Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы [4].
«Анализ физкультурнооздоровительных программ для
детей 36, применяемых в фитнесклубах»
Содержание
Введение………………………………………………………………….......…...3
Глава I. Литературный обзор
1.1. Особенности, понятие и цели услуг массового спорта и «спорта для
всех».……………………………………………………………..…………….8
1.2. Понятие, задачи и значение фитнеса для развития детского
организма………………………………………………………………….……...16
1.3. Анализ потребительского спроса и предпочтений, занимающихся
физической активностью в фитнесклубе……………………………………...26
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1.
Задачи работы...........................…………………………………………...32
2.2. Методы исследования…………………………………………………….32
2.3. Организация исследования………………..……………………………. .34
ГЛАВА III. Результаты исследований и их обсуждение
3.1. Результаты социологического опроса…………………………………...36
3.2. Социальнодемографическая характеристика потребителей (родителей
детей возраста 36 лет) платных физкультурнооздоровительных
услуг………………………….…………………………………………………...44
Выводы…………………………………………………………………………..50
Список литературы…………………………………………………….............552ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие человека, степень полезности его обществу во
многом определяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его
физического и психического потенциала. Проблема физического здоровья
детей стала особенно актуальной с тех пор, как многие специалисты обратили
внимание медиков на то, что дети стали отставать в физическом развитии.
Одна из причин такого отставания заключается в том, что дети не получают
достаточной физической нагрузки. Раньше они ходили в школу пешком, а
теперь предпочитают общественный или собственный транспорт. Раньше все
свое свободное время проводили на улице, ныне телевизор приковывает детей
к креслу в среднем на 20 часов в неделю, а выходные дни многие ребята сидят
за компьютерными играми и экранами телевизоров с полудня до позднего
вечера [15].
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя
большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами,
компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а
значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,
задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости,
координации движений, выносливости, гибкости и силы [4].
Заболеваемость в детских дошкольных учреждениях из года в год
остается высокой. Дошкольный период является одним из наиболее
ответственных периодов жизни человека в формировании физического
3здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и
сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний у взрослых были
«заложены» в детском возрасте (в 57 лет). Именно поэтому дошкольное
физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и как
фундамент культуры будущего взрослого человека [2, 15].
С первых месяцев жизни физическое воспитание влияет на привитие
физической культуры. В разумно обоснованный режим жизни входят:
утренняя гимнастика, различные формы физического воспитания в
дошкольных учреждениях, физкультминутки в процессе организованных
занятий, внешкольные занятия спортом, подвижные игры и закаливание. Такое
динамичное построение режима жизни обусловлено тем, что движение
естественная биологическая потребность детей, без занятий физическими
упражнениями невозможно сохранить и укрепить здоровье ребенка. Более
того, ограничение мышечной деятельности не только задерживает
гармоническое формирование и развитие организма, но и приводит к тому,
что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть теми или
иными жизненными необходимыми двигательными навыками. К сожалению,
современная воспитательная практика в дошкольных учреждениях строится
так, что позволяет реализовать естественную потребность в движениях лишь
на 5060% [15]. В данной ситуации альтернативой бюджетным дошкольным
учреждениям являются частные, или как их сейчас принято называть фитнес
клубы, которые восполняют эту естественную потребность ребенка в
движениях средствами платных физкультурнооздоровительных услуг. В
отличие обязательных занятий физическими упражнениями в детских садах,
занятия детским фитнесом имеют отличие в большем преимуществе
личностноориентированного подхода, обеспечивает ему условия реализации
собственных интересов, развитие индивидуальных способностей, которые
4отличаются от интересов его сверстников, оказывает помощь в личностном
развитии ребенка [37].
Вовлечение различных групп населения, в том числе и детского
контингента, является приоритетным в нашем государстве. В последние годы
одной из основной направленности политики государства является
организация физического воспитания в дошкольных, школьных и высших
учебных заведениях [14]. Такое пристальное внимание федеральных и
местных органов власти, связано, прежде всего, с осознанием значимости
данного аспекта, заключавшегося в том, что крепкое здоровье детей
гарантия здоровья и высокого уровня дееспособности всего населения
Российской Федерации. Данные научных исследований и мировой опыт
свидетельствует, что систематический дефицит двигательной активности
детей, в том числе и дошкольного возраста, подрывает физический потенциал
здоровья народа [24, 27, 28].
В федеральном законе «О физической культуре и спорте» (2007) в
статье «О мерах государственной поддержке развития физической культуры и
спорта» прописано, что государство обеспечивает развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное
движение в плане создания условий «для увеличения количества ДЮСШ всех
видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных
спортивнооздоровительных лагерей» [14,38].
В переходный период к рыночной экономике развитие детского спорта
притупилось за счет снижения бюджетного финансирования. Детско
юношеские спортивные школы, средние общеобразовательные школы и другие
организации, относящие к компетенции управления местных и федеральных
органов власти, практически полностью потеряли возможность поддерживать
и развивать свою материальнотехническую базу [13]. В последнее
десятилетие наблюдалось
постоянное увеличение бюджетного
5финансирования на развитие физической культуры и спорта, однако в целом
по стране, говорить о достаточном государственном обеспечении [6], также о
полном удовлетворении спроса на детские физкультурнооздоровительные
услуги, не приходится. Исследования развития услуг массового спорта в
Москве показали, что от общего количества детей дошкольного возраста
занимаются спортом 9,8% [13]. По оценкам специалистов, ресурсная
обеспеченность Москвы позволяет обеспечить занятия физической
активностью только 60% дошкольников, это актуализирует проблему
удовлетворенности потребностей детей дошкольного возраста в платных
занятиях физической культурой. Таким образом, создавшиеся условия
способствуют возникновению платных физкультурнооздоровительных услуг.
Отечественный и зарубежный опыт становления детского массового
спорта показывает, что его развитие зависит не только от совместных усилий
государства и общественных организаций, но от частных структур [13].
Отсюда следует, что рассмотрение проблем удовлетворения потребностей
детей в двигательной активности фитнес клубами, продуктом деятельности
которых, являются платные физкультурнооздоровительные услуги, имеет
актуальное значение для дальнейшего существования российского общества.
Одной из задач управления подобных организаций является реализация
семейного досуга населению, приобщение семей к здоровому образу жизни, в
том числе и детей к регулярным занятиям физическими упражнениями на
платной основе. Как утверждают многие зарубежные и отечественные
специалисты в области физической культуры и спорта для того, чтобы
существование и развитие семейных фитнес клубов было эффективным
необходимо тщательно производить анализ потребителей [7, 35, 36]. В
особенности, уделять внимание выявлению спроса и потребительских
предпочтений на те, или иные физкультурнооздоровительные услуги, мотивы
потребления, возможные причины со стороны пользователей услуг не
6посещать фитнес клубы т.п., так как на основании полученных результатов
исследования выстраивается стратегия развития фитнес клуба [34].
Целью данной дипломной работы является проведение анализа
современных физкультурнооздоровительных программ детского фитнеса,
что позволит определить тенденции в развитии физкультурно
оздоровительных услуг.
Гипотеза исследования. Проведение анализа потребителей платных
физкультурнооздоровительных услуг позволит выявить потребительский
спрос, мотивы потребления, возможные причины непосещения платных
занятии детьми дошкольного возраста, также определить социально
демографическую характеристику родителей детей возраста 36 лет.
Особенности целевых установок и гипотеза определили объект и
предмет исследования:
Объект исследования: детский фитнес, в основе которого заложено
предоставление детскому слою населения платных физкультурно
оздоровительных услуг.
Предмет исследования:
анализ
востребовательности
платных
физкультурнооздоровительных услуг с учетом мнений родителей для детей
36 лет.
Научная новизна. Впервые было исследовано, что регулярные занятия
оздоровительной аэробикой для детей 3 – 6 лет в отличие от обязательных
занятий физической культурой в бюджетных дошкольных учреждениях в
большей степени направлены на личностноориентированный подход к детям,
создавая, таким образом, условия для реализации индивидуальных интересов
и способностей, которые отличаются от интересов его сверстников.
Практическая
значимость.
Учитывая
индивидуальные
психологические и физиологические особенности детского организма,
создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия на
7дошкольников с целью всестороннего гармоничного формирования их
личности.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Особенности, понятие и цели услуг массового спорта и
«спорта для всех»
В течение последних 1015 лет уже сложилась определённая тактика
развития спортивного направления в ряде зарубежных стран, многие
специалисты разделяют отрасль физической культуры и спорта на следующие
виды оздоровительный (массовый), соревновательный и профессиональный
[31].
Анализ теоретических работ в области физического воспитания
позволил выделить несколько уровней [15, 24, 27, 31] :
массовый, или «спорт для всех», т.е. занятия физическими
упражнениями вне зависимости от пола, возраста, не имеющий целью участие
в какихлибо соревнованиях и получение спортивного разряда;
спорт высших достижений, включающий в себя любительский спорт,
подразумевающий участие в какихлибо соревнованиях, получение
спортивного разряда;
«профессиональный» спорт, подразумевающий «спорт как профессию», т.е.,
нацеленный на предпринимательскую деятельность.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»
рассматривает спорт, как «часть физической культуры, исторически
8сложившиеся в форме соревновательной деятельности и специальной
практики подготовки человека к соревнованиям» [38]. Данное определение
представляется не совсем корректным, поскольку подразумевает, что спорт
является только сфера любительского и профессионального спорта. На наш
взгляд, спорт следует рассматривать как некий мезоуровень физической
культуры и спорта, представляющий собой часть физической культуры,
заключающийся в занятиях индивидуума физическими упражнениями.
Следует согласиться с Европейским манифестом «Молодые люди и спорт»,
определяющим спорт как «все формы физической активности, которые через
эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или
совершенствование физического, или умственного состояния, а также
формирование социальных отношений» [39].
Одним из приоритетных направлений государственной политики в части
развития физической культуры и массового спорта является вовлечение
граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, что указано
в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением
правительства РФ 7 августа 2009 года за номером 1101 р.
Анализ зарубежного опыта показывает, что универсальным решением,
обеспечивающим привлечение различных групп и категорий населения к
регулярным занятиям физической культурой и спортом и доступность
физкультурнооздоровительных услуг,
спортивных клубов [12].
является практика создания
В ряде научных публикаций работ словосочетание «спорт для всех» и
«массовый спорт», используются как синонимы оздоровительного [28].
Известно, что сфера физической культуры и спорта включает в себя
множество разнообразных услуг, предназначенных для всех половых и
возрастных групп населения. Данное направление обусловило возникновение
9«спорта для всех», который объединяет все виды спортивной активности
населения вне зависимости от физического состояния людей. Рассматривая
структуру физической культуры и спорта за рубежом, нельзя не отметить
признанный социальный характер данной сферы деятельности,
выражающимся в том. Что государством и частным сектором созданы все
условия для всех контингентов людей [13].
Таким образом, в российских условиях развития экономики и
социальной сферы «спорт для всех», «оздоровительный» и «массовый спорт»
тождественны. В связи с этим под массовым, оздоровительным спортом или
«спортом для всех» следует понимать систему занятий отдельными видами
спорта или физическими упражнениями в целях физического
самосовершенствования, укрепления здоровья, не имеющей основной целью
участие в соревнованиях и получение спортивного разряда.
В истоках появления платных физкультурнооздоровительных услуг и
тенденциях их развития в России, сфера физической культуры и спорта,
включающая массовый спорт («спорт для всех») и спорт высших достижений,
рассматривалась как единое целое в науке и практике управления до 80 гг.
XX века. В связи с этим все виды спорта представлялись единым объектом и,
соответственно, объединялись в единой системе управления. Пьер де
Кубертен отмечал: «Если 100 человек тренируются, 50 из них должны
заниматься спортом. Из этих 50 20 должны специализироваться в одном из
видов. Из этих 20 5 должны достичь пика спортивной формы» [40].
«Спорт для всех» за рубежом начал выделяться в отдельный объект
управления и исследований в 60х годах, в СССР данный процесс получил
иную направленность партией была поставлена цель достижения
общенародности физкультурного движения в рамках системы спорта высших
достижений. В рамках данного постановления в уставах всех федераций была
выделена цель распространения физической активности среди населения [40].
10Ключевым направлением в перестроечный период в сфере физической
культуры явилось развитие хозяйственного расчета и расширение оказания
платных услуг населения. Разразившийся бум ритмической гимнастики в
конце 80х 19го столетия в экономически развитых странах, желание людей
быть здоровым и иметь привлекательный облик не оставил равнодушными
женщин в советском прошлом. Появившиеся, в тот период времени, новые
формы услуг в сфере услуг массового спорта способствовали формированию
потребностей у многих граждан России, к занятиям физическими
упражнениями. С увеличением доходов населения потребности и спрос
населения на физкультурнооздоровительные услуги росли значительно
быстрее, чем их предложение, тем более что сеть спортивных сооружений
развивалась сравнительно медленно [1].
После перестроечного периода в России внес серьезные коррективы в
развитии науки отрасли физической культуры и спорта. Внедрение рыночных
отношений, демократия, потребность в новой информации способствовали
активному воздействию зарубежного опыта, как правило, его отдельных
элементов. Однако, как показала практика, зачастую предпринимались
попытки реализовать успешные зарубежные проекты, не адаптируя их
механизмы к специфическим российским условиям. В результате усилился
разрыв между теорией и практикой: в физической культуре и спорте
реализовывались «рыночные» проекты, которые не учитывали специфику
спорта и его социальную значимость, распределение функций управления в
регионах осуществлялось на различных основаниях, но не принимало во
внимание различия спорта высших достижении и «спорта для всех».
Не найдя удовлетворения своих потребностей в муниципальных,
государственных структурах, люди различных возрастных контингентов,
стали находить удовлетворение своих нужд в коммерческих системах, где им
11предоставлялась возможность удовлетворить свои интересы за определенную
денежную плату.
Физическая культура приобретала определенный социальный статус.
Сегодня уже никого не удивишь строительством много квартальных элитных
домов с наличием в них большого количества сервисных услуг, в том числе и
платных физкультурнооздоровительных.
Сейчас модно быть успешным, престижно быть молодым, здоровым.
Поэтому посещение фитнес клубов и проведение досуга в активном стиле
становится неотъемлемой частью многих людей [16].
На данном этапе развития общества в России существуют
в которых индивидам
организации,
физкультурноспортивные
предоставляется возможность посещать занятия по двигательной активности
исключительно только по желанию. Это частные фитнесклубы, где одной из
главных задач является удовлетворение человеческих потребностей в
движениях на платной основе. За последние годы в некоторых городах
Российской Федерации, например, в Москве, СанктПетербурге, Самаре,
Тольятти, Казани, появились ФОКи, отличающиеся большим набором
предоставляемых услуг.
тренажерные залы,
гидропроцедуры, разнообразный ассортимент видов аэробики, персональный
Это солярий,
сауна,
тренер, детские комнаты, где опытные тренерыпреподаватели занимаются с
детьми дошкольного возраста, начиная с 3х лет детским фитнесом и т.п. [10].
Исследования развития физкультурнооздоровительного спорта в
Москве показали, что, регулярно пользуются услугами массового спорта 6,3%
населения города, причем распределение данной численности по
административным округам неравномерно,
в Южном
например,
административном округе занимаются 2,9%, в ЮгоВосточном 12,4%;
учащиеся составляют 62% от всех занимающихся, дошкольники 7% и
взрослые 31%; от общего количества детей дошкольного возраста
12занимаются спортом 9,8%, среди учащихся общеобразовательных школ, ПТУ,
средних специальных и высших учебных заведений 23%, среди взрослых
2,5% [13].
Увеличение тенденции потребительского спроса на платные
физкультурнооздоровительные услуги, привело к стремительному развитию
отечественного физкультурнооздоровительного сектора рынка, сетей
фитнесклубов. Как считают многие специалисты в области спортивного
маркетинга, расширение сети клубов позволяет максимально удовлетворять
потребности населения в занятиях физическими упражнениями за счет
экономии средств и времени на транспорт [20]. Потребность людей в
цивилизованных занятиях массовым спортом положила начало развитию
фитнесиндустрии.
До начала мирового экономического кризиса (20082009), не без успеха
развивались сети фитнес клубов, позиционирующих себя как семейные, не
только в крупных городах России, в таких как, Москва и СанктПетербург, но
и в провинциальных. На региональном уровне и в ближнем зарубежье России
развивались в большей степени лишь два сетевых фитнеспроекта: это сеть
клубов «Планета Фитнес» в Киеве и Самаре и сеть франчайзинговых клубов
под маркой OrangeFitness, принадлежащей StrataPartners, в Саратове, Иванове
и Краснодаре. Есть также клубы сети WorldClass в Киеве и АлмаАте. Менее
развит рынок физкультурнооздоровительных услуг в таких крупных
российских городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток [29].
Из региональных самый развитый рынок физкультурно
оздоровительных услуг санктпетербургский. До 2007 г. здесь открылось
около десяти многопрофильных клубов. Наиболее популярны не только
сетевые фитнесклубы, но и локальные физкультурноспортивные комплексы:
«Озеркифитнес» «Нептун». Петербург, считается вторым городом по
количеству клубов сети «Планета Фитнес», после Москвы [29].
13В Воронеже в середине 90х ХХго столетия с женским контингентом
активно работала сеть фитнесклубов Холдинга «Триэль», в них занималось
около 6 тыс. [8].
Рынок платных физкультурнооздоровительных услуг в г. Москве
характеризовался быстрыми темпами роста (удвоением количества клубов
каждые последние два года, эта тенденция была характерна до начала
экономического мирового кризиса, т.е. до 2008 г).
Следует подчеркнуть, что развивались как сетевые, так и локальные
ФОКи (например «Кимберли Лэнд», «Галактика»), нацелившие свою
маркетинговую стратегию на семейный активный досуг. Выбор семейного
целевого сегмента обосновывается, тем, что именно приобщение семьи к
здоровому образу жизни средствами платных физкультурнооздоровительных
услуг позволяют организации максимально диверсифицировать услуги, как
для детей, так и отдельно для мужчин и женщин, вместе с тем покупка
семейной карты, подразумевает оптовую продажу, что позволяет за короткий
период времени получить весомую прибыль организации. Кроме того, в
периоды межсезонного колебания потребительского спроса максимально
снизить экономические риски(например, за счет, создания в летний сезон
дневного физкультурно оздоровительного лагеря для детей).
Детей интересует, что делают родители, когда занимаются в фитнес
клубе, родители в свою очередь хотят видеть своих детей здоровыми.
Дети, приходя на занятия, подражают своим родителям уже занимающимся, и
при этом у них формируются знания основ здорового образа жизни. Или
наоборот, родители отдают ребенка заниматься в детские группы и вместе со
своим ребенком осознают необходимость в физической активности, таким
образом приходят в фитнес.
На современном этапе развития фитнес индустрии, такая услуга, как
детский фитнес, снискала себе достаточную известность. Дошкольные
14образовательные учреждения в настоящее время как никогда направлены на
оздоровление ребенкадошкольника, культивирование здорового образа
жизни. Одним из средств их решения становятся здоровье сберегающие
технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного
детского сада.
«Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – это
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду, педагогов и
родителей» [4].
Большое разнообразие инновационных средств, методов и форм занятий
позволяет создать неограниченные возможности для оздоровления,
формирования, укрепления и сохранения всех компонентов здоровья
подрастающего поколения. В связи с этим понятно беспокойство взрослых и
их стремление найти новые подходы к физическому воспитанию и
оздоровлению ребенка – дошкольника.
Отличительная особенность фитнес – технологий, разработанных для
детей в последнее время, их доступность, эффективность, эмоциональность,
соответствие моде на те или иные виды двигательной активности [4].
Такая услуга, как детский фитнес, появилась на рынке образовательных
услуг сравнительно недавно. Фитнес – технологии это совокупность
научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный
алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах
повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий
гарантированное достижение результата,
на основе свободного,
мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с
использованием инновационных средств, методов, организационных форм
занятий, современного инвентаря и оборудования.
15Фитнес – технологии в дошкольном образовании повышают уровень
проведения традиционных занятий физкультурой, вносят положительные
эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в укреплении здоровья,
формировании положительного и активного отношения к здоровому образу
жизни, способствуют развитию способностей занимающихся, их физическому
развитию и физической подготовленности [4].
Из выше изложенного следует, что сегодня существуют предпосылки
для развития детского фитнеса.
1.2. Понятие, задачи и значение фитнеса для развития детского
организма
В настоящее время существуют разные мнения по поводу понятий
детского фитнеса. Многие специалисты в области здорового образа жизни
считают, что детский фитнес это спортивные занятия для детей, которые
помогут ребенку освоить свое тело, научат координировать свои действия,
получать радость от движения [10,44]. Другие дают следующее определение:
«детский фитнес одно из самых важных направлений в крупнейших фитнес
клубах, успевшее завоевать поклонников в среде самых маленьких клиентов и
их родителей» [21, 45]. Третьи трактуют подругому: «детский фитнес это
организация физкультурнооздоровительных мероприятий для детей на базе
фитнесцентров». Вместе с тем, мы видим, что есть общее в этих
определениях это приобщение к здоровому образу жизни детей [46].
Задачами детского фитнеса являются:
• Повышение сопротивляемости организма.
• Укрепление опорнодвигательного аппарата. Формирование правильной
осанки. Укрепление силы мышц стопы и голени с целью предупреждения
16плоскостопия, т.к. оно может существенно ограничить двигательную
активность ребенка.
• Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
• Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных
органов.
• Укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение
обменных процессов в организме,
оптимизация пищеварения и
теплорегуляции, и предупреждению застойных явлений.
• Улучшение физических способностей: координация движений, сила,
выносливость, скорость.
• Укрепление формирования основных жизненно важных двигательных
умений и навыков.
• Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культурой [21].
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в
дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в
начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с
этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало
становления его личности. Этим необходимо воспользоваться для привития
любви не только к спонтанной, но и к организованной двигательной
активности [23].
Ребенок приобретает большую часть информации об окружающем мире
в период от рождения до 56 лет жизни. Этот период интенсивного
психического и физического развития детей, который наиболее важен для
последующего становления гармоничной личности человека в целом, поэтому
нужно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные
потенциальные возможности. К сожалению, сегодня родители часто делают
упор на развитие интеллекта и творчества, недооценив значение двигательной
активности. А ведь именно от двигательной активности во многом зависят
17развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по
различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие
физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических
процессов как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение [48].
Детский фитнес одно из самых важных направлений в крупнейших
фитнесклубах, успевшее завоевать поклонников в среде самых маленьких
клиентов и их родителей. По мнению специалистов, гармоничное развитие
ребенка начинается с правильно подобранных физических нагрузок. Чем
раньше начать, тем лучше для здорового тела и духа. Свои первые шаги в
фитнесе дети могут сделать уже в три года [47].
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным и
красивым. Детский фитнес поможет добиться этой цели. В чем
принципиальное отличие детского фитнеса от взрослого? Прежде всего в
дозировке адаптированных нагрузках и другом психологическом подходе.
Детский фитнес предназначен для тех, кому от трех до шести лет. Это как
раз тот возраст, когда нужно прививать навыки здорового образа жизни.
Фитнес идеально справляется с этими задачами. На занятиях под
руководством опытных инструкторов ребенок знакомится с возможностями
своего тела, учится получать удовольствие и уверенность от движений и
физической деятельности. Как правило для детей возраста 36 лет занятия
проводятся в игровой форме, поскольку игра — необходимая составляющая
детской жизни. На занятиях ребенок вместе с инструктором может
отправится в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии, научится
танцевать, чувствовать музыку и ритм. Игровые паузы, элементы спортивных
игр превращают монотонные тренировки в занимательные и веселые занятия,
которые развивают координацию, повышают способность малыша
ориентироваться в пространстве, а также учат общаться и играть друг с
другом [10, 48].
18Маленькие дети учатся делать простейшие шаги под музыку, а дети
постарше обучаются более сложным движениям. Обязательная часть занятий
— игры. Обучающие и развивающие уроки детского фитнеса с
использованием различного оборудования направлены на укрепление
опорнодвигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение
подвижности суставов, развитие внимания, координации, силы, гибкости и
выносливости [10, 46].
Дети трехчетырех лет занимаются всего тридцать минут, потому что их
нельзя перегружать. Урок проходит в развлекательной манере. Дети учатся
элементарным физическим упражнениям. Ребята с шести лет учатся
развивать координацию, работают в команде. Инструктор уже дает
упражнения на развитие логики. С восьми лет добавляется работа с
предметами — скакалки, мячи, обручи, игры, которые очень нравятся детям
[10].
Нужно отдельно сказать о работе с девочками. На аэробных занятиях
для девочек от восьми до десяти лет особое внимание уделяется
хореографии. Весь тренировочный процесс направлен на то, чтобы
сформировать красивую фигуру. То есть выработать осанку, научить детей
красиво двигаться под музыку. Отдельного внимания заслуживают занятия
STEP BY STEP освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе,
развитие мелкой моторики, предназначена для детей 56 лет;
ВАВУ ТОРTOP занятия на укрепление свода стопы. Занятия для детей с
развивающимся плоскостопием от 3х до 6ти лет.
BABYFITBALL гимнастика на больших разноцветных мячах. Способствует
укреплению опорнодвигательного аппарата детей 56 лет.
ВАВУ GAMES подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты и
упражнения на развитие внимания и мелкой моторики, предназначена для
детей 46 лет.
19 BABY YOGA благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Если
ребенок неусидчив, гиперактивен, то занятия йогой помогают научиться
сдержанности, предназначена для детей 46 лет.
BABYDANCE – обучение танцевальным движениям, развитие координации,
чувства ритма и музыкальности.
First STEP занятия с родителями на освоение равновесия, развитие памяти,
речи, мелкой моторики, предназначена для детей 46 лет.
«качалка» для юных. С 4х лет по разрешению инструктора ребенок может
заниматься на гидравлических тренажерах. Механизм их конструкций
работает по принципу насоса и без утяжелителей. У таких тренажеров
обязательно «скошены» острые углы, что обеспечивает максимальную защиту
от возможных травм. И соответствующая раскраска яркая и с рисунками
[21].
Положительное воздействие гимнастики и аэробики в детском возрасте
трудно переоценить: упражнения прекрасно развивают все органы и системы
ребенка, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм.
Детский фитнес это нечто большее, чем просто физические упражнения. Это
уникальные занятия, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики,
аэробики, танцевальных уроков, проходящие в игровой форме. В условиях
«двигательного дефицита», который испытывают современные дети изза
длительного пребывания в сидячем положении, очень важно прививать
интерес к спорту. В такой ситуации детский фитнес может способствовать
развитию физический качеств, так как в школе большое количество детей в
группах не позволяет учитывать индивидуальные способности каждого
ребенка [44].
Длительность занятий в зависимости от возраста ребенка 2030 мин.
При составлении основных коротких программ учитываются интересные,
запоминающиеся упражнения,
выразительные образы.
Музыкальное
20сопровождение должно организовывать движения, создавать хорошее
настроение. Наиболее удобный для многих упражнений музыкальный размер –
2/4 или 4/4. Можно составить упражнения, в которых каждое движение
выполняется на одну или несколько долей такта и все упражнения
вписываются в музыкальную фразу [17].
Оздоровительные программы аэробики привлекают доступность и
возможность изменить содержание в зависимости от интересов и
подготовленности участников [17].
Психологопедагогическая направленность при занятиях физической
культурой с детьми дошкольного возраста в фитнес клубе и бюджетном
дошкольном учреждении весьма разнообразна. В настоящее время
противоречие современного образования состоит в приоритете развития
интеллектуальной сферы ребенка в ущерб его полноценного нравственного,
художественного и физического развития.
Единство обучения, воспитания и развития сегодня данный принцип
поддержания большинства педагогов, однако зачастую он остается лишь
декларацией. В этой ситуации именно дополнительное образование, к
которому можно отнести детский фитнес, может способствовать сокращению
этого разрыва. Вопервых, дополнительное образование не зря называют
образованием личностноориентированным: предмет, или сфера деятельности
«приближается» к ребенку. Детям дают возможность определить собственный
образовательный путь, означающий по сути, что педагог, приглашая ребенка
включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия
реализации собственных интересов, развития индивидуальных способностей,
которые отличаются от интересов его сверстников [37].
Вовторых, личностный подход в образовании и развитии ребенка
подразумевает ориентацию на принципы гуманистической психологии:
211. создание психологического климата доверия между педагогом и
воспитанником;
2. обеспечение сотрудничества в принятии решения между всеми
участниками учебнометодического процесса;
3. актуализация мотивационного ресурса обучения;
4. помощь в личностном развитии ребенка [37].
По нашему мнению, хореография является одним из наиболее
привлекательных способов активизировать психофизическое развитие детей
дошкольников. При этом под хореографией в данном случае подразумевается
не только танец в него классическом варианте, прежде всего это инструмент
для обучения умениям владеть своим телом. У детей трудно провести
границу между интеллектуальным, сенсомоторным и когнитивным развитием.
С помощью тела ребенок проживает образы, чувства, эмоции, когнитивную
(познавательную) сферу и отражает «Образ мира» [11, 32, 37].
Очень важное значение в развитии ребенка 3 – 6 лет являются
особенности психофизического развития детей дошкольного возраста.
Детство период, продолжающийся от новорожденности до полной
социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период
становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом
продолжительность детства в первобытном обществе не равна
продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни [3].
Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье
длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во
времени и наполнилось сложными видами деятельности. Продолжительность
детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной
культуры общества.
Дошкольный возраст. Дошкольное детство большой отрезок жизни
ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в
22плане общей сензитивности,
осуществляемой неудержимостью
онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным
пространством человеческих отношений через общение с близкими
взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками
[3,11].
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя
мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных
функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь,
активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недостаточно. Он стремится
к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [11].
Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно
действенного к нагляднообразному и в конце периода — к словесному
мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно
образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в
представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит,
но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные
задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным [35].
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное
влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных
взаимоотношений ребенка в сюжетноролевой игре ложится в основу особого
свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей,
предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое
собственное поведение [32].
Особенности адаптации детей дошкольного возраста к физическим
нагрузкам связаны с уровнем морфофункционального созревания организма.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры
23характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием
процессов торможения. Дети отличаются быстрой утомляемостью,
недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными
ориентировочными реакциями [33].
Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого
человека (взрослого, других детей).
Сначала ребенку нужно, чтобы ктото был рядом, контролировал его
поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно.
Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при
воображаемом контроле [32].
В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы
отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые
мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы
достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с
усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие.
Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация
достижения.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная
система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди
них выделяются доминирующие мотивы преобладающие в формирующейся
мотивационной иерархии [41].
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно
считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные
качества [32].
24На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный
путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным
существом, которое не в состоянии не целесообразно действовать, ни
говорить, ни мыслить, к концу дошкольного возраста он превращается в
личность, обладающую сложным внутренним миром.
По биологическим и некоторым организационнопедагогическим
признакам, связанным со структурой дошкольных учреждений дошкольный
возраст подразделяется на периоды:
• от 110 дней (новорожденный) до 1го года (грудной возраст), по
организационнопедагогическим признакам ранний дошкольный возраст;
• 23ий год (раннее детство) по организационнопедагогическим
признакам младший дошкольный возраст;
• 4, 5, 6 год (первое детство) по организационнопедагогическим
признакам средний и младший возраст [15].
Возрастная периодизация детей отражает степени биологического
развития, она облегчает построение системы физического воспитания
определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов
направления физической культуры. Дошкольный возраст отличается, с одной
стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (так, за 1й год
жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам почти втрое), а с
другой незрелостью, низкой сопротивляемостью не благоприятного
воздействия внешней среды. В связи с этим, как считают специалисты, важно
повышать жизнеспособность организма процедурами закаливания [15].
В процессе групповых занятий физическими упражнениями решаются
задачи по развитию ориентировки в пространстве и во времени,
согласованности и координированности действий, точности и ритмичности
движений, что обуславливает развитие ловкости.
25Игровые занятия, связанные с необходимостью своевременно и быстро
реагировать на разные сигналы, способствуют развитию быстроты
двигательной реакции.
Поскольку детей дошкольного возраста приучают к правильной осанке,
встает вопрос о необходимости развития мышечной силы и силовой
выносливости. В данном случае время удержания позы постепенно
увеличивается, чтоб способствует укреплению мышц живота и спины [15].
Важно использовать специальные упражнения для мышц стопы, от
которых зависит формирование полноценного свода и успешное овладение
жизненно важными естественными движениями. Для развития быстрой силы
уместны кратковременные упражнения скоростносилового напряжения
(прыжки, метания) [15].
Воспитание общей выносливости становится предметом особой заботы
в дошкольном возрасте. Объясняется это тем, что активные обменные
процессы в организме ребенка ведут к повышению потребления кислорода
(относительное потребление кислорода на единицу живой массы у
дошкольников в 3 раза больше, чем у взрослых). В то же время небольшая
мощность дыхательной системы (по ряду показателей в 1020 раз меньше, чем
у взрослых) не позволяет полноценно удовлетворять эти потребности [15].
Таким образом, в процессе направленного использования физической
культуры с учетом психологических и физиологических особенностей
организма создаются благоприятные возможности для комплексного
воздействия на дошкольников с целью всестороннего гармоничного
формирования их личности.
1.3.
Анализ потребительского спроса и предпочтений,
занимающихся физической активностью в фитнесклубе
26В современной жизни у человека почти ежедневно формируются новые
потребности, с которыми он со временем не захочет, да и не сможет
расстаться. Их удовлетворение становится необходимостью. Одной из такой
новой потребности является потребность в физкультурнооздоровительных
занятиях [5].
Расширение ассортимента платных физкультурнооздоровительных
услуг предусматривает особые методы изучения потребительского спроса,
выработку на основе полученных результатов исследовательских программ,
ориентированных на удовлетворение потребностей целевых групп клиентов.
Подчеркнем, что рынок услуг, в том числе физкультурно
оздоровительных, совершенно не похож на другие рынки главным образом по
трем причинам:
1. Физкультурнооздоровительная услуга не существует до ее
представления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуги до ее
получения. Поэтому сравнить и оценить можно только ожидаемые и
полученные результаты.
2. Физкультурнооздоровительной услуге присуще высокая степень
неопределенности, поэтому клиент практически в слепую покупает услугу,
что затрудняет продавцам продвижение услуг на рынок
3. Продавец движений (в данном случае, тренер) должен обладать
поскольку продажа
высокой профессиональной квалификацией,
физкультурнооздоровительной услуги напрямую связана со здоровьем
клиента [16].
Эти особенности специфики рынка физкультурнооздоровительных
услуг выводит на первый план умение применять знания в исследовательской
деятельности организации для тщательного изучения «своего» клиента.
Отметим, что если первоначальная ориентация изучения была
направлена на производство товаров и услуг, затем на продажу, то в
27настоящее время стало преобладать его третье направление – на потребителей
[35], а не на интересы компаний, производящих товары или продающих их.
На сегодняшний день цель – это всестороннее изучение рынка, спроса и
потребностей, ориентация на их производство, с другой стороны – активное
воздействие на существующий спрос, на формирование потребностей и
покупательских предпочтений.
В настоящее время многими физкультурнооздоровительными
организациями для получения первичных данных используется, методом
социологического опроса. Целью социологического исследования может
являться выявление запросов потребителя на основе информации, а не путем
догадок и предположений [22, 24].
Чтобы знать, какие шаги необходимо предпринять для понимания
своего рынка, в данном случае физкультурноспортивного, методами
социологического исследования определяется, какие потребности клиентов
следует удовлетворить [19].
Потребность внутреннее состояние функциональной или
психологической нужды или недостатка чеголибо для поддержания
жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы,
общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности
проявляются поразному в зависимости от ситуации [5].
Потребность рассматривается как состояние индивида, отражение в
психике человека через «напряжение»,
«неудовлетворенность» и
«дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешним состоянием.
Толкая индивида на устранение такого несоответствия, потребность является
побудителем активности, источником мотивации [30].
Основные (базовые) потребности связаны с повседневной жизнью: это
продукты питания, жилье, одежда, отдых [19]. Только когда будут
удовлетворяться эти потребности, возможно люди захотят купить предметы
28роскоши или воспользоваться различными сервисными услугами, в том числе
и физкультурноспортивными, в большинстве случаях предоставляющих
фитнес клубами Классификация потребностей, помогает исследователю
рынка разобраться в жизненных ориентирах потенциальных клиентов, их
состоятельности и т.п.
Социологическое исследование, базируется на изучении мнений, оно
преследует цель получения объективной, достоверной и полной информации
об объекте исследования, а также о первопричинах этих мнений [42].
Физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как отрасль
народного хозяйства, относящуюся к непроизводственной (социальной) сфере
или сфере услуг. Предприятия, организации и учреждения физкультурно
спортивной направленности призваны осуществлять общественно полезную
деятельность по оказанию населению социально культурных услуг,
предусматривающих организацию занятий физическим упражнениями и
спортом, спортивных зрелищ, консультаций для занимающихся физическими
упражнениями и т.п. [13].
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует
общепринятой классификации услуг физической культуры (ФК) и спорта,
действующие подходы ограничиваются использованием отдельных критериев
(классификация по видам спорта, типам спортивных занятий и пр.). Так,
согласно ГОСТу РФ 520242003 «Услуги физкультурно оздоровительные и
спортивные. Общие требования» (принят постановлением Госстандарта РФ от
18 марта 2003 г. N 80ст) вводится в действие классификация физкультурно
оздоровительных и спортивных услуг, которая на наш взгляд ограничивает
классификационные признаки, адекватно не соответствует современному
этапу развития физической культуры и спорта, характеризующемуся
значительным расширением ассортимента услуг, появлением новых форм
29обслуживания, вовлечением в сферу физической культуры и спорта многих
сопутствующих и дополнительных услуг. В связи с этим, автор книги
«Экономика массового спорта» (2005) М.И. Золотов, с соавт. Н.А. Платонова,
О.И. Вапнярская предлагают следующую классификацию услуг физической
культуры и спорта, которую целесообразно использовать для проведения
экономического анализа, принятия управленческих решений по вопросам
менеджмента физкультурноспортивной организации, в том числе и
управления фитнес клубов.
Критерии классификации / Виды услуг:
По уровню спорта:
услуги спорта высших достижений;
услуги массового спорта.
По категории спорта:
услуги адаптивной физической и лечебной физической культуры, и
1.
2.
спорта.
3.
4.
5.
6.
По форме распределения общественных форм потребления:
услуги платные;
услуги бесплатные.
По мотивам производства:
услуги коммерческие;
услуги не коммерческие.
По форме потребления:
услуги массовые;
услуги индивидуальные.
По характеру потребления:
услуги физкультурнооздоровительные;
услуги зрелищные;
30
услуги консультационные;
услуги образовательные, в том числе дополнительного образования;
услуги информационные;
услуги посреднические и пр.
7.
По цели потребления:
услуги личные;
услуги коллективные;
услуги деловые.
8.
По месту в процессе потребления:
9.
услуги основные;
услуги сопутствующие;
услуги дополнительные.
По характеру потребности:
услуги организационных занятий спортом;
услуги неорганизационных занятий спортом.
10. По уровню услуги:
услуги простые, в том числе стандартные;
услуги сложные, в том числе комплексные;
услуги профессиональные.
11. По виду потребности:
услуги, нацеленные в первую очередь на улучшение здоровья;
услуги, нацеленные в первую очередь на получение косметического
эффекта.
12. По режиму потребления:
услуги комплексные;
услуги регулярные и пр.
31Совершенствование управления физической культурой и спортом, как
непроизводственной сферой и функционирующим в ее рамках рынком услуг
требует внедрения современных методов и приемов, позволяющих обеспечить
адекватное удовлетворение потребностей человека, социальных групп и
общества в целом с учетом рационального использования ресурсов и
решающих задачу максимально возможной сбалансированности между
спросом и предложений физкультурно спортивных услуг [13].
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ сегодняшнего состояния и тенденцию
развития платных физкультурнооздоровительных услуг в России.
2. Выявить различия в психологопедагогической направленности при
занятиях физической культурой с детьми дошкольного возраста в фитнес
клубе и бюджетном дошкольном учреждении.
3. Посредством проведения социологического опроса выявить:
потребительский спрос со стороны родителей детей дошкольного
возраста на платные физкультурнооздоровительные услуги;
32 мотивацию родителей детей возраста 36 лет, предшествующую
занятиям физическими упражнениями;
возможные причины, препятствующие посещению детьми дошкольного
возраста занятий, осуществляющих на платной основе
определить социальнодемографическую характеристику родителей
детей возраста 36 лет, имеющих решающих мнение при приобретении
платных физкультурнооздоровительных услуг.
2.2. Методы исследования
1.Анализ литературных источников.
2.Контент анализ.
3.Анкетирование.
4.Метод математической статистики.
Контентанализ. Наряду с традиционным анализом документов,
представляющих собой цепочку умственных, логических построений,
направленных на выявление сути анализируемого материала, применялся и
особый способ качественноколичественного анализа текстов контент
анализ [25]. С помощью контентанализа исследователь сравнивает
содержание множества текстов и анализирует его с помощью количественных
методик (например, диаграмм, таблиц), чтобы выявить аспекты, которые
трудно обнаружить на поверхности. Полученные данные позволяют ему
сделать выводы относительно намерений, ценностных ориентаций и других
особенностей автора текста. Объектом анализа могут служить материалы
средств массовой информации, официальные и неофициальные документы
организаций, должностные инструкции и прочее [26].
Анкетирование это метод получения первичной информации путем
письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов
33анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике
прикладной социологии видом опроса [18].
Виды анкетирования
многообразны, в данном исследовании использовалось индивидуальное
анкетирование. Индивидуальное анкетирование не предусматривает общность
времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых.
Анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой,
присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует по
технике заполнения, в анкете фигурировали закрытые вопросы [24].
Как показывает анализ специальной литературы объем и формирование
выборочной совокупности для пробного (пилотажного) исследования
достаточна выборка объемом 100250 человек [24, 36]
Метод математической статистики. Для большой объективности
выражения результатов эксперимента в последние годы при обработке
показателей стали широко использоваться некоторые математические методы,
и, прежде всего методы математической статистики, к которым относится
метод средних величин. Метод средних величин позволяет решать задачи
количественной оценки,
сопоставления,
обобщения,
сравнения,
классификации, иерархии изучаемых объектов, включая установление
доминирующего фактора, оценки «разброса» (вариативности) мнений
респондентов об объектах маркетингового исследования, также определить и
затем оперировать различными характеристиками вариационного ряда, к
которому относится средняя арифметическая. [36].
2.3. Организация исследования
Данная дипломная работа выполнялась на территории фитнесклуба
WorldGym – Звездный. Эксперимент был проведен с 25 марта 2014 года до 10
января 2015 года.
34В настоящем эксперименте, в основе которого было положено
социологическое исследование, принимало участие 100 человек родители,
имеющих детей девочек, таковых оказалось 50, и мальчиков, их количество
составило тоже 50.
Исследование мнений родителей детей объясняется тем, что дети
дошкольного возраста, которые предположительно должны будут являться
потребителями платных физкультурнооздоровительных услуг, пока еще не
имеют своего личного сформулировавшего мнения. Также общеизвестно, что
для детей дошкольного возраста авторитет родителей является главным
составляющим его жизни, и поскольку данное исследование, касается платных
физкультурнооздоровительных услуг, соответственно мнение родителей
является решающим в отношении оплаты этих занятии.
Исследование мнения потребителей (родителей детей) проводилось для
решения следующих задач:
• выявления потребительского спроса со стороны родителей детей
дошкольного возраста на платные физкультурнооздоровительные услуги;
• мотивацию родителей детей возраста 36 лет, предшествующую
занятиям физическими упражнениями;
• возможные причины, препятствующие посещению детьми дошкольного
возраста занятии, осуществляющих на платной основе.
• определения социальнодемографической характеристики родителей
детей возраста 36 лет, имеющих решающих мнение при приобретении
платных физкультурнооздоровительных услуг.
Исследование проводилось в 4 этапа:
1й этап
теоретический анализ литературных источников и
официальных документов по теме дипломной работы;
2й этап составление вопросников анкеты;
353ый этап сбор и обработка полученных данных;
4ый этап анализ результатов исследовании
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты опроса, проводимого среди родителей детей
дошкольного возраста
В соответствии с поставленными задачами, в первую очередь нам
предстояло посредством проведения социологического опроса определить
потребительский спрос со стороны родителей детей возраста 36 лет на
платные физкультурнооздоровительные услуги. В таблице 1 и на рисунках 1
и 2 представлены сравнительные характеристики на спрос платных
физкультурноспортивных занятий со стороны родителей имеющих детей –
36девочек в возрасте 36 лети со стороны родителей имеющих детей –
мальчиков в возрасте 36 лет.
Таблица 1– Опрос потребителей на предпочтения физкультурно
оздоровительных услуг
Виды физкультурнооздоровительных
Услуг
а) оздоровительное плавание
б) теннис настольный
в) аэробика(ритмическая гимнастика)
г) русские народные танцы
д) общая физическая подготовка
е) минифутбол
ж) различные виды единоборств (каратэ, бокс и т.п.)
з) художественная гимнастика
и) профилактика плоскостопия
к) акробатика
л) йога
Девочки
(п=50)
100
20
92
18
66
4
33
33
86
36
40
Мальчики
(п=50)
92
46
26
4
53
46
53
0
53
38
33
Как видно из рисунков 1 и 2 вне зависимости от половых различий
практически в одинаковом процентном соотношении родители, были бы не
против, чтоб их дети посещали занятия по оздоровительному плаванию и
профилактике плоскостопия. Обращает на себя внимание мнение, которое
занимает третью позицию, здесь в большей степени родители девочек отдали
предпочтение аэробике (92%), родителей мальчиков различным видам
единоборств (каратэ, бокс, дзюдо и т.п.) и ОФП (53%).
37Рисунок – 1. Спрос на платные физкультурноспортивные занятия со стороны
родителей имеющих детей девочек в возрасте 36 лет
Рисунок 2. Спрос на платные физкультурноспортивные занятия со стороны
родителей имеющих детей мальчиков в возрасте 36 лет
38В таблице 2 представлены данные опроса, касающихся мотивации,
предшествующей со стороны родителей приобщению ребенка к занятиям
физической культурой на платной основе. Интересным предоставляются
мнения по поводу тендерных различий. Определяющими мотивами как среди
родителей, имеющих детей девочек (97%), так детей и среди родителей,
имеющих детей мальчиков (98%), является «укрепление здоровья».
Девяносто процентов родителей мальчиков желают, чтоб их дети средствами
физических упражнений, в данном случае с помощью посещений занятий по
различным видам единоборств были «сильными, умели за себя постоять», 79%
родителей девочек считают, что детей нужно приобщать к занятиям
двигательной активностью для «общения со сверстниками». С нашей точки
зрения, этот факт можно объясняется тем, что 50% опрошенных нами женщин
по социальной принадлежности относятся к домохозяйкам, дети которых не
посещают детские сады, таким образом, посещая организации физкультурно
спортивной направленности, у их детей компенсируется общение со
сверстниками.
Таблица 2 Мотивы, предшествующие посещению платных
физкультурнооздоровительных услуг
Мотивы со стороны родителей, предшествующие
Девочки
Мальчики
посещение занятий
(п=50)
(п=50)
а) укрепление здоровья
б) научиться танцевать
в) поддержание высокого социального статуса
г) желание чтоб ребенок был сильным, умел за себя
постоять
д) борьба с избыточным весом ребенка
е) повышение внешней привлекательности
ж) общение со сверстниками
97
72
10
3
18
20
79
98
6
8
90
6
17
81
39з) советы врача
и) поднятие настроения, получение положительных
эмоций у ребенка
к) выплеск накопившихся эмоций
62
85
65
60
88
86
На рисунке 3изображен график, где показано, что 85% от числа
опрошенных родителей имеющих детей девочек и 88% мальчиков считают,
что, по их мнению, посещать физкультурнооздоровительные занятия нужно
ребенку «для поднятия настроения, получения положительных эмоций у
ребенка».
Обращает на себя внимание аспект, касающиеся причины посещения
девочками занятий по бальным танцам, из опроса, очевидно, что их родителей
движет мотив желание, чтоб их девочки уже с младшего возраста
«научились танцевать», таких голосов оказалось 72%, опрошенные родители,
имеющие детей мальчиков, выбрали этот мотив всего 6%, что составляет
разницу во мнениях 66%.
У мальчиков, имеет не маловажное значение аспект родителей, которые
выбрали вариант ответа «общение со сверстниками», их в процентном
эквиваленте оказалось 81%, отметим, что и у девочек на этот же вариант
ответа обратили внимание 79% респондентов от числа опрошенных.
40Рисунок 3. Причины, обуславливающие посещение платных физкультурно
оздоровительных занятий с девочками в возрасте 36 лет (%)
Также хотелось бы подчеркнуть существенную разницу во мнениях
родителей, имеющих детей девочек или мальчиков относительно варианта
ответа «желание чтоб ребенок был сильным». В данном случае всего 3%
респондентов, хотели бы, чтоб их дети девочки «были сильными, умели
постоять за себя», в то время как у респондентов, имеющих детей мальчиков
этот показатель занимает первое место среди прочих и равняется 90% (см.
рисунок 4).
Стоит обратить внимание, что практически равные позиции занимает
причина обуславливающая заниматься физической культурой «советы врача»,
у мальчиков этот показатель равняется мальчиков 60%, у девочек 62%.
Подчеркнем, что высокие проценты 65% у девочек и 86% у о мальчиков
относится вариант ответа «выплеск накопившихся эмоции».
41Рисунок 4. Причины, обуславливающие посещение платных физкультурно
оздоровительных занятий мальчиками в возрасте 36 лет (%)
Поскольку мы предполагали, что мнения родителей, касающиеся
препятствий к посещению платных физкультурноспортивных занятий не
значительно будут различаться по половому признаку, далее опрос
проводился без учета тендерных аспектов.
В таблице 3 мы видим данные, служащие, по мнению родителей,
препятствием к посещению их детьми платных физкультурно
оздоровительных занятий. Девяносто два процента из 100 опрошенных
отметили одну из главных причин, препятствующей заниматься платно
физическими упражнениями «не внимательное отношение тренера
преподавателя, персонала клуба к ребенку, его родителям», 87% отметили
42причину «не комфортные условия в помещении для занятий (жаркое или
грязное помещение)», также 87% предполагают, что барьером к посещению
платных физкультурнооздоровительных секций может сказаться «нехватка
времени (работа, учеба)». Восемьдесят процентов, опрошенных считают, что
возможному оттоку из физкультурно оздоровительный секций может быть
причина «не соответствие цены с качеством услуг»
Таблица 3 Причины, препятствующие посещению платных физкультурно
оздоровительных услуг
Возможные причины непосещения детьми платных физкультурно
а) не внимательное отношение тренерапреподавателя, персонала клуба
оздоровительный клуб
%
92
3
75
87
к ребенку, его родителям
б) компьютерные игры
в) отсутствие самодисциплины
г) не комфортные условия в помещении для занятий (жаркое или
грязное помещение)
д) материальное затруднение
е) нехватка времени(работа, учеба)
ж) увлечение другим видом физкультурнооздоровительных услуг
з) не компетентность тренерапреподавателя занимаемой должности
и) медицинские противопоказания
к) отсутствие желаемых физкультурнооздоровительных услуг
л) не соответствие цены с качеством услуг
м) методика проведения занятия
54
87
41
75
50
15
80
1
На рисунке 5 изображена диаграмма, из которой видно в процентных
долях мнения родителей, относящихся к возможным препятствиям прихода
детьми дошкольного возраста в платные физкультурнооздоровительные
43секции.
Рисунок 5. Причины, препятствующие посещению платных
физкультурнооздоровительных секций детьми дошкольного возраста
443.2. Социальнодемографическая характеристика потребителей
(родителей детей возраста 36 лет) платных физкультурно
оздоровительных услуг
Определение социальнодемографической характеристики проводилось
исходя из демографического принципа сегментирования (пол, возраст, род
занятий,
Посредством проведения
уровень дохода,
образование).
анкетирования нам удалось составить социальнодемографическую
характеристику родителей, к которым относились женщины, являющими
матерями детей.
Как показал ход опроса, труднее всего в нашей работе было получить
правдивые ответы на вопросы, касающиеся доходов родителей. Как бы
корректно и конфиденциально не задавались вопросы в отношении уровня
доходов, некоторые респонденты его искусственно занижали, либо вообще не
него не отвечали. В данном случае мы рассматривали степень потребления в
целом (например, какую марку автомобиля он предпочитает, какие брэнды
ему нравятся и т.п.).
Проанализировав заполненные родительницами анкеты, удалось
получить типичный портрет женщины, желающей оплачивать физкультурно
оздоровительные услуги, пользователями которых будет ее ребенком. Это
женщина в возрасте от 22 до 30 лет, по роду занятий и профессии
высококвалифицированный специалист, работающий по найму, менеджер
45среднего звена, индивидуальный предприниматель, домохозяйка. Это
индивид, в большинстве своем имеющий неоконченное высшее, высшее, два
высших образования, реже среднеспециальное, по этапу жизненного цикла
замужем или состоит в гражданском браке с одним или двумя детьми в
возрасте до 10 лет. Ее доход за вычетом налогов, (не считая домохозяек)
составляет 2500030000 рублей в месяц (см. таблица 4).
Таблица 4 Социальнодемографическая характеристика родителей детей
дошкольного возраста (целевая аудитория женщины, и = 50)
Возра
ст
Род занятий,
профессия
2230 Квалифицированные
Этап
Образование Ежемесячный
жизненного
цикла
Молодые
доход (руб.)
Неоконченное
2500030000
рабочие, работающие по
семья с
высшее,
руб.
найму, индивидуальные
однимдвумя
высшее, два
(исключения
предприниматели,
детьми в
высших
составляют
руководители среднего
возрасте от 10
образования,
домохозяйки)
звена, домохозяйки
лет(гражданск
реже средне
ий брак,
замужем)
специальное
По тому же принципу проводился анализ социальнодемографической
характеристики родителей мужчин. Также при исследовании применяли
демографический принцип сегментирования.
В результате сегментации удалось получить типичный портрет
мужчины, желающего оплачивать физкультурнооздоровительные услуги,
посещающих его ребенком. Это мужчина в возрасте от 25 до 35 лет, по роду
занятий и профессии высококвалифицированный специалист, работающий по
46найму,
менеджер среднего или высшего звена,
индивидуальный
предприниматель, совладелец бизнеса (соучредитель). Это индивид, в
большинстве своем имеющий неоконченное высшее, высшее, два высших
образования, ученую степень, реже средне специальное, по этапу жизненного
цикла женат, в гражданском браке с одним или двумя детьми в возрасте до
10 лет. Его доход за вычетом налогов, составляет 45000 рублей в месяц и
выше (см. таблица 5)
Таблица 5 Социальнодемографическая характеристика
родителей детей дошкольного возраста (мужчины, п = 50)
Возра
Род занятий, профессия
Этап
Образование
Ежемес
ячный
доход
(руб.)
От
45000 и
выше
ст
жизненного
цикла
2530 Высококвалифицированн
ый специалист,
Молодые
семья с
Неоконченное
высшее. Высшее,
работающие по найму,
менеджер среднего или
однимдвумя
детьми в
два высших
образования,
высшего звена,
индивидуальный
предприниматель,
совладелец
возрасте от
10
аспирантура,
ученая степень,
лет(гражданс
кий брак.
реже средне
специальное
бизнеса(соучредитель)
женат)
47ВЫВОДЫ
1. Посредством проведения социологического опроса определен
потребительский спрос на платные физкультурнооздоровительные услуги.
При выборе приоритетных платных физкультурнооздоровительных занятий
мнения родителей имеющих детей мальчиков или девочек возраста 36 лет
несколько разделилось: 100% родителей, имеющих детей девочек и 92%,
имеющих детей мальчиков, в первую очередь хотели бы, чтоб их дети
занимались оздоровительным плаванием; приоритетны занятия, направленные
на профилактику плоскостопия поставили 96% от числа опрошенных
родители детей девочек и 53% родители детей мальчиков; 92%
респондентов желают, чтоб их ребенок (девочка) посещала занятия по
аэробике, 53% чтоб их ребенок (мальчик) различные виды единоборств и
общая физическая подготовка.
2. Результаты опроса, касающегося мотивации, предшествующей со
стороны родителей приобщению ребенка к занятиям двигательной
активностью свидетельствуют, что определяющими мотивами как среди
родителей, имеющих детей девочек (97%), так и среди родителей, имеющих
детей мальчиков (98%), является «укрепление здоровья»; 90% родителей
мальчиков желают, чтоб их ребенок, посещая занятия по различным видам
единоборств, был «сильным, умел за себя постоять», 79% родителей девочек
считают, что их детей нужно приобщать к занятиям двигательной
активностью для «общения со сверстниками». С нашей точки зрения, этот
факт можно объясняется тем, что 50% опрошенных нами женщин по
социальной принадлежности относятся к домохозяйкам, дети которых не
посещают детские сады, таким образом, посещая организации физкультурно
спортивной направленности, у их детей компенсируется общение со
сверстниками.
483. Девяносто два процента из 100 опрошенных отметили одну из
главных причин,
упражнениями «не внимательное отношение тренерапреподавателя,
препятствующей заниматься платно физическими
персонала физкультурнооздоровительной организации к ребенку, его
родителям»; 87% отметили причину «не комфортные условия в помещении
для занятий»; также 87% предполагают, что барьером к посещению платных
физкультурнооздоровительных секций может оказаться «нехватка времени
(работа, учеба)»; 80% опрошенных считают, что возможному оттоку из
физкультурнооздоровительного клуба может быть причина «не
соответствие цены с качеством услуг»
4. Социально демографическая характеристика пользователей платных
физкультурнооздоровительных услуг, предназначенных для детей в возрасте
36 лет составляют родители, это:
женщины в возрасте 2230 лет, по роду занятий и профессии
высококвалифицированные специалисты, работающие по найму, менеджеры
среднего звена, индивидуальные предприниматели, домохозяйки. В своем
большинстве имеющие неоконченное высшее, два высших образования, реже
среднеспециальное, по этапу жизненного цикла замужем или состоят в
гражданском браке, имеют одного или двух детей в возрасте до 10 лет. Ее
доход за вычетом налогов, (не считая домохозяек) составляет 2500035000
рублей в месяц.
мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, по роду занятий и профессии
высококвалифицированные специалисты, работающие по найму, менеджеры
среднего или высшего звена, индивидуальные предприниматели, владельцы
или совладельцы бизнеса. В своем большинстве имеющие высшее, два высших
образования, реже неоконченное высшее, ученую степень, среднее
специальное образование, по этапу жизненного цикла женаты или состоят в
49гражданском браке, имеют одного или двух детей в возрасте до 10 лет. Их
доход за вычетом налогов, составляет 45000 рублей в месяц и выше.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Теоретический анализ состояния и тенденции развития, платных
физкультурнооздоровительных услуг в России показал, что на данный
момент существуют физкультурноспортивные организации, это фитнес
клубы, в которых индивидам предоставляется возможность посещать занятия
по двигательной активности исключительно только по желанию. Это частные
клубы, где одной из главных задач является удовлетворение человеческих
потребностей в движениях на платной основе.
Полученные данные предоставляют возможность посещать
физкультурнооздоровительные клубы, отличающиеся большим набором
предоставляемых платных услуг. Это солярий, сауна, тренажерные залы,
гидропроцедуры, разнообразный ассортимент видов аэробики, персональный
тренер, детские комнаты, что является очень важным для развития и
воспитания ребенка дошкольника, где опытные тренерыпреподаватели
занимаются с детьми, начиная с 3х лет детским фитнесом и т.п.
2. Исследование, проводимое методом контентанализа, показал, что
физкультурноспортивными услугами в Москве от общего количества детей
дошкольного возраста занимаются спортом всего 9,8%. По оценкам
специалистов, ресурсная обеспеченность Москвы позволяет обеспечить
занятия физической активностью только 60% дошкольников.
Это актуализирует проблему удовлетворенности потребностей детей
дошкольного возраста в платных занятиях физической культурой.
3. Сравнение физкультурнооздоровительных программ в фитнесклубе
и бюджетном учреждении показало, что в отличие от обязательных занятий
50физической культурой в бюджетных дошкольных учреждениях, занятия
детским фитнесом в большей степени направлены на личностно
ориентированный подход к детям, создавая, таким образом, условия для
реализации индивидуальных интересов и способностей, которые отличаются
от интересов его сверстников.
Поэтому важно учитывать индивидуальные психологические и
физиологические особенности детского организма, создавая благоприятные
возможности для комплексного воздействия на дошкольников с целью
всестороннего гармоничного формирования их личности.
51СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристова, Л.В. Физическая культура: отрасль в новых условиях
хозяйствования [Текст] / Л.В. Аристова, С.П. Шпилько. М.: Экономика,
1991. 144 с.
2. Барышева Н.В. Физическая культура и ЗОЖ [Текст] / Н.В. Барышева, П.А.
Виноградов, В.И. Жолдак; Уч. пособие. Самара: СИПКРО, 1997. С. 108
109.
3. Благинин А.А. Становление физических качеств дошкольников в
зависимости от их двигательной активности и соматотипа [Текст] / А.А.
Балагинин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата пед. наук. МГАФК Малаховка, 2000, 21с.
4.Борисова М.М. Фитнес – технологии в системе здоровьесберегающего
образования детей дошкольного возраста [Текст] / Борисова М.М. //
Инструктор по физкультуре. – 2013. № 5. – С. 96100
5. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие [Текст] / Т.Д.
Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко; под ред. Т.Д. Бурменко. М.:
КНОРУС, 2007.С. 68103.
6. В фитнесклубе все должно быть прекрасно [Текст] // Свой бизнес. 2003.
№ 3.
С . 1822.
7. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом
[Текст] / В.В. Галкин. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
С. 73.
528. Гостев Р.Г. Физкультурнооздоровительные клубы – фундамент
российского физкультурноспортивного движения [Текст] / Р.Г. Гостев //
Физическая культура и спорт в РФ: Сб. статей. М.: «Еврошкола», 2001.
Вып. 3. С. 5969.
9. Гуськов С.И. Женщина. Физическая активность. Здоровье [Текст] / С.И.
Гуськов, В.А. Панков; М.: Полиграф Сервис, 2000. 259 с.
10. Детский фитнес. М.: Бука, 2010 193 с.
11. Запорожец А.В. [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова; Основы
дошкольной педагогики. М., 1980.48 с.
12.Золотов М.И. Формирование сети физкультурноспортивных сооружений
как основного элемента ресурсного обесечения массового спотра Российской
Федерации [Текст] / М.И.Золотов // Теория и практика физ.культуры. – 2002.
№12. – С.5458.
13. Золотов М.И.Экономика массового Спорта [Текст] / М.И. Золотов, Н.А.
Платонова, О.И. Вапнярская; Учеб. пособие. М.: Физическая культура,
2005. 300 с.
14. Зуев В.Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы
физической культуры и спорта (история и современность) [Текст] / В.Н. Зуев,
В.А. Логинов; учеб. пособие для вузов М:Советский спорт, 2009. С.136
179.
15. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и
Спорта [Текст] / Ч.Т. Иванков: М.: «ИНСАН», 2005. С. 100119.
16. Кандаурова Н.В. Маркетинг физкультурнооздоровительных
организаций, ориентированных на работу с женщинами [Текст] / Н.В.
Кандаурова; Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата пед. наук. ВНИИФК 2005, 23 с.
17. Касаткина Т.А. Оздоровительная аэробика для дошкольников [Текст] /
Касаткина Т.А. // Инструктор по физкультуре. – 2014. №3. – С. 100105.
5318. К вопросу о проектировании социологических анкет // Социологические
исследования. 1991. № 1. С. 158165.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер; Уч. пособие: Пер. с
англ. М.:Прогресс, 1992. С. 635656.
20. Кутепов М.Е., Сапронов О.П. Спортивный менеджмент в
муниципалитетах зарубежных странах [Текст] / М.Е. Кутепов.: М.:
РГАФК, 1999. 80 с.
21. Лавров Н. Н. Элитфитнес: искусство фитбола для всей семьи [Текст] /
Н.Н. Лавров; М.:«Феникс», 2010. 173 с.
22. Лисицкая Т.С., Кувшинникова С.И. Социологический анализ
доминирующих мотиваций занимающихся в фитнесклубах [Текст] / Т.С.
Лисицкая // Теория ипрактика физической культуры. 2004. №2. С. 3842.
23. Лисицкая Т.С. Физическое развитие дошкольников [Текст] / Т.С.
Лисицкая, Н.А. Новикова; Учебнометодическое пособие для подготовки к
школе / Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 95[1] с.: ил. – (Планета знаний.
Предшкольная пора).
24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] / Л.И.
Лубышева; Уч. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 159
201.
25. Осипов Г.В. Социология [Текст] / Г.В. Осипов, Кабыща А.В., Тульчинский
М.Р. и др. Социология: учебник для учебных заведений. М.: Наука, 1995. С.
330358.
26. Парахонская Г.А. Из опыта преподавания курса «Контентанализ
текстов» // Социологические исследования. 2006. № 5(265). С.
113117.
27. Переверзин И.И. Школьный спорт в России: Миниэнциклопедия [Текст] /
И.И. Переверзин М.: Российская академия физической культуры, Школа
спортивного бизнеса, 1994.С. 34.
5428. Пилоян Р.А. Модель разделения управления спортом для всех и спортом
высших результатов [Текст] / Р.А. Пилоян // Теория и практика физической
культуры. – 1999. №7. – С. 2428.
29. Полный ренессанс, или крепкое тело – доходное дело // Карьера. 2003. №
1. – С. 1216.
30. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник
для вузов (серия «Gaudeamus») [Текст] / А.В. Родионов. М.: Академический
проект, 2004. – 576 с.
31. Рожков П.А. Новые аспекты и подходы в развитии физической культуры и
спорта в России [Текст] / П.А. Рожков. Физическая культура и спорт
Российской Федерации. Сборник научных статей. – Воронеж: Издательско
полиграфическая фирма «Воронеж», 2009. – Вып. 1. – С. 313.
32. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова. М.: Владос,
2003. – 368 с.
33.Солодков. А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная
[текст] : учебник /А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб. – Изд. 4 – е, испр. И доп. –
М. : Советский спорт, 2012. – 620 с. : ил.
34. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский цент «Академия»
2001. – 368 с.
35. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта.
36. Советский спорт, 2010. – 256 с.
37. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога
(применение методов математической статистики для решения прикладных
маркетинговых задач) [Текст] / О.Н. Степанова : Учебное пособие. – М.:
Советский спорт, 2003. – 72 с.
38. Усова О.В. Хореография: развитие психофизической культуры
дошкольников. Дополнительное профессиональное образование в сфере
55физической культуры, спорта и туризма в условиях современной науки и
практики [Текст] / О.В. Усова // Составитель И.Д. Свищев. – М.:
СпортАкадемПресс. – 2004. – С. 114118.
39. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329
40. Холщевникова Т. Развитие народного спортивного движения в РФ
[Текст] / Т. Холщевникова // Спорт для всех. – 1998. №1 – С. 4245.
41. Чеченков С.В. Спортивные Федерации: спорт для всех и спорт высших
достижений [Текст] / С.В. Чеченков // Теория и практика физической
культуры. № 12001. – С.2.
42. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях [Текст] / В.Н. Щебенко; учебник для учащихся пед. Колледжей
и училищ. – Мн.: Университетское, 1998. – 184с.
43. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. – М.: Наука. – 1987. – 238 с
44. Seifmadeтело. // Эксперт. – 2005. – № 14. – С. 4851.
45. www
. fitball
. ru
46. www
47. www
. magichild
. ru
sport
. akadem
. ru
48. www
49. www
. m fit . ru
. lady
74.
ru
56Исполнитель выпускной
квалификационной работы студентка
специализация «Теория и методика
аэробика и фитнесгимнастики» _________________ М.В. Лосева
Научный руководитель,
к.б.н.,профессор _____________Т.С. Лисицкая
Заведующий кафедрой
Теории и методики гимнастики ________________ Л.А. Новикова
к.п.н., доцент
Дата защиты _______________________
Оценка за работу _______________________
Председатель Государственной
Аттестационной комиссии ______________________
57