Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
26.03.2018
Цели урока:
• формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
• развитие умений анализирования поэтического текста,
• формирование собственного мировоззрения.
Оборудование:
• портрет поэта,
• рисунки учащихся,
• тексты стихотворений "Лисица", "Корова", "Песнь о собаке",
• план анализа лирического стихотворения.
Класс разделён на группы (4-5 человек).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей", - говорил сам поэт.
Анализ поэтического текста в 5-м классе..doc
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок
"Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Цели урока:
формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
формирование собственного мировоззрения.
развитие умений анализирования поэтического текста,
Оборудование:
портрет поэта,
рисунки учащихся,
тексты стихотворений "Лисица", "Корова", "Песнь о собаке",
план анализа лирического стихотворения.
Класс разделён на группы (45 человек).
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Ход урока
Сергей Есенин самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной
силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его
стихи это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу
только для своих добрых друзей", говорил сам поэт.
Мы с вами сегодня на уроке будем учиться анализировать стихотворения С.А. Есенина. Начнём с небольшой
разминки.
3. Разминка.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения,
сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося "Животный мир в лирике Есенина".
В поэзии Есенина присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями
меньшими":
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
("Мы теперь уходим понемногу", 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339
стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о
крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и
кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.
Новаторство и своеобразие С.Есенинапоэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом
пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит
цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественнофилософского осмысления
окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Анализ стихотворений "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке".
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача:
сначала записать все наблюдения, затем составить текст. Ребята работают в группах, учитель оказывает
помощь по мере необходимости.
6. Анализ работ учащихся.
7. Домашнее задание: доделать работу, начатую на уроке.
8. Итоги урока.
Приложения.
План анализа стихотворения.
Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
Настроение стихотворения.
Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы;
употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений
определённой конструкции.)
Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
Личное впечатление от стихотворения.
2. Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о : . Стихотворение пронизано :. настроением. Настроение этого
стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на :
части, так как : . Звучание стихотворения создаёт : ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают : . В
стихотворении мы словно слышим звуки : . Поэт хочет запечатлеть словами : . Для создания настроения автор
(поэт) использует : . С помощью : поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя :, поэт создаёт
образ : . Лирический герой этого стихотворения представляется мне : . : ассоциируется с : . Образ : вызывает
ассоциации с : .
Используемая литература.
1. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 11м классах. Лекции курса. М.: Педагогический
университет "Первое сентября", 2006.
2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Ю.Л.Прокушева. М.: Моск.рабочий, 1981.
3. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." М., 1984.
4. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. М., 1972.
5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., 1979.
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.