Анализ учебно-воспитательной работы
классного руководителя 2 класса
Шайхуловой Е. М.
за 2020 - 2021 учебный год.
«Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности»
1. Цель и задачи воспитательной работы.
Цель воспитательной деятельности: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
Задачи воспитательной деятельности:
изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития второклассников;
способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).
2. Анализ развития классного коллектива.
Данный коллектив существует первый год (так как большая часть коллектива поступили в школу в этом году). В классе: 6 учеников (3 девочки, 3 мальчика), 2 ученицы (Листратова А., Тихонова Е.) обучались на дому. В классе 3 ребенка-инвалида. 4 ребенка воспитываются в полных семьях, 2 ребенка – в неполных семьях. 2 ребенка из многодетных семей. 1 семья состоит на учете ВШУ. Русские по национальности 5 детей, 1 ребенок – татарин.
2 ученика класса в начале учебного года были записаны в кружки в школе:
Мельникова Д. – «Веселые нотки», Королев Д. – ЮИД «Юный пешеход»
Дети различны по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. По типу поведения, отражающему темперамент и характер ребёнка: Мельникова Д. – медлительна, спокойна, уравновешена; Худотеплов А. – необщительный, неуверенный, замкнутый; Королев Д. (неуправляемый, частые вспышки агрессии) и Чернов А. – имеют вспыльчивый характер, гиперактивны.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года, когда в класс пришли 3 новых ученика (в период адаптации) отмечались вспышки агрессии среди учащихся (Королева Д., Чернова А., Худотеплова А.), неприятие отдельных учеников класса (Худотеплова А.). Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.
В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми. Повысился уровень самостоятельности (Мельникова Д., Чернов А.), появились зачатки умений влиять на социум (Мельникова Д.), помогают другим ученикам на уроках (Мельникова Д., Чернов А.). Другие учащиеся стали прислушиваться к мнению Мельниковой Д..
Адаптировавшись к новым условиям обучения, дети стали проявлять активность и желание координировать свои действия: дежурить по классу, проводить зарядку перед уроками, проявляли инициативу в трудовой (в уборке территории) и игровой деятельности и т.д.
Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий (интерактивные уроки, онлайн олимпиады, 23 февраля, 8 марта), классные часы, беседы, игры, празднование дней рождений одноклассников.
Считаю, что главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший год выполнена.
Диагностика изучения уровней проявления воспитанности учащихся 2 класса на начало 2020 – 2021 учебного года |
Диагностика изучения уровней проявления воспитанности учащихся 2 класса на конец 2020 – 2021 учебного года |
|
|
Высокий уровень воспитанности – 0 ученика Выше среднего уровень воспитанности – 0 ученика Средний уровень воспитанности – 0 ученика Низкий уровень воспитанности – 4 ученика (100%)
|
Высокий уровень воспитанности – 0 учеников Выше среднего уровень воспитанности – 0 ученик Средний уровень воспитанности – 1 учеников (25%) Низкий уровень воспитанности – 3 учеников (75%)
|
Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом, на начало учебного года в класс поступили дети очень разные по уровню подготовки, очень отличалась степень развития кругозора. Большая часть детей, не умела отвечать на вопросы учителя, имели недостаточный словарный запас. У части детей были плохо сформированы важные познавательные способности: внимание, память, восприятие, мышление, умение слушать и слышать и т. д. Мелкая моторика рук развита слабо у ученика, не мог работать ручкой и карандашом (Худотеплов А.). В начале учебного года Худотеплов А. отказывался самостоятельно работать на всех, отказывался писать, рисовать, раскрашивать, вырезать. К концу года они научились работать с помощью учителя, самостоятельно обводить буквы и цифры, раскрашивать, печатать изученные буквы. Многие дети в классе нуждаются в логопедических занятиях. На начало учебного года у некоторых детей не были развиты навыки самообслуживания (не умели завязывать шнурки, застегивать пуговицы, заправлять рубашку в брюки, следить за внешним видом и др.). В конце учебного года дети обслуживают себя самостоятельно (хотя и медленно).
Задачами адаптации второклассников было нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах. А так же формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.
Мониторинг обученности учащихся по предмету «Математика»
за 2020 – 2021 учебный год
На начало учебного года по математике IV низкий уровень обученности – 2 ученика, III ниже среднего уровень обученности – 2 ученика. К концу 2 класса IV низкий уровень обученности – 1 ученик, III ниже среднего уровень обученности – 1 ученик, II средний уровень обученности – 2 ученика.
Мониторинг обученности учащихся по предмету «Русский язык»
за 2020– 2021 учебный год
На начало учебного года по русскому языку IV низкий уровень обученности – 2 ученика, III ниже среднего уровень обученности – 2 ученика. К концу 2 класса IV низкий уровень обученности – 1 ученик, III ниже среднего уровень обученности – 2 ученика, II средний уровень обученности – 1 ученик.
Мониторинг обученности учащихся по предмету «Ручной труд»
за 2020 – 2021 учебный год
На начало учебного года по предмету «Ручной труд» IV низкий уровень обученности – 2 ученика, III ниже среднего уровень обученности – 2 ученика. К концу 2 класса IV низкий уровень обученности –1 ученик, III ниже среднего уровень обученности – 1 ученик, II средний уровень обученности – 2 ученика.
Есть потенциал на будущий учебный год: Абзалов И. имеет две тройки за учебный год по чтению, русскому языку; Газизова Д. имеет три тройки по чтению, татарскому языку, математике; Лучин Д. имеет три тройки по чтению, ритмике, русскому языку; Минибаева А. имеет две тройки по чтению, русскому языку; Шемановский М. имеет две тройки по чтению, русскому языку.
С двумя учениками на следующий год необходимо выучить многие буквы, которые они не смогли запомнить (Журавлев А. обучался на дому; Шамсутдинов И. часто отсутствовал в школе по болезни). 50% класса слабо мотивированы и имели плохие результаты. Все учащиеся переведены в третий класс.
У детей исчезли барьеры, активно формировалась уверенность в своих силах в учебной деятельности.
3. Анализ воспитательной работы.
Воспитательная работа класса была построена согласно общешкольному плану работы.
Планирование осуществлялось по следующим направлениям:
гражданско-патриотическое;
здоровье-сберегающее;
художественно-эстетическое;
эколого-трудовое;
досуговое;
профилактическая работа;
работа с родителями.
Основными формами работы стали:
- классные, тематические часы, беседы;
- экскурсии;
- викторины;
- конкурсы;
- соревнования;
- празднование памятных дат;
- посещение библиотек, выставок;
- регулярное посещение кружков;
- просмотр фильмов и телепередач.
В целях создания необходимых условий для реализации основных направлений воспитательной работы были организованы и проведены многие мероприятия, которые формируют нравственно-патриотические качества личности, ее отношение к Родине, к истории родного края, к природе и людям труда: Классный час «Работа по программе «Юная Россия»», «Уроки безопасности. Моя будущая профессия», классный час, посвященный Международному Дню ребенка, Классный час «Главный закон государства. Что я знаю о Конституции. Символы России», классный час «Память бережно храним».
Мишуринских А. участник муниципального этапа республиканского конкурса творческих работ антикоррупционной направленности «Надо жить честно».
Газизова Д. участник муниципального этапа V республиканского конкурса «Правнуки ветеранов рисуют Победу!».
Формируя физически здоровую личность, постаралась заполнить время содержательным активным отдыхом, старалась предусмотреть разноплановую деятельность детей, соответствующую их интересам и потребностям. Были проведены тематические классные часы о режиме дня, о безопасности жизнедеятельности, о вреде наркотиков. В целях воспитания здорового образа жизни была проведены: просмотр презентации «Нам без воды и не туда и не сюда», классный час «Я дежурный», Конкурс «Алло, таланты!», посвященный Году российского кино, клуб выходного дня «Мама, папа, я – спортивная семья», классный час «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», классный час «Расти здоровым»
Клубы выходного дня, внеклассные мероприятия, подготовка к конкурсам рисунков и поделок во внеурочно время, изготовление поделок из природного материала, из бумаги, аппликация, развивали индивидуальные творческие способности учащихся, способствовали развитию у детей фантазии, воображения, положительных эмоций. Эта работа сплачивает детский коллектив, учит выстраивать отношения с детьми класса, способствует формированию коллектива класса, развитию взаимоотношений детей, нравственной, трудовой культуры. Способствует формированию личности с учетом интересов, склонностей каждого ребенка, межличностных отношений. Классный час «Встречают по одежке», беседа «Школьный дневник», «Игра-путешествие в страну Дорожных знаков. «Как переходить улицу?» Дорога в школу и домой», конкурс рисунков «Мой портрет с любимым киногероем», классный час «Волшебное слово на выручку готово», Классный час «Я дежурный», классный час «Уроки добра: «Наше настроение», «Поговорим о доброте»», операция «Кормушка», классный час «Игра - путешествие «Новый год шагает по планете»», «Игровой тренинг «От улыбки…», классный час «Мой труд дома», классный час «Беседа о безопасном поведении «Кто стучится в дверь ко мне?»», классный час «Путешествие в «Книжкино царство»», классный час «Природа – наш дом».
Шемановский М. диплом 1 место в международном конкурсе-марафоне для начальной школы.
Евдокимов Д. принял активное участие в международном конкурсе-марафоне для начальной школы.
Мишуринских А. 1 место в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по изобразительному искусству «Волшебный карандаш».
Мишуринских А. 2 место в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по математике «В стране удивительных чисел».
Евдокимов Д. 1 место в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по изобразительному искусству «Волшебный карандаш».
Евдокимов Д. 2 место в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по математике «В стране удивительных чисел».
Мишуринских А. принимала участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по литературному чтению «Путешествие по страницам книг».
Мишуринских А. принимала участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по ОБЖ «Знает каждый пешеход».
Евдокимов Д. принимал участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по литературному чтению «Путешествие по страницам книг».
Евдокимов Д. принимал участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по ОБЖ «Знает каждый пешеход».
Мишуринских А. принимала участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по окружающему миру «В гости к осени».
Евдокимов Д. принимал участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по окружающему миру «В гости к осени».
Мишуринских А. принимала участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по русскому языку «Аз, Буки, Веди…».
Евдокимов Д. принимал участие в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по русскому языку «Аз, Буки, Веди…».
Евдокимов Д. за участие во Всероссийском метапредметном конкурсе «Решай-ка».
Мишуринских А. за участие во Всероссийском метапредметном конкурсе «Решай-ка».
Посещение школьной библиотеки, чтение стихов и детских книг на классных часах формирует у детей положительное отношение к чтению, как к средству самообразовательной деятельности, формируется потребность к чтению, желание работать с различными книгами.
Экскурсии и экологические патрули позволили вовлечь всех детей в совместную деятельность с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В классных делах принимали участие все учащиеся. Так как ребятам не всегда удаётся создать совет любого дела, то функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем. Хотя как классный руководитель старалась поддерживать их в любом деле. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо.
Проблемы, возникающие при работе с коллективом класса:
- проявление агрессивного поведения детей по отношению друг к другу;
- повышение учебной мотивации;
- формирование ценности семьи и семейных отношений.
На решение этих выявленных проблем и будет направлена воспитательная работа на следующий учебный год.
4. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.
За 2016-2017 учебный год были проведены родительские собрания (общешкольные и классные). На собраниях наряду с общепедагогическими вопросами обсуждались и частные вопросы: режим дня школьника, безопасность детей по дороге в школу и обратно, в каникулы, пребывание одного ребенка дома, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, как организовать помощь ребёнку и сопровождение детей к месту обучения и обратно.
Помимо родительских собраний проводилось анкетирование родителей, проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями по вопросам обучения и воспитания детей. В основном все родители посещали собрания.
В состав родительского комитета входили: Ямилова Э. Р., Камалеева Г. Р., Газизова А. Г. оказывали помощь в течение года и другие родители: Гильмутдинова Р. П., Шамсутдинова Р. Р. Родители помогали в организации учебного процесса, в подготовке к праздникам, с удовольствием посещали мероприятия.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было, обращено внимание школьного психолога.
5. Анализ организации работы с учителями – предметниками.
Классным руководителем было организовано посещение уроков татарского языка, ЛФК, физической культуры, ритмики с целью выяснения уровня адаптации новых учеников к условиям обучения. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках. Данные, собранные в результате опроса анализировались, для достижения позитивной динамики развития учащихся и классного коллектива в целом.
Родителям учащихся было предложено посетить уроки татарского языка, так как у некоторых детей (Хамидуллина Н., Шамсутдинова И.) плохое поведение на данном уроке.
Выводы.
Проанализировав учебно-воспитательную работу во 2 классе, считаю, что поставленные задачи в целом выполнены.
С учётом возникших трудностей и изменений в учебно-воспитательном процессе в 2017-2018 году для эффективности учебно-воспитательного процесса в 3 классе считаю целесообразным планирование следующих воспитательных цели и задач:
Цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями, конкурентно-способной в будущей жизни.
Задачи: содействовать формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития детей;
развивать общественную активность учащихся, ученическое самоуправление как основу для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;
формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;
организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива учащихся.
Воспитательная работа в классе была многоплановой и разносторонней. Все воспитательные мероприятия способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетический вкус, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят, формировали у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.