«АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопросам мотивации занимающихся в спорте уделено достаточно внимания в современной отечественной литературе, однако, как влияет мотивация родителей на успешность занятий настольным теннисом их детей изучено пока не достаточно. Данное исследование посвящено выявлению взаимосвязи между мотивациями детей, занимающихся настольным теннисом и их родителей, а также изучению влияния мотивации на успешность занятий настольным теннисом.
Иконка файла материала 249298.doc
«АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ  ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ» Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава I ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………………………………4 1.1. Мотивация в спорте……………………………………………....4 1.2. Мотивация детей в спорте……………………..………………..15 1.3. Заключение по I главе…………………………………..……….20 Глава II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ,МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ….....21           2.1. Цель и  задачи исследования………………………………………...21           2.2. Методы исследования………………………………………………..21           2.3. Организация исследования…………………………………………..22 Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  …………………………………23           3.1.  Результаты изучения мотивов детей разного пола занимающихся  настольным теннисом…………………………………………………………...23           3.2.  Результаты изучения мотивов родителей детей  занимающихся  настольным теннисом…………………………………………………………...25           3.3.  Анализ результатов опроса родителей и детей занимающихся  настольным теннисом…………………………………………………………...27           3.4.  Результаты определения уровня мотивации у детей занимающихся  настольным теннисом…………………………………………………………...292           3.5.  Результаты определения уровня мотивации родителей детей  занимающихся настольным теннисом…………………………………………30 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...32 Методические рекомендации…………………………………………………...33 Список литературы……………………………………………………………....353 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Как известно мотивация тесно связана с самыми   различными   потребностями   человека,   она   проявляется   при возникновении необходимости, недостатка в чем­либо. Достижение высоких результатов  в спорте возможно только благодаря мотивации. В связи с этим изучение мотивации и управление ее позволяют тренеру не только отбирать талантливых спортсменов, но и  Объект исследования. Родители спортсменов и спортсмены (9­13 лет), разного пола, специализирующиеся в настольном теннисе. Предмет   исследования.  Мотивация   детей   и   родителей   в   занятиях настольным теннисом. Гипотеза.  Одинаковая   оптимальная   мотивация   детей   и   родителей   к занятиям   настольным   теннисом   будет   способствовать   более   успешной спортивной деятельности. Научная   новизна.  Вопросам   мотивации   занимающихся   в   спорте уделено   достаточно   внимания   в   современной   отечественной   литературе, однако, как влияет мотивация родителей на успешность занятий настольным теннисом   их   детей   изучено   пока   не   достаточно.   Данное   исследование посвящено выявлению взаимосвязи между мотивациями детей, занимающихся настольным теннисом и их родителей, а также изучению влияния мотивации на успешность занятий настольным теннисом. Практическая   значимость.  Знание   направленности   мотивации   в занятиях настольным теннисом и формирование оптимального уровня, как у детей, так и у родителей будет способствовать успеху в занятиях настольным теннисом и благоприятному психологическому климату в семье.4 ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 1.1. Мотивация в спорте. Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов,   создание   конкретного   состояния   личности,   которое   определяет, насколько   активно   и   с   какой   направленностью   человек   действует   в определенной ситуации [23]. Мотивация связана со всевозможными человеческими потребностями. и проявляется при необходимости  и недостатка в чем­либо. Западноевропейские   и   американские   психологи   в   работе   со спортсменами уделяли особое внимание мотивации. Современные психологи, а   так   же   отечественные,   что   контроль   особенностей   считают, профессиональной   мотивации   способен   оказать   большое   влияние   на результативность спортивной деятельности. Мотивация   человека   включает   в   себя   различные   виды   побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, идеалы и т.д. Она   охватывает   фактически   все   структурные   образования   личности: направленность,   характер,   эмоции,   чувства,   способности,   психические процессы. В   совокупности   мотивов   создается   мотивация   конкретной деятельности.   Так,   в   спортивной   деятельности   совокупность   ряда   всех мотивов   (желание   узнать   свои   физические   и   психические   возможности, показать   себя   с  лучшей   стороны   и   утвердиться   в  глазах   окружающих   и   в собственных   глазах,   устремление   к   успеху)   формирует   специфическую мотивацию спортсмена — мотивацию спортивных достижений. Потребность  —   это   испытываемая   человеком   необходимость   в конкретных   условиях   жизни   и   развития,   индивидуальный   внутренний дефицит,   выражающийся   отсутствием   или   нехваткой   чего­либо,5 необходимого и нужного для равновесия организма. Главное этого явления часто   имеет   биологический   характер.   Осознанная   потребность   формирует мотивы   поведения,   вызывая   действие   или   несколько   действий.   Действия направлены   на   достижение   цели,   т.е.   на   удовлетворение   существующих потребностей человека. Человек   в   одно   время   может   испытывать   сразу   несколько потребностей, тем не менее, для удовлетворения потребности в успехе нужны годы,   а   для   удовлетворения   потребности   голода   иногда   достаточно   пару минут. Каждая деятельность имеет свои границы, пределы удовлетворения различных   потребностей,   поэтому   человек   может   менять   предмет удовлетворения   главное   потребности,   что   сопутствуется   изменением   его мотивации.   Это   дало   повод   для   введения   нового   понятия   "адекватная мотивация".   Она   полагается   на   естественном   стремлении   достичь   цели, успеха, максимального результата в выбранной сфере деятельности. В противоположность адекватной мотивации изучают альтернативную мотивацию, допускает возможность выбора того или иного решения. Другой вариант   альтернативности   выявляется,   в   частности,   в   том,   что   в   равной степени у спортсмена может быть главной как мотивация достижения успеха, так   и   мотивация   избегания   неудачи.   Следует   обратить   внимание,   что   для спортсменов   группы   высокого   спортивного   мастерства   баланс   этих   видов мотивации примерно одинаков. Так   же   существует   еще   вариант   альтернативной   мотивации, нормативно­этическая мотивация. Она проявляется  в отношении спортсмена к правилам и условиям проведения соревнований. Внешне этот вид мотивации может выражаться в соответствующих формах поведения по отношению ко всем   субъектам   соревнований,   т.е.   к   противнику,   судьям,   зрителям. Нормативно­этическая мотивация может быть обусловлена несоответствием восприятием   спортсменом   различных   явлений.   К   ним   можно   отнести несоответствия между предполагаемыми (по мнению спортсмена) действиями6 соперника   и   его   реальными   поступками,   между   развитием   происходящего спортивного   действия   и   оценкой   его   судьями,  а  также   между   действиями спортсмена и реакцией на них зрителей. В большинстве случаев специфику механизмов спортивной мотивации определяет   принадлежность   спортсмена   к   тому   или   иному   виду   спорта. Иными словами, различие в спортивных специализациях оказывает серьезное влияние на формирование особенностей мотивации. Формирование мотивации в процессе спортивной деятельности может осуществляться путем воздействия на: эмоционально­познавательную сферу и деятельностную сферу. В первом случае формируются убеждения, интересы и положительные   эмоции,   изменяется   система   ценностей   и   отношений   к действительности. Во втором — через специально организованные условия деятельности, удовлетворяющие определенные потребности. Во всех случаях необходимо стимулирование, целью которого внешнее побуждение должно перейти во внутреннее. При этом следует помнить, что формирование убеждений, смена системы ценностей, часто, сопровождаются психологическим   сопротивлением.   Так   же   известно,   что   имеющиеся   у человека представления и субъективные отношения проявляются в стратегии поведения,   являясь   средством   удовлетворения   его   потребностей   и достижения целей. Следовательно,   человек   будет   восприимчив   к   попыткам   изменить существующую у него систему стратегий и технологий поведения только в двух случаях: 1)   если   он   почувствует,   что   имеющихся   у   него   стратегий   и   технологий поведения   недостаточно   для   удовлетворения   возникших   потребностей,   и нужны дополнительные; 2)   если   он   почувствует,   что   для   удовлетворения   возникших   потребностей имеющиеся стратегии неэффективны. Стимулирование   может   быть   положительным,   отрицательным,   а   такжеморальным или материальным. 7 На   начальном   этапе   спортивной   подготовки   в   процессе   выявления реальных склонностей и интересов в сфере спорта проводится спортивная ориентация, тренировки наполнены эмоциональным содержанием. На   этапе   специализации   процессуальные   мотивы   уже   не   могут обеспечить стабильность мотивации, требуется более глубокое погружение человека в спортивный   мир. Это достигается путем создания образца для подражания,   выбор   идеала   как   прообраза   жизненной   цели,   формирование осознания   спорта,   как   самой   главной   сферы   для   достижения   успеха, самореализации. На   этапе   высшего   спортивного   мастерства   главным   объектом   в формировании   мотивации   является   мировоззрение   спортсмена   (постановка максимальных спортивных целей). Для этого постановка спортивных целей согласуется с жизненными целями. Свойства   личности   оказывают   влияние   на   индивидуальные особенности процесса формирования мотивов на всех его этапах. В детском возрасте мотивация может формироваться из особенностей психики данного ребенка, личной потребности в успехе, общения с друзьями.  Проблемами изучения мотивацией личности занимались, рассматривали Леонтьев [14, 35]. Важно   сформировать   у   детей   положительную   мотивацию   к   занятиям спортом. Мотивация в спорте зависит от внутренних причин (личных качеств, характера), и внешних (воспитание родителей, влияние педагогов и тренеров). Впервые   термин   «мотивация»   применил   А.   Шопенгауэр   в   работе «Четыре   принципа   достаточной   причины».   После   этого   термин   вошел   в психологию для объяснения причин поведения человека и животных. Одна из самых   известных   классификации   мотивов   принадлежит   американскому исследователю   А.   Маслоу   [23],   заострившему   внимание   на   потребностях человека. Согласно взглядам Маслоу существует четкая последовательность8 потребностей, удовлетворения предыдущей.    причем   актуализация   последующей   невозможна   без Другой   американский   ученый  Г.   Мюррей   [27]  также   говорил   об иерархии   потребностей.   В   его   теории   все   потребности   разделены   на первичные и вторичные. К первичным он относил те, которые можно назвать «биологическими» ­ это потребности в воде, пище, избегании холода и т.д. Ко вторичным   он   относил   те,   реализация   которых   обеспечивает   нормальную жизнедеятельность   индивида   как   личности,   как   члена   социальной   группы, организации,   общества   (потребность   в   независимости,   защите,   уважении   и т.д.). Автор называл данную группу потребностей «социальной».  Из классификации зарубежных ученых[44, 46] нетрудно заметить, что потребности человека зависят от его природных нужд, выражающих свойства организма, и определенных социальных условии, в которых живет человек.  Современный   российский   психолог  Е.П.   Ильин   [10]  считает необходимым при исследовании процесса возникновения мотива разграничить потребности   человека   на   потребности   организма   (нужды)   и   потребности личности.  Отечественный ученый А.Н. Леонтьев[14] выделял две группы мотивов в зависимости от их содержания. Во­первых, мотивы социального признания, с которыми связана деятельность человека, а также повседневное общение с окружающими,   и,   во­вторых,   мотивы   получения   удовлетворения   от   решения   задачи, непосредственного   процесса   достижения   цели, осуществления той или иной деятельности.  О   большом   разнообразии   мотивов,   побуждающих   человека   к деятельности,  писал  В.К.  Вилюнас  [6]:  «Содержание   того,  что   в  принципе способно   мотивировать   человека,   буквально   безгранично,   так   как   все,   что произведено и производится обществом, как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете, осуществляется людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией»9 Мотивация   спортивной   карьеры   формируется   в   зависимости внутренних и внешних факторов, которые формируются на протяжении всей длительности спортивной деятельности. В.А.Демин  [8]   в   семидесятые   годы,   раскрыл   сущность   мотивации   в спорте и разработал методы научного исследования. В будущем  он сам и его воспитанники [33, 34, 46]определили особенности формирования мотивации спортсменов в разных видах спорта; узнали, какие факторы на нее влияют; определили зависимость и влияние характера на спортивный результат. Мотивация спортсмена один из самых важных пунктов в достижении успешного результата. Чем мотивирование спортсмен, это не говорит о том, что   его   спортивная   деятельность   будет   результативнее.   Не   стоит   думать, что для достижения   цели   нужен   максимальный   уровень   мотивации.   Как гласит   закон  «Для достижения максимального результата необходим оптимальный уровень мотивации». Между   мотивацией   и   стимулом   есть   большая   разница,   побуждение происходит внутри. В то время как, стимул идет извне и может являться побуждением   для   мотивации.   Без   нужной   мотивации   и   стимуляции   у спортсмена не получится правильно выполнять требования тренера. Проще говоря, у него не получиться тренироваться, чтобы стать мастером своего дела. Без мастерства, лучших  результатов не достичь, поэтому мотивировать спортсмена   обязательный   момент,   но   уровень   мотивации   не   должен превышать   оптимального   значения.   Очень   высокая   мотивация   увеличивает степень беспокойства  и степень страха спортсмена перед соревнованием. Избыточное   старание   грозит   ухудшением   результатов   для   немногих спортсменов,   но   есть   моменты   в   спортивной   деятельности,   когда   нужна максимальная   мотивация   спортсмена.   Помимо   этого   существует   понятие оптимальный уровень мотивации», который зависит не только от спортсмена, но и от его вида спорта [29]. Максимальная мотивация нужна в видах спорта, где нужна большая выносливость, быстрота реакции. Так же, очень  высокая1 мотивация мешает в тех видах спорта, где требуется четко координируемые движения, например в настольном теннисе, в сложно – координационном виде спорта.   Стимулом   для   мотивации   спортсмена   являются   соревнования. При соревнованиях   спортсмен   делает   все,   чтобы     достичь   максимального результата.   Кроме   соревнований   хорошей   мотивацией   для   спортсмена является   похвала   тренером   достижений   спортсмена.   Например,   спортсмен улучшил   свой   личный   результат   на   тренировке,   а   тренер   похвалил   его   за правильное   исполнение   и   отличный   результат.   Средства   мотивации   не заканчиваются на похвале и соревнованиях, для каждого они индивидуальны, и только  при  правильном  подборе  тренером  спортсмен  достигает  нужного успеха. Также стимул может принять форму внутреннего побуждения при условии, если стимул является потребностью. В итоге получается, что стимул и мотив могут помочь спортсмену реализовать все свои возможности[47,50]. Для   каждого   спортсмена   следует   использовать   индивидуальные мотивационные   подходы.  Эффективной   мотивацией   является,  то,  что   цель должна   быть   реальной   для конкретного   человека   и   соответствовать   его желаниям. Известно,   что   существует   оптимальный   уровень   мотивации,   при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного спортсмена, в определенной   ситуации).   Можно   сказать,   что   очень   высокий   уровень мотивации   не   всегда   является   лучшим.   Существует   четкая   граница,   за которой   дальнейшее   увеличение   мотивации   приводит   к   ухудшению результатов. Психологические   требования   к   высокому   уровню   функциональной подготовленности   и   специальной   работоспособности,   часто   в   условиях соревновательной  деятельности,  непрерывно   увеличиваются.     Поэтому,  все больше   возрастает   и   значение   контроля   и   коррекции   индивидуальных особенностей человека, его психологических возможностей, которые играют основную роль в улучшении и успешности спортивной деятельности, а также1 оказывают   значительное   влияние   на   формирование   и   совершенствование профессионально   важных   качеств   [39].   Не   зная   характерных   особенностей потребностно ­ мотивационной сферы личности спортсмена, трудно готовить его к соревнованиям, вырабатывать у него устойчивую, сильно действующую мотивацию. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего   воспитанника,   выступает   как   творец   и   создатель   спортивного результата [36]. Развитие личности средствами спорта начинается с раннего детства, где основной движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация.   Психологические   условия   развития   спортивной   мотивации, побуждающие детей участвовать в соревнованиях, усиленно тренироваться, работать   над   собой,   взаимодействовать   со   сверстниками,   отказываться   от развлечений в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока остаются не до конца изученным явлением. В.Ф. Сопов [43] имеет мнение,  что для начала спортивной тренировки требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий спортсмена перешагнуть   черту   комфорта   и   начать   переживать   все   ощущения, возникающие при максимальных степенях утомления и напряжения. Критерий выносливости   к   действию   факторов   нагрузки   в   этом   случае   будет   сила мотивов,   побуждающих   человека   к   спортивной   деятельности,   уровень   его мотивационного состояния как величины побуждения к выполнению трудной нагрузки. Уровень мотивации к работе имеет двойственный характер. С одной стороны,   долговременный   (сила   мотива,   достижения   цели),   с   другой   ­ ситуативный.   Отставленность   конечных   целей   спортивной   тренировки (Олимпийские   игры,   чемпионаты   мира,   чемпионаты   Европы   и   т.п.)   на значительный   срок   часто   приводит   к   потере   перспективы   и   понижению интереса   к   тренировке,   без   которой   достижение   поставленных   целей невозможно   [21].    Проявляется   в   изменении   в   первую   очередь   таких составляющих мотивации, как удовлетворенность деятельностью, уверенность1 в   верности   выбранной   методики   тренировки,   активность   в   деятельности, надежда   на   успех.   Суммарное   изменение   названных   составляющих, представляет собой, изменение отношений спортсмена, есть изменение уровня мотивации,   побуждения   к   деятельности.   У   спортсменов   мотивация   ­ побуждение к действию, играет огромную роль. Однако при этом необходимо знать,  что   для   достижения   поставленной   цели   в   конкретном   соревновании спортсмен   обязан   мотивироваться   самым   сильным   мотивом   иерархии, который   может   реализоваться   в   данных   условиях.   Такой   мотив активизируется   и   становится   действенным.   Особое   значение   придается изучению и созданию мотивов спортивной деятельности в сборных командах России   на   завершающем   этапе   подготовки   к   олимпийским   играм, чемпионатам Европы и Мира. В последнее время в нашей стране все больше возрастает роль рыночной экономики и рыночных отношений. В своих исследованиях Ю.В. Сысоев [45], Н.А. Худадов [51], показали, что у спортсменов высокой квалификации выявлена тенденция преобладания материальных потребностей в период нахождения в сборной команде России. Так,   Н.А.   Худадов   [51.52],   установил   увеличение   роли   материальных потребностей   в   структуре   мотивации   современных   спортсменов,   образно высказался,   что   побуждения   многих   атлетов   были   "красными",   а   стали "зелеными". Р.А. Пилоян [33,34,35] отмечает, что материальная ориентация может выступать иногда как главная в мотивации спортсмена. В разных видах спорта это происходит в разные возрастные периоды.  Преобладание   в   мотивации   спортсмена   материальных   потребностей следует   рассматривать   как   не   благоприятный   сигнал.   Суть   в   том,   что деятельность, мотивируемая только лишь за счет материальных потребностей, не   может   быть   устойчивой.   Автор   указывает   на   то,   что   материальным стимулированием следует пользоваться очень осторожно.1 Примеры,   показывают, чтоматериальнаяориентацияспортсменанеоказываетположительноговоздейств   приведенные   различными   авторами, ияна результат поединка, победу в соревнованиях. При этом нельзя забывать, что профессиональный спортсмен, должен получать заработную плату за свой труд. И все же духовные потребности являются самыми главными, самыми  Если   спортсмен действенными   в   достижении   наилучшего   результата. мотивирован на достижение высоких спортивных результатов и тренер знает особенности его мотивации.  Самоутверждение   ­   естественный   порыв   души,   особенно   юной. Пренебрежение этого чувства было бы не только ошибочным, но и опасным. Заглушенная   потребность   самоутверждения   личности   в   одной   сфере человеческого бытия, например в спорте, проявится в другой, зачастую не регулируемой:   взаимодействии   со   сверстниками,   одноклассниками   и   т.д., отношении к обществу.  Самоутверждение   индивидуума   может   происходить   только   путем сопоставления   и   как   следствие   возвышения   себя   над   другими. Самоутверждение   одной   личности   предполагает   понижение   значимости   и важности   другой,   являющейся   объектом   сравнения   [46].От   того,   каковы взаимоотношения   в   коллективе,   где   тренируется   спортсмен,   во   многом зависит его мотивация. В одних случаях она может увеличиваться, а в других ослабевать.   Особенно   сильно   влияние   обстановки,   преобладающей   в спортивном   коллективе,   испытывают   те   спортсмены,   у   которых   велика потребность   в   благополучном   социально­личностном   микроклимате.   Это свойство мотивации спортсменов нельзя не учитывать в работе с ними. Мы рассматриваем специальную подготовку как основной раздел мастерства, как его основное средство в борьбе с соперником. Как показали исследования Р.А.  Пилояна[33,34,35],  специальная подготовка  конкретного  спортсмена  в значительной мере определяет уровень его мотивации.1 Не   все   спортсмены,   имеющие   квалификацию   мастера   спорта,   в необходимой   мере   владеют   широким   кругом   действий.   Самое   главное заключается в том, что была определена зависимость: чем шире круг успешно решаемых   спортсменом   в   поединке   задач,   тем   более   выражена   и   более устойчива   у   него   мотивация   достижения   высокого   результата[32].Хорошее здоровье   является   важным   критерием   формирования   мотива   любой деятельности.   В   спорте   с   его   предельными   физическими   нагрузками   и психологическим напряжением вопрос этот приобретает особое значение.Чем лучше состояние здоровья спортсмена, тем выше его мотивация. В связи с этим   большую   роль   приобретают   профилактические   меры,   позволяющие предупредить возникновение различных заболеваний, и тем самым сохранить мотивацию спортсмена на нужном уровне [21].В спортивной борьбе почти на всех   её   этапах   информация   о   предстоящих   соперниках   имеет   большое мотивирующее   значение.   Этот   факт   необходимо   учитывать   в   тренерской работе. Тренеры обязаны  знать,  что для улучшения мотивации  спортсмена необходимо не только информировать его о предстоящих соперниках, гораздо важнее   показать   их   недостатки,   сильные   стороны.     При   таком   понимании тренер   повышает   технико­тактические   возможности   своего   ученика,   и воздействует на его мотивацию, что не менее важно.  В   процессе   всей   воспитательной   и   спортивной   подготовки   следует стремиться формировать внутреннюю мотивацию.  Предметом   процесса   формирования   общепсихологических   качеств можно считать развитие таких компонентов ориентировочной деятельности, которые   гарантируют   непосредственную   ориентировку   в   выполняемых действиях(образы, идеальные действия и т.п.). В процессе такого формирования необходимо, сделать акцент, к какой деятельности   следует   готовить   спортсмена,   что   он   обязан   уметь   делать   в условиях спортивных соревнований и что для этого нужно знать. По сути1 дела, должна быть составлена модель спортивной деятельности, записанная в виде предъявляемых к ней требований.  Затем   необходимо   приступить   к   созданию   модели   спортивной деятельности,   записанной   в   виде   ее   операционного   состава,   и   системы   тех ориентировочных указаний, которые обеспечивают правильное ориентирование в каждом действии и его безошибочное выполнение. 1.2. Мотивация детей в спорте. Психологи выявили четыре основных побудительных мотива к занятиям спортом у детей: общение в коллективе, отношение к тренеру, собственно занятия спортом, и вне тренировочная деятельность. Физическая культура и спорт играют не малую роль в формировании личности,   так   как   многие   жизненные   ситуации   проигрываются   в   процессе спортивной   деятельности.   В   результате   спортсмены   получают   жизненный опыт, определенную систему ценностей и установок.   Крайне необходимым является   мотивация   для   занятий   спортом   особенно   детей   подросткового возраста занимающихся в группе начальной подготовки. Статистика   показывает,   что   посещение   занятий   в   этом   возрасте находится   на   очень   низком   уровне.   Чаще   всего   подростки   прекращают занятия   в   спортивных   группах.   Существует   много   причин   почему   так происходит, но одной из самых главных  является ослабление мотивации. Ребята, посещающие спортивные группы, ориентированы на общение со сверстниками, а так же здоровый образ жизни. Они хорошо понимают, что спорт   позволяет   им   быть   сильными,   выносливыми,   здоровыми   и   иметь хорошее телосложение. Значительная роль в формировании интереса к спортивным занятиям отводится   родителям.   Многие   родители   хотели   бы,   чтобы   их   дети   стали1 чемпионами.   Однако   только   пятая   часть   детей   имеет   желание   принимать участие в соревнованиях и добиваться высоких спортивных результатов. Ребята занимаются спортом, чтобы к примеру научиться плавать, быть здоровым и получать положительные эмоции от занятий, поэтому они могут уйти   из   секции   в   любое   время.   У   них   нет   цели   к   достижению   высоких результатов.   На   вопрос   почему   они   начали   не   ходить   на   занятия   дети отвечают,   что   у   них   конфликт   с   тренером,   им   надоели   занятия   или   нет желания   ходить   на   тренировку.   Далее   среди   причин   ребята   указывают болезнь, страх переутомиться и проблемы в школе. По мнению самих детей, тренер должен быть добрым, общительным, внимательным,   с   пониманием   относиться   к   различным   ситуациям, индивидуально  подходить  к каждому спортсмену, поддерживать  ребенка в трудную   минуту,   принимать   активное   участие   в   учебно­тренировочном процессе, не быть излишне требовательным и как можно меньше ругаться. Не малую роль в формировании спортивного коллектива играет вне   Мотивация   для   занятий   спортом тренировочная   деятельность. поддерживается   теплым,   благоприятным   микроклиматом   в   коллективе. Тренеру необходимо интересоваться успехами в учебе, хобби и увлечениями спортсмена. Необходимо организовывать дни рождения, праздники, выезды на природу.   Однако   не   многие   тренера   уделяют   должное   внимание   этим вопросам. Для детей в любом возрасте очень важно общение и хорошее отношение коллектива к нему. Если в спортивной секции ребенок быстро подружится со сверстниками,   найдет   близких   ему   по   духу   ребят,   то   с   большой   долей вероятности можно сказать, что ребенок надолго задержится в спортивной секции. Психологический микроклимат в коллективе также важен. Там, где преобладают   уважительные   отношение,   поддержка,   отсутствуют   глумление над слабыми, дети достигают больших результатов. Важным   является   отношение   к   тренеру.   Для   воспитанника   тренер   –   это1 воплощение родителя в спортивном зале. И если тренер вызывает глубокое уважение,   его   ребенок   с   удовольствием   слушается,   подчиняется,   то   это хороший   побудительный   мотив.   И,   наоборот,   очень   жесткий   тренер,   не   детской   психологии,   старающийся   добиться знающий     особенности   результатов   любым   способом,   может   убить   в   ребенке   желание   заниматься спортом. Иногда – на всю жизнь закроет дорогу в любой спортзал. Разумеется,   ребенку   должен   нравиться   тот   вид   спорта,   которым   он занимается.   Есть   исключения,   когда   нелюбимый   вид   спорта   заменяется другим – и ребенок достигает больших результатов. Нередко когда, например, малоизвестный   бесперспективный   биатлонист   становился   успешным лыжником. Или бегун – ходуном. Вся деятельность, связанная с занятием  спортом, должна вызывать у ребенка положительные эмоции. Выезды на соревнования, экскурсии, участие в мероприятиях, например, на городских праздниках с мастер­классами – все это помогает удерживать в спортивных секциях большинство ребят. Мотивировать к занятиям нужно с раннего возраста, объяснять, какую пользу   приносит   людям   спорт,   учить   на   чужих   положительных   и отрицательных примерах: «Вот дядя Коля занимается спортом, поэтому он такой сильный. А дядя Вася курил, поэтому он теперь болеет». Нужно не только рассказывать, но и показывать, смотреть по телевизору и ходить на спортивные соревнования, даже самого мелкого уровня. Хорош в этом смысле даже дворовый настольный теннис – мальчик или девочка будет видеть,   какие   сильные   эмоции   кипят   за   столом,   и   будет   стремиться   их получить в будущем. Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной тренировки, в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, лежащих в основе мотивов, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость   различных   способов   их   удовлетворения.   Поэтому,   по1 многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по   причине   отсутствия   мотивации   к   ним   ­   не   зависимо   от   способностей ребенка,   его   спортивной   «перспективности»   и   т.п.   Это   определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе спортивной тренировки. Участие в соревнованиях – важный момент занятий спортом. Без них не невозможно   оценить   свои   результаты   и   вырасти   настоящим   спортсменом. Нужно подготовить ребенка к тому, что на соревнованиях нужно выложиться по   максимуму,   пытаться   выиграть.   А   так   же   подготовить   к   тому,   что проигрыш   –   далеко   не   всегда   показатель   никчемности.   Эту   тонкую   грань между устремлением к победе и возможностью поражения  надо очень точно чувствовать   и   подготавливать   к   ней   ребенка,   чтобы   первый   проигрыш   на соревнованиях   не   стало   причиной   полного   отказа   от   дальнейших   занятий спортом. Каждое занятия нужно эмоционально окрашивать, чтобы все, что связано   сопутствовали со   спортом, положительными эмоциями. Проиграл на соревнованиях – нужно больше и   даже   проигрыши   на   соревнованиях, лучше заниматься! Последующее   развитие   мотивов   связано   с   устойчивостью   занятий избранным   видом   спорта,   достижением   определённых   успехов   в   нём, расширением специальных знаний и навыков. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе спортивной деятельности, поскольку именно в этот период   наблюдается   наибольшее   количество   случаев   прекращения   детьми регулярных тренировок. Волевые   качества   личности   формируются   за   продолжительное   время, для   этого   необходима   длительная   работа   как   самого   спортсмена,   так   и тренера, и родителей. Начинаться она должна на первом этапе спортивной1 деятельности.   Именно   на   начальной   стадии   спортивной   деятельности необходима   интенсивная   воспитательная   работа   тренера,   направленная   на формирование   у   воспитанников   сильной   устойчивой   мотивации   занятий спортом, развития волевых качеств. Если   спортсмен   мотивирован   на   достижение   высоких   спортивных результатов   и   тренер   знает   особенности   его   мотивации,   то   перед   ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена. Обращаясь   к   потребностям   спортсмена   в   самоутверждении, самовыражении   и   исполнении   общественного   долга,   можно   повысить эффективность   отдельных   тренировочных   занятий,   конкретных   заданий, реализуемых   в   них,   настроить   спортсмена   на   победу   над   более   сильным соперником,   переломить   ход   соревновательного   поединка   и   т.п.   Причем тренер должен в каждом конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена. В спорте многие специалисты   считают, что для спортсмена мотивом является желание стать победителем, а стимулом при этом выступают деньги. Думая   так,   тренер   или   руководитель   федерации   всё   увеличивают   и увеличивают финансовое вознаграждение, считая это увеличение поощрением, но почему­то в ответ на это побед не прибавляется. Почему так происходит? Потому   что   есть   ещё   и   неосознаваемые   мотивы,   находящиеся   глубоко   в подсознании спортсмена. Подсознание же, по утверждению психологов, имеет подавляющий   приоритет   перед   сознанием.   Выходит,   чтобы   спортсмен выполнил желаемое действие, необходимо найти его неосознаваемые мотивы, которые находятся у него в подсознании. Найдя эти мотивы и стимулируя их, тренер может получить колоссальное увеличение сил у своего спортсмена. Также   значительная   роль   в   формировании   интереса   к   спортивным занятиям   отводится   родителям.   Большинство   родителей   хотели,   чтобы   их дети стали чемпионами. Однако только пятая часть детей желает принимать2 участие в соревнованиях и добиваться высоких результатов. Желание стать профессиональным спортсменом у детей оказывается на последнем месте. Ребята   занимаются   спортом,   чтобы,   к   примеру, научиться   играть   в настольный   теннис,   быть   здоровым   и   получать   удовольствие   от   занятий, поэтому они могут покинуть секцию в любое время. У них отсутствует цель к достижению высоких результатов. На вопрос почему они начали пропускать занятия   дети   отвечают,   что   у   них   есть   конфликт   с   тренером,  им  надоели занятия или у них нет желания ходить на тренировку. Далее среди причин ребята указывают болезнь, страх переутомиться и проблемы в школе. Для   подростков   крайне   важно   организовать   учебно­тренировочный процесс   на   высоком   эмоциональном   уровне.   Тренеру   необходимо использовать   новые   интересные   задания   и  упражнения.  Кроме   того   тренер должен понимать мотивационную сферу каждого ребенка. 1.3. Заключение по главе I. Подводя   итог   вышесказанного,   следует   еще   раз   подчеркнуть,   то   что важно формировать мотивацию спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры.  Основным   фактором   эффективного   контроля   и   управления спортивной   деятельностью   являются   знания   тренером   мотивов   занятия спортом   каждого   спортсмена.   Адекватность   и   отсутствие   противоречий   в представлениях мотивационной сфере спортсмена ­ один из определяющих факторов продуктивности совместной деятельности тренера и спортсмена, и родителей. Особенно это актуально для начинающих спортсменов детского и юношеского возраста, когда противоречия между побуждениями спортсменов и   организацией   тренировочного   процесса   могут   резко   снизить   интересы   и мотивы занятия спортом детей, а в худшем случае и повлечь за собой уход ребенка  из  спорта.  Этот  фактор   во  многом  зависит  от  тренера, стиля  его руководства.22 ГЛАВА II.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цель и задачи  исследования Цель исследования  выявить взаимосвязь мотивации родителей и их детей   9­13   лет   занимающихся   настольным   теннисом   и   ее   влияние   на успешность соревновательной деятельности. Для   решения   цели   в   исследовании   были   поставлены   и   решались следующие задачи: 1. Выявить  мотивы к занятиям  настольным теннисом родителей и детей. 2. 3. 4. Выявить различия  мотивов по гендерным особенностям. Сравнить мотивы родителей и детей. Разработать   педагогические   рекомендации   по   формированию мотивации   детей   и   родителей   к   систематическим   занятиям   настольным теннисом. 2.2. Методы исследования В исследовании были применены следующие методы исследования:  Анализ литературных источников.  Педагогические наблюдения.  Метод анкетирования.  Математические методы обработки данных. Анализ   литературных   источников.  Была   изучена   литература   по вопросам   мотивации   к   спортивной   деятельности,   теории   и   методики настольного тенниса. Всего было изучено 56 источников.2 Педагогические   наблюдения.  Наблюдение   за   тренировочным процессом  детей, занимающихся настольным теннисом в возрасте 9­13 лет. Метод   анкетирования.  Для   определения   мотивов,   побуждающих   к спортивной   деятельности,   были   использованы   анкеты   по   Сопову   В.Ф. (приложение 1 и 2) для родителей и детей, состоящие из 50 вопросов. Математические   методы   обработки   данных.  Результаты анкетирования были обработаны методами математической статистики. 2.3. Организация исследования Исследования   проводились   на   базе   ДЮСШ   №58   по   настольному теннису   в   2015   году.   В   обследовании   приняли   участие   спортсмены, занимающиеся   в   учебно­тренировочных   группах   и   их   родители.   Было опрошено 20 родителей и 20 спортсменов.2 ГЛАВА  III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 3.1. Результаты изучения мотивов, побуждающих к занятиям настольным теннисом спортсменов разного пола Для   выявления   мотивов   у   спортсменов   разного   пола   был   проведен анкетный опрос учащихся по Сопову В.Ф.(приложение 1), в ДЮСШ№ 58 по настольному   теннису   города   Москвы,   разного   пола,   с   целью   выявления мотивов,   побуждающих   к   занятиям   настольным   теннисом.   Результаты анкетного опроса представлены в таблице 1. Таблица 1. Результаты анкетного опроса по выявлению мотивов побуждающих к занятиям настольным теннисом у спортсменов разного пола  (10 девочек и 10 мальчиков) П о т р е б н о с т и Спортсмены В Достижениии В Борьбе В Самосоверш. В Общении В Поощрении д 36 18 27 n=20 x max x min м 39 20 д 38 21 м д 36 35 15 18 м 37 22 д м д 36 37 36 26 19 28 м 40 20 Х Среднее 29.5 29.5 25.5 26.5 29.5 31 28 32 30 Для   того   чтобы   узнать   средний   балл   по   каждой   потребности   у мальчиков   и   девочек   рассматривалось   минимальное   и   максимальное количество   баллов   по   каждой   потребности.   В   результате   проведенного2 исследования   было   выявлено,   что     потребность   в   поощрении   является ведущим мотивом для мальчиков. Подросток находится на стадии перехода к юности.   Слова   поощрения.   Все   подростки   нуждаются   в   поощрении.   В переходном   возрасте   они   полны   неуверенности.   Поощрение   может проявляться не только в словах, но и во внимании ребенку, оказании помощи, подарках, деньгах. Для многих подростков нет ничего важнее, чем поощрение родителей Для   девочек   основной   потребностью   является   общение.  Одна   из главных   особенностей   переходного   возраста   ­   переориентация   общения   с родителей,   педагогов   и   в   общем   старших   на   ровесников   более   равных   по возрасту.   Такая   переориентация   может   происходить   постепенно   или скачкообразно   и   быстро,   она   по­разному   проявляется   в   разных   сферах деятельности,   в   которых   взаимодействие   старших   и   сверстников   не одинаково, но происходит она всегда. В общении подростка со сверстниками происходит уяснение  моральных норм, усваивается система моральных ценностей. Идет мыслимое  и не реальное, воображаемое проигрывание всех самых различных сторон  будущей уже взрослой жизни. Эта возможность совместно ­ в мысли, в мечте ­ проработать, проиграть свои устремления, свои радости, важное значение для  развития внутренней жизни. Известно, что в подростковом возрасте состав референтной группы, т.е.   лиц,   суждения   которых   преимущественно   значимы   для   ребенка,  существенно   изменяется:   сверстники   вытесняют   не   только,   тренеров, учителей, но и родителей. Потребность в борьбе не является важным мотивом занятий как для девочек, так и для мальчиков.  Выявлено, что ведущими потребностями, как для мальчиков так и для девочек являются потребности в достижении, в самосовершенствовании. Это связано   с   тем,   что   ребенок   в   этом   возрасте   формируется   как   личность,2 индивидуальность. Для детей этого возраста важно получить одобрение своих поступков, заслужить доверие от других (взрослых и детей). Потребность   в   достижении   является   устойчивой   характеристикой личности, и уровень мотивации успеха, достигнутый приблизительно в 8 лет, продолжает сохраняться в подростковом возрасте. При этом направленность достижений,  со временем  может  меняться.  Факт,  что  ребенок  в  12­13 лет показывал хороший результат на тренировках, а потом «почему­то стал плохо тренироваться», не означает, что уровень мотивации достижения у него стал ниже. Это говорит о том, что личностно значимые достижения переместились со спортивных занятий на что­то иное. Для девочек так же важна потребность в самосовершенствовании и в достижении. В возрасте 9­13 лет, а это возраст младшего школьного периода, дети стремятся к самостоятельности, независимости, требуют уважения со стороны   взрослых.   В   занятиях   спортом   требуют   к   себе   индивидуального подхода. С   повышением   уровня  самосознания  у   подростков   возникает потребность   в  самосовершенствовании  и  тренеру   необходимо   максимально стимулировать   и   развивать   эту   потребность.   Первым   этапом   работы   по стимулированию  самосовершенствования   и   самовоспитания  является диагностика готовности спортсменов к этому процессу. Необходимость этого заключается в  индивидуальном подходе к образованию. 3.2  Результаты изучения мотивов, родителей спортсменов занимающихся настольным теннисом Для   выявления   мотивов   родителей   детей,  занимающихся   настольным теннисом   был   проведен   их   анкетный   опрос   по   анкете   для   выявления мотивации   родителей   разработанной   Соповым   В.Ф   (приложение   2).   Было2 проанкетировано   20   родителей   детей,   занимающихся   в   ДЮСШ­58   по настольному теннису. Обработка   анкет   родителей   детей   занимающихся   в   ДЮСШ   №58 настольным   теннисом,   позволила   определить   основные   потребности родителей в занятиях детей настольным теннисом (таблица 2) . Таблица 2. Результаты анкетного опроса по выявлению мотивов побуждающих к занятиям спортом у родителей спортсменов, занимающихся настольным теннисом (n=20) П о т р е б н о с т и  В Достижении В Борьбе В Самосоверш. В Общении В Поощрении 36 16 26 34 12 23 37 21 29 39 20 37 10 29.5 23.5 Родители n=20 x max x min Среднее: Исследование   показало,   что   основным   мотивом   родителей   является потребность в общении, это говорит о том, что для большинства родителей в среднем   наиболее   важна   социализация   детей   в   обществе,   умение   детей находиться   в   коллективе,   и   наименее   важна,   так   же,   как   и   для   детей, мотивация   борьба   в   спорте.   Так   же   не   мало   важна   потребность   в самосовершенствовании, формирование ребенка как личности. Потребность в достижении находиться на среднем уровне, а потребность в достижении цели положительно влияет на результаты тренировок и динамики выступлений. С каждой   тренировкой,   каждым   соревнованием   появляется   новая   цель.   На минимальном уровне потребностей находиться потребность в поощрении, это2 связано с возрастом занимающихся. В результате исследования выявлено, что потребность в борьбе менее важна для родителей. При этом основной задачей занятий настольным теннисом родители состоит в том, что бы занять ребенка чем­либо и не так важно поощрение. 3.3. Анализ результатов опроса родителей и их детей, занимающихся настольным теннисом Для анализа мотивации родителей и их детей, занимающихся настольным теннисом были посчитаны баллы по каждой потребности отдельно. Результаты отражены на рисунке 1. Рисунок 1.Анализ результатов опроса родителей и их детей занимающихся настольным теннисом. Сравнивая баллы родителей и детей, важно отметить то, что основная мотивация   у   родителей   и   детей   разная.   У   детей   главная   потребность   в общении, а у родителей же потребность в достижении спортивных успехов. Это   говорит   о   том,  ребенок   приходит   в  секцию   настольного   тенниса,  для2 общения   со   сверстникам   и   это   является   ведущей   потребностью   в   данный период   возраста,   а   так   же   найти   друзей   близких   по   духу.   У   родителей мотивация     заключается   в   том,   чтобы   их   ребенок   достиг   максимальных результатов в настольном теннисе. Следующей потребностью, как и у родителей, так и у детей является самосовершенствование.   Как   правило,   без   этой   потребности   мало   кто достигает высоких результатов.  Далее у спортсменов следует потребность в достижении. Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере взросления ребенка. Первая стадия, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи,   воспринимает   себя   автономно.   В   начальной   школе   он   начинает соревноваться с другими, и у него появляются так называемые социальные потребности   в   достижении   успеха.   Позже   происходит   постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей.   У родителей далее следует потребность в поощрении. Спортсмены занимающиеся  настольным  теннисом  более  амбициозны, чем  их  родителей. Так же ребенку в возрасте 9­13 лет присущ юношеский максимализм. При   этом   следует   отметить,   что   наименьшее   количество   баллов   у спортсменов, выявлено в потребности в поощрении и в борьбе. Дети в этом возрасте мало думают о поощрении, и не заинтересованы в борьбе, им важен сам   процесс   игры.   У   родителей   наименьшее   количество   баллов   набрали потребности   в   общении   и   борьбе,   что   сходиться   с   минимальными потребностями   детей.   Родители   не   заинтересованы,   чтобы   на   занятиях   по настольному   теннису   ребенок   был   занят   общением,   они   ждут   от   него результатов и достижений в спорте. В   результате   проведенного   исследования   выявлено,   что   мотивация   в борьбе находится на последнем месте как у родителей, так и у детей. Это можно   связать   с   тем,   что   редко   каких   родителей   интересует   процесс достижения результата,  им важнее результат работы их ребенка и тренера.3 3.4. Результаты определения уровня мотивации у детей занимающихся настольным теннисом  Для определения уровня мотивации у детей занимающихся настольным теннисом   был   проведен   анализ   анкетирования.   Результаты   показаны   на рисунке 2. Рисунок 2.Результаты определения уровня мотивации у детей занимающихся настольным теннисом. Проведенные   исследования   позволили   определить,   что   около   50% опрошенных детей занимающихся настольным теннисом имеют оптимальный уровень   мотивации   (рис.   2).   У   38%   опрошенных   спортсменов   пониженная мотивация. И только у 2 спортсменов выявлена завышенная мотивация. Таким спортсменам   очень   тяжело   добиться   результатов,   так   как   у   них   большая ответственность   перед   самим   собой   и   этот   груз   ответственности   тянет   на3 протяжении   всей   спортивной  карьеры.  Спортсменов   с  низкой   мотивации   в группе не оказалось.  3.5 Результаты определения уровня мотивации родителей детей занимающихся настольным теннисом  Для определения уровня мотивации  родителей    детей занимающихся настольным   теннисом   был   проведен   анализ   анкетирования.   Результаты показаны на рисунке 3. Проведенные   исследования   позволили   выявить,   что   с   небольшим преимуществом   у   большинства   родителей   пониженная   мотивация,   что отрицательно   сказывается   на   результатах   спортсмена.   Ребенку   трудно проявлять   себя   в   спортивной   деятельности,   когда   его   родитель   мало заинтересованы в его тренировках, соревнованиях Рисунок 3.Результаты  определения уровня мотивации родителей детей занимающихся настольным теннисом.3 Важно  чтобы  на  ранних  этапах   спортивной  карьеры  у  ребенка   и его родителей   был   оптимальный   уровень   мотивации.     Оптимальный   уровень мотивации выявлен  у 8 родителей, это оказывает положительный эффект на результат занятий тренировок ребенка. Ребенок чувствую заинтересованность в себя родителя, старается проявить себя с лучшей стороны, что приводит к стремлению добиться максимального результата в спорте. Интерпретация  результатов  ведется в рамках закона Йеркса­Додсона для мотивации, который гласит: «Для достижения максимального результата необходим оптимальный уровень мотивации».3 ВЫВОДЫ 1. Основными   мотивами,   побуждающими   к   занятиям   настольным теннисом   у   мальчиков   является   потребность   в   достижении, самосовершенствовании и борьбе. 2. Основными   мотивами   побуждающими   к   занятиям   настольным теннисом   у   девочек   являются   потребность   в   общении   и самосовершенствовании. 3.   Выявлено,   что   у   родителей   детей   занимающихся   настольным теннисом   ведущими   мотивами   являются   потребность   в   достижении   и самосовершенствовании. 4. Определены   уровни   мотивации   у   детей,   тем   самым   у   50% спортсменов оказалась оптимальная мотивация, пониженная мотивация у 45% спортсменов и у 2 спортсменов завышенная мотивация. 5. Определены   уровни   мотивации   у   родителей   спортсменов. Оптимальная   мотивация   у   45%   родителей,   пониженная   мотивация   у   55% родителей, а родителей с завышенной и  низкой мотивацией не оказалось. 6. На   основании   проведенного   исследования   разработаны методические   рекомендации   по   мотивации   детей   и   родителей   к систематическим занятиям спортом.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОТИВАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ Тренерам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом   плане,   но   и   добиться   у   них   противостояния   многим предсоревновательным   и   соревновательным   факторам,   оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций.  Способность   тренера   донести   до   спортсменов   понимание   того,     что в спортивной   деятельности   заключается   высокий   смысл   самосовершенствовании, самоконтроли, самоутверждения. Спортсмен должен глубоко осознать, что познание жизни и себя только через   преодоление   сложностей:   бороться,   чтобы   преодолевать   любые препятствия. Тренер   должен   взаимодействовать   с   родителями   и   формировать мотивацию   у   них.   Это   должна   быть   совместная   работа   для   максимально успешной спортивной деятельности. В стремлении к  победе тренер  должен научить  спортсменов уважать мнение, желания и потребности тренера, родителей и окружающих людей. Это положение, при умелом преподнесении его спортсменам, будет служить достаточно сильным мотивом к занятиям спортом. Тренер   должен   стать   для   спортсмена   старшим   товарищем   –   умным, тактичным, справедливым. Формировать мотивацию спортсменов и родителей нужно на начальном этапе   спортивной   карьеры   ребенка.   Главным   фактором   эффективного контроля и управления спортивной деятельностью являются знания тренером мотивов занятия спортом каждого спортсмена и родителя. Адекватность   и   отсутствие   противоречий   в   представлениях мотивационной   сфере   спортсмена   ­   один   из   определяющих   факторов3 продуктивности совместной деятельности тренера и спортсмена, и родителей. Особенно это актуально для начинающих спортсменов детского и юношеского возраста,   когда   противоречия   между   побуждениями   спортсменов   и организацией   тренировочного   процесса   могут   резко   снизить   интересы   и мотивы занятия спортом детей, а в худшем случае и повлечь за собой уход ребенка из спорта.3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асеев   В.Г.   Мотивация   поведения   и   формирование   личности   / Асеев В.Г. ­ М.: Мысль, 1976. ­ 158 с. 2. Баданина Л.П. Основы общей психологии : учеб. пособие : рек. ред.­издат.   советом   Рос.   акад.   образования   /   Л.П.   Баданина   ;   Рос.   акад. образования ; Моск. психол.­соц. ин­т. ­ М.: Флинта: Изд­во Моск. психолог.­ соц. ин­та, 2009. ­ 447 с.: ил. 3. Балыкина­Милушкина   Т.В.   Индивидуальность   боксера   как условие   самореализации   в   спорте   высших   достижений   /   Т.В.   Балыкина­ Милушкина, Н.Д. Хромов, А.И. Балыкин // Теория и практика физ. культуры. ­ 2013. ­ N 4. ­ С. 51­53. 4. Балыкин   А.И.   Психологическое   консультирование   в   спорте   / //   Балыкина­Милушкина   Т.В., Балыкин   А.И.,   Мартиросов   Э.Г.   Международная   научная   конференция   психологов   физической   культуры   и спорта "Рудиковские чтения", 11­14 июня 2006 г.) : материалы / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун­т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. ­ М., 2006. ­ С. 50­ 52. 5.   Барчукова   Г.В.     Теория   и   методика   настольного   тенниса   : учебник   для   студ.вузов/Г.В.Барчукова,В.М.М.Богушас,О.В.Матыцын.   – М.:Изд­во “Академия”,2006. – 525 с. 6. Васильев   И.А.   Мотивация   и   контроль   за   действием   /   Васильев Игорь Александрович, Магомед­Эминов Мадрудин Шамсудинович. ­ М.: Изд­ во МГУ, 1991. ­ 143 с.: ил. 7. Ветлужских   Е.   Мотивация   и   оплата   труда   :   инструменты, методики, практика / Елена Ветлужских. ­ 3­е изд. ­ М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. ­ 148 с.: ил.3 8. Вилюнас   В.К.Психологические   аспекты   мотивации человека/Р.С.Немов,О.В.Овчинникова. – М.: Изд­во МГУ, 1990.­288 с. 9. Герцберг Ф.  Мотивация к работе/Б.Моснер, Б.Блох Снидерман ; пер. с англ. [Д. А. Куликов].  : ­М.: Изд­во ООО «Вершина», 2006. 240 с.  10. Гогунов   Е.Н.   Психология   физического   воспитания   и   спорта   : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец.   Физ.  культура   и   спорт:   Рек.   М­вом   образования   РФ   /   Гогунов   Е.Н., Мартьянов Б.И. ­ М.: Academia, 2002. ­ 288 с.: табл. 11. Грибкова Л.П. Введение в психологию личности : учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Грибкова Л.П.; СГИФК. ­ Смоленск, 1997. ­ 100 с.: табл. 12. Демин   В.А.   Методологические   вопросы   исследования   спорта   в аспекте   теории   деятельности   :   автореф.   дис.   ...   канд.   пед.   наук   /   Демин Валерий Андреевич; ВНИИФК. ­ М., 1974. ­ 26 с. 13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. ­ М.; СПб.: Питер, 2008. ­ 508 с.: ил. 14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания : Учеб. для ин­ тов и фак. физ. культуры / РГПУ им. А.И. Герцена. ­ 2­е изд., испр. и доп. ­ СПб., 2000. ­ 487 с.: ил. 15. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена / В.В. Клименко. ­ Киев: Здоровья, 1987. ­ 168 с.: ил. 16. Курбанов Х.К. Спорт / Х.К. Курбанов, Р.А. Пилоян. ­ М.: [Б. и.], 2006. ­ 107 с.: табл. 17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. Психология, Клин. психология: Доп. М­вом образования РФ / А.Н. Леонтьев. ­ М.: Academia: Смысл, 2004. ­ 346 с. 18. Ложкин   Г.В.   Психология   спорта   :   сх.,   коммент.,   практикум   : [учеб. пособие] / Г.В. Ложкин. ­ Киев: Освiта Украiни, 2011. ­ 483 с.3 19. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков ; Акад. наук СССР. ­ М.: Наука, 1980. ­ 277 с. 20. Ломов   Б.Ф.   Методологические   и   теоретические   проблемы психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. ­ М.: Наука, 1984. ­ 444 с. 21. Макаренко,   А.С.   Мир   психологии   /   А.С.   Макаренко.   // Московский психолого­социальный институт. – 2001. ­ №2. – С.288  22. Макклелланд   Д.  Мотивация   человека  :   [пер.  с  англ.]  =   Human motivation / Д. Макклелланд, науч. ред. пер. Е.П. Ильина. ­ М.; СПб.: Питер, 2007. ­ 669 с.: ил. 23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. ­ М.: Просвещение, 1990. ­ 192 с.: Т. 24. Мартенс Р. Социальная психология и спорт = Social Psychology and Physical Activity / Р. Мартенс ; Пер. с англ. Ю.Л.Ханина ; Послесл. В.И. Столярова. ­ М.: ФиС, 1979. ­ 176 с.: ил. 25. Марадона   Д.   Главный   тренер   сборной   Аргентины   Диего Марадона:   Пеле   пора   в   музей!   :   [беседа   с   главным   тренером   сборной Аргентины по футболу / Зап. А. Лисин] // Советский спорт. ­ 2010. ­ 17 Июня. ­ С. 24. 26. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and personality / Абрахам Маслоу = Abraham H. Maslow. ­ 3­е изд. ­ М.; СПб.: Питер, 2009. ­ 351 с. 27. Матюхина   М.В.   Мотивация   учения   младших   школьников   / Матюхина М.В. ­ М.: Педагогика, 1984. ­ 144 с. 28. Минаева   В.М.   Психолого­педагогический   практикум   :   учеб. пособие для вузов / В.М. Минаева. ­ М.: Трикста: Акад. Проект, 2004. ­ 122 с.: ил. 29. Михайлова Т.В. Социально­педагогические основы деятельности тренера : моногр. / Т.В. Михайлова. ­ М.: Физ. культура, 2009. ­ 286 с.: ил.3 30. Мюррей   Г.     Исследование   личности/   Нью­Йорк,   Изд­во Оксфордского Университета  1938. ­  186 с. 31. Николаев А.Н. Психология тренера в детско­юношеском спорте : моногр. / А.Н. Николаев ; С.­Петерб. гос. акад. постдиплом. пед. образования. ­ СПб., 2005. ­ 342 с. 32. Основные   понятия   по   психологии   физического   воспитания   и спорта:   Метод.   разраб.   для   студентов   и   слушателей   фак.   повышения квалификации   ин­тов   физ.культуры   /   Гос.   ком.   УССР   по   физ   культуре   и спорту, Киев. гос. ин­т физ.культуры, Днепропетров. гос. ин­т физ.культуры. ­ Днепропетровск: Б. и., 1989. ­ 37 с. 33. Педагогическая   психология   :   [учеб.   пособие]   /   под   ред.   И.Ю. Кулагиной. ­ М.: Сфера, 2008. ­ 474 с.: ил. 34. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Пилоян Р.А. ­ М.: ФиС, 1984. ­ 104 с.: ил. 35. Пилоян   Р.А.   Мотивация   спортивной   деятельности   и индивидуализация   подготовки   фехтовальщиков   /   Пилоян   Р.А.,   Пузенков Н.Ф. // Фехтование : Сб. статей. ­ М., 1985. ­ С. 10­13. 36. Пилоян   Р.А.   Особенности   планирования   поединка   борцами различной квалификации и степень реализации этих планов / Пилоян Р.А., Курбанов Х.К. // Теория и практика физ. культуры. ­ 1985. ­ N 11. ­ С. 5­7. 37. Подласый  И.П. Педагогика. Кн. 2: Процесс  воспитания: Новый курс: В 2 кн.: Учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по педагог. спец.: Рек. М­вом образования РФ / Подласый И.П. ­ М.: Владос, 2002. ­ 256 с.: табл. Ричи Ш. Управление мотивацией : учеб. пособие для студентов 38. вузов, обучающихся по специальностям 062100, , 061100 "Менеджмент орг." , 020400 "Психология" "Упр. персоналом" : рек. Умц "Проф. учеб." / Ш. Ричи, П. Мартин ; пер. с англ., под ред. Е.А. Климова. ­ М.: ЮНИТИ, 2009. ­ 399 с.: ил.4 39. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. ­ Махачкала: Юпитер, 2002. ­ 158 с.: фот. 40. Родионов А.В. Психология детско­юношеского спорта : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 034300 : рек. Умо высш. учеб. заведений РФ по образованию / А.В. Родионов, В.А. Родионов. ­ М.: Физ. культура, 2013. ­ 277 с.: ил. 41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. ­ М.; СПб.: Питер, 2009. ­ 712 с. 42. Семенов   Л.А.   Определение   спортивной   пригодности   детей   и подростков : Биолог. и психолог.­пед. аспекты : учеб.­метод. пособие / Л.А. Семенов. ­ М.: Сов. спорт, 2005. ­ 143 с.: ил. 43. Сластенин   В.А.   Психология   и   педагогика   :   учеб.   пособие   для студентов, обучающихся по непед. специальностям : рек. УМО ВУЗов РФ по пед. образованию / В.А. Сластенин, В.П. Каширин ; Международ. акад. наук пед. образования. ­ 2­е изд., стер. ­ М.: Academia, 2003. ­ 478 с. 44. Сопов   В.Ф.   Методы   измерения   психических   состояний   в спортивной деятельности : метод. рекомендации по курсу "Психология физ. культуры и спорта" (спец. 032101) / В.Ф. Сопов. ­ М.: [РИО РГУФК], 2005. ­ 32 с.: таб. 45. Сопов   В.Ф.   Психологический   контроль   за   индивидуальным состоянием   в   напряженной   профессиональной   деятельности   :   метод. рекомендации по курсу "Психология физ. культуры и спорта" (спец. 032101) / В.Ф. Сопов ; Рос. гос. ун­т физ. культуры, спорта и туризма. ­ М., 2005. ­ 16 с.: табл. 46. Сысоев Ю.В. Направленность мотивов спортивной деятельности в коллективе спортсменов различного уровня подготовленности / Сысоев Ю.В.; РАЕН. ­ М., 1999. ­ 26 с.4 47. Филин В.П. Педагогические методы исследования в спорте : Учеб. пособие для студентов ВШТ, студентов Акад. / Филин В.П., Семенов В.Г.; РГАФК. ­ М.: Б. и., 1993. ­ 33 с.: табл. 48. Фрейд   З.   Теория   мотивации   потребностей/   Малое   собрание сочинений/  ­ М.: Изд­во «Азбука», 2011. – 206с. 49. Фураев   Г.П.   Управление   процессом   спортивного совершенствования   на   базе   исследования   мотива   достижения   успеха   в соревновании: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фураев Г.П.; ВНИИФК. ­ М., 1980. ­ 25 с. 50. Шопенгауэр   А.   Мир   как   воля   и   представление.   Т.   2   /   Ин­т философии. ­ М.: Наука, 1993. ­ 671 с. 51. Шуванов   В.И.   Социальная   психология   управления   :   учеб.   для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080505, 080111 и 080301 : рек. Умц "Проф. учеб." / В.И. Шуванов. ­ М.: ЮНИТИ, 2009. ­ 463 с.: ил. 52. Худадов   И.А.   Проблемы   психических   состояний   в   спорте   / Худадов И.А. // Теория и практика физ. культуры. ­ 1988. ­ N 1. ­ С. 62­64. 53. Худадов   Н.А.   Психологическая   подготовка   боксера   /   Худадов Н.А. ­ М.: ФиС, 1968. ­ 160 с. 54. Худадов   Н.А.   Психолого­педагогические   основы   спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : дис. ... д­ра пед. наук в виде науч. докл. / Худадов Н.А.; ВНИИФК. ­ М., 1997. ­ 121 с.: ил. 55. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / Шадриков В.Д. ­ М.: Изд. корпорация "Логос", 1994. ­ 320 с. 56. Шумилин   А.П.   Спортивная   мотивация   как   фактор соревновательной деятельности дзюдоистов / А.П. Шумилин, Е.Г. Бабушкин // Физическая культура и спорт в современных условиях : теория, практика и перспективы : материалы Всерос. науч.­практ. конф. (18­21 нояб. 2002 г.) / Сиб. гос. акад. физ. культуры. ­ Омск, 2002. ­ С. 223­224.4 Исполнитель работы ___________________________________(Ерисова В.В) Научный руководитель________________________________(Барчукова Г.В.) Зав.кафедрой теории и методики индивидуально­ игровых видов спорта_________________________________(Барчукова Г.В.) Дата защиты                                                   _________________ Оценка за работу                                           _________________ Председатель государственной  экзаменационной комиссии____________________________(                          )