Статья "Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка".
Оценка 4.9

Статья "Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка".

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
музыка +1
Взрослым
25.03.2017
Статья "Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка".
В статье исследуется педагогический потенциал русской традиционной культуры, которая накопила уникальный опыт формирования детской картины мира. Главным средством формирования картины мира ребенка на раннем этапе онтогенеза, является материнский фольклор. Веками пели простые россиянки своим детям незатейливые колыбельные через которые новое поколение получало в наследство определенную модель мироздания, служащую опорой для построения индивидуальной картины мира каждому отдельному человеку и объединяющую этих людей как культурную общность.В статье исследуется педагогический потенциал русской традиционной культуры, которая накопила уникальный опыт формирования детской картины мира. Главным средством формирования картины мира ребенка на раннем этапе онтогенеза, является материнский фольклор.
статья.docx

УДК/ББК

Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка.

Imaginative world of traditional lullabies as a basis for the formation of the child's picture of the world.

Чистова Елена Борисовна

Учитель музыки муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».

chistova_e_b@mail.ru, Cоликамск, Россия

Chistova Elena Borisovna

Music teacher autonomous municipal educational institution "Secondary shkola№2"

chistova_e_b@mail.ru, Solikamsk, Russia

Аннотация. В статье исследуется педагогический потенциал русской традиционной культуры, которая накопила уникальный опыт формирования детской картины мира. Главным средством формирования картины мира ребенка на раннем этапе онтогенеза, является материнский фольклор.

 Abstract: This article examines the pedagogical potential of traditional Russian culture, which has gained unique experience in creating children's picture of the world. the principal means of formation of the child's picture of the world at an early stage of ontogeny is the parent folklore.

Ключевые слова: материнский фольклор, целостная картина мира, традиционные ценности.

Keywords: мaternal folklore, the integrity of the picture of the world, traditional values.

 Стремительные перемены в обществе и мире, через которые в течение последней четверти века проходит наша страна, создают дисбаланс, который разрушает традиционные формы общественного и домашнего воспитания. Смена мировоззренческих ориентиров, агрессивное воздействие информационной среды приводят к деформации детского представления о мире, что делает актуальной задачу корректировки условий формирования детской картины мира. Детская картина мира – это особая система значений, представлений, отношений ребѐнка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определѐнной социальной ситуации развития [1]. «Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки и т. п. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие, ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, задавая принципы познания мира через игровую деятельность» [3].  Исследователи детской картины мира утверждают, что «возникшая в сознании ребенка картина мира в значительной степени зависит от освоенных им текстов» [Т.Д. Попкова]. По мнению М.В. Осориной «Для крестьян было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет осваивать этот мир самостоятельно».

В текстах традиционных колыбельных песен с точки зрения составляющих элементов картины мира (образов, ценностей, представлений, смыслов и категорий), описываемый мир как бы разделен на различные, но взаимосвязанные сферы: духовную, социальную и сказочно-мифологическую.

 В первой – духовной сфере – даны основные образы христианского мира: Бог, Богородица, почитаемые святые, а также архангелы и ангелы. Представители «горнего» мира в основном призываются для исполнения функций защиты и заботы о ребенке. Мать поручает заботу о младенце ангелам и архангелам: «С неба ангелы летите, сон Ванюше принесите». Текущие заботы о младенце могут передаваться также Богородице: «Богородица Мария, уложи дитя скорее на всю темную ночь, на весь белый день» [2, с. 62–63]. Сам Бог, ангелы, а также некоторые святые призваны сохранять здоровье и благополучие ребенка. «Они тебя хранят, они и милуют от болезней от скорбей, от тяжелых болестей» [2, с. 62]. Уже в первых колыбельных текстах, которые слышит ребенок, позиционируется сила Божья, как главная, в обеспечении безопасности ребенка, со временем она станет занимать доминирующее положение в картине мира человека, став его главной ценностью. Именно с образами христианского мира связывается появление ребенка на свет и преподносится как дар Божий: «Спи мое дитя, Богородица у тя, Бог тебя дал, да Христос нарождал» [2].


Во второй – социальной сфере – представлены образы ближайшего окружения ребенка – его семьи, задается образ окружающего ребенка пространства, определяется вектор его развития, перспективы его будущего: «Подойдут твои года, сыновей люби всегда, дочерей всегда жалей и душою не болей». Предъявляются такие значимые для картины мира категории, как труд, достаток, благодарность, формируются поведенческие нормы и формы общения людей: «Зыбаю , колыбаю, отец пошел за рыбою, мать ушла коров доить, сестра ушла пеленки мыть. Дедушка – дрова рубить, да бабушка уху варить, бабушка уху варить,   да  свою внученьку кормить»           [2]. Из этого текста к ребенку приходит понимание того, кто является членами его семьи и что в норме семья должна включать в себя три поколения людей. Образ семьи, образ мира, построенный в этой колыбельной песне, гарантирует ребенку безопасность, укрепляет базовое чувство доверия к миру [3].

Очевидной ценностью в картине мира, выстроенной в текстах колыбельных, выступает труд. В колыбельных песнях трудятся все: и семья, и ангелы, и котенька-коток. Сам ребенок представляется в будущем прекрасным работником – «паренек – всему миру пахарек», «девушка – пряха-попрядеюшка». Тема труда в колыбельных песнях связана с темой помощи своей семье и, как следствие, совместной работой с ними и с категорией «достатка-богатства».

В третьей – сказочно-мифологической сфере колыбельных текстов – представлен мир, который противопоставлен миру семейному и «небесному» христианскому. Здесь действуют антропоморфные и зооморфные персонажи. Прежде всего это антропоморфные образы сна – Дрема и Угомон – «котик спи и ты усни, да Угомон тебя возьми» , «уж как сон ходил по лавке, Дрема по полу брела» Их призывает ухаживающий взрослый для того, чтобы они принесли ребенку сон. Они приходят из чужого пространства, которое в традиционной картине мира связывается с представлением о «том свете».

Среди домашних зооморфных персонажей (котик, петушок, курочки, собачка), действующих в этом пространстве, главным является кот: «Котя, котинька. коток, котя – серенький хвосток, приди, котя, ночевать, мою детоньку качать» [2]. Привлечены помочь малышу уснуть и зооморфные персонажи не из пространства дома или подворья – гули, журавли, соколок, волчок: «Ой, люли, люли, люли, прилетели журавли, журавли – то мохноноги, не нашли пути – дороги» [2].

Веками пели простые россиянки своим детям незатейливые колыбельные через которые новое поколение получало в наследство определенную модель мироздания, служащую опорой для построения индивидуальной картины мира каждому отдельному человеку и объединяющую этих людей как культурную общность. В колыбельных песнях ребенку задаются нравственные основы поведения, определяющие отношения взрослых к социально осуждаемым действиям, к труду, к отношениям, к младшим и старшим.

Пройдя множество поколений, колыбельные дошли и до нас. Что знают о них современные дети? В МАОУ «СОШ№2» г. Соликамска реализован педагогический проект автора данной статьи, целью которого является введение в музыкальную практику подростков нового знания о музыке нашей страны. Урок музыки в восьмом классе по теме «Функции музыки в современном обществе» включает в себя знакомство с традиционным материнским фольклором, использование внепрограммного материала позволяет добиться повышения внимания со стороны учащихся, стимулировать развитие познавательной активности, всесторонне раскрыть тему урока. На уроках начальной школы в темах «Древнейшая песнь материнства» (3 класс), «Композитор – имя ему народ» (4 класс) традиционные тексты, в игровом взаимодействии педагога и учащихся, раскрывают секреты традиционных колыбельных с точки зрения составляющих элементов картины мира (образов, ценностей, представлений, смыслов и категорий).  У наших предков колыбельная выступала сильнейшим оберегом, основанном на союзе любви, слов и мелодии. В современном российском обществе потенциал традиционных колыбельных не утрачен, но малоизвестен. Проявить скрытые страницы мира колыбельных – это значит распахнуть перед ребенком двери в мир культуры, показать глубину ее образов и смыслов. 

.
Литература

1.      Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1. Младенчество; Детство – сост. В.Аникин. – М.: Художественная литература 1991. – 589 с.

2.       Науменко Г. М.Детский музыкальный фольклор. Ч. I-II. - М.: Композитор, 1999. ч. I. – 552 с.

3.      Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. 5-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 288 с.

4.       Потешки. Считалки. Небылицы / сост., авт. вступ. Статьи и примеч. А.Н.Мартынова. – М.: Современник, 1989. – 349 с.

5.      Попкова Т.Д. Философско-антропологические аспекты детства // Антропологические основания теоретического мышления: материалы научной конференции (г. Екатеринбург, 16–17 ноября 2004 г.); Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. -  с. 223–225.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК/ББК Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка

УДК/ББК Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка

В первой – духовной сфере – даны основные образы христианского мира:

В первой – духовной сфере – даны основные образы христианского мира:

Среди домашних зооморфных персонажей (котик, петушок, курочки, собачка), действующих в этом пространстве, главным является кот: «Котя, котинька

Среди домашних зооморфных персонажей (котик, петушок, курочки, собачка), действующих в этом пространстве, главным является кот: «Котя, котинька

Статья "Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка".

Статья "Образы русских фольклорных колыбельных песен как основа становления картины мира ребенка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017