Авторы учебно-методической литературы по боксу К.В. Градополов 13 и А.Харлампиев 54 указывают на особо важное значение быстроты и точности двигательной реакции. Так же в некоторых их пособиях, дифференциация боевых ситуаций тесно связана с вопросами развития быстроты сложной двигательной реакции. Это помогает связать различные проявления реакции с боевыми действиями боксера.
За рубежом так же, придается большое значение быстроте боксирования. Так, Томас Инч пишет о том, что быстрота составляет «основу науки бокса».
«АНАЛИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ
НАНЕСЕНИЯ ПРЯМОГО УДАРА У БОЙЦА 1 ВЗРОСЛОГО РАЗРЯДА»
Добрышев С.А
Содержание
Введение…………………………………………………………...………..3
Глава 1. Анализ литературных источников………………………………6
1.1.Общие понятия…………………………………………………………6
1.2Быстрота в боксе……………………………………………………..…9
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………………14
2.1. Исследование методов развития быстроты в спорте………………14
2.2. Исследование методов развития быстроты в боксе………………..21
Глава 3. Обсуждение результатов исследования……………………….38
Заключение………………………………………………………………..43
Список используемых источников……...……………………………….452
Введение
Современный бокс предъявляет высокие требования к физической
подготовке спортсменов. С каждым этапом развития бокса, с появлением
новых задач физкультурного движения одной из основных продолжает
оставаться развитие быстроты. Трудно оспорить роль этого качества в
тренировочном процессе, ведь влияние этого качества на спортивную
деятельность спортсмена очень велика, так как при развитии быстроты стоит
задача не только максимально развить это качество, но и сохранять на
высоком уровне в течение длительного времени в условиях нервных и
физических напряжений, которое испытывает боксёр в ходе соревнований.
Поэтому необходима постоянная специальная тренировка по развитию
быстроты и точности двигательных актов.
Быстрота – одно из основных качеств боксёра. Быстрота в боксе
проявляется при выполнении одиночных ударов в атаке и контратаке,
соединении ударов и защит,
выполнении защит,
подготовительных и ложных действиях, передвижениях и перемещениях,
серий ударов,
переключениях от одних действий к другим.
А.В. Гаськов на основании проведенного опроса тренеров по боксу,
отмечает, что большинство тренеров на первое место по важности развития в3
тренировочном процессе ставят именно скоростные и скоростносиловые
способности (за ними следуют ловкость, сила и выносливость). Однако,
проблема развития скоростных способностей является чрезвычайно сложной
и в общетеоретическом и в методологическом плане, поскольку разные виды
скоростных способностей (например, в элементарных движениях и в сложных
локомоциях) мало связаны между собой и зависят прежде всего от
функциональных возможностей моторной зоны центральной нервной системы
и требуют для своего совершенствования применения различных методов и
методических приемов 6.
Многие авторы, затрагивающие вопросы развития быстроты реакции
(П.О. Макаров, С.М. Оплавин, Н.А Худадов) справедливо отмечают, что
увеличение быстроты реакции под влиянием тренировки происходит в
основном за счет процессов, происходящих в центральных сенсомоторных
инстанциях и в значительно меньшей степени за счет сокращения ответного
движения 31;35, 57.
Авторы учебнометодической литературы по боксу К.В. Градополов
13 и А.Харлампиев 54 указывают на особо важное значение быстроты и
точности двигательной реакции. Так же в некоторых их пособиях,
дифференциация боевых ситуаций тесно связана с вопросами развития
быстроты сложной двигательной реакции. Это помогает связать различные
проявления реакции с боевыми действиями боксера.
За рубежом так же, придается большое значение быстроте
боксирования. Так, Томас Инч пишет о том, что быстрота составляет «основу
науки бокса».
Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого
ускорения, а оно определяется силой мышц, и через неё массой тела, или его
звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.4
Качество быстроты человека определяется, прежде всего, такими
факторами как наследственность, возраст, пол, состояние нервно –
мышечного аппарата, времени суток и др.
Цель дипломной работы – проанализировать методы развития быстроты
нанесения прямого удара и выявить наиболее эффективные из них.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
проанализировать комплекс научных источников об общих понятиях,
необходимых для полного исследования, в том числе быстроту в боксе;
изучить и систематизировать материал о методах развития быстроты в
спорте;
изучить и проанализировать систему методов развития быстроты в
боксе;
провести эксперимент и выявить эффективность применения
различных методов развития быстроты нанесения прямого удара у бойца 1
взрослого разряда.
Методом исследования является анализ литературных источников,
сопоставление и обобщение литературных и научных данных, проведение
эксперимента.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности применения
полученных знаний и результата исследования в тренерской деятельности.
Объект исследования: учебнотренировочный процесс, направленный на
изучение методов развитие быстроты нанесения прямого удара у бойца 1
взрослого разряда.
Предмет исследования: экспериментальная методика развития
скоростных способностей бойцов 1 взрослого разряда.
Гипотеза: предполагается, что процесс формирования быстроты
нанесения прямых ударов бойцами 1 взрослого разряда будет выше при5
использовании на учебнотренировочных занятиях разработанного
оригинального комплекса упражнений.6
Глава 1. Анализ литературных источников
1.1. Общие понятия.
Наиважнейшим средством ведения боя в боксе является удар –
техническое действие, представляющее собой возвратнопоступательное
движение руки импульсивного, взрывного или баллистического типа с
прямолинейной или криволинейной траекторией.
Уровень мастерства боксера определяется широтой владения ударами и
умением применять их в самых различных ситуациях. Хороший боксер
профессионал, конечно, умеет выполнять все удары, но в своем арсенале
имеет несколько особенно эффективных приемов. В данном случае понятие
«прием» определяется как сочетание технических и тактических действий
либо отдельное действие, движение, способ достижения какойлибо цели в
конкретной боевой ситуации.
Эффективность удара зависит от следующих факторов.
Точность. Прежде всего, удар должен быть точным и поражать наиболее
уязвимые места на теле противника. Особенной точностью отличались
действия Мохаммеда Али. Этот боксер не обладал самым сильным ударом, но
имел удивительное чувство дистанции и своевременности, позволявшее
отправлять на пол самых свирепых противников. При просмотре нокаутов в
его исполнении создается впечатление, что некоторые нанесенные им
решающие удары были какимито неполноценными, неказистыми и даже
откровенно слабыми. Однако его противники падают. Почему? Ответ очень
прост: это очень точные и своевременные удары. И они попадают в уязвимые
точки на теле противника. Умению наносить удары в уязвимые точки особое
внимание уделял один из величайших тренеров современности Кас Д’Амато,
воспитавший таких чемпионов, как Хосе Торрес, Флойд Паттерсон и Майк
Тайсон. С самого начала обучения он требовал от своих учеников бить не7
просто в туловище или в голову, а в четыре основные, по его мнению, точки:
печень, левое нижнее ребро, подбородок и угол челюсти под ухом.
И Мохаммед Али, и особенно Майк Тайсон выделяли удивительную
точность ударов Джо Луиса. Его кулак, как магнитом тянуло к челюсти
противника. Даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях этот
выдающийся чемпион за счет точного удара умудрялся посылать своего
противника на пол ринга.
Быстрота удара. Чем выше быстрота, тем незаметнее удар и тем меньше
времени остается у противника на защитные действия. Быстрота удара
зависит:
от скорости ударного движения. Чем выше скорость, тем быстрее
кулак достигнет цели;
краткости ударного движения. Чем короче траектория полета кулака,
тем скорее он настигнет цель;
периода соприкосновения кулака с целью. Чем короче этот период,
тем больше сила удара. По данным исследований И. П. Дегтярева 16, удар
длится 14–18 миллисекунд. При увеличении этого времени до 30
миллисекунд удар превращается в толчок.
В американской боксерской литературе есть такое полумифическое
понятие, как неотразимый «шестидюймовый» удар, то есть удар длиной 6
дюймов (15 сантиметров), который приводит к нокауту или нокдауну. Таким
ударом обладал Рокки Марчиано. Этот боксер быстро сообразил, что по
причине малого роста ему выгодно боксировать на ближней дистанции.
Потребовалось изучение и усовершенствование коротких ударов. Марчиано
был первым боксером, который начал отрабатывать удары в воде. Он делал
это ежедневно по два часа и в итоге стал обладателем чудовищных по силе
очень коротких ударов, что позволило ему достигнуть фантастических
результатов: 83% своих поединков Рокки Марчиано закончил нокаутом.8
«Шестидюймовый» удар можно видеть в поединках молодого Майка
Тайсона. Амплитуда его ударов временами была такой короткой, что их даже
трудно рассмотреть 50.
В зависимости от направления удары в боксе подразделяются на
прямые, боковые и удары снизу.
Наиболее употребительны в боксе прямые удары. Прямой удар – один
из самых быстрых ударов. В боевых искусствах под прямым ударом понимают
Джеб (удар с ближней к оппоненту руки) и Кросс (удар с дальней к оппоненту
руки). В той или иной форме эти удары присутствуют практически во всех
боевых искусствах. Наряду с этим прямые удары применяют и как
контрудары, соединяя со всеми видами защиты, а также для того, чтобы
останавливать атаки противника и сохранять дальнюю или среднюю
дистанцию.
Боксер, строящий свою тактику на действиях с дальней дистанции, в
основном пользуется прямыми ударами, сочетаемыми с быстрыми
передвижениями. Это позволяет ему удерживать инициативу боя в своих
руках и набирать во время соревнования большое количество очков.
По назначению прямые удары можно разделить на четыре категории:
атакующие прямые удары;
встречные: пробиваются на опережение ударов соперника;
ответные: наносятся сразу после собственных защитных действий от
атаки соперника, часто после того, как он промахнулся или провалился со
своим ударом;
упреждающие атаку: наносятся после ошибок соперника,
«сигнализируя» о намерении атаковать 33.
Прямые удары – одно из самых универсальных и грозных оружий в
боксе, и владение этими приёмами зачастую определяет успех бойца в
поединках.9
Прямые удары являются более точными, более безопасными для
нападающего и намного превосходящими по силе, чем свинг, боковой удар
или любой другой удар согнутой рукой, как, например, удар снизу (апперкот).
Прямой удар всегда имеет превосходство перед свингом или боковым ударом
– он быстрее, сильнее и при его нанесении у вас больше шансов поразить цель
30.
Тренировка скорости удара в спортивных и боевых единоборствах –
одна из базовых техник, которая улучшает качество, точность и силу ударного
движения. Без хорошей скорости невозможен «нокаутирующий» удар, и при
силовой отработке ударных техник скорость принципиально важна в
доведении удара до автоматизма.
Скорость удара в боксе является залогом успеха спортсмена. Поэтому
почти каждый тренер в своём подготовительном процессе уделяет должное
внимание для улучшения этого компонента техники бокса.
1.2. Быстрота в боксе
Быстрота представляет собой комплекс функциональных свойств
человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные
характеристики движений, а также время двигательной реакции.
В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства
взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты
является лабильность нервномышечного аппарата. Другие полагают, что
важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов.
Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является
комплексным двигательным качеством человека.
И.П. Дегтярёв отмечает, что при установке «на быстроту» ударный
импульс наименьший но и время ударного движения наименьшее. Уменьшение10
показателя силы даёт выигрыш в быстроте нанесения удара. Быстрое
приращение величины скорости или силы удара делает удар резким 16.
В бою выделяют четыре основные формы проявления быстроты:
латентное время реакции, скорость одиночного движения, частоту движений и
скорость передвижения.
Данные формы проявления быстроты относительно независимы друг от
друга 10; 21. В особенности это касается показателей времени реакции,
которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости
движения. Можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно
медленным в движениях и наоборот 21.
Сочетание указанных форм определяет все случаи проявления
быстроты. В практике приходится обычно встречаться с комплексным
проявлением быстроты.
Роль быстроты в бою необычайно велика. Так, от способности к
быстрому реагированию, т.е. от латентного времени реакции, зависит,
насколько быстро боец среагирует на подготовку к удару и удару противника.
Скорость одиночного движения влияет на быстроту атакующих,
контратакующих и защитных действий. От способности к повышению частоты
движений зависит, сумеет ли боец создать необходимую плотность боевых
действий.
Скорость сближения с противником во многом влияет на успех атаки, а
скорость разрыва дистанции – на успех защиты. При этом результативность
действий бойца зависит от совокупного развития всех форм быстроты.
Действия боксера могут осуществляться как в условиях относительно
малой нагрузки (маневрирование, разведка, отдельные атакующие или
контратакующие удары, защиты и т.д.), так и в условиях максимальной
нагрузки (серийный атаки, контратаки и защиты от них, обмен ударами и т.д.).
Функционально состояние организма спортсмена в этих случаях различно и11
возможность выполнять максимальное быстрые движения также. Поэтому,
изучая быстроту движений боксера, всегда необходимо учитывать условия , в
которых происходит спортивная борьба.
Как известно мышцы нашего организма особым функциональным и
физиологическим свойством – возбудимостью, то есть способностью под
воздействием определенных раздражений приходить в активное деятельное
состояние сокращение. При помощи сокращения мышц отдельные части
нашего тела выполняют движения с определенной быстротой и точностью.
Сокращение мышцы (её двигательный акт, сила и быстрота) происходит под
воздействием нервного возбуждения, которое возникает от действия на
организм извне (свет, движение, тепло и так далее). Возбудимость одной и той
же мышцы сильно меняется в зависимости от того, в каком состоянии она
находится, какой силы источник возбуждения действует в данный момент.
Под латентным временем реакции ответного действия, как известно,
понимается время запаздывания сокращения мышц (т.е. начало движения)
после подачи раздражения (сигнала). Для боксера это имеет большое
значение, т.к. такое запаздывание в реакции боксера занимает время в
пределах 0,14 0,26 сек. (время всего ударного движения равно 0,30 0,45
сек.)
Как известно, латентный период условно подразделяется на три части:
а) сенсорный момент скрытого периода реакции, т.е. восприятие сигнального
раздражения,
б) ассоциативный осознание воспринятого раздражения,
в) моторный возникновение моторных импульсов в двигательном участке
коры головного мозга и посылка этих импульсов по эффекторным нейронам к
соответствующим мышцам. Сама реакция это ответ одним подготовленным
движением на известный один сигнал. Но и здесь следует отметить очень
важный фактор для бокса это наличие трех типов реакций в зависимости от12
того, на что сосредоточено внимание боксера. Первый тип так называемый
сенсорный, когда боксер сосредотачивает всё своё внимание на появление
сигнала, он напряженно ждет его, мобилизовав всё своё внимание (в то время
как двигательные центры коры больших полушарий находятся в
заторможенном состоянии). При этом спортсмен скован, напряжен, движения
его вялы и запаздывают в ответ на сигнал. Практически это бывает в тех
случаях, когда боксер, опасаясь, ждет сильного удара противника. Изза своей
скованности и напряженности он, как правило, не успевает на него
эффективно реагировать или контактировать. В среднем, у боксеров скрытый
период сенсорного типа реакции равен 0,16 0,22 секунды.
Второй тип реакции так называемый моторный. Для боксеров он
наиболее эффективен и его следует специально формировать. Этот тип
реакции отличается тем, что боксер сосредотачивает всю свою готовность,
все свое внимание на подготовку начала движения. При этом двигательные
центры коры головного мозга возбуждены и находятся в стартовом состоянии.
Возбуждение по нейронам доходит до двигательного участка коры головного
мозга и встречает там уже подготовленные «нервные формулы» ответного
движения,
и соответствующие двигательные импульсы мгновенно
устремляются к органам движения. В результате этого исполнительный
сигнал действие противника сводится к простому «пусковому» сигналу, на
который срабатывает готовый ответ. В этом случае скрытый период реакции у
ведущих боксеров равен 0,12 –0,14 секунды, а у отдельных спортсменов до
0,09 – 0,10 секунды.
Третий тип реакции отличается средними показателями скрытого
периода (0,15 0,17 секунды). Он характеризуется уравновешенностью
возбудительных процессов в сенсорном и моторном участках коры больших
полушарий мозга.13
Внимание боксера сосредоточено как на ожидании сигнала, так и на
подготовке ответного сигнала. Если исследования показывают, что боксер
имеет этот тип реакции необходимо проделать большую работу по
перестройке его на второй тип моторный. Но, как известно, в действиях
боксеров простые реакции встречаются редко. Это может быть тогда, когда
противник известен и отличается узким шаблонным набором технических
средств. В боксе сложная реакция является наиболее специфичной, т.к.
боксеру приходится постоянно ожидать появление самых неожиданных
сигналов (ударов, защит, маневров, финтов, ложных движений и т.д.) и
постоянно быть готовым отвечать любым ответным приемом. Для боксера
надо, сделать соответствующий выбор действий и эффективно их провести
34.
Отметим также, что индивидуальные различия в быстроте движений
боксеров могут зависеть от их анатомических и типологических
особенностей, которые проявляются в поведении, отдельных действиях и в
движениях. Анатомические особенности (как в строении мышц, так и в
устройстве костносвязочного аппарата) определяют во многом быстроту
передвижения тела и его частей в пространстве, не влияя на время латентного
периода. Что касается типологических особенностей, то согласно
характеристике, данной И.П. Павловым различным темпераментам, сангвиник
отличается быстротой движения и быстрым переходом от деятельности к
покою и обратно, а флегматик противоположными чертами. Однако условия
воспитания и деятельности, влияя на типологические особенности человека,
могут изменить различные их проявления, в том числе быстроту движений,
которая нередко значительно увеличивается или уменьшается в результате
длительного влияния разнообразных условий. Здесь особенно важно, как это
показали исследования А.Н. Крестникова, Н.В. Зимкина, что скорость
произвольных движений, являющихся проявлением корковых процессов,14
связаны с условнорефлекторной деятельностью. Это относится как к
скорости собственно движений, так и ко времени латентного периода 22.
Встречающаяся замедленность и вялость двигательных реакций у
спортсменов может вызываться и тем, что у них низок уровень
тренированности, или, наоборот, наблюдается перетренированность, в
результате чего пропадает должный интерес к занятиям. Нередко даже
опытный спортсмен начинает несерьезно относиться к своим обязанностям во
время тренировки, не продумывает, как лучше использовать в занятиях
средства тренировки.
Всё это лишает его той целеустремленности, мобилизованности и
напряжения внимания, которые необходимы для максимально быстрого
выполнения движений.
Быстрота движений спортсмена, обусловленная его индивидуальными
особенностями, не остается постоянной в процессе тренировки и
соревнований. Условия спортивной борьбы, действуя на психику спортсмена,
влияют на характер его движений и на их быстроту. Анализируя влияние
различных факторов на быстроту движений, надо иметь в виду связь её с
условнорефлекторной деятельностью.
Факторы, влияющие на быстроту движений, только условно
рассматриваются в отдельности, фактически в целостном двигательном акте
они взаимосвязаны между собой и с деятельностью нервной системы,
деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем и других органов.
Развитие и совершенствование скоростных качеств является одной из
первостепенных задач в практике подготовки боксеров.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Исследование методов развития быстроты в спорте15
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как
способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или
тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в
ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на
короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене
движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та
сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в
спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе 60.
Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений;
например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на
короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую
частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в
целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном,
локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты
движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с
максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп
от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест,
подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола
какойнибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений
можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под
музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом,
рассчитанное на 1530 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную
быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под
ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту
движений на 58 % 32.16
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное
расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности,
резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами
проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в
подавляющем большинстве видов спорта. Даже марафонец должен, возможно,
быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую»
скорость. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой скоростью он сумеет
выполнить необходимое движение.
Быстрота определяется:
путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал
реакциометрами различной конструкции;
по количеству движений за установленное время незагруженной
конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на
20, 30 м);
по скорости выполнения однократного движения в сложном действии,
например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в
метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции,
движений гимнаста и др. 3.
Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в
баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис,
подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым
передвижением.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для
повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути.
Первый из них – повторное выполнение движения или действия с
сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной17
быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических
возможностей спортсмена и огромной волевой вспышки. Эффективному
выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения.
Например, в беге с ускорением (обычно на 6080 м) спортсмен постепенно
наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун
пытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом
расстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения,
которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения
в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их
повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 12
раза в неделю изза опасности перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро
выполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок
в длину через рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности
проявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение,
применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных
условиях и сразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно
мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах,
согласованности деятельности мышцантагонистов при максимально частом
чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения
техническими приемами 15.
Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можно
прежде всего посредством улучшения способности проявлять очень большие
мышечные усилия. Только эта способность и совершенная нервномышечная
координация позволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять
взрывные усилия. Без этого невозможны достижения, например в легкой18
атлетике (барьерный бег, прыжки, метание и др.) Для выполнения движений,
увеличивающих силу соответствующих групп мышц должны быть
использованы, главным образом, упражнения, сходные по своей структуре с
техникой избранного вида спорта. Например, для развития быстроты у
бегунов – бег по наклонной дорожке вверх, поднимание груза, положенного на
бедро и др. Особенность силовой подготовки, имеющей целью развитие
быстроты, состоит также в том, что при этом используются динамические
упражнения, т.е. упражнения с малым и средним весом, выполняемые с
большой скоростью и амплитудой, упражнения баллистического характера
(метания, выпрыгивания с отягощением). Эти упражнения должны сочетаться
с такими, которые обеспечивают развитие общей и максимальной силы.
Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие
силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться
быстрота движения.
Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность
мышцантагонистов к растягиванию. Если продуктивно использовать
эластичные свойства мышц, то быстрота движений повышается. Мышца
предварительно оптимально растянутая сокращается быстрее и с большей
силой. Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение
эластичности мышц. Для этого следует выполнять специальные упражнения
на растягивание расслабленных и напряженных мышц. Частота ациклических
и циклических движений во многом определяется техникой. Это касается не
только кинематической структуры движений, но и динамической.
При овладении техникой быстрых движений нужно научиться
расслаблять мышцыантагонисты, не вовлеченные в данный момент в
активную работу, научиться бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил,
но в то же время свободно, без излишнего напряжения. В достижении этого
особо важную роль играет упрочение двигательного навыка, для чего19
необходимо многократно повторять упражнения в течение длительного
времени. Но повторения должны выполняться с интенсивностью 0,8 – 0,9 от
максимальной, чтобы не вызывать излишних мышечных напряжений.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не
достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии
должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью
отдохнул.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества
необходимо подбирать упражнения:
развивающие быстроту ответной реакции;
способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются
повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением
амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в
облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п. 23.
Выделяют следующие методы развития быстроты в спорте:
Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с
околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в
ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных
движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой
поддерживается максимальная быстрота (обычно 510 сек.). Интервал отдыха
между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе
(30 сек. – 5 мин. в зависимости от характера упражнений и состояния
спортсмена).
Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при
нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и
т.п.20
Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении
которых участвуют основные группы мышц и суставы.
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных
играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной
быстротой в условиях соревнования.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы
спортсмен преждевременно не специализировался в какомлибо одном
упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме
однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы
спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме
состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном
объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с
хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым
отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные
игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и
разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта
немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития
рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное
движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал.
При этом условия выполнения движений постепенно осложняются. Например,
для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие
дистанции вначале следует выполнять движения только руками,
расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору,
упражняться в быстром реагировании движениями ног из более
выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и
таким образом прийти к обычному положению на старте.21
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях,
которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения
быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы
тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять
паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу
сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа
единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных
условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для
развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми
мячами вместо мячей обычного размера.
Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных
возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в
движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое
упражнение. В движениях, координационносходных, дело обстоит по
другому. Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге,
переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в
метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения для
развития качества быстроты, максимально приближенные к элементам
избранного вида спорта. Выполнять упражнения в целостном виде нужно
повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения, которая близка к
установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее в облегченных
условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физические
упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере,
например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр,
метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений,
выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко 60.22
Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться
следующими положениями:
Если основная задача занятия развитие быстроты, то ее следует
решить непосредственно после разминки.
Одновременно с развитием быстроты необходимо упражняться в
совершенствовании техники избранного вида спорта.
Развивать способность к произвольному (сознательному) расслаблению
мышц.
Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений
равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается
способность контроля за движениями, применять метод переменных и
повторнопеременных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность)
движений на этой стадии 8085% от максимальных возможностей.
2.2. Исследование методов развития быстроты в боксе
Тренировка скорости удара в спортивных и боевых единоборствах –
одна из базовых техник, которая улучшает качество, точность и силу ударного
движения. Без хорошей скорости невозможен «нокаутирующий» удар, и при
силовой отработке ударных техник скорость принципиально важна в
доведении удара до автоматизма. При тренировке скорости удара обычно
используются различные комплексы упражнений, но в целом – она идентична
во всех боевых искусствах и силовых единоборствах: скорость повышает силу
удара и его точность, а значит, и результативность. Кроме того, любая
техника упражнений по отработке скорости удара требует силового
укрепления мышц, качественной разминки, дозированного увеличения
нагрузок и использования определенных тренажеров 61.
Быстрота удара в значительной степени зависит от точной координации
движений, а каждый удар состоит из сочетания следующих элементов23
движения а) толчка ногой от пола, переносящего вес тела на другую ногу (в
сторону противника ), б) поворота туловища и движение атакующей руки 34.
А.И. Булычёв считает, что боксер достигает наибольшей быстроты
ударных и защитных действий в том случае, если будут размещены наиболее
рационально звенья всего тела. Он придает большое значение умению боксера
анализировать свои мышечнодвигательные ощущения. Нельзя быть быстрым,
если не удастся «раскрепостить» мышцы. А для «раскрепощения» надо
научить боксера анализировать свою быстроту, выработать у него
соответствующее мышечное чувство. Боксеры учатся находить наибольшую
быстроту движений на разных дистанциях и затем «закрепляют» ее в
упражнениях. Необходимо укорачивать путь движений рук при ударах и
защитах, вводя в тренировку различные специальные упражнения. Нанося
быстрые серии, боксер должен более широко расставлять ноги, чем при
одиночных ударах. Этим создаются более удобные и устойчивые положения
для быстрых сочетаний ударов 2.
П.В.Никифоров выдвигает ведущим принципом тренировки – принцип
максимального развития быстроты боксера. Важнейшие задачи тренера – это
«развязать» боксера, ликвидировать его «напряженность» и «скованность»,
добиться во время нанесения ударов и защитных движений расслабления
мышц антогонистов, обеспечить мгновенное чередование расслабления и
напряжения «рабочих» мышечных групп.
Он рекомендует в каждом занятии применять специальные упражнения
с нанесением ударов по воздуху. В ходе этих упражнений достигается полное
расслабление мышц антагонистов, и рука как бы «бросается в цель». В конце
движения двигается ускоренно: делается резкий рывок. При этом кулак не
проходит дальше намеченной цели, а останавливается на ней, а затем
начинается быстрое движение назад (при полном расслаблении мышц,
наносивших удар). П.В. Никифоров отмечает важность того, чтобы24
упражнения в нанесении ударов по снарядам, применяемые для развития
быстроты, выполнялись с большим количеством разнообразных снарядов
(мешки и груши разных размеров, растяжные и подвесные мячи, стенки и др.).
Большое место в занятиях П.В. Никифоров отводит легкоатлетическим
упражнениям. Для развития быстроты и резкости ударных движений
используется метание и толкание набивных мячей, а в условиях стадиона –
толкания ядра, метания диска и молота. Для увеличения быстроты и резкости
отталкивания применяются легкоатлетические прыжки. Быстрота реакции и
ловкости развивается в упражнениях с перебрасыванием теннисных мячей.
Для увеличения подвижности плечевого пояса рекомендуются маховые
движения с булавами, а для подготовки связок к резким движениям
специальные упражнения.
В.С. Щербаков считает, что высокая быстрота специальных движений
может быть достигнута лишь в том случае, если боксер, стремясь увеличить
быстроту, научится расслабленно и ненапряженно вести бой. Это будет
возможно, когда боксер во время выполнения общеразвивающих и
специальных упражнений осмыслит все свои действия, будет понимать смысл
боевых действий противника и не стремясь «перерубить», «смять» его, будет
тактически правильно вести бой с установкой на обыгрывание.
В.Г. Степанов использует для развития быстроты движений большое
количество разнообразных общеразвивающих и подводящих упражнений – на
ходу, во время передвижений приставными шагами, на месте, в парах с
партнером без перчаток. Быстрота должна развиваться в условиях
значительной нагрузки, и боксеру следует применять большие усилия воли
для поддержания её на высоком уровне. Из упражнений рекомендуется бег с
ускорениями, прыжками, толчки и рывки легкоштанги, упражнения с
гантелями, рывковые упражнения на ходу и на месте со сгибаниями и
разгибаниями и вращениями туловища в пояснице. Особенное внимание25
обращается на упражнения с набивными мячами (стоя, сидя, в
передвижениях). Для развития быстроты ударов и передвижений применяется
бой с тенью, проводимый в быстром темпе и решением различных тактических
задач.
Большое значение В.Г. Степанов придает правильному использованию
снарядов, мешка и груш, в упражнениях с которыми вырабатывается быстрота
и сила одиночных и серийных ударов. В условном и вольном бою подбираются
партнеры, обладающие различным сочетанием быстроты реакции и быстроты
движений и даются задания вести бой с тем или иным темпом.
По мнению Др. Джона Ля Туррета любой может стать «самым
быстрым», если будет следовать основным принципам. Он отмечает, что
«тренировка скорости на 90% является психологической. А может и на
99%».Такой психологический подход к тренировке принёс результаты 50
летнему инструктору каратэ из Медфорда, штат Орегон. Официально было
зарегистрировано, что он сумел сделать 16,5 ударов за одну секунду 46.
Ля Туретт выделяет 12 ступеней программы по увеличению скорости:
1.Учитесь, наблюдая за специалистами.
2. Используйте плавные, текучие удары. Плавная техника ударов
китайского стиля обладает намного большей взрывной силой, чем
традиционные реверсивные удары в каратэ и в боксе, утверждает Ля Турретт,
т.к. скорость удара генерируется импульсом.
3. Используйте сфокусированную агрессию. Вы должны научиться
мгновенно переходить из пассивного состояния в состояние боевой
готовности для того, чтобы атаковать.
4.
Используйте готовые стойки,
которые могут дать вам
возможностьвыбора.26
5. Остерегайтесь психологии одного смертельного удара. Ваша
начальная атака должна быть последовательностью, состоящей из трех ударов
даже в том случае, если первый удар был способен остановить противника.
6. Используйте упражнения по визуализации.
Во время занятий
упражнениями на развитие скорости удара, вы должны думать, что
выполняете удары с желанной для вас скоростью.
7.
Идентифицируйте открытые мишени.
Чтобы научиться
идентифицировать открытые мишени и предугадывать действия противника,
необходимо тренироваться с реальным противником.
8. Не «телеграфируйте ваши действия». Не имеет значения, насколько
вы быстры, т.к. если ваш противник предугадал ваши действия, вы уже не
достаточно быстрые.
9. Используйте правильную дыхательную технику. Во время боя многие
спортсмены задерживают дыхание, чем наносят себе большой вред. Тело
становиться напряженным, в следствии чего уменьшается скорость и сила
ваших ударов.
10. Поддерживайте хорошую физическую форму.
11. Будьте упорными. Вы должны дать себе обязательство три раза в
неделю в течение 2030 минут стараться улучшить скорость удара.
12. Сохраняйте естественную, расслабленную, сбалансированную
стойку. Лучшей боевой стойкой является та, что не выглядеть как боевая
стойка.
Тренировка акцентированного удара у боксеров даже высокой
квалификации (мс, кмс, I р.), это очень сложный и трудоемкий процесс,
который требует от спортсменов выполнения больших объемов однообразной
и монотонной нагрузки. Поэтому, чтобы тренировочный процесс спортсменов
сделать более разнообразным, следует при совершенствовании техники
излюбленных ударов использовать различные упражнения, сочетающие в себе27
принцип динамического
способствуют
одновременному развитию как техники акцентированных ударов, так и
соответствия,
которые
мышечных групп, участвующих в ударном движении.
По мнению В. М. Клевенко 24, наиболее существенные сдвиги в
повышении силы и скорости ударов дали упражнения с отягощениями
расчлененного характера. Ранее было установлено, что при нанесении удара
принимают участие мышцы ног, туловища и рук. В связи с этим и упражнения
с отягощениями для спортсменов подбирались таким образом, чтобы они
способствовали развитию перечисленных мышечных групп, каждой в
отдельности. Поэтому для развития у боксеров мышц ног, участвующих в
отталкивающем разгибании, применялись упражнения со штангой на плечах
полуприседания и «разножка». Для развития мышц туловища, выполняющих
вращательнопоступательное движение, использовались повороты корпуса с
грифом на плечах. С целью развития мышц рук, выполняющих разгибательное
движение применялось упражнение жим штанги «лёжа».
В результате многолетних исследований на предсоревновательном этапе
подготовки была разработана и широко использована методика тренировки
боксеров, включая в себя упражнения со штангой и настенной подушкой,
сочетающая в себе принцип динамического соответствия, с применением
упражнений расчлененного характера 57. Продолжительность тренировки со
штангой длилась 6080 мин., пульс при этом находился в диапазоне от 140160
уд./мин. Отдых между сериями заполнялся упражнениями на расслабление
или имитацией ударов.
Два методических приёма для развития быстроты движений выделяет
Верхошанский– упражнения с отягощением и комплексное
Ю.В.
совершенствование скоростных способностей 5.
Для развития скорости ациклических спортивных движений
используются упражнения с отягощениями, статические, с ударным режимом28
работы мышц, прыжковые. Все они направлены на совершенствование
способности к проявлению взрывных усилий в движениях, соответствующих
по структуре соревновательным упражнениям, и ориентированы на развитие
Ряд
тех или иных ощущений,
в зависимости от специфики.
экспериментальных работ свидетельствует об эффективности использования
отягощений для совершенствования различных форм скоростных движений (в
том числе одиночных и серийных ударов), способности «взрывом» начинать
серию ударов и др. 29; 43.
В.И. Филимонов эффективным средством определяет выполнение
ударных движений с отягощениями в руках массой 0,22 кг. в сочетании с
имитацией защитных движений и передвижениями 52.
Для воспитания способности нанесения ударов с большой частотой А.Г.
Ширяевым рекомендуются такие методические приёмы:
нанесение кратковременных серий ударов с постоянной установкой
«на рекорд» (продолжительность серии – 13 с., выполнение и регистрация по
сигналу); выполнить 610 серий с интервалом отдыха 1,5 – 2 мин.;
при выполнении предыдущего задания постепенное увеличение
времени серии, силы ударов, зоны их приложений на снарядах и пр.
Методы тренировки – интервальный, круговой, соревновательный 58.
3; 4
рекомендуют развивать скорость движений боксеров с помощью метода
В своих исследованиях Б. И. Бутенко и Ю. П. Кашурин
дополнительной мобилизации двигательного, зрительного, слухового и
тактильного анализаторов. В этом методе для мобилизации двигательного
анализатора используются относительно небольшие отягощения массой 2—10
кг (гантели, камни, ядра, медицинболы) по следующей схеме:
имитация ударов без отягощения (3—5 раз);
имитация ударов с отягощениями (3—5 раз);
имитация ударов без отягощения (3—5 раз)29
В качестве отягощений Б. А. Соловей предлагает использовать гантели
массой до 4 кг (при имитации прямых ударов), а также набивные мячи массой
9—10 кг. 43.
По данным Б. А. Соловья, использование указанных отягощений для
развития быстроты одиночных ударов оказывает положительное влияние
также и на быстроту серийных ударов боксеров.
К наиболее эффективным методам развития быстроты В.М. Дьячков
относит 20:
метод упражнений в затрудненных условиях (отягощения,
изометрический, изотонический и другие режимы работы мышц);
метод упражнений в облегченных условиях; комплексный метод,
объединяющий два метода, основанных на эффекте силового последействия,
когда после упражнений с отягощениями или тяжелых снарядов применяются
те же упражнения, но уже в облегченных условиях или с отягощениями,
облегчающими выполнение упражнений в более быстром темпе и с большей
быстротой;
метод сопряженных воздействий, когда с помощью специальных
упражнений и отягощений одновременно совершенствуется и техника и
быстрота движений.
Сопряженный метод очень важен ещё и тем, что он позволяет
совершенствовать техническое движение (в частности, боксерский удар) на
«контролируемых скоростях», когда боксер чувствует движение и может еще
корректировать его 18.
На предельных скоростях это чувство теряется, что обычно приводит к
ошибкам, неточностям, особенно когда стремятся ударное движение начинать
сразу с предельной скоростью.
Боксер должен помнить, что чем выше быстрота движения, тем труднее
корректировать его, так как обратная связь уже не успевает срабатывать.30
Другая сложность в тренировке быстроты заключается в том, что надо
специально тренировать у боксера быстроту реакции на внезапный
движущийся объект.
Исследованиями доказано, что быстрота реакции на движущийся
предмет занимает довольно большое время, причем основная доля этого
времени приходится на фиксацию движущегося предмета.
Таким образом, реакция на удар противника в боксе может постоянно
запаздывать: здесь необходима специальная тренировка с мячами, снарядами,
партнерами, тренерами.
Во всех специальных упражнениях с мячами (теннисный мяч),
снарядами (пневматическая груша), партнерами и тренером (на лапах) должна
решаться задача мгновенного реагирования на начальный импульс движения
партнера, снаряда, на предугадывание начала и направленности их действия, с
помощью обобщения их действий в узкие типовые и выработки прочных
стабильных ответных действий, уменьшения выбора ответных действий.
И чем меньше выбор ответного действия боксера, чем прочнее навык
реагирования на начало движения (действия) противника и сведение всего
многообразия его действий к нескольким типовым группам—тем меньше
степень неопределенности, тем быстрее и точнее будет реакция боксера 41.
Развивая быстроту ударов, не следует забывать, что само
совершенствование техники может содействовать развитию быстроты
отдельных движений и удара в целом. Обосновано это тем, что во время
«шлифовки» техники уменьшаются и исключаются лишние неправильные
движения, все мышечные усилия максимально концентрируются в процессе
мгновенного сокращения.
Индивидуально совершенствуя быстроту ударных движений боксеров,
надо также учитывать соотношение ширины плечевого пояса и таза
спортсменов, считает. Фесенко В. А. 51. Боксеры с узкими плечами, как31
В.Быстров, Б.Лагутин, должны передавать ударное усилие возникающее от
поступательновращательного движения ног и таза, на плечевой пояс при
помощи жесткой спины, выполняя ударное движение сразу всей массой тела и
с максимальной скоростью. Боксеры с широкими массивными плечами, как
Шатков, наоборот, должны создавать ударное усилие за счет волнообразного
поступательновращательного движения от таза к плечам, последовательно
увеличивая ударную массу и скорость. Если такой боксер будет наносить
удар с жесткой спиной, так же, как и его партнер с узкими плечами, то он не
сможет сразу рвануть всем туловищем и не достигнет того максимального
ускорения, которое создалось бы при нарастающей скорости удара. Плечевой
пояс боксера должен быть очень подвижным, чтобы спортсмен имел
возможность в конечный момент создать дополнительную скорость ударного
движения по отношению к движению туловища, и нанести удар
акцентировано.
Исследование техники и биомеханики прямого удара правой
показывают, что при ударе кулак движется прямо от подбородка к цели, то
максимальной скорости движения кулак достигает лишь на дальней
дистанции. Наоборот, если при ударе кулак движется к цели непосредственно
от правого плеча, то в этом случае максимальная скорость движения
достигается на ближней и средней дистанции, а далее скорость будет
постепенно падать. Чем больше дистанция удара, тем правая рука должна
быть ближе к подбородку, и наоборот чем короче дистанция удара, тем
больше надо приблизить к правому плечу, откуда и следует начинать удар.
Все это следует учитывать тренеру при совершенствовании техники и
развитии быстроты ударов у боксера. Отсюда можно сделать вывод, что
главным средствами для развития быстроты являются:
а) изучение техники и укрепление правильности движения;
б) специфическое укрепление групп мышц;32
в) упражнения для поддержки подвижности суставов и эластичности
мышц;
г) повторение упражнений;
д) движение при максимальной скорости движений ногами и тазом 49.
Методически правильное применение скоростносиловых упражнений в
подготовке боксеров может способствовать:
выработке специальных двигательных навыков с
высокоорганизованной структурой движений;
более эффективному преодолению своеобразного «скоростного
барьера»;
более активному развитию мышечных чувств, что позволяет
эффективно использовать инерционные силы движущихся частей тела и в
определенных фазах движения производить концентрированные нервно
мышечные усилия (так называемый «мышечный взрыв»);
выработке навыков концентрации максимальных усилий при
максимальных ускорениях.
Таким образом, развитие быстроты — это не изолированный
узконаправленный процесс, а сложный процесс совершенствования боксёра
высокого класса. Он зависит, прежде всего, от состояния и особенностей
центральной нервной системы спортсмена, его нервномышечного аппарата,
от силы, эластичности и быстроты сокращения мышц, от координации
движений и технического мастерства, от способности к большим волевым
усилиям, направленным на выполнение упражнений с максимальной
скоростью движений.
Многократное повторение специальных и боевых упражнений боксера
изо дня в день, из года в год с постоянной структурой, ритмом, темпом,
быстротой и силовыми усилиями приводит неизбежно к выработке сложного33
динамического стереотипа, прочному усвоению основных ударных, защитных
движений и действий боксера 41.
В рамках изучения темы дипломной работы, кроме анализа
литературных источников, было организовано исследование в Клубе
единоборств «Легион» г. Костромы в секции по боксу и проводилось в период
с 01.10.2014 г. по 01.02.2015 г.
На первом этапе исследования собирались и анализировались
теоретические данные, разрабатывался план педагогического эксперимента.
На следующем этапе исследования теоретические предпосылки и
гипотеза исследования были проверены в ходе педагогического эксперимента.
На третьем, заключительном этапе исследования, все полученные
результаты были сформированы в таблицы, проанализированы и обработаны
статистическими методами.
На различных этапах исследования использовались различные методы
исследования: анализ и обобщение литературы; педагогическое наблюдение;
спортивнопедагогическое тестирование.
Для проверки уровня развития скоростных способностей были выбраны
тесты, часто использующиеся в практике физического воспитания, а также
специальные боксерские тесты:
1) Теппинг тест (максимальная частота движений кистью за 10 сек.).
2) Специальные боксерские тесты: количество ударов за 5 сек. и
количество ударов за 15 сек.
Теппинг тест проводился перед тренировкой и заключался в измерении
количества движений кистью за 10 сек. (время отмерялось по секундомеру).
Испытуемому предлагалось в положении сидя наносить в максимальном
темпе удары карандашом по лежащему перед ним листу бумаги. Затем
подсчитывалось число точек на бумаге. Заносился в протокол лучший
результат из трёх попыток.34
Количество ударов за 5 и 15 секунд определялось в начале тренировки,
после разминки. Боксерам предлагалось по команде начинать наносить удары
(прямые, попеременно правой и левой руками) по настенной подушке. Время
фиксировалось с помощью секундомера. Количество ударов (лучшее из трех
попыток) заносилось в протокол.
Все тесты были проведены дважды: перед началом, и после окончания
педагогического эксперимента.
Характерной чертой педагогического эксперимента, как метода
исследования, является запланированное вмешательство исследователя в
изучаемое явление. Проведение такого эксперимента позволяет выявить или
подтвердить факт наличия или отсутствия зависимости между избранным
педагогическим воздействием и ожидаемым результатом, а также
количественную меру зависимости и понимание механизма этой зависимости.
Продолжительность педагогического эксперимента определяется задачами
исследования и сложностью решаемого вопроса. Эксперимент, проведенный
нами, включал в себя как проведение учебнотренировочных занятий, так и
регистрацию их эффективности.
Эксперимент, проведенный нами, включал в себя как проведение
учебнотренировочных занятий, так и регистрацию их эффективности.
Для решения задач данного исследования нами был проведен
педагогический эксперимент, в котором приняли участие 20 человек, которых
мы разделили на 2 группы – контрольную и экспериментальную.
Контрольная обучалась по традиционной программе.
В экспериментальной в тренировочный процесс была включена
специально разработанная программа скоростной подготовки.
Оценка соревновательной деятельности использовалась для
определения эффективности педагогического эксперимента и заключалась в35
вычислении показателя эффективности выполнения атакующих действий и
защит.
При трёхразовых тренировках в неделю в двух из трех тренировочных
занятий использовалась методика круговой тренировки для
совершенствования скоростных качеств.
На 1й станции боксеры развивали скорость одиночных ударов, на 2й
станции быстроту защитных реакций, на 3й скорость передвижений и 4й
быстроту серийных ударов, выполняемых с максимально возможной частотой.
Для формирования стереотипности временных интервалов, характерных для
соревновательного боя, время выполнения упражнений на станциях
составляло один раунд, т.е. 3 мин.
По команде тренера боксёры начинают одновременно выполнять
задания на станциях в течение 3 мин. После минутного перерыва,
необходимого спортсменам для перехода к следующей станции, а также для
частичного восстановления работоспособности, каждая подгруппа начинает
выполнять очередное задание на следующей станции. Пройдя полный круг и,
выполнив таким образом все задания, боксеры отдыхают в течение 3 мин. В
это время занимающиеся должны с помощью упражнений максимально
расслабить те группы мышц, на которые падала нагрузка. После отдыха
подгруппы повторно проводят тренировку круговым методом. Характер
выполнения упражнений на каждой станции обусловлен рядом особенностей.
На 1й станции размещаются тяжелые подвесные мешки, и по команде
тренера боксеры начинали наносить с максимальной быстротой одиночные
прямые удары снизу.
На 2й станции спортсмены совершенствовали время защитных реакций
с помощью туловища: отклонами назад, уклонами, наносили в разной
последовательности максимально быстро прямые удары левой и правой
рукой. Защищающиеся реагируют в зависимости от того, какой следует удар.36
Чтобы усложнить возможность антиципации (предугадывания) и увеличить
временную неопределенность, удары должны наноситься через различные
интервалы времени. При этом дистанция, с которой наносятся удары,
постепенно уменьшалась, а через 1 мин, по команде тренера, атакующие
переходили к выполнению защитных действий.
На 3й станции спортсмены совершенствовали скорость передвижения:
они в боевой стойке становились друг против друга на необходимую
дистанцию. Ведущий резко изменяет расстояние шагом вперед, назад или в
сторону.
Второй боксер должен максимально быстро выполнить
соответствующее передвижение, сохранив тем самым дистанцию, на которой
находились спортсмены. Через 1 мин., по команде тренера, боксеры меняются
ролями. Выполняя это упражнение, боксеры, наряду с совершенствованием
скорости передвижения, продолжают улучшать и время двигательной
реакции.
На последней 4й станции боксеры размещаются у тяжелых подвесных
мешков и по команде тренера начинают отработку серии излюбленных ударов
на снарядах с максимально возможной для них частотой в течение 10 с., после
чего им предоставляется 20секундный перерыв, за которым следуют
серийные действия. Боксёрам, не готовым к повторному выполнению задания,
увеличивался интервал отдыха.
Во время этой круговой тренировки постоянно контролировалась
правильность выполнения упражнений на каждой станции, обращалось особое
внимание на поддержание высокой скорости и на правильную технику.
Кроме того, один раз в неделю применяли следующий комплекс
упражнений на развитие скоростных способностей боксеров:
1. Выполнение отдельных ударов рукой с максимальной скоростью: в
воздух и на снарядах. Можно для проверки использовать следующий прием:
подвесить газетный лист и наносить удары по нему — если скорость в37
финальной части удара достаточно высокая, то лист легко «протыкается»
ударной частью руки. Упражнение выполняется по 5 – 10 одиночных
повторений в серии. При снижении скорости ударов выполнение упражнения
следует прекратить. Это же упражнение можно вначале выполнять с
утяжелителями, но затем — обязательно без отягощения и с установкой на
достижение максимума скорости и с контролем за техникой исполнения.
Отдых между сериями 1 – 2 минуты.
2. Нанесение серий ударов в воздух или на специальных снарядах
(грушах, мешках, подушках, макиварах) с максимальной частотой. Всего
выполняется 5 – 6 серий по 2 – 5 ударов в течение 10 секунд, которые
повторяются 3 – 4 раза через 1 – 2 минуты отдыха, в течение которого
необходимо постараться полностью расслабить мышцы, выполняющие
основную нагрузку в упражнениях.
3. Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками с
последующим 20секундным отдыхом. Всего упражнение выполняется в
разных вариациях в течение 3 минут.
4. Выполнение серий ударов рукой по теннисному мячу,
прикрепленному на длинной резинке к держателю на голове.
5. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке
вверх на месте.
6. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с
концентрацией усилия в одном из них. Начинать необходимо с двух ударов,
затем постепенно увеличивать их количество.
7. «Бой с тенью», в процессе которого осуществляется выполнение
одиночных ударов или серий по 3 – 4 удара с максимальной скоростью в
сочетании с передвижениями, обманными финтами и разнообразными
защитами, представляя перед собой конкретного противника: техничного или
«силовика», высокого или низкого и т. д. Выполнять в течение 2 – 3 раундов38
продолжительностью по 2 – 3 минуты каждый. Отдых между раундами 2 – 4
минуты.
8. «Бой с тенью» с гантелями. 2 раунда по 3 мин. 1мин. работа с
гантелями, следующая без с макс. ускорением ударов.
9. Боксёр в красной форме вытянув ладошку передвигает её влево
вправо при ударе боксёра в синей форме. Синий должен как можно точнее и
быстрее попасть в цель. Чем больше попаданий, тем больше очков. Даётся
время 1мин.
10. Интервальная работа на снарядах 15х15. 15сек спокойной режим
работы, следующие 15сек макс. ускорение ударов по снаряду. 4 раунда по 3
мин.
11. Скакалка по хлопку макс. ускорение прыжков на скакалке.
2раунда по 3мин.
Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого
необходимо использовать медленное, расслабленное и плавное выполнение
различных связок и формальных комплексов.
Различия в тренировочном процессе в контрольной и
экспериментальной группах:
Особенности тренировочного процесса
Группа
Экспериментальная Контрольная
Общий объем тренировочной нагрузки в
неделю (мин)
Применение методики круговой тренировки
(специальная подготовка) на скорость в
неделю
Объем средств ОФП на силу и скоростно
силовые (мин)
Объем средств ОФП на координацию (мин)
Объем средств ОФП на выносливость (мин)
Специальная
техникотактическая
подготовка
360
85
70
28
20
157
360
37
60
28
20
21539
Таким образом, особенности примененной экспериментальная методики
заключались в увеличении доли средств скоростной подготовки за счет
средств ОФП и за счет средств специальной подготовки методики круговой
тренировки, которая применялась на двух из трех тренировочных занятий в
неделю.
Глава 3. Обсуждение результатов исследования
По результатам проведённого исследования в рамках дипломной работы
были обнаружены следующие результаты:
В таблицах 1 4 приводятся результаты тестирования скоростной
подготовленности боксеров.
Таблица 1
Результаты тестирования на начало эксперимента в экспериментальной
группе:
Ф.И.О. спортсмена
Перов Павел
Александрович
Майоров Александр
Владимирович
Кравцов Александр
Станиславович
Тарасов Артём
Викторович
Долинин Алексей
Александрович
Яшин Александр
Николаевич
Хорольский Евгений
Александрович
Карпов Сергей
Владимирович
Соколов Дмитрий
Владимирович
Возраст
(лет)
19
Вес
(кг)
60
20
22
23
21
28
27
24
21
73
75
70
75
85
90
65
62
Количество ударов
за 5 сек.
Количество ударов за 15 сек.
15
17
23
15
18
12
16
14
19
58
62
71
54
65
50
60
57
6640
Дубов Владимир
Евгеньевич
Среднее значение
25
23
58
71,3
22
17,1
69
61,2
Таблица 2
Результаты тестирования после педагогического эксперимента в
экспериментальной группе:
Ф.И.О. спортсмена
Перов Павел
Александрович
Майоров Александр
Владимирович
Кравцов Александр
Станиславович
Тарасов Артём
Викторович
Долинин Алексей
Александрович
Яшин Александр
Николаевич
Хорольский Евгений
Александрович
Карпов Сергей
Владимирович
Соколов Дмитрий
Владимирович
Дубов Владимир
Евгеньевич
Среднее значение
Количество ударов
за 5 сек.
Количество ударов за 15 сек.
15
18
25
16
21
13
16
15
21
23
59
61
73
55
69
51
63
56
67
67
Возраст
(лет)
19
Вес
(кг)
60
73
75
70
75
85
90
65
62
58
20
22
23
21
28
27
24
21
25
23
71,3
18,3
62,1
Таблица 3
Результаты тестирования на начало педагогического эксперимента в
контрольной группе:
Ф.И.О. спортсмена
Герасимов Григорий
Павлович
Мохов Константин
Возраст
(лет)
18
Вес
(кг)
62
28
73
Количество ударов
за 5 сек.
Количество ударов за 15 сек.
24
18
65
6541
17
15
23
15
22
15
21
15
26
19
22
20
24
22
23
25
82
70
75
90
83
69
67
94
66
54
63
50
67
61
69
58
22,7
76,5
18,5
61,8
Дмитриевич
Смирнов Александр
Владимирович
Пустовар Федор
Александрови
Дугинов Александр
Николаевич
Олейник Евгений
Андреевич
Марков Сергей
Витальевич
Бекренёв Павел
Юрьевич
Потехин Павел
Иванович
Кузнецов Андрей
Константинович
Среднее значение
Таблица 4
Результаты тестирования после педагогического эксперимента в
контрольной группе:
Ф.И.О. спортсмена
Герасимов Григорий
Павлович
Мохов Константин
Дмитриевич
Смирнов Александр
Владимирович
Пустовар Федор
Александрови
Дугинов Александр
Николаевич
Олейник Евгений
Андреевич
Марков Сергей
Витальевич
Бекренёв Павел
Юрьевич
Потехин Павел
Возраст
(лет)
18
Вес
(кг)
62
28
26
19
22
20
24
22
23
73
82
70
75
90
83
69
67
Количество ударов
за 5 сек.
Количество ударов за 15 сек.
25
19
17
18
21
16
20
16
20
67
65
65
56
63
54
67
59
6542
Иванович
Кузнецов Андрей
Константинович
Среднее значение
25
94
22,7
76,5
15
18,7
59
62
Вычисление среднегрупповых показателей показывает, что и в
контрольной, и в экспериментальной группах имеется рост исследуемых
скоростных способностей. При этом в экспериментальной группе прирост
значительнее.
Различия в результатах тестирования в процессе педагогического
эксперимента в контрольной и экспериментальной группах:
Группа
Разновидность скоростной
способности
Количество ударов за 5 сек.
Эксперимент
альная
Количество ударов за 15 сек.
Контрольная Количество ударов за 5 сек.
Количество ударов за 15 сек.
На начало
пед.перио
да
На
конец
пед.пер
иода
Итоговая
разница
17,1
61,2
18,5
61,8
18,3
62,1
18,7
62
1,2
0,9
0,2
0,2
Из представленных результатов видно, что в контрольной группе по
результатам работы разница в показателях не велика, а в экспериментальной
группе анализируемые показатели выше.
Изучаемые показатели исследованных нами скоростных способностей,
поддаются развитию за счет совершенствования координации движений,
накопления двигательного и сенсомоторного опыта и т.д. Целесообразность
их развития у боксёров была доказана в теоретической части исследования.
Рост этих показателей говорит о том, что методика, выбранная нами и
примененная в ходе педагогического эксперимента, оказалась эффективной
для совершенствования таких скоростных способностей, важных для
успешности в боксе, как точность реакции на движущийся объект и43
специальной частоты движений (частоты ударов). Следовательно, цель
исследования можно считать достигнутой.
На сегодняшний день актуальным остается вопрос об
особенностях методики подготовки, а также о составе и соотношении
планирования атакующих и защитных техникотактических действий в
единоборствах. Оттого, насколько грамотно и рационально спланирован
и осуществляется тренировочный процесс на этапе спортивного
совершенствования, зависит предполагаемый успех.44
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что на уровень скорости прямого
удара влияют многие факторы, большинство из которых задано
генетически, а отдельные (совершенство техники нанесения прямого
удара, развитие волевых качеств, силы, гибкости и т.п.) поддаются
развитию в тренировочном процессе.
Можно сделать вывод, что главными средствами для развития быстроты
являются:
а) изучение техники и укрепление правильности движения;
б) специфическое укрепление групп мышц;
в) упражнения для поддержки подвижности суставов и эластичности
мышц;
г) повторение упражнений;
д) движение при максимальной скорости 48.
Отметим, что одним из главных средств развития быстроты
является увеличение трудностей за счёт увеличения сопротивления
движению, многократное выполнение упражнения с выраженным
моментом мгновенного реагирования, строго определённым действием
на стартовый сигнал.
Совершенствование техники может содействовать развитию
быстроты отдельных движений и удара в целом, специфичное
укрепление мышц и упражнения для поддержки подвижности суставов и
эластичности мышц. Поэтому, развивая быстроту, тренерам необходимо
уделять внимание каждому средству в отдельности, только тогда можно
рассчитывать на максимальное развитие данного качества, приносящего
успех в соревновательной деятельности боксёра.45
Упражнения, используемые для развития быстроты, должны
соответствовать следующим требованиям:
техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на
предельных скоростях;
они должны быть освоены занимающимися настолько хорошо,
чтобы во время движения волевые усилия были направлены не на
способ, а на скорость выполнения;
их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу
выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Таким образом, значение прямых ударов в боксе сложно переоценить,
поэтому стоит уделять должное внимание развитию быстроты его нанесения
за счёт изучения и применения различных методов.46
Список используемых источников
1. Булычёв А.И. Бокс: учеб. пособ. для секций коллективов физкультуры. М.:
Физкультура и спорт, 1956.
2. Булычёв А.И. Бокс: учеб. пособ. для секций коллективов физкультуры. М.:
Физкультура и спорт, 1965.
3. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. «Теория и практика
физической культуры», 1968, № 4.
4. Бутенко Б.И. Специальная физическая подготовка боксёра // Вопросы
современного бокса. Волгоград. 1968. С. 10 – 21.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 340 с.
6. Гаськов А.В.
Теоретикометодологические основы управления
соревновательной и тренировочной деятельности квалифицированных
боксеров: автореф. дисс. …дра пед. наук / А.В. Гаськов. М.: РГАФК, 1999.
41с.
7. Гаськов А.В., Кузьмин В.А. Структура и содержание тренировочно
соревновательной деятельности в боксе. Монография. Красноярск, 2004. 113
с.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:
Физкультура и спорт, 1980. 120 с.
9. Годик М.А. Совершенствование силовых качеств: современная система
спортивной подготовки. М.: «СААМ», 1995. С. 151 165.
10. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов физической
культуры. М.: «СААМ», 1988. 192 с.
11. Горюнов А.И. Особенности становления спортивного мастерства
боксеров. М.: Физкультура и спорт, 1986. 285 с.
12. Градополов К.В. Бокс. М.: Физкультура и спорт, 1951. 430 с.47
13. Градополов К.В. Бокс. М.: Физкультура и спорт, 1965. 338 с.
14. Градополов К.В. Воспоминания боксёра. М: Физкультура и спорт, 1972.
330 с.
15. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М.: Физкультура и
здоровье, 1984. 126 с.
16. Дегтярёв И.П. Бокс. Учебник для интов физической культуры. М.:
Физкультура и спорт, 1979. 378 с.
17. Денисов Б. Техника – основа мастерства в боксе. М.: Физкультура и
спорт, 1957. 272 с.
18. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968.
19. Дьячков В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов.
М.: Физкультура и спорт, 1967. 184 с.
20. Дьячков В. М. Методы совершенствования в технике движений
квалифицированных спортсменов.
В кн.: Пути совершенствования
спортивного мастерства. М.: Физкультура и спорт, 1966 с. 3.
21. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и
спорт, 1966. 200 с.
22. Зимкин Н.В. Физиология человека. М.: Физкультура и спорт, 1975. 496 с.
23.Касимов В. Покоряя время и пространство. М.: «Физкультура и спорт»,
1987.
24. Клевенко В. М. Быстрота в боксе. М.: Физкультура и спорт, 1968. 405 с.
25. Клевенко В. М. К вопросу о методах совершенствования боксера в
технике. В кн.: Материалы к итоговой научной сессии ЦНИИФК за 1962 г.
М., 1963. с. 2325.
26. Кузнецов В.В. Специальные скоростносиловые качества и методы их
развития. «Теория и практика физической культуры», 1968. № 4.
27. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник М.:
Советский спорт, 2003. 464 с.48
28. Лавров А.А. Совершенствовать подготовку высококвалифицированных
боксёров // Бокс. Ежегодник. М., 1985. С. 3 – 5.
29. Лавров В.А. Особенности индивидуальной подготовки мастеров спорта к
крупнейшим международным соревнованиям по боксу. В сб. Вопросы
современного бокса. Волгоград, 1968. 125 с.
30. Ллойд Персивал. Как стать хорошим боксёром (десять элементов техники
бокса) // http://rukboi.livejournal.com/422667.html
31. Макаров П.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств –
анализаторов. М.: Высшая школа, 1973. 157 с.
32. Менуковский Т. Совершенствование быстроты реакции у борца. // «Спорт
за рубежом». 1965. № 10.
33. Михальчук. Д. Прямой удар. // http://www.fightzone.in.ua/punch
34. Ни В.Г. Развитие быстроты в боксе // http://www.taijitanglang.spb.ru
35. Оплавин С.М.Физическая культура в жизни человека. Ленинград: Знание,
1986.
36. Остьянов В.Н. Обучение и тренировка боксёров. М.: олимпийская
литература, 2011. 261 с.
37. Пашинцев В.Г. Удары пушечной силы. Методика увеличения силы ударов.
Монография. М.: Советский спорт, 2007. 96 с.
38. Романенко М.И. Бокс. Киев: высшая школа, 1985. 296 с.
39. Савчин М. П. Исследование динамики работоспособности боксеров
высших разрядов в соревновательном периоде. Автореф. дисс. … канд. пед.
наук М.. 1974. 23 с.
40. Скоростно – силовая и функциональная подготовка // http://sportwiki.to
41. Скорость в боксе // http://mixfighting.ru/news/skorost_v_bokse/20120415
121.49
42. Соловей Б.А. Исследование средств и методов развития быстроты ударов
боксёров – юношей (за счёт использования отягощений): Автореф. дисс. …
канд. пед. наук. – М. 1972. 22 с.
43. Соловей Б.А.
Упражнения с отягощениями как средство
совершенствования быстроты ударов юных боксёров // Бокс. Ежегодник. – М.:
ФиС, 1982, С. 3637.
44. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.:
Олимпия Пресс, 2001.520 с.
45. Степанов Б. А. Исследование структуры прямых ударов в боксе. Теор. и
практ. физ. культуры, 1967, № 5, с. 29.
46. Стивен Бэрнс. 12 ступеней увеличения скорости удара // Журнал "Блэк
Бэлт" http://www.rukopashnik.ru
47. Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксёров в спорте высших
достижений: автореф. дис. …дра. пед. наук. – СПб., 1997
48. Таймазов В.А. Индивидуальный подход к технико – тактической
подготовке боксёров с учётом их спортивноважных качеств: автореф. дис. …
канд. пед. наук. – Л., 1981
49.Таймазов В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших
достижений. Дис. дра пед. наук: 13.00.04. СПб., 1997.
50. Удары в боксе // http://legendyboxing.ru/obuchenie/284udaryvbokse.html
51. Фесенко В.А. Физическая подготовка боксёра. М.: Физкультура и спорт,
1959. 64 с.
52. Филимонов В.И. Педагогические основы обучения и совершенствования.
М.: Инсан, 2001. 400 с.
53. Филимонов В.И.Теория и методика бокса. М.: Инсан, 2006. 584 с.
54. Харлампиев А.Бокс – благородное искусство самозащиты. М.: Гранд –
Фаир, 2007. 512 с.
55. Худадов Н.А. Говорят мастера ринга. М.: Физкультура и спорт, 1963.50
56. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксёра. М.: Физкультура и
спорт, 2006. 102 с.
57. Хусяйнов З.М. Тренировка нокаутирующего удара боксёров высокой
квалификации. М.: МЭИ, 1995.
58. Ширяев А.Г. Бокс и кикбоксинг: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М.: Академия, 2007. – 240 с.
59. Ширяев А.Г. Педагогические основы организации и содержания
многолетней подготовки спортсмена (на примере бокса): дис. дра пед. наук. –
Л., 1992.
60. http://taekwondorb.ru/taekwondo/taekwondoworld/bistrota.htm
61. http://www.etosport.ru/articles/art_fit/11122