Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения.
Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?
Основные характеристики современного урока
В связи с этим меняется и анализ урока.
Образец схемы анализа урока по ФГОС
Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
Этапы анализа |
Количество баллов |
|
1 |
Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? |
|
2 |
Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. |
|
3 |
Какие способы мотивации применяет педагог? |
|
4 |
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
|
|
5 |
Содержание урока
|
|
6 |
Методика проведения урока
|
|
7 |
Психологические моменты в организации урока
|
На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
Примечание
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.
Схема анализа урока по ФГОС
Класс___________
Предмет_________
Учитель___________________________________________________________
Тема урока_________________________________________________________
|
Этапы анализа |
Баллы |
1 |
Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. |
|
2. |
Соответствие урока требованиям ФГОС |
|
2.1 |
Ориентация на новые образовательные стандарты |
|
2.2 |
Нацеленность деятельности на формирование УУД |
|
2.3 |
Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. |
|
3 |
Содержание урока: |
|
3.1 |
Научная правильность освещения материала на уроке |
|
3.2 |
Соответствие возрастным особенностям |
|
3.3 |
Соответствие содержания урока требованиям программы |
|
3.4 |
Связь теории с практикой |
|
3.5 |
Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности |
|
3.6 |
Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом |
|
3.7 |
Межпредметные связи |
|
4 |
Определение темы урока. Постановка целей и задач |
|
4.1 |
Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует |
|
4.2 |
В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся |
|
5 |
Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности |
|
5.1 |
Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач |
|
5.2 |
Работа ведется по плану, предложенному учителем |
|
5.3 |
Учебные действия осуществляются по намеченному плану |
|
6 |
Форма взаимодействия в ходе урока |
|
6.1 |
Применение диалоговых форм общения |
|
6.2 |
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся |
|
6.3 |
Осуществление обратной связи: ученик – учитель |
|
6.4 |
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы |
|
6.5 |
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности |
|
6.6 |
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию |
|
6.7 |
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач |
|
6.8 |
Формирование навыков самоконтроля и самооценки |
|
7 |
Психологические основы урока |
|
7.1 |
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи |
|
7.2 |
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности |
|
7.3 |
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока |
|
7.4 |
Наличие физкультминутки |
|
8 |
Домашнее задание |
|
8.1 |
Оптимальный объем |
|
8.2 |
Доступность инструктажа |
|
8.3 |
Дифференциация, представление права выбора |
|
9 |
Подведение итогов деятельности |
|
9.1 |
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде |
|
9.2 |
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили |
|
9.3 |
Учитель организует рефлексию |
|
10 |
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.