Очнева Людмила Александровна,
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ «Жердевская СОШ»
Тамбовской области
Урок по новым ФГОС: основные черты
Урок, разработанный в соответствии с требованиями новых ФГОС, отличается от того, к которому привыкли предыдущие поколения школьников. Его основное отличие заключается в том, что учащиеся являются активными участниками учебного процесса, а не пассивными слушателями, как это было ранее. Им предлагается с помощью учителя сформулировать тему урока, его цели и задачи, а также разработать практический план достижения цели.
Учитель при разработке урока в соответствии с современными требованиями берет в качестве методической основы технологию проблемного обучения. Урок, построенный по такой модели, способствует развитию креативного мышления, стимулирует мыслительные и поисковые способности школьников.
Деятельность учителя на современном занятии основана на грамотном сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Среди форм общения, используемых его участниками, преобладает диалог.
Особое значение в новых условиях приобретает такой метод оценки знаний учащихся, как самоконтроль и взаимоконтроль. Все допущенные ошибки и недочеты ученики также исправляют самостоятельно. Важнейший этап урока по ФГОС — рефлексия, или самоанализ учащимися своих достижений. В ее конце каждый учащийся сам для себя отвечает на вопрос, достигнута ли сформулированная в начале занятия цель, или следует еще поработать над материалом занятия.
Задание на дом по-прежнему обязательно, но предполагает возможность выбора уровня сложности в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Таким образом, учитель на современном уроке выступает наставником, который помогает своим подопечным решить поставленные задачи на каждом из этапов, в то время как учащиеся самостоятельно овладевают новыми навыками, знаниями и способностями.
Анализ урока по ФГОС
Документально
анализ урока по ФГОС оформляется в виде карты. В ее первой
части указывается полное наименование образовательной организации,
ФИО учителя, учебная дисциплина, класс, УМК или учебник
с указанием автора, тема урока и дата посещения.
Вторая часть карты имеет форму таблицы с множеством пунктов,
за каждый из которых эксперт ставит баллы от 0 до 2,
где:
Также допустимо делать на бланке анкеты пометки.
Эксперт, который оценивает урок по ФГОС, обращает внимание на его цель, организацию, структуру, последовательность этапов, хронометраж, а также способы мотивации учащихся и соответствие содержания урока требованиям. Анализируются проблемные ситуации и другие методические приемы, которые педагог использовал в ходе занятия, а также соотношение самостоятельной, фронтальной и групповой деятельности школьников. Кроме того, учитываются психолого-педагогические аспекты.
В целом заполненная карта содержит ответы на ряд вопросов:
Ответ на последний вопрос предполагает оценку результатов, представленных в форме УУД — регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.
Оценивается целесообразность научного подхода к изучаемому материалу, соответствие используемых методов школьной программе и возрастным особенностям учеников. Грамотно выстроенный урок содержит межпредметные связи и логически «вплетает» в свое содержание материал, изученный ранее.
Карта эксперта заполняется непосредственно на уроке, а по его окончанию оценивающий проводит собеседование с учителем. На нем эксперт и педагог обсуждают достоинства и недостатки занятия, делают выводы о его соответствии требованиям ФГОС, после чего учитель получает рекомендации, которые позволят ему усовершенствовать свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.