С помощью анализа музыкальных произведений, с большой полнотой охватываются все стороны музыкальной формы произведения, а так же характеризуется образно – эмоциональная природа целого и частей. После целостного анализа, обычное музыкальное произведение, предстает перед его исполнителем немного другим, более насыщенным и глубоким.
Анализ музыкальных произведений..docx
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Анализ – процесс мысленного, или фактического
разъединения чего – то целого на составные части. Это
относится и к анализу музыкального произведения: в
процессе изучения его эмоционально – смысловое
содержание и жанровая природа, его мелодика и гармония,
его фактурные и тембровые свойства, драматургия и
композиция рассматриваются порознь. Анализ, при котором с
большой полнотой охватываются все стороны музыкальной
формы произведения и на этой основе характеризуется
образно – эмоциональная природа целого и частей, называют
целостным. Целостный анализ должен показать целостность
многосоставного произведения; но он же должен раскрыть и
историческую, стилистическую целостность, неотъемлемой
частью которой выступает разбираемое произведение.
Музыкально – аналитическую деятельность человек
начинает с первой встречи с музыкой – сначала стихийно, а
затем все более осознанно, внимательно вслушиваясь и
глубоко вдумываясь в то, что он слышит. Анализ призван
последовательно и систематично обучить умению разобрать
музыкальное произведение. Цель анализа – в раскрытии
сущности музыкального произведения, его внутренних
свойств и внешних связей. Более конкретно это означает, что
нужно выявить:
1) жанровые истоки произведения;
2) его образное содержание;
3) типичные (для жанра, стиля) и характерные средства
воплощения;
4) характерные черты своего времени и место в
сегодняшней культуре. Для достижения поставленной цели
музыкальный анализ использует ряд специфических
методов:
Во – первых, это опора на непосредственное личное и
общественное восприятие, те впечатления, которые
оставляет музыка у своих постоянных слушателей; Во – вторых, это оценка произведения с конкретными
историческими условиями его возникновения (общественная
ситуация, обстоятельства личной жизни композитора);
В – третьих, это определение как типичных черт жанра и
стиля музыки, так и ее неповторимых, индивидуальных
особенностей;
В – четвертых, это раскрытие содержания через
конкретные свойства его художественной формы;
В – пятых, это широкое привлечение сравнений, сходных по
выразительности произведений, представляющих разные
жанры и типы музыки (программных - с не программными,
инструментальных – с вокальными) как средство
конкретизации содержания, выявления значения тех или
иных элементов музыкального целого.
Многогранная деятельность человека с давних времен
включает в себя виды, которые порождены эстетическими
потребностями людей запечатлеть и воспринимать мир в
интонационной форме. В процессе развития общества
музыка обретает свое особое и важное место как в духовной
жизни отдельного человека, так и в качестве составной
части культуры в целом. Хорал, например, прочно
ассоциируется с временами средневековья, мадригал
напоминает об эпохе Возрождения, советская массовая песня
- о первых пятилетках молодого советского государства.
Возникая в недрах общественной жизни, музыка теснейшим
образом с нею связана и множество различных связей можно
объединить в две группы: музыка, как отражение реального
мира и музыка как составная часть общественного бытия
человека. Музыка не просто сопутствует тому или иному
событию или ритуалу, она активно воздействует на людей –
веселит, радует, сосредотачивает, мобилизует, успокаивает.
Она объединяет людей в едином ощущении,
соответственном ситуации , она настраивает их на
подобающий моменту лад. Анализ музыкальных произведений – одна из сложных
теоретических дисциплин. Музыкальное сочинение, подобно
живому организму, может относиться к какому – либо
определенному роду или виду и иметь сходные или видовые
признаки. Как деревья одной породы не могут в абсолютной
точности повторять друг друга, так и в музыке существует
только индивидуальная, неповторимая в деталях форма
данного конкретного произведения, вместе с тем
принадлежащая к определенному типу форм. Понимание
того, как строится форма очень важно. Оно помогает познать
логику художественного мышления композитора и через это
знание ощутить дух той эпохи, когда сочинение было
создано.
Музыка ближе художественной деятельности, нежели
научной, или технической. С поэзией музыку роднит
временная природа, общее «голосовое» происхождение.
Искусства «предметные» - живопись , графика, скульптура, -
связаны между собой программностью, оркестровым
колоритом, инструментальной фактурой. В музыке лирике
прямо соответствует песня и романс.
В музыке центральными понятиями содержания являются
музыкальная идея (чувственно воплощенная музыкальная
мысль) и музыкальный образ (картина чувств и душевных
состояний). Форма и содержание неразрывно связаны.
Расхожие мнения о том, что музыка не требует «перевода»,
что музыкальный язык понятен всем и повсюду, не находят
подтверждения в практике. Для человека, любящего и
понимающего музыку Глинки и Чайковского, понадобятся
дополнительные условия и усилия, чтобы войти в мир
образов Шостаковича, а тем более Айвза. Из всего можно
сделать вывод, что в ходе анализа музыкального
произведения необходимо каждый раз возобновлять в
сознании собственный смысл обнаруженной формы и вводить
его в результаты разбора данного произведения. Понимание
драматургической сути композиции произведения - условие
успешного его анализа, верной его трактовки.
Анализ музыкальных произведений.
Анализ музыкальных произведений.
Анализ музыкальных произведений.
Анализ музыкальных произведений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.