При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
Гигиенические условия в классе (кабинете);
Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Число использованных учителем видов преподавания;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Чередование видов преподавания;
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке;
Преобладающее выражение лица учителя;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
словесный
наглядный
аудиовизуальный
самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии,
обсуждения, привития интереса
к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного
решения как учебных, так и
воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
интерес к занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
учитель мог прокомментировать задание на дом,
попрощаться со школьниками.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
ВЫВОД
Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.
Использовались материалы:
Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
http://office.microsoft.com/ru-ru,
http://fantasyflash.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.