Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» (дидактический материал по литературе в 5 классе)
Оценка 4.6

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» (дидактический материал по литературе в 5 классе)

Оценка 4.6
pptx
17.12.2024
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» (дидактический материал по литературе в 5 классе)
Некрасов Школьник Анализ.pptx

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

Цель урока: помочь понять произведение

Цель урока: помочь понять произведение

Цель урока:

помочь понять произведение Н.А.Некрасова «Школьник»,
его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

Н.А.Некрасов. «Школьник» Год написания – 1856 г

Н.А.Некрасов. «Школьник» Год написания – 1856 г

Н.А.Некрасов. «Школьник»

Год написания – 1856 г.

История создания – 1856 году Н.А.Некрасов находился на родине М.В.Ломоносова под Ораниенбаумом. Эти места невольно ассоциируются с великим учёным, который по своему рождению был обычным простым русским мужиком. Однако благодаря своему стремлению к знаниям сумел выбиться в люди и стал великим ученым. Именно эту идею и заложил в своё стихотворение поэт. 

Тема – рассказ о крестьянском мальчике, который, несмотря на бедность, пытается получить образование

Главная мысль образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной.

Жанр – лирическое стихотворение

Направление – реализм

История создания стихотворения

История создания стихотворения

История создания стихотворения

Стихотворение «Школьник» написано Н.А.Некрасовым в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошёл сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства.

Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М.В.Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале»Библиотека для чтения» № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года.

Жанр и тема стихотворения Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике

Жанр и тема стихотворения Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике

Жанр и тема стихотворения

Лирическое стихотворение относится к гражданской лирике. Поэтический размер произведения — хорей. Рифма – перекрёстная.
Произведение Н.А.Некрасова представляет собой монолог взрослого человека. Причина размышлений автора — случайная встреча с простым небогатым мальчиком-крестьянином. Подросток является школьником, что и делает его главным героем произведения.

Главная тема стихотворения — рассказ о крестьянском мальчике, который, несмотря на бедность, пытается получить образование.

Композиция стихотворения Повествование ведётся от лица ямщика и лирического героя

Композиция стихотворения Повествование ведётся от лица ямщика и лирического героя

Композиция стихотворения

Повествование ведётся от лица ямщика и лирического героя. Мальчик в диалог не вступает.

На сколько частей можно разделить стихотворение?

От чьего лице ведётся повествование в стихотворении?

На монолог возчика отведено семь с половиной строф, на размышление автора-повествователя отведено два с половиной четверостишия.
Произведение можно разделить на три части.

Композиция стихотворения Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид

Композиция стихотворения Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид

Композиция стихотворения

Первая часть – первые две строфы, в которых описывает встреча со школьником, его внешний вид.

Вторая часть – следующие пять строф – рассказчик размышляет о будущей учебе мальчика, о его надеждах на талантливый русский народ.

Последняя часть – обращение автора к России, которая хранит в себе столько золотых умов, столько талантливых людей, но сама же прячет их в деревнях за решеткой крепостничества.

Герои стихотворения Кто герои стихотворения?

Герои стихотворения Кто герои стихотворения?

Герои стихотворения

Кто герои стихотворения?

Рассказчик. Это мужчина, возможно и сам поэт, встречающий школьника, даёт напутствующие приободряющие слова юноше, наставляя его перед обучением. Далее мысли автора переключаются на судьбу России, на других таких же мальчиков, желающих получить образование. Рассказчик уверен, что вся проблема Родины кроется в «спрятанных умах».

Герои стихотворения Кто главный герой стихотворения?

Герои стихотворения Кто главный герой стихотворения?

Герои стихотворения

Кто главный герой стихотворения?

Школьник.   За всё произведение он не сказал ни слова, поэтому мы не знаем, как можно оценить его характер и понять его мысли. Можно подумать, что за образом маленького школьника автор подразумевал всё поколение крестьян того времени, у кого не было много шансов получить хорошее образование. Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности.

Герои стихотворения Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное…

Герои стихотворения Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное…

Герои стихотворения

Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное положение вечно нуждающихся бедняков, которые никогда не выйдут за рамки невежества. Автор гадает, как этот мальчик получил возможность учиться: последние деньги родителей или благотворительность со стороны? Это и не так важно. Автор призывает школьника не подать духом, приводит в пример великого ученого Михаила Ломоносова и желает, чтобы и его попутчик повторил его судьбу.

Ну, пошёл же, ради бога! Небо, ельник и песок —

Ну, пошёл же, ради бога! Небо, ельник и песок —

— Ну, пошёл же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невесёлая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Н.А.Некрасов. «Школьник»

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезёт в

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезёт в

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Н.А.Некрасов. «Школьник»

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении?

Какие изобразительно-выразительные средства языка
использует поэт в этом стихотворении?

ЭПИТЕТЫ

МЕТАФОРЫ

ПЕРИФРАЗ

невеселая дорога славный путь
последний грош

сон наяву
не бездарна природа
не погиб край

архангельский мужик

Н.А.Некрасов. «Школьник»

Народная мудрость Какие русские народные пословицы могут служить иллюстрацией к стихотворению

Народная мудрость Какие русские народные пословицы могут служить иллюстрацией к стихотворению

Народная мудрость

Какие русские народные пословицы могут служить иллюстрацией к стихотворению Н.А.Некрасова «Школьник»?

Ученье свет, неученье – тьма.
Учеба и труд к победам ведут.
На бога надейся, а сам не плошай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Грамоте учиться, всегда пригодится.

НЕПРАВИЛЬНО Писатель затрагивает в этом произведении тему:

НЕПРАВИЛЬНО Писатель затрагивает в этом произведении тему:

НЕПРАВИЛЬНО

Писатель затрагивает в этом произведении тему:

Направление:

Произведение было написано:

НЕПРАВИЛЬНО

в 1959 г.

в 1957 г.

Жанр произведения:

НЕПРАВИЛЬНО

классицизм

НЕПРАВИЛЬНО

романтизм

ПРАВИЛЬНО

реализм

ПРАВИЛЬНО

стихотворение

НЕПРАВИЛЬНО

притча

НЕПРАВИЛЬНО

баллада

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ПРАВИЛЬНО

в 1856 г.

«Это многих славный путь». Это:

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

ПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

НЕПРАВИЛЬНО

любви к родине

ПРАВИЛЬНО

тяги к образованию

НЕПРАВИЛЬНО

тяжёлого труда крепостных

Н.А.Некрасов. «Школьник»

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Было много ошибок:
нужно быть внимательнее

МОЛОДЦЫ!

Знания прочные:

Как вы оцениваете
свою работу на уроке?

5

ВЫХОД

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2024