Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Оценка 4.9

Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
26.03.2018
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Цели урока: • формирование знаний о творчестве С. А. Есенина, • развитие умений анализирования поэтического текста, • формирование собственного мировоззрения. Оборудование: • портрет поэта, • рисунки учащихся, • тексты стихотворений "Лисица", "Корова", "Песнь о собаке", • план анализа лирического стихотворения. Класс разделён на группы (4-5 человек). Ход урока 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя. Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей", - говорил сам поэт.
Анализ поэтического текста в 5-м классе..doc
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина) Цели урока:  формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,   формирование собственного мировоззрения. развитие умений анализирования поэтического текста, Оборудование:     портрет поэта, рисунки учащихся, тексты стихотворений "Лисица", "Корова", "Песнь о собаке", план анализа лирического стихотворения. Класс разделён на группы (4­5 человек). 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя. Ход урока Сергей Есенин ­ самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его  стихи ­ это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу  только для своих добрых друзей", ­ говорил сам поэт. Мы с вами сегодня на уроке будем учиться анализировать стихотворения С.А. Есенина. Начнём с небольшой  разминки. 3. Разминка. Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения,  сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст. 4. Сообщение учащегося "Животный мир в лирике Есенина". В поэзии Есенина присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями  меньшими": Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверьё, как братьев наших меньших Никогда не бил по голове. ("Мы теперь уходим понемногу", 1924 г.) У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339  стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о  крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и  кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды. Новаторство и своеобразие С.Есенина­поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом  пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит  цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно­философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека. 5. Анализ стихотворений "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке". На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст. Ребята работают в группах, учитель оказывает  помощь по мере необходимости. 6. Анализ работ учащихся. 7. Домашнее задание: доделать работу, начатую на уроке. 8. Итоги урока. Приложения. План анализа стихотворения. ­ Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема? ­ Настроение стихотворения. ­ Как выражается настроение в стихотворении? А. Как оно построено? Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы). В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы;  употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений  определённой конструкции.) ­ Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? ­ Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? ­ Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом. ­ Личное впечатление от стихотворения. 2. Заготовленные клише. В стихотворении: (автор, название) говорится о : . Стихотворение пронизано :. настроением. Настроение этого  стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на :  части, так как : . Звучание стихотворения создаёт : ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают : . В  стихотворении мы словно слышим звуки : . Поэт хочет запечатлеть словами : . Для создания настроения автор  (поэт) использует : . С помощью : поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя :, поэт создаёт  образ : . Лирический герой этого стихотворения представляется мне : . : ассоциируется с : . Образ : вызывает  ассоциации с : . Используемая литература. 1. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 ­11­м классах. Лекции курса. ­ М.: Педагогический  университет "Первое сентября", 2006. 2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Ю.Л.Прокушева. ­ М.: Моск.рабочий, 1981. 3. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." ­ М., 1984. 4. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. ­ М., 1972. 5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. ­ М., 1979.

Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)

Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)

Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)

Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018