Исследовательская работа "Струны школьного оркестра"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Струны школьного оркестра"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.02.2018
Исследовательская работа "Струны школьного оркестра"
Материал исследовательского проекта предполагает использование его в музейной педагогике, на внеурочных занятиях, уроках музыки. Рассказывает историю музейных экспонатов - балалайки и мандолины. В школьном музее хранятся экспонаты, переданные сыновьями первого директора школы. Один из них - балалайка. А вот определить название второго у экскурсоводов вызывает затруднение. Почему? Исследовать эту проблему и взялся автор проекта под руководством руководителя школьного музея Марущенко О.В.Текстовой документ
Струны школьного оркестра.docx

 

Районная краеведческая конференция  «Отечество»

 

Номинация «Мир музеев»

 

Тема работы «Струны школьного оркестра»

 

Подготовил:

Юдин Родион Александрович,

учащийся 6 класса

МБОУ СОШ №2

346130 г. Миллерово, ул. Осоавиахимовская, 15 Домашний адрес: 346130 г. Миллерово, ул. Захарова, д. 2, тел. 89094248556

Руководитель:

Марущенко Ольга Владимировна,

учитель истории, руководитель школьного музея

МБОУ СОШ №2

346130 г. Миллерово, ул. Осоавиахимовская, 15 89897223373

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Миллерово

 

2018

Содержание

 

Введение   …………………………………………………… 2

1.     Из истории школы № 2 …………………………………. 3

2.     Школа – это путевка в жизнь ……………………………7

2.1.          Он  сердце отдавал детям

2.2.          Школьный оркестр струнных инструментов

2.3.          Любовь к музыке привил оркестр 

3.     История в витринах школьного музея…………………. 10

Заключение   …………………………………………………12

Источники и литература …………………………………….13

Приложения  …………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В нашей школе уже 15 лет действует музей. В его экспозиции 7 разделов, один из которых посвящен истории школы. Среди экспонатов – фотографии прошлых лет, документы, учебные  принадлежности учащихся 50-х -60 –х годов прошлого века, пионерская форма, горн, барабан… Но, почему-то здесь оказались и музыкальные инструменты – балалайка и … название второго инструмена определить сразу я не смог.  Я начал поиск ответов на вопросы: что это за экспонаты и какова история их появления в музее? В ходе исследования я открыл новые интересные страницы истории моей школы и города.

Актуальность работы заключается в том, что в последнее время вырос интерес школьников к музеям. Мы чаще стали посещать объекты культуры, интересоваться историей своей малой родины, историей школы, семьи. Результаты моего исследования могут дополнить  уже имеющуюся информацию по истории школы. Я сам могу провести тематическую экскурсию в музее для ребят, заинтересовать их «живой музыкой», а не «компьютерной».

Цель: собрать и изучить материалы из разных источников, в том числе – из школьного архива, летописи школы, воспоминаний очевидцев событий и  представить результаты работы.

Задачи:

·        обобщить, систематизировать и дополнить  имеющийся материал  по истории школы;

·        рассказать об  интересных музейных экспонатах – музыкальных инструментах первого школьного оркестра.

·        пополнить информацию раздела «История школы» в школьном музее  новыми сведениями, аудио и видеоматериалами.

Источников по рассматриваемой теме оказалось достаточно, чтобы найти ответ на гипотезу: в музейной экспозиции хранится музыкальный инструмент, который называется домра. В работе я использовал материалы школьного музея – фотографии, почетные грамоты, сведения из местной газеты, из летописи школы, школьного архива, воспоминаний очевидцев событий.

   Таким образом, данная работа будет интересна учащимся нашей школы, всем посетителям школьного музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Из истории школы № 2

   Мы, учащиеся школы № 2 можем гордиться тем, что у нас ведется летопись истории школы, в музее целый раздел посвящен этой теме, а в фондах  более 200 экспонатов! И каждый из них имеет свою историю. У нас сохранился школьный архив практически с первых лет основания начальной школы № 2 в 1945-ом  году. Да, наша школа  ровесница Великой Победы. Ведь начальная школа №2 на окраине Лосевки начала работать с сентября 1945 г. Ее первым директором стал ветеран Великой Отечественной войны, профессионал своего дела Засидкевич Федор Филиппович. Спустя 7 лет в 1952 году по его инициативе началось строительство нового здания школы. В строительстве активное участие приняли рабочие Миллеровской МТС, родители, учителя 1. В сентябре 1953 года здание сдано в эксплуатацию. А в 1954-ом году новая (уже семилетняя) школа № 2 распахнула двери для нескольких десятков учеников. В экспозиции музея – личные вещи первого директора и учителей,  фотографии разных лет, работы учеников, грамота активному  строителю школы  Посидайло Василию Ивановичу, школьные принадлежности 50-х-60-х годов, пионерская атрибутика.

   В коллектив пришло много новых учителей. Некоторые оказались большими энтузиастами, они не только преподавали свои предметы, но вели кружки по интересам. Это Валентина Георгиевна Абакумова, учитель домоводства  и руководитель танцевального кружка.  В.Н. Акимов, учитель истории, руководитель кружка моделирования. Засидкевич М.И., учитель начальных классов и руководитель кружков художественной самодеятельности и театрального. Учащиеся с удовольствием занимались творчеством и представляли свои умения на выставках и смотрах. Таким образом, я делаю вывод, что в коллективе большое внимание уделялось внеурочной работе.

   ____________________________________________________

1 г. Ленинский путь. 6.06.1952 г.

 

Я познакомился с протоколами педагогических советов  за 50-е годы и узнал, что в школе большое внимание уделялось художественной самодеятельности. Ребята отлично выступали на смотрах и получали не только грамоты, но и премии1 (приложение 1).

Большое внимание в школе уделялось и трудовому воспитанию. Силами учащихся, родителей и учителей во дворе школы был разбит фруктовый сад. Двор украшали кустарники, клумбы цветов. Вошла в традицию летняя практика, так как нужно было ухаживать за саженцами. Вскоре появилась своя ферма, где ребята выращивали цыплят, кроликов.

 Проанализировав имеющиеся  в школьном музее материалы, я пришел к выводу, что славные традиции в школе №2 сложились благодаря прекрасному педагогу, участнику Великой Отечественной войны, неутомимому труженику и мастеру своего дела Федору Филипповичу Засидкевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________

1 Протоколы педагогических советов за 1954-1955 учебный  год, с. 81-82. Архив школы.

2. Школа – это путевка в жизнь

2.1. Он сердце отдавал детям

Федор Филиппович Засидкевич родился 14 августа 1912 года.  В 20-е  годы стал членом ВЛКСМ и до 1945 года оставался  комсомольским активистом. Когда началась Великая Отечественная война он, как и тысячи советских людей, ушел на фронт. Остался жив, вернулся в родной город, женился.

В 1945 году, вернувшись с фронта, он стал директором начальной школы и до последних дней, пока позволяло здоровье, здесь трудился. С 1953 года – работал учителем начальных классов, руководителем кружков. Дети его любили, потому что учитель своим примером вовлекал их в интересные занятия: вел  шахматный кружок, физкультурный. Вместе с родителями построил теплицу. На старых школьных фотографиях можно видеть учителя вместе с ребятами на катке или на горке.

    Первым помощником и коллегой была жена Федора Филипповича учитель начальных классов Мария Ивановна. Это человек, который оставался верен своему делу, как и ее супруг, до конца своих дней. Они прожили вместе долгую жизнь, большую часть из которой посвятили школе № 2. Это было единственное место их работы.

2.2. Школьный оркестр струнных инструментов

    Много добрых традиций и дел появилось в школе №2 в 50- е годы прошлого века. Но душой коллектива и гордостью школы стал первый струнный оркестр, который организовал Федор Филиппович. Он работал несколько лет. После занятий юные музыканты, учащиеся 6-х -7-х классов бежали в комнату для репетиций. Ребята разучивали и исполняли русские народные и современные песни. Играли на гитарах, балалайках, мандолинах и домрах. Особое звучание современным мелодиям придавал баян. Этот инструмент был популярен в то время.

 

Руководитель сам прекрасно играл на баяне, почти на всех струнных инструментах, обучал этому одаренных школьников.  Среди экспонатов школьного музея  – почетные грамоты – городские и областные за  высокий уровень выступления школьного  оркестра в смотрах художественной самодеятельности. Сохранилась и единственная фотография школьного струнного оркестра. Внимательно изучив ее, я сделал вывод, что в оркестре преимущественно играли мальчики – на балалайках и мандолинах (или домрах). Три девочки – гитаристки. Три мальчика – баяниста. Занятие это им явно было по душе, их лица веселые (приложение 2).

2.3. Любовь к музыке привил оркестр 

   Многие участники оркестра связали свою дальнейшую судьбу с музыкой, стали преподавателями и музыкантами. Я познакомился с бывшей ученицей школы, а, впоследствии, и ее учителем, Поповой Екатериной Михайловной. Она вспоминает, что два ее одноклассника Засидкевич Анатолий (сын Федора Филипповича и Марии Ивановны) и Степанов Иван были участниками струнного оркестра.  Любовь к музыке им привил школьный струнный оркестр. Степанов И. стал музыкантом.

Анатолий  Засидкевич с 5 класса играл на баяне, увлекался живописью, танцами. в 1971 году окончил Таганрогский музыкально-педагогический институт, работал преподавателем в музыкальной школе. Впоследствии закончил Академию художеств и сейчас – известный художник, член Союза художников России, живет в Гатчине. Данные его биографии и заслуг имеются во многих источниках: «С 1970 года принимал  участие в выставках художников Дона. В 1977 переехал в Ленинград. В 1981 году окончил вечерние рисовальные классы при Академии художеств (институт  им.  И. Е. Репина). С 1987 года по настоящее время работает преподавателем в гатчинской Детской художественной школе. С 2006 года - член Союза художников России,  член Общества акварелистов Санкт-Петербурга. Участник более 60 выставок в России и за рубежом. Работы находятся в частных коллекциях России и многих стран мира, а также в краеведческих музеях Гатчины, города Ломоносова и в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова»1.

    Когда не стало родителей, сыновья Анатолий и Николай (он тоже закончил музыкальную школу) передали в школьный музей чудом сохранившиеся в семье те самые музыкальные инструменты, на которых когда-то начинали играть в школьном оркестре:  – балалайку и … А здесь интрига! Так и появились в музейной витрине эти экспонаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________

   1 http://www.spb-uniart.ru/index.php?id=2577; https://vk.com/id405924426

4.     История в витринах школьного музея

    Итак, я столкнулся с проблемой. Наши школьные экскурсоводы балалайку называли правильно, а вот второй инструмент – то мандолиной,  то домрой. Я долго рассматривал инструмент,  изучил источники.  Сведения об инструментах.  

Домра.  Русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Звук струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. Существуют два вида домр: трёхструнная домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и Украине. Домра используется для сольного исполнительства и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Является прообразом русской балалайки.

Мандолина. Струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни - лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука1. Мандолина была очень популярна в России. Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино».

______________________________________________________________

1 Энергия музыки. http://music-energy.ru/domra_balalayka_mandolin

Я выяснил, что разница в том, что у домры бывает три – четыре струны (4 струны стало в 20 веке, а в 19 веке это был 3-х струнный инструмент); у мандолины - 4 парные струны - всего 8 струн.

Отличает их и происхождение: домра - исконно русский инструмент, а мандолина родом из Италии. Почему же по форме наш музейный экспонат – мандолина, а у него 4 струны? Я  обратился за помощью к руководителю школьного музея. Ответ был найден! Оказывается, инструмент был поврежден из-за ЧП во время временного хранения в период ремонта школы (помещение залило водой).  Позже,  поврежденные струны заменил  на новые наш учитель технологии, но не учел, что их должно быть 8, а не 4! Вот такая история произошла с музейным экспонатом - мандолиной из первого струнного оркестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Школа – это такое понятие, которое тесно связано с учителями и учениками – бывшими и настоящими, их добрыми делами.  И, очень хорошо, если все доброе, нужное людям было заложено в стенах школы. Хорошо, если в школе существуют традиции, которые сохранились и передаются от одного  школьного поколения к  другому. В ходе исследования, я выяснил, что в нашей школе такие традиции есть. Сегодняшние ученики, как и 60 лет назад активно участвуют в смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, любят шахматы, занимаются музыкой.

   Проводя  исследовательскую работу, я не только изучил много источников по истории школы, но нашел ответ на вопрос: домра или мандолина в экспозиции музея. Моя гипотеза, что  наш музейный экспонат домра, не подтвердилась. Это мандолина с поврежденными струнами.

Кроме того, я   выявил новую задачу – реставрировать наш экспонат так, чтобы он внешне выглядел  правильно. А еще разучил на гитаре (я занимаюсь в музыкальной школе) произведение, за которое получил областную почетную грамоту первый школьный оркестр в 1959 году– «Светит месяц» (приложение 3). И возможно, я тоже стану организатором школьного если не оркестра, то ансамбля.

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

·        Воспоминания Поповой Е.М.

·        г. «Ленинский путь», от 6.06.1952 г.

·        Летопись школы

·        Протоколы педагогических советов за 1954-1955 учебный год. Архив школы.

·        https://eomi.ru/plucked/mandolin/

·        http://music-energy.ru/domra_balalayka_mandolin

·        http://www.spb-uniart.ru/index.php?id=2577;

·        https://vk.com/id405924426

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Грамота учителю Засидкевич М.И. за подготовку учащихся к городскому смотру художественной самодеятельности. 1957 год.

 

 

Приложение 2

Первый струнный школьный оркестр. 1954-1955 учебный год. Руководитель Засидкевич Ф.Ф. (крайний справа).

Фотография из фондов школьного музея.

Ф.Ф.Засидкевич с учащимися школы №2


Приложение 3

Грамота областного отдела образования и обкома ВЛКСМ струнному оркестру учащихся школы №2 г. Миллерово. 1959 год.


 

Скачано с www.znanio.ru

Районная краеведческая конференция «Отечество»

Районная краеведческая конференция «Отечество»

Содержание Введение …………………………………………………… 2 1

Содержание Введение …………………………………………………… 2 1

Введение В нашей школе уже 15 лет действует музей

Введение В нашей школе уже 15 лет действует музей

Таким образом, данная работа будет интересна учащимся нашей школы, всем посетителям школьного музея

Таким образом, данная работа будет интересна учащимся нашей школы, всем посетителям школьного музея

Из истории школы № 2 Мы, учащиеся школы № 2 можем гордиться тем, что у нас ведется летопись истории школы, в музее целый раздел посвящен…

Из истории школы № 2 Мы, учащиеся школы № 2 можем гордиться тем, что у нас ведется летопись истории школы, в музее целый раздел посвящен…

Я познакомился с протоколами педагогических советов за 50-е годы и узнал, что в школе большое внимание уделялось художественной самодеятельности

Я познакомился с протоколами педагогических советов за 50-е годы и узнал, что в школе большое внимание уделялось художественной самодеятельности

Школа – это путевка в жизнь 2

Школа – это путевка в жизнь 2

Руководитель сам прекрасно играл на баяне, почти на всех струнных инструментах, обучал этому одаренных школьников

Руководитель сам прекрасно играл на баяне, почти на всех струнных инструментах, обучал этому одаренных школьников

России и многих стран мира, а также в краеведческих музеях

России и многих стран мира, а также в краеведческих музеях

История в витринах школьного музея

История в витринах школьного музея

Я выяснил, что разница в том, что у домры бывает три – четыре струны (4 струны стало в 20 веке, а в 19 веке это…

Я выяснил, что разница в том, что у домры бывает три – четыре струны (4 струны стало в 20 веке, а в 19 веке это…

Школа – это такое понятие, которое тесно связано с учителями и учениками – бывшими и настоящими, их добрыми делами

Школа – это такое понятие, которое тесно связано с учителями и учениками – бывшими и настоящими, их добрыми делами

Воспоминания Поповой Е.М. · г

Воспоминания Поповой Е.М. · г

Грамота учителю Засидкевич М.И

Грамота учителю Засидкевич М.И

Приложение 2 Первый струнный школьный оркестр

Приложение 2 Первый струнный школьный оркестр

Приложение 3 Грамота областного отдела образования и обкома

Приложение 3 Грамота областного отдела образования и обкома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018