В помощь концертмейстеру-баянисту
Оценка 4.9

В помощь концертмейстеру-баянисту

Оценка 4.9
Повышение квалификации
pdf
искусство +1
СCУЗ, ВУЗ
04.11.2024
В помощь концертмейстеру-баянисту
В помощь концертмейстеру- баянисту.pdf

                    МАУ ДО Центр детского творчества «СИГНАЛ»

                                                 Город Пермь

 

                             Учебно-методическая работа 

                    «В помощь концертмейстеру-баянисту                                 в классе народного танца»  

                                                     Работу подготовил: концертмейстер 

                                       ЦДТ «Сигнал»

                                                                          Кунгурцев Александр Леонидович

 

                    Специфика работы концертмейстера-баяниста                                       в классе народного танца

 

   Концертмейстеров хореографии народного танца не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике.

   Работа концертмейстера-баяниста заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. 

   Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.

   

Во-первых, необходимо изучать основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и её возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Впрочем, в народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов. В частности, движение «Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще. Все эти тонкости концертмейстер-баянист класса народного танца должен знать и использовать в своей работе.

  

Во-вторых, необходимо знать, как исполняется то или иное упражнение, чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. Также надо быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента, например, только с группой мальчиков, или девочек и пр.

А ещё знание исполнения всех хореографических упражнений, которые воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.

   Я же в своей практике внимательно наблюдал и наблюдаю за упражнениями в стадии разучивания их педагогом-хореографом с воспитанниками, «примеряя» их на себя – как бы «протанцовываю» движения вместе с детьми, при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее – всё, что характерно, то что поможет детям выучить движения танца.

   

В-третьих, особенность работы концертмейстера-баяниста народного танца хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим я кроме народного танца, изучил и изучаю специфику современного танца (у современного танца так же есть своя терминология). А также возрастные особенности детских групп. Это тем более необходимо в моем случае, так как мне приходится работать с детьми от 7 до 13-14 лет.

 

В-четвёртых, концертмейстер-баянист работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, я чётко осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.     Внимание концертмейстера-баяниста –  внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, какое туше, как работает

мех, что в      данный      момент      делают      дети,      что требует       педагог-

хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. 

   Во время исполнения я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

   Особенности музыкального сопровождения концертмейстером-баянистом уроков народного - сценического танца класса хореографии.

Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

Музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

   Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.

   Музыкальное сопровождение урока в значительной мере зависит и от возрастных особенностей учащихся. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому для них я подбираю музыку с чёткими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: хоровод, полька, вальс и другие. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю. Также для облегчения и ускорения процесса обучения детей движению танца в музыкальном материале может быть изменен ритмический рисунок и по-иному расставлены или подчеркнуты музыкальные акценты.

   В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит, необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже глубина образов, более сложная фактура, развитая мелодия, более быстрые темпы исполнения.

   Все мы прекрасно знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Поэтому во всех возрастных группах и классах музыкальное сопровождение и исполнение всегда должно быть ярким и эмоциональным.

   На своем опыте я убедился, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. Музыка должна нравиться детям.

   Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности нашего общества потеряли свою важность. Поэтому при подборе музыкального материала именно русского танца я ставлю перед собой задачу подобрать музыку так, чтобы дети полюбили именно русский танец, русскую песню и русскую музыку больше всего, ассоциировали себя с русским танцем, музыкой, песней – духовным наследием русского народа. Познакомить ребёнка, будущего гражданина своей страны с духовным наследием своего народа, к которому я отношу русские танцы и песни, помочь ему полюбить это наследие, гордиться им - один из маленьких шагов педагогической деятельности, в результате которой должен вырасти Человек, гражданин своей страны. В этом я вижу одну из своих задач как педагога – концертмейстера.

   Само собой разумеется, музыка должна избираться и изменяться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.

   Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером-баянистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента.

   Сама специфика народных танцев предполагает огромную вариативность в динамике и характере исполнения, ритмических построениях и их особенностей, технике касания и звукоизвлечения (туше), знания особенностей специфического звучания (тембральной окраски) характерных для данной народности музыкальных инструментов. Возьмем тембральную окраску. Например, в аккомпанементе грузинских танцев используется аккордеон, и тембрально всегда тутти с «разливом». Для ирландских танцев характерно использование «разлива» с флейтой-пикколо, для немецких - использование «разлива» без пикколо, для французских - усиленный (двойной и тройной) «разлив» и так далее. Безусловно, концертмейстер в классе народного танца должен все эти особенности звучания учитывать в своей работе, для придания максимальной выразительности звучанию и максимально точному отображению характера танца данной народности. Далее, многие характерные народные танцы требуют очень хорошего владения техникой и виртуозностью игры. Так как игра концертмейстера в классе народном танце связана с большим количеством синкоп и ярких динамических акцентов (особенно в старших классах), при исполнении, например, различных дробей и выстукиваний, и других характерных движений народного танца, он должен также постоянно работать и над техникой меховедения.

   

Подбор инструмента для музыкального сопровождения на уроке народного танца.

   Необходимо заметить, что работа концертмейстера-баяниста народного танца предъявляет особые требования к музыкальному инструменту, на котором играет концертмейстер. Инструмент должен быть выбран и подготовлен концертмейстером осознанно, с учетом требований, налагаемых спецификой данной работы. Именно, если взять баян, он должен быть с точно подогнанными ремнями (особенно важен подгон кистевого ремня, от которого зависит точность меховедения, и который должен максимально плотно облегать руку исполнителя - иногда приходится разбирать инструмент и специально укорачивать кистевой ремень.), иметь хорошую компрессию, все голоса инструмента должны иметь быстрый отклик, клавиши инструмента не должны заедать.

   Большая нагрузка на инструмент приводит к преждевременному выходу его из строя. Концертмейстер народного танца должен следить за исправностью своего инструмента, знать его техническое строение и уметь оперативно привести его в порядок.

 

О нотном материале.

   Начиная концертмейстерскую практику, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило для работы. А подходило мало чего в связи со специфичностью данной профессии и общим дефицитом всего на свете, в том числе и нот. С течением времени и появлением Интернета нотных сборников, пособий доступно много больше. Но по-прежнему тратится много времени и во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений, и дома - при поиске вообще нотного материала в Интернете.

      

Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально - ритмическое воспитание.

   Музыкально - ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально - ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;   усвоение музыкальных знаний; формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность даёт правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам даёт педагог-хореограф, а музыкальную – педагогконцертмейстер.

 

Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.    Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку. Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.

 

Взаимодействие концертмейстера с хореографом.

   Работа концертмейстера-баяниста в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии.

   В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.

Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма.  Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я ещё раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.

В чём это заключается в моей личной практике. Большинство (свыше 90%) фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется мной. У хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных площадках города и области), ведением документации и пр.  Кроме того, на уроках при работе хореографа с фонограммами ранее тратилось достаточно много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании конкретных движений.

   В своей работе концертмейстера я стараюсь использовать инновационные технологии. В свободное от работы время изучаю различные музыкальные программы с таким расчетом, чтобы использовать их в повседневной работе, облегая работу себе и хореографу, и получая ряд дополнительных возможностей для улучшения её качества и эффективности. Это такие программы как Adobe Audition, Cubase, Capella Scan, Neuratron Photo Score

Ultimate, нотные редакторы Finale, Sibelius и др. Так же через Интернет я изучаю и хореографические термины-сайты: http://smile2010.ucoz.ua/index/khoreograficheskaja_terminologija/0-11,  http://cleopatra2010.forum2x2.ru/t34-topic  и др., искал ноты и музыку  http://ale07.narod.ru/music/notes/song/bayan/narodnye.htm http://www.horeograf.com/biblioteka/noty ).

 

Самостоятельное изучение и использование инновационных технологий даёт ряд новых возможностей для моей работы концертмейстером народного танца в таких сферах как:

 

1.   Хранение, накопление и использование нотного материала на уроках.

2.   Редактирование и транспонирование нотного материала с последующей распечаткой в полиграфическом (издательском) качестве в удобной для исполнения тональности. Возможность предварительного прослушивания нотного материала в целях создания образа и характера муз. произведения без затрат времени на ознакомление и разучивание материала.

3.   Возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала, возможность общения с коллегами- концертмейстерами на форумах в Интернете, посвященных решению каких-либо задач, связанных с работой в данной сфере деятельности.

4.   Возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в выбранной сфере деятельности.

5.   Возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы любым необходимым способом для решения поставленных педагогомхореографом целей и задач.

6.   Существенную экономию рабочего времени урока хореографии, позволяющую за отведенное на урок время выполнить больше задач или выучить с детьми больше танцевального материала.

 

ДОПОЛНЕНИЯ:

 

1.                 В своей повседневной работе на уроках я постоянно и ежедневно использую компьютер и знание инновационных технологий. Например, большинство нотного материала хранится на компьютере в электронном виде в формате pdf, что позволяет при необходимости мгновенно развернуть, найти, открыть большое количество нотного материала, необходимого для работы. Экономится время, не нужен пюпитр, больше вариативности в исполнении поставленных целью урока задач.

2.                 Постоянное самообразование и изучение профессиональных музыкальных программ (Capella Scan, Neuratron Photo Score Ultimate, Finale, Sibelius) позволяет добиться большего прогресса, связанного с редактированием нотного материала. Теперь любой нотный материал - вплоть до оркестровых партитур можно предварительно прослушать в исполнении компьютера, в живом звучании (на сэмплированных инструментах), не тратя времени на разбор и ознакомление с нотным материалом. 

3.                 Начав работать концертмейстером с хореографами, я сразу неоднократно пересмотрел большое количество нотного материала, который бы мог помочь мне в моей работе концертмейстером народного танца. К сожалению, подходящего материала было очень мало, большая часть сборников очень сильно устарела, да и не подходил материал для танцев. Учась работать в Интернете, пользоваться поисковиками, правильно составлять запросы, регистрируясь на различных форумах и общаясь с коллегами - концертмейстерами на них, наконец стало удаваться найти материал, необходимый именно для моей работы концертмейстером народного танца.

4.                 Постоянно используя Интернет,   удалось      найти          несколько   сайтов профессионального      характера. Например, я        нашел         на сайте http://www.horeograf.com/, сайте для хореографов и концертмейстеров, подписался на рассылки. Теперь на электронную почту каждые 2-3 дня приходит письмо с уведомлением о новой, актуальной для музыканта моей специальности информацией. Также есть возможность посещать видеотренинги и вебинары, онлайн-семинары, онлайн-марафоны нужно только выбрать интересующую тему. Информация всегда свежая и актуальная позволяет быть в курсе, например, последних достижений педагогической практики в работе с детьми разного возраста.

 

Используемая литература:

Л.Д.Блок Классический танец и современность – М, 1987

Т.Ткаченко. Народные танцы. -  М., 1975.

Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004. Основные используемые Интернет-ресурсы: http://www.horeograf.com/ http://ale07.narod.ru/index.html http://www.rutracker.org/ http://accordion-note.narod.ru/

 

МАУ ДО Центр детского творчества «СИГНАЛ»

МАУ ДО Центр детского творчества «СИГНАЛ»

Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще

Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще

В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог- хореограф,…

В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог- хореограф,…

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого

Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером-баянистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента

Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером-баянистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента

О нотном материале. Начиная концертмейстерскую практику, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило…

О нотном материале. Начиная концертмейстерскую практику, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило…

Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения

Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения

Возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала, возможность общения с коллегами- концертмейстерами на форумах в

Возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала, возможность общения с коллегами- концертмейстерами на форумах в

Постоянно используя Интернет, удалось найти несколько сайтов профессионального характера

Постоянно используя Интернет, удалось найти несколько сайтов профессионального характера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2024