АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
в 9 классе за 2023 – 2024 учебный год
классного руководителя Ткачевой О.В.
1. В классе15 учащихся.
Девочек 9человек, мальчиков 6 человек.
2. Основная цель воспитательной работы в 9 классе была направлена на воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни, к учебе и активной гражданской позиции. В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
1. Организация каждого ученика на развитие его новых психологических возможностей, проектирование личности, организация управления процессом его развития.
2. Организация мероприятий, направленных на формирование доброжелательных отношений друг к другу.
3.Работать над самоуправлением, сплочением коллектива.
4.Воспитывать ответственность, культуру поведения и общения.
5.Работать над культурой речи.
6. Развивать нравственную самооценку обучающихся, приучать их к самоанализу.
Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей.
Уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся - средний. Положительно на ребят влияют беседы о толерантности, о добром отношении друг к другу, дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; викторины и др.
Степень развития познавательных интересов и творческих способностей ребят в интеллектуальной и учебной деятельности – разная (от высокой до низкой).
Ребята класса участвуют в проведении различных конкурсов, предметных олимпиад в школе.
В классе 15 человек. Мальчики и девочки очень сплотились за последний период времени. Отношения между ребятами доброжелательные. Они часто проводят время вместе вне школьных занятий и во время школьных перемен.
Уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности – хороший .
Преобладающее отношение учащихся к учителям - уважительное и доброжелательное.
Степень участия учащихся в жизнедеятельности класса – хорошая. Ребята активны при планировании, организации и анализе совместных дел.
Уровень общественной активности учащихся - высокий. Инициативность, творчество, организованность, активность, самостоятельность проявляют следующие ребята: ( Мирошина Дарья, Лавриненко Арина, Гугало София, Елизарова Виктория, Татарников Александр).
5. Анализ организации воспитательной деятельности.
Практическая реализация цели и задачи воспитания осуществляется в рамках инвариативных и вариативных модулей. Каждый из них ориентирован на решение одной из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы.
Модуль «Школьный урок»
Для реализации этого модуля ребята участвовали в предметных олимпиадах на уровне
школы, по физике Бухарин Кирилл занял 2 место. Внесен на Доску почета «Ими гордится школа» ГБОУ «Ленинская СШ №1» за отличные успехи в успеваемости за 2023-2024 учебный год.
Лавриненко А в школьном конкурсе стихотворений заняла 1 место.
Почти все ребята принимали участие в различных онлайн - викторинах проходили тесты в онлайн- режиме, где также получили сертификаты участников.
Самым ярким и запоминающим для детей в этом модуле был Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к Дню пожарной охраны и празднованию 79 летия Великой Победы 1941-1944г. В ходе урока ребята говорили не только о героизме и мужестве людей, которые сражались за Победу, но и о подвиге пожарных в годы ВОВ. Рассматривали различные ситуации и разрабатывали план действий по их решению.
Урок был полезным и увлекательным.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Цели внеурочной деятельности:
· создание условий
для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта
и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
· создание условий
для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от
учёбы время;
· создание
воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных
интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей
личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной
на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.
Основные задачи внеурочной деятельности:
· организация
общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном
взаимодействии с социумом;
· выявление
интересов, склонностей, возможностей обучающихся, включение их в разностороннюю
внеурочную деятельность;
· создание условий
для реализации универсальных учебных действий;
· развитие навыков
организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· развитие
позитивного к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;
· организация
информационной поддержки обучающихся;
Внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках
выбранных школьниками видов деятельности. В моем классе были выбраны следующие
виды внеурочной деятельности (разговоры о важном, профориентация) уже второй
год введется предмет: «Разговоры о важном». Темы обсуждений, были различные. Но
самыми яркими и запоминающими для ребят были следующие темы:
«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.» Эта тема, которую мы рассматриваем ежегодно. И каждый раз ребята удивляются героизму и подвигу тех людей, которые прошли через этот ад. У многих это мероприятие вызвало чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Следующая тема «Как найти свое место в обществе. Эта тема заинтересовала детей. Так как некоторые дети уже в этом году уходят из школы и им нужно определиться со своим будущим.
Подводя итоги с учащимися класса о проведения занятий «Разговоры о важном» нововведение им нравится. Понравилось то, что они принимали активное в обсуждении вопросов, высказывали свое мнение, что этот урок дает много новой, интересной и нужной информации, то что мероприятия проводятся в форме доверительных разговоров с одноклассниками о волнующих проблемах. Но не понравилось то, что ребята не могут выбрать темы самостоятельно.
Также у ребят каждый вторник и четверг проходит урок профориентации где дети знакомятся с различными видами профессий.
Все
проведенные мероприятия по внеурочной деятельности дали возможность вовлечь
ребят в интересную и полезную для них деятельность, предоставив им возможность
самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе
важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах.
Модуль «Классное
руководство» направлен
на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе и работу с классом,
вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность в классе и школе;
сплочение коллектива класса через: игры, тренинги. В октябре месяце был
проведен открытый театрализованный классный час «Свердловску-85 лет». Ребята
познакомились с историей города, с талантливыми людьми Свердловска. Особенно
детям понравилось участвовать в конкурсе «Узнай родные места». Детям показывали иллюстрации с изображением различных
видов города. Они вспоминали и рассказывали, что изображено на них.
Классный час «Информационный терроризм, вербовка». Ребятам рассказали о том, как вербуют молодежь в социальных сетях, какую угрозу несет общение с вербовщиками и как не стать их жертвой. В ходе мероприятия учащимся еще раз напомнили сколько горя приносят террористические акты, рассказали о том, кто такие ваххабиты, шахиды. Мероприятие было направлено на формирование толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости, содействие формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана). Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения классного часа учились общаться друг с другом, высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения. Всем учащимся были даны памятки, на которых были написанные советы о том, как вести себя в данных ситуациях. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на учащихся. Проведенное мероприятие способствовало тому, что учащиеся будут знать, что такое терроризм. Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на то, почему это происходит и что надо знать, чтобы не попасть в эту организацию.
Все мероприятия были основаны на плодотворном
доверительном общении, предоставлении школьникам возможности обсуждения и
принятия решений обсуждаемой
проблеме, создании благоприятной среды для общения, сплочения коллектива
класса.
№ |
Тема собрания |
Кол-во присутствующих |
Кол-во отсутствующих |
1 |
Особенности организации учебного процесса учащимися 9 класса и роль родителей в этом процессе. |
8 |
7 |
2 |
Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. |
9 |
6 |
3 |
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии. |
7 |
8 |
4 |
Итоговое родительское собрание. |
11 |
4 |
Большую помощь в воспитательной работе мне оказывали родители. По сути, у нас с ними общие задачи - обеспечить психологический комфорт ребенка. Важно, что у нас с большинством родителей схожие представления о том, что это такое. Самым главным помощником классного руководителя является замечательный родительский комитет. Благодаря этим родителям (Бобровская И.М, Бухариной Н.Б., Татарникова И.В, Стопина Н.А) все родители организованны, активно принимают участие во всех делах класса.
К сожалению, не все родители посещают собрания. С семьями учащихся контакт осуществлялся систематически через дневники учащихся, посредством телефонного разговора, родительских собраний, посещений всех семей.
Практически все родители легко и с пониманием шли на контакт.
Одним из важнейших этапов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в учебно- воспитательном процессе в школе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального отношения к школе.
Цель ученического самоуправления - создание необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации обучающихся в соответствии с их потребностями, развитие инициативы и творчества в процессе коллективных дел. Привлечение обучающихся к ученическому самоуправлению осуществляется на добровольной основе, с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
В начале учебного года был сформирован совет класса, в который вошли все учащиеся, которым по желанию были распределены обязанности по секторам. Никаких проблем не было с выбором старосты класса – все единогласно выбрали Бухарина Кирилла. С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с членами самоуправления придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
В этом году ребята участвовали в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением. Совместная воспитательная работа классного руководителя и самоуправления класса строилась по тематическим периодам в зависимости от планирования. Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать. После коллективного обсуждения работа строилась по четкому алгоритму:
Члены самоуправления учились сами планировать свою деятельность и жить с пользой и радостью. Каждое проведенное дело обсуждалось на Совете класса: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше?? Что надо успеть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвовали в обсуждении, высказывали интересные мысли и замечания. Постепенно они учились не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий сложилась в нашем классе. Активнее учащиеся стали работать, начиная с 9 класса, уже сейчас детям можно доверить составление сценария, выпуск стенгазет, организацию помощи ветеранам педагогического труда и т.д. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такой творческой деятельности стали в нашем классном коллективе следующие праздники: «Праздник осени», «8 марта», когда сами члены самоуправления составляли сценарии праздников, выбирали ведущих и проводят интересные мероприятия. В этот момент я являлась только консультантом, помощником в организации коллективных дел.
В конце учебного года провели вмести с учащимися анализ о работе ученического самоуправления, о его роли в воспитательной работе класса, что позволило сделать следующие выводы:
1. Роль самоуправления в проведении коллективных творческих дел в классном коллективе еще не высока, но мы стараемся.
2. Коллективные творческие дела, которыми руководят члены самоуправления, способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, расширяют знания об окружающем мире, учат работать с книгой, развивают речь; развивают творческие способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.
4. Увеличился процент учащихся, принимающих активное участие в школьных мероприятиях, так как коллектив оказывает сильное влияние на формирование личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.
5. Благодаря целенаправленной работе классного руководителя и самоуправления класса в классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.
Хочется все- таки отметить некоторых ребят, которые помогали на протяжении всего времени в оформлении плакатов, стенгазет, открыток, в организации различных мероприятий: Елизарова В, Мирошина Д, Лавриненко А, Гугало С, Бухарин Кирилл, Белая Евгения.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Для этого в классе была проведена следующая
работа : совместное изучение с педагогами интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, ведение портфолио
личных достижений обучающихся, знакомство с редкими и массовыми профессиями
на классных часах.
По этой теме был проведен классный час «В мире профессий».
В ходе мероприятия, учащиеся в группах называли самые модные профессии, самые забытые профессии и профессии, которые всегда нужны, а также нашли различия в значении слов «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Затем перед учащимися была поставлена проблемная ситуация «Чей это выбор?», при обсуждении которой ребята выявили наиболее распространенные причины в выборе профессии.
Целью мероприятия было определить формулу профессии и учащиеся при помощи наводящих вопросов учителя вывели её. В ней всего три величины: хочу+ могу+ надо.
Мероприятие было направлено на формирование логического мышления, связной речи, памяти.
Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения классного часа учились вежливо общаться друг с другом. Группам были даны задания на отгадывание профессий и составление слов из букв, обозначающих профессии, которые дети выполнили с большим интересом. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Я считаю, что проведенное мероприятие способствовало сплочению коллектива учащихся.
В ходе проведения мероприятия я акцентировала внимание учащихся на многообразие существующих профессий, расширение знания детей о мире профессий, о необходимости осознанного выбора профессии.
Все учащиеся проявили интерес к теме, активно принимали участие в беседе и выполнении заданий.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников.
В ходе реализации данного модуля были проведены следующие мероприятия «Голубь мира», ребята с большим интересом вели подготовку к этому мероприятию, заготавливали голубей из бумаги, которых в дальнейшем вместе с шарами выпустили в небо, а для классного часа была подготовлена презентация на тему «История создания праздника», также была проведена праздничная линейка «Здравствуй, школа!», ребята принимали активное участие в празднике ко Дню Учителя «С любовью к Вам», участие в празднике к Дню матери, также ребята принимали участие в возложении цветов к Братской могиле.
Ребята с особым интересом участвовали во всех ключевых общешкольных делах.
Модуль «Внешкольные мероприятия.»
Участие в конкурсе сочинений, посвященных 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Бухарин Кирилл 1 место (в школьном этапе), Елизарова Виктория 2 место (в школьном Этапе). Конкурс «Живая классика» Лавриненко Арина 1 место (в школьном этапе).
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
Ребята принимали участие в выставке рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. Систематически осуществлялась уборка классной комнаты, уборка территории школьного двора, акция «Кормушка»
Уровень обученности и качество обученности учащихся класса остался прежним. На «отлично» закончил 1 человек: на «хорошо» 5 человек: Белов Н, Гугало С., Елизарова В., Стопин И., Лавриненко А.
Учащихся с низким уровнем нет.
Таким образом, мой класс 2023 -2024 учебный год закончил с качеством обученности
47 % и уровнем обученности 100%.
Считаю, что в целом у большинства учащихся потребность в познании сформирована на нормальном уровне.
Кружковой работой охвачены все учащиеся класса -100%
Модуль «Социальное партнерство»
В этом году ребята участвовали в проведении акций «Окна России», «Геогиевская Лента», «Свеча посвященной Дню Победы».
Модуль «Профилактика и безопасность»
Основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры, является формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в процессе занятий, индивидуального способа здорового образа жизни. Для реализации этой цели были проведены следующие мероприятия: вводный инструктаж по охране жизни и здоровья, инструктаж по ТБ о профилактике гриппа, инструктажи по ТБ во время каникул. 20 мая ребята участвовали во Всероссийском учении по обработке действий в случае террористического акта. Была организована практическая отработка. На уроке «Разговоры о важном» обсудили с детьми рекомендации по действиям в случае ЧС. Была проведена викторина «20 вопросов безопасности».
Модуль «Детские и общественные объединения»
На протяжении всего учебного года дети активно участвовали во всех акциях:
Всероссийской акции, посвященной Дню знаний, посвященной Дню учителя, Дню Героев Отечества, Дню защитника Отечества.
Модуль «Школьные медиа»
В этом году ребята приняли участие в кинолектории, посвященные освобождению Ленинграда от фашистской блокады, вразличных акциях «Чистая школа», выставка рисунков «С Днем Отечества» и плакатов «8 Марта».
Вывод: с данным классным коллективом работаю пятый год. В этом году я старалась продолжить работу по сплочению классного коллектива, формированию благоприятной, эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Исходя из этого, для работы подбирались и мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Продолжила работу по развитию таких качеств, как: организованность и ответственность. В нашем коллективе к концу учебного года сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это удавалось, так как им всем очень нравится участвовать во всевозможных творческих делах. Что в итоге? Удалось избежать вспышек агрессии, ненависти. На ответственное отношение к труду и учёбе влияние оказывали беседы, самоанализ, диагностика по целенаправленной деятельности На сплочение коллектива повлияли такие мероприятия как классные часы, подготовка к различным мероприятиям, их анализ, участие в различных конкурсах.
Лучшими воспитательными методами в данном классе (по данным опроса учащихся) оказались: беседы, деловые игры, диспуты, а также индивидуальное общение с классным руководителем.
Получилось:
- сблизить учащихся классного коллектива;
- подключиться к общешкольным праздникам;
- наладить эстетическое и духовное воспитание учащихся;
- начать работу по воспитанию уважения к окружающим;
Не удалось:
- привлечь всех учащихся класса к делам класса и школы;
- добиться высокой явки посещения родительских собраний.
Полагаю, в дальнейшем продолжу работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу учащимся повысить оценки по некоторым предметам
Попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы в 10 классе.
С задачами, поставленными на год, классный руководитель совместно с учащимися и их родителями справился удовлетворительно. Все запланированные мероприятия проведены, имели отклик у ребят и родителей. Класс имеет высокий потенциал в учебной и внеурочной деятельности. Родители заинтересованы в успехах детей и всячески помогают ребятам и классному руководителю.
Воспитательная работа класса освещается на портале города Свердловска и СМИ.
Цель воспитательной деятельности формулируется из анализа работы: создание условий для стремления детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Цели воспитательной работы на 2024-2025 уч. год:
1. Организация взаимного сотрудничества с родителями и педагогами, направленного на повышение мотивации к самообразованию, на осознанный выбор профессии учащимися и успешное прохождение итоговой аттестации.
2. Формирование способности к самоопределению и умению выстраивать собственную жизненную траекторию.
3. Влияние на уклад школьной жизни через участие в органах школьного и классного самоуправления.
Задачи
-Организовывать совместное творчество детей и родителей.
-Разнообразить формы взаимодействия с семьей, вовлекая родителей в воспитательный процесс.
-Наладить работу родительского комитета.
-Организовать совместные мероприятия, ориентированные на профориентацию учащихся.
- Разработать систему классных часов, направленных на самоопределение учащихся и выстраивание собственной образовательной траектории.
-Развивать органы самоуправления в классе и стимулирование к участию в школьных органах самоуправления.
-Вовлекать в активную социально значимую внеклассную деятельность через проекты.
Классный руководитель Ткачева О.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.