Анализ урока по ФГОС НОО III поколения. Занятие-практикум на методическом заседании «Школы молодого педагога»
Оценка 5

Анализ урока по ФГОС НОО III поколения. Занятие-практикум на методическом заседании «Школы молодого педагога»

Оценка 5
docx
05.08.2023
Анализ урока по ФГОС НОО III поколения. Занятие-практикум на методическом заседании «Школы молодого педагога»
Анализ урока по ФГОС НОО III поколения.docx

Очнева Людмила Александровна,

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ «Жердевская СОШ»
  Тамбовской области

 

Анализ урока по ФГОС НОО III поколения. Занятие-практикум на методическом заседании «Школы молодого педагога».

 

Урок по новым ФГОС: основные черты

Урок, разработанный в соответствии с требованиями новых ФГОС, отличается от того, к которому привыкли предыдущие поколения школьников. Его основное отличие заключается в том, что учащиеся являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными слушателями, как это было ранее. Им предлагается с помощью учителя сформулировать тему урока, его цели и задачи, а также разработать практический план достижения цели.

Учитель при разработке урока в соответствии с современными требованиями берет в качестве методической основы технологию проблемного обучения. Урок, построенный по такой модели, способствует развитию креативного мышления, стимулирует мыслительные и поисковые способности школьников.

Деятельность учителя на современном занятии основана на грамотном сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Среди форм общения, используемых его участниками, преобладает диалог.

Особое значение в новых условиях приобретает такой метод оценки знаний учащихся, как самоконтроль и взаимоконтроль. Все допущенные ошибки и недочеты ученики также исправляют самостоятельно. Важнейший этап урока по ФГОС — рефлексия, или самоанализ учащимися своих достижений. В ее конце каждый учащийся сам для себя отвечает на вопрос, достигнута ли сформулированная в начале занятия цель, или следует еще поработать над материалом занятия.

Задание на дом по-прежнему обязательно, но предполагает возможность выбора уровня сложности в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Таким образом, учитель на современном уроке выступает наставником, который помогает своим подопечным решить поставленные задачи на каждом из этапов, в то время как учащиеся самостоятельно овладевают новыми навыками, знаниями и способностями.

Анализ урока по ФГОС

Документально анализ урока по ФГОС оформляется в виде карты. В ее первой части указывается полное наименование образовательной организации, ФИО учителя, учебная дисциплина, класс, УМК или учебник с указанием автора, тема урока и дата посещения.
Вторая часть карты имеет форму таблицы с множеством пунктов, за каждый из которых эксперт ставит баллы от 0 до 2, где:

  • 0 — показатель отсутствует полностью;
  • 1 — показатель представлен частично;
  • 2 — показатель присутствует в полном объеме.

Также допустимо делать на бланке анкеты пометки.

Эксперт, который оценивает урок по ФГОС, обращает внимание на его цель, организацию, структуру, последовательность этапов, хронометраж, а также способы мотивации учащихся и соответствие содержания урока требованиям. Анализируются проблемные ситуации и другие методические приемы, которые педагог использовал в ходе занятия, а также соотношение самостоятельной, фронтальной и групповой деятельности школьников. Кроме того, учитываются психолого-педагогические аспекты.

В целом заполненная карта содержит ответы на ряд вопросов:

  • Была ли поставлена учащимися цель урока, прослеживалась ли в ходе занятия ее реализация?
  • Соответствовали ли структура, этапы урока, их логическая последовательность и хронометраж содержанию и цели?
  • Каким образом педагог стимулировал мотивацию изучения данной темы?
  • В каком объеме были достигнуты образовательная, воспитательная и развивающая цель урока?
  • Была ли деятельность учителя и учеников направлена на формирование УУД?
  • Использовал ли учитель современные педагогические технологии (проектную, проблемную, исследовательскую, ИКТ и др.)?
  • Какие методы научного познания использовались в ходе занятия (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение)?
  • Соблюден ли принцип дифференциации в обучении?
  • В какой мере урок соответствовал требованиям ФГОС?

Ответ на последний вопрос предполагает оценку результатов, представленных в форме УУД — регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.

Оценивается целесообразность научного подхода к изучаемому материалу, соответствие используемых методов школьной программе и возрастным особенностям учеников. Грамотно выстроенный урок содержит межпредметные связи и логически «вплетает» в свое содержание материал, изученный ранее.

Карта эксперта заполняется непосредственно на уроке, а по его окончанию оценивающий проводит собеседование с учителем. На нем эксперт и педагог обсуждают достоинства и недостатки занятия, делают выводы о его соответствии требованиям ФГОС, после чего учитель получает рекомендации, которые позволят ему усовершенствовать свою работу. 


 

Очнева Людмила Александровна , учитель начальных классов первой категории

Очнева Людмила Александровна , учитель начальных классов первой категории

Задание на дом по-прежнему обязательно, но предполагает возможность выбора уровня сложности в зависимости от индивидуальных особенностей ученика

Задание на дом по-прежнему обязательно, но предполагает возможность выбора уровня сложности в зависимости от индивидуальных особенностей ученика

Соответствовали ли структура, этапы урока, их логическая последовательность и хронометраж содержанию и цели?

Соответствовали ли структура, этапы урока, их логическая последовательность и хронометраж содержанию и цели?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2023