__________________________________________________________________
УМК Математика 5 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. входит в систему учебников «Алгоритм успеха», содержание которых разработано с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методический комплект ориентирован на:
• формирование математической грамотности;
• реализацию системно-деятельностного подхода в обучении;
• использование современных образовательных технологий;
• реализацию принципа уровневой дифференциации;
• возможность выстроить индивидуальный образовательный маршрут;
• установление межпредметных связей;
• развитие универсальных учебных действий (УУД).
Особенности УМК:
• УМК ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода и рассчитан на разнообразные способы повышения эффективности образовательного процесса;
• в УМК разумное и сбалансированное сочетание строгости и доступности изучаемого материала, что предполагает возможность самостоятельного обучения;
• УМК разработан с учётом требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС;
• универсальный и обширный дидактический материал в учебнике и рабочих тетрадях позволяет реализовать принцип уровневой дифференциации;
• задания практической направленности в УМК способствуют установлению межпредметных связей и развитию универсальных учебных действий (УУД);
• в учебнике представлены сведения из истории математики в виде рассказов и справочных данных.
Комплект авторского коллектива А.Г. Мерзляка и др. рассчитан на обучение с 5 по 11 класс: 5-6 математика, 7-9 алгебра (базовый и углубленный уровни), 7-9 геометрия, 10-11 алгебра.
Все книги изданы ИЦ «Вентана-Граф».
Учебники предметной линии «Математика» для 5-6 классов концептуально близки учебникам под ред. Виленкина Н.Я. С одной стороны, тематическое содержание и порядок изложения тем в учебниках полностью совпадают, что делает переход на УМК Мерзляка А.Г. в любом классе максимально комфортным и не влечет за собой трудностей, вызываемых расхождением тем внутри курса. С другой стороны, являясь новым изданием на рынке учебников, созданным в соответствии с требованиями ФГОС, УМК Мерзляка А.Г. выгодно отличаются современным методическим аппаратом.
Учебник состоит из 2 разделов, 5 глав, 38 параграфов. После каждого параграфа предлагается система вопросов, контролирующих усвоение теоретического материала. Текст параграфа хорошо структурирован. Правила и наиболее важные математические утверждения выделены специальным образом. В каждом параграфе предлагаются решения типовых задач для данной темы.
Среди очевидных преимуществ, следует отметить большое количество и разнообразие дидактического материала в учебниках. Дидактический материал учебника сформирован по принципу универсальности: от задач, формирующих навыки, до задач математических кружков. Все задачи разбиты на четыре уровня сложности: простые задачи, задачи среднего уровня сложности, сложные задачи, задачи повышенной сложности. Это способствует реализации уровневой дифференциации и индивидуального подхода в обучении- таким образом у школьников формируется активный познавательный интерес к математике.. Объяснения в линии УМК А. Г. Мерзляка отличаются простотой, ясностью и логичностью,
Большое количество заданий для классных и домашних занятий позволяет выстраивать работу с классами любого уровня подготовленности, не прибегая к дополнительным источникам. Особого внимания заслуживает то, как реализовано распределение заданий на рекомендованные для классной и домашней работы – каждому упражнению домашней работы предшествует аналогичное задание, решаемое в классе, что позволяет с высокой долей результативности говорить о формировании чувства успешности у ученика и тем самым способствует формированию интереса к предмету. В каждом параграфе учебника отдельными блоками выделены задания для устной работы и для организации систематического повторения ранее изученных тем.
Удачно выполнена систематизация изученного материала: есть «Итоги главы» и задания «Проверь себя в тестовой форме», расположенные в конце каждой главы учебника.
Большое внимание в учебнике уделяется текстовым задачам. Их фабулы разнообразны и нередко основываются на реальных фактах, исторических и краеведческих сведениях. В учебнике используются фабулы задач со сказочными героями.
Дополнительные возможности: формирование ИКТ-компетентности. Есть рубрика «Дружим с компьютером», в которой размещены задачи, решаемые с помощью компьютерных моделей.
Широко представлены возможности проектной деятельности учащихся. Есть список тем для педагога, по которым могли бы быть выполнены как долгосрочные, так и кратковременные проекты. Кроме того, само наполнение учебника задачным материалом, ориентированным на практический и социальный опыт учащихся, способствует реализации проектной деятельности.
• Учебник содержит дополнительные рассказы, размещенных в рубрике «когда сделаны уроки». Богатый геометрический материал, способный заинтересовать и подготовить учащихся к изучению геометрии на высоком уровне.
В соотношении между строгостью и доступностью учитываются: возрастные особенности восприятия учащихся, необходимость формировать интерес к предмету, необходимость создавать ситуацию успеха в обучении для учащихся с различным уровнем подготовки.
Рабочая тетрадь имеет ту же структуру, что и учебник. Каждый параграф начинается с рубрики «Повторяем теорию». Задачи рабочей тетради разбиты на четыре уровня сложности. Дозирование подсказок. Специфика работы с рабочими тетрадями: готовые опорные точки в решении, демонстрирование способа решения типовых задач и дальнейший переход к самостоятельному их решению, представление задач в занимательной форме, экономия времени учащихся на технической работе.
Дидактические материалы содержат дополнительные тренировочные задания, скомпонованные по темам, соответствующим темам учебников. Задания даны в четырех вариантах, их можно использовать для составления самостоятельных проверочных работ или для отработки умений решать основные типы задач, а так же содержаться контрольные работы в двух вариантах.
Методическое пособие содержит: календарно-тематическое планирование, технологические карты уроков, математические диктанты, контрольные работы, решения задач от мудрой совы.
Выводы:
1. Данный УМК Математика 5 класс авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. является актуальным и значимым, т.к. образовательные, воспитательные и развивающие цели учебника позволяют обеспечить создание условий для развития и совершенствования компетенций учащихся.
2. Соответствует основным нормативным документам: концепция учебника соответствует закону «Об образовании», отражая основные принципы развития системы образования. Этот учебник в полной мере сохраняет государственную политику в области образования и общую направленность концепции модернизации российского образования. Содержание учебника соответствует ФГОС ООО.
3. Соответствует основному назначению и возрастным особенностям учащихся: обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
4. Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками состоят в следующем: реализуется процесс самообразования учащихся, возможен дифференцированный и разноуровневый подход к обучению. Можно использовать исследовательский подход при изучении тем курса. Дидактический материал делает процесс обучения мотивирующим.
5. УМК способствует самореализации учителя и повышению его профессионального уровня. Это выражается во включении педагогов в экспериментальную деятельность, в расширении информационного поля педагогов, в повышении методической компетентности учителей. УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, помогает учителю осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по уровню сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании математики на основе проектно-поисковой деятельности учащихся.
6. Образовательная целостность УМК Математика 5 класс авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др.: взаимосвязь компонентов УМК, полнота комплекта, достаточность его компонентов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.