Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования нового поколения иностранный язык должен обеспечивать: формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
Увлекательные формы внеклассной работы, одной из которых является постановка спектаклей, литературных или музыкальных композиций могут оказать нам, учителям неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции и творческих способностей детей.
Актуальность внеклассных мероприятий по немецкому языку
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
На протяжении ряда лет реализация ФГОС общего образования в части
обучения иностранному языку в нашей школе проходит не только на уроках, но и
во внеурочной деятельности.
И сегодня мне хотелось бы рассказать, как проходит предметная неделя по
иностранному языку (немецкому язык), значимым мероприятием которой является
театрализованное представление «
Aschenputtel
».
Тема Предметной недели немецкого языка: «Deutsch mit Spass»
Цель: Развитие предметных и метапредметных УУД через внеурочную
деятельность.
Предметная неделя по иностранному языку имеет общеобразовательное,
воспитательное и развивающее значение. Мероприятия, проведенные в рамках
предметной недели, не только углубляют знания иностранного языка, но и
способствуют расширению культурологического кругозора школьников, развитию
их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие,
повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
На уроке в школе ученик получает самые необходимые знания по немецкому
языку. Участие же в мероприятиях, в рамках предметной недели, строится на
развитии его интереса к языку, к стране изучаемого языка. Возможность
использовать свои языковые знания становится, в свою очередь, стимулом,
который способствует изучению немецкого языка как школьного предмета в
ценностной ориентации учащихся.
В нашей Набережной средней школе стало традицией проводить неделю
иностранного языка.
Предметная неделя, является логическим продолжением учебных занятий, где
совершенствуются и закрепляются полученные на уроке знания. Неделя немецкого
языка формирует интерес к предмету. В мероприятия вовлечены все учащиеся
начальной школы, а также привлекаются учащиеся основного и старшего звена.
Очень важный момент в организации Предметной недели – наглядность. В течение
недели на красочно оформленном информационном стенде была размещена
информация о конкурсах, поздравления, пожелания.
Цель предметной недели: развитие познавательных интересов учащихся и
совершенствование их языковой культуры через нетрадиционные формы
внеурочной деятельности.
Задачи:
1. предоставить учащимся дополнительную возможность приобщения к
иноязычной культуре;2. организовать работу учащихся в разновозрастной группе;
3. расширить кругозор школьников (лингвострановедческий, языковой,
словарный);
4. воспитывать уважение к традициям, истории, обычаям немецкоязычных
стран.
Планируемый результат:
1. Умеют самостоятельно находить необходимую информацию для решения
поставленных задач.
2. Обладают коммуникативными навыками при работе в разновозрастной
группе.
3. Расширится словарный запас учащихся, представление о немецком детском
фольклоре, о немецких сказочниках.
4. Повысится интерес у детей к изучению немецкого языка.
Принципы организации предметной недели.
1. Принцип развития
Личности учащихся и учителя через взаимодействие;
Интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
2. Принцип доступности
Разноуровневые задания.
3. Принцип массовости
Привлечь как можно больше учащихся во время проведения предметной недели.
3. Принцип сотрудничества
Объединение учащихся разных классов в единый коллектив (сотрудничество в
группах: ученик учитель; ученик начальной школы – ученик основного звена).
Неделя иностранного языка проводилась с 24.09 – 28.09.2018г. В неделе были
задействованы все возрастные группы изучающие немецкий язык.
План Недели составляется с учетом реальных коммуникативных
потребностей учащихся разных возрастных групп, и ее содержание отвечает
таким требованиям, как коммуникативнопобудительная направленность,
информативность, образовательная ценность и доступность. Выбор
мероприятий определяется объемом языкового материала, изученного на уроках
ИЯ, интересами и потребностями учащихся, возможностью реализации
межпредметных связей.
Все мероприятия Недели призваны стимулировать общение учащихся на
немецком языке, развивать творческие способности детей с использованием
иностранного языка, с учетом их возрастных и психологических особенностей.
В Неделю иностранных языков проводятся КВН, викторины, конкурсы,
праздники, виртуальное путешествие, выпуск газет, парад киногероев и сказочных
героев, и др.В течение Недели учащиеся могут:
узнать, какие традиции и праздники есть в странах изучаемого языка,
увидеть миниспектакли на немецком языке,
стать участником веселых игр,
поработать в мастерской "Праздничные открытки",
посетить презентации проектных работ,
продемонстрировать знание песен, пословиц жителей Германии.
Я считаю, что мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, не
только углубляют знания иностранного языка, но и способствуют
расширению культурологического кругозора школьников;
развитию их творческой активности, эстетического вкуса;
повышают мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Наша неделя немецкого языка началась 24.09. 2018г.
I. «Путешествие в Шпрахландию», представление для обучающихся 5 6 классов.
Цель представления: стимулирование учебной мотивации учащихся,
формирование коммуникативных умений слушать, говорить, выступать перед
публикой; реализация творческого потенциала, расширение лингвистического
кругозора, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания и умения; учить понимать иностранную речь в
игровой ситуации, использовать ее вне урока в игровой ситуации, активизировать
лексический запас.
Развивающие: развивать познавательный интерес, инициативу.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимной
ответственности, культуру общения.
Форма проведения мероприятия: игровая.
Оформление: высказывания великих людей о языках и литературе, газета
II. «Der Schatzsucher» игра – кладоискатель, для обучающихся среднего звена.
Цель:
совершенствовать знания и умения учащихся по немецкому языку;
увлечь учащихся изучением немецкого языка;
представить учебный материал (лексический, грамматический, страноведческий
и другой) в интересной, увлекательной, игровой форме.
Задачи:
1. стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного и родного
языков;
2. воспитывать интерес к учению и формировать познавательную активность;3. развивать мышление, память, внимание, логику.
Оборудование: раздаточный материал (карточки, тесты),
Форма проведения: играКВН.
III. В начальном звене (14 классы) был проведён праздник
«Die Deutsche Märchenstraße»
В программу праздника были включены: театрализованное представление:
«Aschenputtel», конкурсы, исполнялись песни.
В спектакле «Золушка» приняли участие обучающихся из 5 класса, которые
пели, танцевали и прекрасно декламировали слова своих сказочных героев.
Взявшись за инсценировку, я решила переосмыслить данное мероприятие в свете
новых требований к образовательному процессу,
главной целью которого является научить детей учиться, то есть помочь им
самостоятельно осваивать те или иные области знаний, опираясь на
определенные приобретенные навыки и умения.
Задачи:
1. предоставить учащимся дополнительную возможность приобщения к
иноязычной культуре;
2. развивать познавательные интересы обучающихся и
совершенствование их языковой культуры через нетрадиционные формы:
постановка театрализованного представления.
Мне бы хотелось проанализировать, как такого рода мероприятия помогают
привить учащимся комплекс универсальных учебных действий.
1.Личностные УУД:
работа над сказкой создавала условия для самопознания: в процессе работы
некоторые учащиеся почувствовали интерес и предрасположенность к актерскому
мастерству;
ответственность: учащиеся осознавали, что от их работы зависит не только их
личный результата, но и результат всего коллектив;
2.Регулятивные УУД:
ребята учились планировать свою деятельность;
волевая саморегуляция: учащимся прививалась способность к мобилизации сил и
энергии. Так, во время первого показа сказки (дети играли спектакль и передобучающимися старшего звена), некоторым ученикам без предупреждения
приходилось заменять отсутствующих ребят.
3.Познавательные УУД:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме: смысл
предложения не менялся, т.к. при помощи компенсаторных умений учащиеся,
сбившись с роли выходили из положения самостоятельно;
4. Коммуникативные УУД:
сотрудничество со сверстниками и с учителями;
сказка – ролевая игра, где проходит развитие общечеловеческих и социальных
ценностей: взаимная поддержка, сотрудничество;
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что постановка
театрализованного представления, помогает обучающимся обрести уверенность на
пути к главной цели образовательного процесса, а именно умению непрерывно
учиться, быть мобильным в постоянно меняющейся образовательной среде,
умению лавировать в потоке информации и извлекать нужные знания и
применять их на практике.
IV. Стендовая презентация творческих работ.
1. Объявление конкурса рисунков по произведениям немецких сказочников
(2 6 классы).
5. Презентация газет, проектов на немецком языке.
Цели мероприятия:
1. Активизировать у учащихся творческие способности.
2. Тренировать навыки литературного перевода на русский язык.
3. Заинтересовать детей в изучении иностранного языка, как средства знакомства с
другими странами.
4. Формировать навыки самостоятельной работы с материалом.
5. Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.
В газетах был представлен большой материал о стране изучаемого языка:
география, экономика, достопримечательности городов, факты, касающиеся
разных сторон жизни государства.
Стендовая презентация творческих работ собрала много участников и
посетителей. На выставку ходили на переменах индивидуально и целыми классами
в конце уроков.Дети нарисовали иллюстрации к сказкам, пейзажи.
Были выставлены творческие проекты обучащихся:
4 класс по теме «im Zoo»
5 класса по теме «Mein Haus »;
6 класс по теме «Мeine Schule», и «Мeine Traumschule».
Отдельным стендом оформили фото достопримечательностей, взятые из
интернета.
V. Пятница – подведение итогов.
Результат:
Результатом работы явилось:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми;
расширение лингвистического и культурологического кругозора
школьников;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания
на иностранном языке различных ролей в театрализованном представлении;
развитие познавательных способностей и умение координировать свою
работу в парах и группах, в коллективе.
Неделя немецкого языка подошла к своему логическому завершению, а это
значит, что настало самое время подвести итоги. Хочется выразить благодарность
всем, кто принимал активное участие в подготовке и проведении этого
мероприятия. Победители конкурсов и викторин были поощрены оценками. Самых
активных ребят ждали небольшие сюрпризы.
Считаю, что мероприятия Предметной недели немецкого языка способствовали
развитию коммуникативной компетентности, которая предусматривает развитие
личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве.
Таким образом, внеклассная работа по немецкому языку имеет большой
воспитательный потенциал и способствует формированию ценностных ориентиров
и высоконравственных идеалов в соответствии с ФГОС.
Хочу напомнить слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим
преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».
Желаю всем коллегам быть учителем с большой буквы, одаренных и
благодарных учеников, творческих успехов в нашей нелегкой профессии.С уважением учитель иностранного языка (немецкий язык)
Хрипунова Вера Михайловна
Информационные ресурсы:
1. http://www.drb.ruФонд "РусскоНемецкий Центр Встреч при Петрикирхе Санкт
Петербург"191186 Россия Невский проспект 22/24
Здесь можно подписаться на ежеквартальную рассылка электронного журнала
«ТАКСИ». Это, действительно, кладезь полезной информации и идей, сценарии
праздников, готовых разработок к урокам, опыта коллег. Игры, юмор
2. http://www.rusdeutsch.ru – это информационный портал российских немцев.
Немецкая культура, немцы России, издания на немецком языке, литература на
немецком, о Германии и России, электронная библиотека, в которой можно найти
детские и молодежные журналы, а также методическая страничка, которая
предлагает вашему вниманию разработанные учителями и методистами материалы
к урокам немецкого языка и языковым мероприятиям.
3. http://www.slowgerman.com сайт, который представляет в ваше распоряжение
аутентичные тексты по разной тематике.
4. Интересуетесь детскими песнями и стихами? Тогда зайдите на сайт
http://friendsforum.com
5. Совершить виртуальное путешествие по Германии, увидеть памятники Юнеско
можно с помощью сайта http://www.dwworld.de.
Печатные издания:
1. «Иностранные языки в школе» – № 3, 2001, № 5, 2003.
2. Aus der Schatzkammer der deutschen Lyrik. – Москва: Просвещение, 1975.
3. S. Österveiche Wir singen deutsch . – Москва: Просвещение, 1976 .
4. Е.К. Дамзова. Викторины на немецком языке. – Москва: Просвещение, 1980 .
5. Методическая мозаика (Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»)
– № 2, 2003; № 2, 2004.