - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество. Родина •«Место, где кто родился» (словарь церковнославянского и русского языка, 1847 г.) •«родимая земля, чье место рождения», «земля, государство, где кто родился» (в широком значении»; город, деревня (в узком значении). (По словарю В. И.Даля); •1. Отечество, родная страна…. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь» (словарь С.И.Ожегова) Отчизна • - «Отечество, родина» (По словарю В.И.Даля) • - «(высокое) Отечество, Родина» (По словарю С.И.Ожегова) |
Творческая история стихотворения В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. После путешествия по России в 1835-1836 годах он написал «Бородино», «Песню про купца Калашникова». И вновь возникла потребность сказать о Родине. В апрельском номере журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина», которое занимает особое место в русской патриотической поэзии. Для своего времени оно было по-настоящемуноваторским. |
Чтение стихотворения Люблю отчизну я, но странною любовью! Дрожащие огни печальных деревень; Не победит ее рассудок мой. Люблю дымок спаленной жнивы, Ни слава, купленная кровью, В степи ночующий обоз Ни полного доверия покой, И на холме средь желтой нивы Ни темной старины заветные преданья Чету белеющих берез. Не шевелят во мне отрадного мечтанья. С отрадой, многим незнакомой, Но я люблю – за что, не знаю сам – Я вижу полное гумно, Ее степей холодное молчанье, Избу, покрытую соломой, Ее лесов безбрежных колыханье, С резными ставнями окно; Разливы рек ее, подобные морям; И в праздник, вечером росистым, Проселочным путем люблю скакать в Смотреть до полночи готов телеге На пляску с топаньем и свистом И, взором медленным пронзая ночи тень, Под говор пьяных мужиков. Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, |
Лингвистический анализ произведения ✓В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина». Почему? В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения! Сколько частей в стихотворении и о чем они? В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы. ✓Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих). В чем синтаксические особенности этих частей? Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить. |
✓В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации? Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание! ✓Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым? Ключевое слово – люблю, выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения. ✓Какое слово пропущено? Какую роль играет противительный союз но? Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною. ✓Дайте толкование этого слова. Эпитет странная имеет следующие толкования: «своеобычный, причудливый» (словарь 1847 года); «чудный, необычный, необыкновенный, особенный» (словарь В.И. Даля); «необыкновенный, непонятный, необычный, особенный, вызывающий недоумение» (словарь С.И. Ожегова). |
✓Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный. ✓Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении? Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения. ✓Какова роль инверсии? Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я, что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор. ✓Проведите лингвистический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но…) Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Со славой, купленной кровью, с преданиями старины. |
✓ Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают? Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»? Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм. ✓Какова роль союза ни? Он усиливает отрицание. ✓Дайте толкование слов отрадное и отрада? Отрада – «утеха, услада, утешенье, успокоение, наслаждение, что покоит, облегчает скорбь». (В.И.Даль). Отрада – «чувство удовольствия, радости. Удовлетворения» (С.И.Ожегов). Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души. ✓Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов? Олицетворение, эпитет, сравнение. |
|
|||
•Проанализируйте эпитет «немытая Россия» •Какую черту самодержавно – крепостнической империи автор отмечает как главную? •Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? •Что, кроме биографической мотивировки вносит слово «Прощай…» в это стихотворение? |
Михаил Лермонтов *** Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. 1841 г. |
||
Паша́ — Египте (до 1952 |
|||
высокий титул в политической системе Османской империи, в года) и некоторых других мусульманских странах. |
ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ!
Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.
Поэт впервые «малую родину»,
изображенную более реально и объективно, чем это делалось до него, соотнес с
понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом
сложного понятия «большой родины». Такое соотношение впоследствии стало традиционным
в русской поэзии.
Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза, в сочетании со словом чета.
Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности.
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.