"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе
Оценка 4.8

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
25.03.2018
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе Маршак многому учился у народа - певца и сказочника. В. Смирнова Испокон века книга растит человека. Пословица Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдалённых времён, они идут, идут, ... чтобы помочь нам не заблудиться на долгом нашем пути... А. Шаров ОФОРМЛЕНИЕ: На развороте доски: 1. Портрет С.Я. Маршака. 2. Группа “ Знание” (фото). 3. Портрет Стасова. 4. Новогодняя ёлка (рисунок). 5. Подснежник (рисунок). 6. “ Наш словарик”. 7. Эпиграф (см. выше). На закрытой доске: 1. Занавес (можно рисунок или ткань). 2. Морозное окно (рисунок). 3. Слова “Добро - душа”; “Очаг - любовь”; “Мама - жизнь”.
59 декабря, или век живи - век учись.doc
"59 декабря, или век живи - век учись". Урок- спектакль в 5-м классе Маршак многому учился у народа ­ певца и сказочника. В. Смирнова Испокон века книга растит человека. Пословица Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдалённых времён, они идут, идут, ... чтобы помочь нам не заблудиться на долгом нашем пути... А. Шаров   ОФОРМЛЕНИЕ: На развороте доски: 1. Портрет С.Я. Маршака. 2. Группа “ Знание” (фото). 3. Портрет Стасова. 4. Новогодняя ёлка (рисунок). 5. Подснежник (рисунок). 6. 7. Эпиграф (см. выше). “ Наш словарик”. На закрытой доске: 1. Занавес (можно рисунок или ткань). 2. Морозное окно (рисунок). 3. Слова “Добро ­ душа”; “Очаг ­ любовь”; “Мама ­ жизнь”. 4. Термин “Пьеса ­ драматическое произведение для постановки на сцене” Изображение большого костра; три корзинки разных размеров; для детей элементы костюмов сказочных героев  (платки, шарфы, береты и пр.); “волшебный сундучок” для викторины; звёзды из бумаги, на которых в конце  урока дети напишут добрые слова. Музыка: 1. Вальс из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”. 2. “Звуки природы” (лес). 3. Инструментальная музыка (скрипка, флейта “Одинокий пастух”). “Наш словарик”: ДОБРО 1. Всё доброе ср. имущество или достаток, стяжание, движимость. 2. В духовном значении: благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина,  семьянина. 3. Противоположно худу и злу. 4. Название буквы Д. 5. Нар.: хорошо, ладно, кстати, впору. ДОБРЕТЬ ­ становиться добрее, милостивее, укрощая и исправляя себя. ХОД УРОКА Слово учителя: ­ Здравствуйте! Смотрите: случилось чудо! Каждому на парту упала звёздочка! Чудеса начинаются! Мы  отправляемся с вами в путешествие, но не простое... Путешествие в литературную сказку. Да не просто сказку,  а пъесу ­ сказку. А любая сказка начинается со слова. Ученица читает наизусть стихотворение С. Я. Маршака “Словарь”. Это стихотворение помогло нам проникнуть в глубинный смысл слова. Учитель: ­ Каждый только­только пришёл из дома отчего в дом школьный... Дом ­ это добро, душа, семейный очаг ­  любовь, мама ­ жизнь. Эти удивительные слова помогут нам сегодня пройти сквозь метель, растопить холод  сердец, может быть, стать добрее и умнее... Итак, слушаем ­ слышим ­ внимаем. Пьеса наша называется “ 59 декабря, или Век живи ­ век учись”. (Урок прошёл 28 января, т. е. 31. 12.+ 28 = 59)  Среди наших зрителей присутствует сам автор (см. портрет С. Я. Маршака), почётные гости, которые помогли  писателю стать тем, кем он стал: Владимир Васильевич Стасов (искусствовед), Максим Горький, Ф. И. Шаляпин  и другие известные люди (см. статью учебника литературы под ред. Беленького). Кто они? Ответы учеников. Учитель: ­ Сегодня перед вами выступят самые лучшие народные артисты, истинно народные! Артисты, прошу на сцену!  Занавес! Отрывки из пьесы “12 месяцев”: 1. Королева и профессор (“Весь век в классной!”). 2. Глашатаи о корзине с подснежниками. 3. Мачеха и дочка выбирают корзину для подснежников. 4. Падчерица в зимнем лесу. Белка бросает шишку. 5. 12 месяцев у костра. Апрель дарит кольцо. 6. Две белки и Ворон о том, что надо учить иностранные языки. 7. Королева и падчерица у костра. Месяцы и Солдат об умении просить. Учитель: ­ Каковы же были наши слушатели? Почему пьеса, премьера которой состоялась сегодня, так называется? (Ученики вспоминают слова Королевы о том, что Новый год не наступит до тех пор, пока ей не принесут корзину  подснежников. Вычисляют день) Учитель: ­ На уроке прозвучало слово “век” несколько раз. Словарик вам поможет ответить на вопрос: Каково было его  лексическое значение, и в каком случае? (Самое широкое понятие в стихотворении “Словарь”. “Век не уйду из классной” ­ долгое время и т.п.) Учитель: ­ А, может, и нужен век, чтобы учиться? Чтобы знать, что написать: “казнить” или “помиловать”? Какие  ассоциации вызывают у вас эти слова? (Казнь, зло, наказание, палач. Палачом быть страшно. Помиловать ­ миловать, добро, благо, благое дело) Учитель: ­ Во время спора с Королевой, чем клялся Профессор? (Жизнью ­ “своим веком”) Учитель: ­ Мачеха с дочкой тоже говорили о добре. Каком же? (Имущество, достаток, стяжание.) Учитель: ­ Может, и мы отправимся за подснежниками? Что­то найдём? Корзину возьмём? Каждый найденный “цветочек”  бережно сохраним. В одной из картин, увиденных сегодня, Ворон советует учить иностранные языки. Как вы думаете, для чего? (Больше знать, “ образовываться”, быть культурным, понимать других.) Учитель: ­ Какой же самый главный урок получила в своей жизни Королева? Когда она оказалась плохой ученицей? Кто  же её научил и чему? (Относится с добром и пониманием к другим, уметь просить, а не требовать. Солдат ­ представитель простого  народа, обладающий истинно народной мудростью) Учитель: ­ Душа, добро, любовь, теплота души, доброе сердце, искренность и преданность ­ это и есть самое дорогое,  самое ценное в жизни. Это волшебные чувства, и этим волшебством мы делимся с вами. Нас в пути  сопровождала звёздочка, сообщите ей самые заветные добрые слова и подарите эту частичку добра другому.  (Обмен звёздочками) Не зря мы взяли с собой корзинку: нашли мы среди зимы свои подснежники. Они превратились в настоящий  клад, который обогатил не только нас, но и тех, кто рядом с нами. В Древней Греции считали, что каждый свободный человек по природе своей должен любить науки и книги,  совершенствуя при их помощи ум и душу и находя удовольствие в познании добра и красоты. А какие  ещё литературные сказки помогли нам в этом? (“Снежная Королева” Г. К. Андерсена, “Синяя птица” Мориса Метерлинка, “Щелкунчик” Т. А. Гофмана, “Тёплый  хлеб” К. Г. Паустовского) ВИКТОРИНА (По различным предметам надо назвать указанные сказки. Из подарочного ларца учитель  аккуратно вынимает корочку хлеба, сувенирную туфельку, осколок зеркала, букетик роз и т. п. Ученики  называют сказки и их авторов.) ­ Новый год наконец­то наступил, и всё встало на свои места: Метерлинк при помощи “Алмаза видения” показал  нам души предметов, Паустовский ­ души людей, любовью растопил Андерсен лёд Снежной Королевы, а доброта и любовь к прекрасному Гофмана разрушили страшную оболочку Щелкунчика! Всем спасибо! Занавес закрывается! Как истинные слушатели, зрители, критики давайте обсудим, какие же уроки получили вы, какие выводы  сделали, что возьмёте с собой в “дорогу жизни”?

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе

"59 декабря, или век живи - век учись". Урок-спектакль в 5-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018