«Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»
Оценка 4.9

«Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
искусство +2
Взрослым
04.04.2018
«Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»
Публикация является частью публикации:
1работа.doc

«Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»

Автор: Рангулова Лиана Ильмаровна

п.г.т. Федоровский

МБУДО  «Федоровский дом детского творчества»

Объединение «Театр мод»

Руководитель: педагог дополнительного образования

Ерленко Елена Викторовна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.                                                                                                                               

Введение

2

2.                                                                                                                               

Исследовательская часть 

4

2.1

Выбор творческого источника

4

2.2

История возникновения текстильной куклы

5

2.3

Арт-терапия с использованием образов тряпичной куклы

7

2.4

Музеи кукол

8

2.5

Основные виды тряпичных кукол

10

2.6

Особенности кукол - тряпиенс

12

3.                                                                                                                               

Технологическая часть

13

3.1

 Материалы и оборудование

13

3.2

Технология изготовления куклы

13

3.3

Технология изготовления костюма

14

4.

Эколого-экономическое обоснование

14

 

Заключение

14

 


1. ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования «Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс».

Актуальность Кукла как привычная в наше время игрушка  имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества. В истории каждой цивилизации существовали куклы и имели разное назначение. Для женщины – кукла оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу – берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.

В жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная авторская работа, прекрасное дополнение, изюминка в интерьере. И просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших. Глядя на такую куклу, мы начинаем улыбаться, и сердце наполняется теплом. И мир становится чуточку добрее.

Проблема: с появлением современных производств изготовления кукол прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, которые не несут тепла души  и очень часто эти покупные создания содержат вредные вещества, которые могут вызвать аллергические реакции, кожные заболевания.

Область исследования:  технология, декоративно-прикладное искусство

Объект исследования: рукотворная кукла.

Предмет исследования: особенности авторской  куклы-тряпиенс.

Гипотеза исследования: Если  тряпичная кукла изготовлена:

· из экологически чистых материалов, то уменьшится заболеваемость ребенка;

· с душевной теплотой и любовью, будет нести определённый символический смысл, и воспитывать почитание семьи, знакомить  с историей и культурой народа, учить любить природу, Родину.

Цель исследования:  выявить и изучить особенности куклы – тряпиенс через создание коллекции авторских кукол.

Задачи:

·            Изучить историю возникновения текстильной куклы;

·            определить: на какие группы делились тряпичные куклы;

·            исследовать на практике технологию изготовления тряпичных кукол и изучить особенности куклы – тряпиенс;

·            изготовить коллекцию авторских сувенирных кукол-тряпиенс.

Методика исследования основана на аналитическом и проектном методах. Аналитический подход использован в построении сравнительной системы рассматриваемых явлений с позиций философии, культурологи и искусствоведения. Проектной составляющей стали конкретные исторические и этнографические факты относительно предметов исследования, дизайн-проект, как практическая часть исследования. Основным средством достижения поставленных в работе целей служит выявление дизайн-аспектов культурного взаимодействия в области декоративно-прикладного творчества, где в качестве творческого источника выступает процесс создания авторской куклы, а современная мода в качестве творческой среды, содержащей проектные аналоги.

     Результатом проекта стали куклы, сделанные своими руками.

Формой представления результата исследовательской работы являются  куклы, компьютерная презентация.

Проанализировав весь имеющийся материал, выделен для себя много нужной для проекта информации. В ходе работы над темой исследования было изучено большое количество интересных материалов про кукол, которые я нашла в сети Internet,  энциклопедиях, книгах. Из  них я узнала:

· о куклах прошлого и современных,

· народных и авторских,

· какие материалы нужны, чтобы сделать текстильную куклу,

· что существуют музеи кукол.

Выбранная тема проекта интересна потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства и у нее интересная история.


2.  Исследовательская часть 

2.1.  ВЫБОР ТВОРЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

                                                          «Чем дальше в будущее  входим,

   Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

   Хоть новому принадлежим».   

   Вадим Шафнер

Сегодня тряпичная кукла неизменная спутница человека еще в середине 20 века, переживает свое возрождение. Куклы они все разные: сувенирные, декоративные, хозяйственные (например, на чайник) и просто для игр детей. Они бывают фарфоровые, тряпичные, из пластики и даже из дерева.

Сотни лет назад куклы уже были. В богатых домах они делались руками умельцев, в  бедных  родители  сами  мастерили  своим  детям  тряпичные  куклы.  Малыши  очень любили и берегли своих маленьких подружек.

Данное время  рукодельницы стараются своими руками создавать кукол не всегда для детей. Куклы интересны тем, что мастерить их очень увлекательно, и радость у рукодельницы огромная от сделанной работы. Когда видишь рождение своей куклы,  возникает  ощущение,  что  происходит  что-то  необыкновенное.  Как  будто появляется в твоей жизни новый член семьи.

Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Авторская кукла – это произведение искусства. Она может быть выполнена в различных техниках, например текстильные куклы, валяные, фарфоровые и т.д. Кукла всегда остается замечательным дополнением к интерьеру и отображает характер владельца. Интерьерные куклы в наше время пользуются все большим спросом, все чаще, приходя в гости, можно заметить их в разных местах дома. Текстильная кукла – это прекрасный подарок, который украсит дом и поможет создать атмосферу уюта и тепла, ведь в каждой авторской кукле есть то особенное, что делает ее уникальной и неповторимой - это частичка авторской души и искренняя доброта, ведь автор вкладывает в нее свою любовь, время и ценит ее за свою уникальность. Изготовление куклы своими руками из колготок или ткани — увлекательный творческий процесс и замечательное хобби. Кукла может отражать внутренний мир автора, неся в себе его черты. Ну и, конечно же, любому ребенку понравится играть с куклой, которую сшила его мама или он сам. Мир кукол, сделанных своими руками, прекрасен, нужно только не полениться заглянуть в него. Авторские куклы – это замечательный подарок близким, друзьям, знакомым и сослуживцам.

2.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам, носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев.

Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой», ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.

Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Полки современных магазинов радуют нас  совершенством разнообразных кукол. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.

Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четких черт, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и сердце наполняется нежностью. В этом творении рук человека чувствуется душа.  Куклы помогают людям проявлять свое творчество. Создавая их образы,  мастера проявляют свою индивидуальность, свой характер.  Их изделия пробуждают и  у нас светлые  чувства.

2.3. АРТ-ТЕРАПИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Существует  арт-терапия с использованием образов тряпичной куклы. Арт-терапия методом изготовления кукол несет серьёзную психологическую роль, формируя и воплощая определённый идеал, давая выход эмоциям. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.  Психологическая практика данного метода  основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах, а приёмы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того, как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах, постепенно двигаясь к его осознанию. Психологи считают возможным достижение положительных эффектов, прежде всего за счёт исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить и заново пережить внутренние конфликты. Создание фольклорных кукол в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление человека выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, потребность понять и разобраться в себе, вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.

Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, индивидуальность творческого  начала, и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

·       Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально-приемлемые, допустимые формы.

·       Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

·       Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

·       Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что продуктивная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей.

·       Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.

·       Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе, за счет социального признания ценности продукта, созданного самим человеком.

 Все это условность и возможность вложить свои смыслы. Кроме того, сам процесс создания куклы имеет успокаивающий и развивающий эффект для ребенка. А если работают родители вместе с детьми – появляются возможность для диагностики и коррекции их взаимоотношений. Самая распространенная модель поведения родителя – это отбирать у ребенка материал и делать самому. А потом с огорчением констатировать, что «ему совсем ничего не интересно».

2.4. МУЗЕИ КУКОЛ

Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций. Так в наше современное время в России и за рубежом основаны музеи кукол, музейные центры и небольшие частные экспозиции кукол.

В 1996 году Юлия Вишневская талантливая театральная художница открыла первый и единственный в стране Музей Уникальных Кукол. Юлия обнаружила однажды среди старых, забытых вещей антикварную куклу. Это послужило началом интереснейшего увлечения, которое вскоре превратилось в главное дело жизни Юлии Вишневской. Она стала собирательницей раритетов, антикварных кукол, изготовленных не позже начала ХХ века. Так более 15 лет назад сложилась коллекция, ставшая сегодня одной из самых значимых в мире. Он сразу стал достопримечательностью и одним из центров культурной жизни столицы, подарив людям возможность увидеть и оценить кукол, являющихся подлинными произведениями искусства. Именно Юлия Вишневская стояла у истоков профессионального коллекционирования в России кукольного антиквариата. В «Музее уникальной куклы»  в экспонаты попадают только авторские работы. Всегда приятно иметь дело с куклой, у которой помимо интересного вида не обычная, красивая душа.

Музей кукол «Кукольный дом»  в Москве. Основан в 1992г. Появиться музею помогли вошедшие в Попечительский Совет видные деятели нашей культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев, Юрий Владимирович Никулин, Зиновий Герд, Булат Окуджава и другие.

В музее гости знакомятся с уникальной экспозицией, содержащей авторские, театральные, сувенирные, антикварные и даже античные куклы. А уникальной часто бывает не их цена в рублях,  а история их жизни с людьми. Для детей и взрослых это становится открытием.

Современная авторская кукла может стать прекрасным пополнением частной коллекции, украшением интерьера, а также великолепным оригинальным подарком!

Музей театральных кукол им. С.В. Образцова представляет собой одно из крупнейших в мире собраний театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Более 3,5 тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из 60 стран мира.

В городе Санкт-Петербурге существует  центр по изготовлению кукол, который называется «Потешный промысел». Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола.

Неподалеку от здания Мэрии Парижа расположился Музей Кукол. Уникальная коллекция музея насчитывает более 500 экземпляров французских кукол, созданных из фарфора, папье-маше, ткани. Реже встречаются куклы из резины и пластика – их можно отнести к более поздней части коллекции.  В Музее кукол представлены не только сами куклы, заботливо собранные в период с 1800 по 1919 год, но и предметы кукольной одежды, интерьеров, домиков и даже кукольных домашних питомцев.

2.5.  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Каждому возрасту ребенка соответствуют разные куклы от самых маленьких - пеленашек и до почти  взрослых кукол с прическами и в разнообразных нарядах.

Куклы, выполненные в чулочно – текстильной технике или скульптурный текстиль - очень интересный  вид кукол, изготовленных из  капроновых колготок. Скульптурный  текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носика "картошкой". Чаще всего лица получаются смешными, неповторимыми.

Чердачная кукла (примитивы) – Примитивные тканевые куклы — самые популярные из всех авторских кукол, поскольку они просты в изготовлении и ассоциируются с домашними, любимыми, напоминают о наивных самодельных игрушках бабушек и прабабушек. Обаяние кукол-примитивов покоряет детей и взрослых, их шитье становится семейным рукоделием.

Примитивы могут быть как классическими куклами-девочками, так и фигурками животных, птиц, рыб, ангелочками, звездочками — ваша фантазия ничем не ограничивается. Простые формы, самодельные выкройки, неровные линии, заметные стежки — все это типичные приметы примитивных тканевых кукол, ничуть не мешающие им быть привлекательными.

При сравнении традиционные куклы отмечены куклы, относящиеся к разным циклам жизни человека: детский цикл, свадебный и семейный цикл и цикл беременности и родов. В круг Женской Судьбы входят куклы: Славутница или Невеста, Материнство, Благополучие, Мамушка, Дочки- Матери, Бабушка-Нянюшка.

Для создания куклы символизирующую детский цикл,  необходимо определить на основе какой традиционной куклы будет она изготовлена. При выборе вида тряпичной куклы для коллекции «объединения Театр мод» внимание учащихся было привлечено куклой-Капустой. Изучив и сравнив новые виды авторских кукол, решено было взять за основу Вепсскую куклу-Капустку и  - японскую (или корейскую) текстильную куклу Тряпиенс.

Среди тряпичных кукол Вальдорфская кукла или кукла Штайнер (Штейнер) считается первой педагогической куклой, так как разрабатывалась она, согласуясь с методами Рудольфа Штайнера, австрийского философа, создателя антропософии. Но, безусловно, истоки штайнер-куклы в народных тряпичных куклах. Главный вальдорфский принцип изготовления – простые игрушки из природных материалов для полноценного развития детей.

Типичная Вальдорфская кукла делается из овечьей шерсти или хлопкового трикотажа. У неё всегда пропорциональное тело. Если кукла изображает ребенка, то учитываются пропорции детского тела, «взрослая» кукла имеет пропорции взрослого человека. Так же дело обстоит и с куклами, представляющими животных. Одним словом, ребенок, играющий с такими куклами, видит мир таким, какой он есть в реальности.

Каждая Вальдорфская кукла – индивидуальное создание. В соответствии с возрастом ребенка разрабатывается лицо куклы. Для совсем маленьких детей - черты лица, вышитые или накрашенные, изображены условно, практически безликое лицо. Чем старше становится ребенок, тем «сложнее» лицо, стимулирующее воображение ребенка.

С помощью кукол девочка училась ориентироваться в координатах собственного тела. Простой образ куклы помогал акцентировать главное в образе человека. Ориентация в пространстве: голова – верх, туловище – низ. По мере взросления ребенка кукла для него усложнялась, появлялись ножки, ручки, использовалось больше деталей в костюме. Девочки – подростки шили кукол более сложных – с ручками, ножками, набивали их тулово опилками, сушёными картофельными очистками, тряпками.

Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов. Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости. Берегиня с воздетыми к небу ладонями – воплощение Макоши, обращающейся к Небу и Солнцу. Именно она дарит изобильную и щедрую судьбу своему владельцу. С давних пор считается, что Капустка притягивает лучших женихов.

Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе. Способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Куклы-капустки бывают нескольких видов и размеров. В основном у всех капусток шикарные длинные густые волосы. Волосы прошиты. Их тоже можно расчёсывать расчёской. Вес мягко набивных кукол небольшой, что важно для юных моделей при демонстрации коллекции. Рост этих кукол колеблется от 11 до 55 см.

Тильда – Тильда – это уже известный и популярный бренд, который появился в мире авторских кукол ручной работы благодаря рукодельнице из Норвегии Тони Финнангер. Тильда – это целый мир, где его замечательные куклы и предметы интерьера уже на протяжении полутора десятка лет вдохновляют многих, эти домашние ангелочки тильда обладают очаровательной и наивной внешностью. Своими малюсенькими ручками и ножками и милым выражением нарисованных лиц они похожи на примитивные версии куколок из коллекции Тильда.

Игрушечных тильда ангелочков можно повесить на швейное оборудование, также они могут быть подарены в качестве сувенира вашей знакомой портнихе, ну и, конечно же, их можно использовать как декоративное украшение швейной мастерской.

2.6.  ОСОБЕННОСТИ ТРЯПИЕНСОВ

Тряпиенсы – это текстильные скульптуры, скульптурные фантазии. Обычно этим словом называют корейские или японские тряпичные куклы.

Достаточно часто тряпиенсов путают с тильдами. Но это совершенно разные виды кукол и общего у них только то, что выполнены они из ткани.

Тряпиенсы выделяются пышными богатыми нарядами, законченностью образа, продуманностью не только позы, но и каждой детали, каждой мелочи.

Лица корейских и японских кукол – рисованные, обычно акриловыми красками для текстиля.  Хотя в понятие «лицо» здесь входят глаза, чаще всего закрытые, и румяна.

В тряпиенсе больше всего ценится образ, «кукольная душа» и «кукольное настроение», которые мастер должен передать с помощью позы – положения рук и ног, формы лица и выражения глаз. При этом утверждение, что два штриха глаз не могут творить настроение куклы – грусть, загадку, радость, счастье – совершенно ложны, прорисованные под  разным углом они помогают фантазии проиграть целый спектр эмоций, которые несет кукла.

Еще одна особенность тряпиенсов – их прически, выполненные из искусственных волос. Это всегда замысловатые и сложные композиции. Косички, хвостики, локоны; бусинки, цветы, ленты и многое-многое другое используется при их создании. Прическа тряпиенса это не только очень кропотливая работа, это – искусство.

Особого внимания также требуют наряды тряпиенсов – красивые дорогие ткани, сложные фасоны, мелкие детали, кружева – все это неотъемлемые элементы кукольного убранства. Эффектный образ куклы дополняют и аксессуары – крошечные зонтики, сумочки, веера, шляпки, букеты, сережки, бусы и многое другое.

Но нужно помнить, что при создании куклы самое главное – это фантазия и настроение человека, который ее создает.

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Выбор ткани.  Для изготовления куклы   использована ткань для изделия – хлопчатобумажная ткань. Хлопчатобумажные ткани — очень прочные, удобные в носке и теплостойкие. Они обладают значительной устойчивостью к многократным растяжениям и изгибам, стиркам и глажению, а также прекрасными гигиеническими свойствами. Особенностью хлопка является его способность прекрасно впитывать влагу: до 20% от собственного веса, не становясь при этом влажным на ощупь, и 65%, не отдавая влагу в форме капель. 

Выбор инструментов

Для изготовления куклы потребуются следующие материалы и инструменты:

Ø  ножницы,

Ø  игла,

Ø  нитки,

Ø  клеевой пистолет,

Ø  булавки,

Ø  кисть и румяна.

Выбор материалов

Ø  синтепон,

Ø  хлопчатобумажные нитки,  в тон ткани,

Ø  атласная лента,

Ø  пряжа для вязания или искусственные волосы,

3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ 

Изготовление куклы рассчитано на 6-9 часов и включает следующие этапы работы.

Технология изготовления куклы тряпиенс состоит из следующих этапов:

1.    Заготовка выкроек

2.    Выкраивание деталей из ткани, с учетом припусков на швы

3.    Стачивание деталей рук, ног, туловища, головы

4.    Выворачивание деталей, набивка синтепоном

5.    Сборка куклы. Фиксирование иглой и ниткой.

6.    Рисование лица.

7.    Волосы выполняются из определённого количества пряжи для вязания. Пришиваются по центру головы или приклеиваются клеевым термо-пистолетом.

8.    Нанести грим на лицо куклы.

3.3. Технология изготовления костюма

Интерес к народному творчеству сегодня необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются народные праздничные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского  народного костюма. И народная тряпичная кукла сейчас  стала очень популярна.

Технологическая последовательность изготовления костюма:

1. Подготовить все необходимые инструменты и материалы.

2. Из ситцевой ткани выкроить полотно размером 130*15 см (юбка куклы).

3. Из ситцевой ткани выкроить два полотна размером 15*15 см (рукава)

4. Отмерить кружево длиной 130 см, 15 см, 15 см.

5. Пришить кружево к ситцевым выкройкам.

6. Собрать на нитку юбку куклы.

7. Прострочить рукава.

8. Сшить штанишки куклы.

4.  ЭКОЛОГО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Работа выполнена из материалов, которые не наносят вреда  здоровью человека. При естественной (уличной) температуре и среде материалы не разрушаются.  Хлопчатобумажная ткань устойчива к истиранию, старению. С этими материалами было легко, приятно и интересно работать. Изделия получались яркими и аккуратными.

Экономическое обоснование

  Сами по себе  изготовленные  тряпичные куклы, уникальны, они изготовлены с теплотой души и любовью,  и,  конечно же, таких  не купишь в магазине.

По первоначальным подсчетам полученная в итоге кукла недорогой, уникальной, станет креативным подарком. Работа с текстильными материалами, швейной машиной не приносит вреда экологии, потому что нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы, почву.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. Мир кукол на удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей действительности: простое человеческое  тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, - будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных традициях. Мир кукол, будто дивное царство, магнит к себе, как детей, так и взрослых.

Для каждого найдётся свой уголок в этом ускользающем мире. Ребёнку, чтобы понять. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Работа по изготовлению игрушек из подручных предметов: лоскутков ткани, одежды и аксессуаров учит бережливости, хозяйственности, уважению к труду и окружающей среде. Во-первых, изготовление авторских кукол прививает навыки рукоделия. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками. Во-вторых, любая вещь, изготовленная своими руками – уникальна и не имеет аналогов. Следовательно, “свою” куклу можно воспринимать как произведение искусства со своей историей, “оживлять” ее – а, следовательно, относиться к ней более бережно и более творчески, чем к покупной игрушке из магазина.

Анализируя всю проделанную работу можно отметить, что при изготовлении необходимо запастись терпением, обладать усидчивостью и старанием. Создавая, стараясь сделать ее более качественно и аккуратно, пришлось немало потрудиться. В результате кропотливой работы цель и задачи, поставленные мной, были выполнены.

Результатом работы я очень довольна. На мой взгляд, кукла, сделанная своими руками, получилась симпатичной и доброжелательной. Конечно же, не все получалось с первого раза, но тем ценнее достигнутый результат!

Взрослому, чтобы вспомнить. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка.  Кукла, сделанная ребёнком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребёнка, становится особенной и привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

·           была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

·           освоена технология выполнения;

·           изготовлены образцы;

·           проведены мастер-классы;

Наша работа вызвала у ровесников большой интерес. Многие стали изготавливать тряпичных кукол в подарок родным и близким.


Список использованных источников информации

1.    Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Сост. Н. Астахова, авторы: Берстенева Е.В.Догаева Н.В. Издательство: Белый город, 2013 г. – 113с.

2.    Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

3.    Текстильные обрядовые куклы / Зимина З.И. – М.: Изда­тельство «Ладога-100», 2007. – 64 с.

4.    Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

5.    Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.

6.    Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.

7.    Ручная Работа: [Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008.

8.    Авторская кукла. http://arttower.ru

9.    Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство-пресс, 2011 г.

10.    Юкина Л.Ж.  Куклы: Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. (Энциклопедия).

11.    Блог Алёны Василь. http://teryele.livejournal.com

12.    Будуарная кукла. http://ria.ru/ocherki/

13.    Вальдорфская кукла. ru.wikipedia.org

14.    Галерея кукол. http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html

15.    Идеальная кукла – самодельная. http://adalin.mospsy.ru

16.    Кукольный сундучок Елены Лаврентьевой. http://pawy.jimdo.com

17.    Культура русского народа. http://kulturanarod.blogspot.ru

18.    Музей уникальной куклы. http://dollmuseum.ru/

19.    Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru

20.    Народные куклы. Народные игрушки: www.rukukla.ru

21.    Рукодельные фантазии. http://handfantasies.blogspot.dk

22.    Русские обрядовые куклы: www.karusel-ca.ru

23.    Скульптурно-текстильные куклы. http://mamas.ru

24.    Таинственные и великолепные старинные куклы. http://www.livemaster.ru

25.    Текстильная кукла. Кукла своими руками. Типология кукол.  http://my-doll.ru

26.    Текстильные куклы со всего света. http://www.dolls-textile.ru/russkiye/18-russkie-kukly.html

27.    Толковый словарь Ожегова. http://slovarozhegova.ru


28.    Скачано с www.znanio.ru

Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»

Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»

ВВЕДЕНИЕ Тема исследования «Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»

ВВЕДЕНИЕ Тема исследования «Анализ особенностей авторской куклы – тряпиенс»

Методика исследования основана на аналитическом и проектном методах

Методика исследования основана на аналитическом и проектном методах

Исследовательская часть 2

Исследовательская часть 2

Авторские куклы – это замечательный подарок близким, друзьям, знакомым и сослуживцам

Авторские куклы – это замечательный подарок близким, друзьям, знакомым и сослуживцам

Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать

Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать

Кукла не рождается сама: ее создает человек

Кукла не рождается сама: ее создает человек

Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен

Образ в народной игрушке - кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен

Это послужило началом интереснейшего увлечения, которое вскоре превратилось в главное дело жизни

Это послужило началом интереснейшего увлечения, которое вскоре превратилось в главное дело жизни

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Типичная Вальдорфская кукла делается из овечьей шерсти или хлопкового трикотажа

Типичная Вальдорфская кукла делается из овечьей шерсти или хлопкового трикотажа

Куклы-капустки бывают нескольких видов и размеров

Куклы-капустки бывают нескольких видов и размеров

Эффектный образ куклы дополняют и аксессуары – крошечные зонтики, сумочки, веера, шляпки, букеты, сережки, бусы и многое другое

Эффектный образ куклы дополняют и аксессуары – крошечные зонтики, сумочки, веера, шляпки, букеты, сережки, бусы и многое другое

Волосы выполняются из определённого количества пряжи для вязания

Волосы выполняются из определённого количества пряжи для вязания

Мир кукол, будто дивное царство, магнит к себе, как детей, так и взрослых

Мир кукол, будто дивное царство, магнит к себе, как детей, так и взрослых

Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту

Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту

Список использованных источников информации 1

Список использованных источников информации 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018