А.П. Чехов "Лошадиная фамилия".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.П. Чехов "Лошадиная фамилия". Понятие о комическом Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с содержанием и художественными особенностями изучаемого произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". Класс: 5. Предмет: литература Межпредметные связи: история, изобразительное искусство. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная. Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, сообщения учеников, элементы анализа рассказа, творческие задания, словарная работа. Тип урока: урок изучения нового материала. Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Иконка файла материала А.П. Чехов Лошадиная фамилия.doc
А.П. Чехов "Лошадиная фамилия". Понятие о комическом Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде,  знакомит учащихся с содержанием и художественными особенностями изучаемого произведения А.П. Чехова  "Лошадиная фамилия". Класс: 5. Предмет: литература Межпредметные связи: история, изобразительное искусство. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная. Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, сообщения учеников, элементы  анализа рассказа, творческие задания, словарная работа. Тип урока: урок изучения нового материала. Время проведения: 1 академический час (45 минут) Цели урока:  Дать представление о личности А.П.Чехова;  Формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, творческих  способностей учащихся; Воспитание любви к литературе.  Задачи:  Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя.  Показать особенности чеховского стиля.  Дать понятие комического и способов его проявления в художественном произведении.   Попытаться раскрыть природу смешного в рассказе. Выявить отличительные признаки юмористического рассказа. Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска,  рабочая тетрадь. Ход урока Организационный момент. (Приложение) Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о нашем земляке ­ А.П.Чехове, познакомимся с новой разновидностью  рассказа ­ с юмористическим рассказом. Но сначала несколько слов о самом писателе. Слайд №1. Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова М.Горького: Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.Учитель. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую­то страницу в жизни А.П.Чехова. ? ­ Когда у каждого из вас произошла первая встреча с Чеховым? ­ Какие рассказы Чехова вы читали? ­ Насколько интересны названия его рассказов? Учитель. А.П.Чехов ­ один их тех писателей, которые входят в нашу жизнь и остаются с нами навсегда. ? ­ А что вы знаете об А.П.Чехове? Слайд №2. Учитель. Представьте себе: провинциальный купеческий городок на берегу Азовского моря, семью купца второй гильдии ­ Павла Егоровича Чехова. В 1860 году 17(29) января в маленьком флигелька на улице Полицейской 9  ныне улица Чехова родится будущий писатель ­ Антон Павлович Чехов. Слайд №3. (сообщения учащихся) 1­й ученик: Отец (Павел Егорович) был владельцем бакалейной лавки. В талантливой семье Чеховых было  пятеро детей: четыре сына и дочь. "Талант в нас со стороны отца, а душа ­ со стороны матери",­ писал А.П.Чехов. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой ямы в Москву. Антон должен был остаться в  Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. В это время он вынужден был зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье. 2­й ученик: В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть  писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Он стал врачом, поехал работать  на Сахалин, зарекомендовал себя как замечательный врач. Но уже в университете у него появилось увлечение,­  в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и  подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы. Слайд №4. ? Что означает слово "псевдоним"? (запись правила в рабочую тетрадь) Учитель. Антоша Чехонте, Макар Балдастов, Брат моего брата, Гайка №9, Дяденька, Вспыльчивый, Крапива,  Шампанский, Человек без селезенки, Василий Спиридонов, Сволочаев и другие забавные псевдонимы были в  духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал  подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал  прочный авторитет как писатель. Слайд №5. Учитель. Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа ­ с юмористическим рассказом. По  условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя эти требования,  Чехов научился писать кратко. "Краткость ­ сестра таланта"­ это была одна из любимых фраз писателя. Короткие  рассказы были очень емкими. Учитель. Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. " Да­с, это уж вернейший  признак: не понимает человек шутки ­ пиши пропало!" ­говаривал Антон Павлович. Он сочинял веселые сценки,  придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы. Из воспоминаний И.С.Бунина: "Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с  людьми, озорничать, хохотать вместе с ними:Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был  Чехов. Этого молодого, бессмертно веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди  тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него. И невозможно было не хохотать  вместе с ним, то нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и разыгрывает из себя  "бедуина", то загримирует себя прокурором, облачится в шитый золотом великолепный мундир:и произносит  обвинительную речь:" Слайд №6. Учитель. ? ­ Как вы понимаете слово "юмор"? (ответы ребят).­ Смех всегда одинаковый или он имеет разные оттенки? Какие? Учитель. Запишем: Юмор ­ это веселый, незлой смех; Ирония ­ это скрытый смех, усмешка; Сатира ­ это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку; Сарказм ­ это злой, громовой, преувеличенный хохот. Слайд №7. Учитель. А сейчас мы вами прочитаем интересный рассказ А.П.Чехова с забавным названием "Лошадиная  фамилия" (чтение рассказа учителем или подготовленными учениками по ролям) Слайд №8. ? ­ Рассказ ли это? Докажите. Учитель. Откройте сборник рассказов Чехова и прочитайте в оглавлении книги названия рассказов. Все  начинается с заглавия. Оно имеет особое значение. По мнению писателя, заглавие ­ это стержень  произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. ­ Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа? ­ Какое событие послужило темой рассказа? ­ Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные). ­ Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал? ­ Почему он прибегает к разным несуразным средствам? (он боится). ­ Вы только подумайте: генерал ­ и боится! Это соответствует одно другому? ­ А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? Учитель: (запись правил в рабочую тетрадь) Несоответствие ­ это один из способов юмористического повествования. В литературе часто используется понятие "комическое". Комическое ­ это такой художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствие между  внешними проявлениями чего­то и внутренней сущностью. ­ Где несоответствия в рассказе "Лошадиная фамилия"? (генерал ­ боится; генерал ­ необразованный; генерал ­  кукиш показывает, как мальчишка; зуб болит ­ лечит по телефону; лошадиная фамилия ­ Овсов) Учитель: Проявление комического (несоответствия): а) в портрете, г) в  ситуации, б) в  поведении, д) в  заглавии, в) в характере, е) в речи. Слайд №9. Учитель. В основе сюжета рассказа, как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая  занимательная история.Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. (Найдите в  тексте анекдотическое слово, определите его характер и роль в развитии сюжета) ? ­ Обратите внимание на вступление. Что мы узнаем из него? (вступление очень небольшое, но в нем дана  полная информация о герое: его социальном положении, названа фамилия, имя, отчество) Вывод №1: Особенность юмористических рассказов Чехова ­ короткое вступление. Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает. (В.Набоков). Учитель. Передайте содержание рассказа в одном ­ двух предложениях. Вывод №2: Чехов рассказывает о каком ­ либо случае из жизни. В основе сюжета лежит бытовая ситуация. ? ­ Много ли места отдано диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание. Рассказ можно  представить как сценку). ? ­ А пейзаж? Вывод №3: В юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные  характеристики. Подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено "говорящей" деталью. ? ­ О каких чертах характера говорит фамилия главного героя? Как эта фамилия связана с ролью персонажа в  рассказе? Вывод №4: Подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено "говорящей" деталью. Смешны  сами "лошадиные фамилии", а их в рассказе около пятидесяти. ? ­ Обратите внимание на речь героев. ("Теперь только зубами и кормится", " живет не с женой, а с немкой",  "сила ему такая дадена", "Жеребцов нешто?" и др.) Как выражена в речи социальная характеристика героя? Вывод №5: Рассказ держится на живой речи, разговоре действующих лиц. Преобладает диалог. Своей речью  (интонацией, лексикой, оборотами речи, паузами) персонажи выдают свою социальную принадлежность и свой  характер) ? ­ Как заканчивается рассказ? Вывод №5: Яркая, смешная, неожиданная развязка. Слайд № 10. Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. ? ­ Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация? (ответы учащихся). Слайд №11. Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им  современные соответствия.  шарлатанство ­ обман;      коляска, бричка ­ упряжная повозка на летнем и зимнем ходу; акцизный ­ служащий учреждения по сбору налогов; уезд ­ (в соврем. яз.) район; депеша ­ письмо с просьбой о чем­либо; хина ­ лекарственный препарат с горьковатым вкусом. Слайды №12,13. Учитель. Предлагаю вам проверить, насколько вы внимательно слушали рассказ, и отгадать кроссворд. (на слайде №12 кроссворд с заданиями; учитель вместе с ребятами находит правильные ответы и  сравнивает с готовым решением на слайде №13) Слайд №14. Подведем итог урока.? ­ Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: ироничным, юмористическим, сатирическим,  саркастическим (добродушным, уничтожающим, снисходительным)? ? ­ Почему вы решили, что это юмористический рассказ? ? ­ Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои? ? ­ А как же быть со смехом? Зачем же над хорошим человеком смеяться? (чтобы указать ему на недостаток в  его характере) ? ­ Как вы понимаете выражение "Смех ­ дело серьезное"? (ответы ребят) Учитель: Юмор автора добродушный, но рассказ не только смешной, но и серьезный: это напоминание о том, что  при всех обстоятельствах "среди людей нужно сознавать свое достоинство". Действительно, "смешное у него  грустно, а грустное смешно". Слайд №15. Выборочное домашнее задание:    попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; подготовьте инсценировку эпизода текста; нарисуйте иллюстрацию к рассказу. Выставление оценок.

Посмотрите также