В 3 классе продолжается работа по формированию у учащихся умения решать как простые, так и составные текстовые задачи различных видов.
За предшествующие годы обучения дети научились решать простые задачи разных видов, а также составные задачи в 2-3 действия. Для закрепления умения решать эти задачи, их надо предлагать в течение года для самостоятельного решения устно или с записью. При этом для развития учащихся весьма полезны упражнения творческого характера
Анализ состояния теоретического материала об ознакомлении младших школьников с
задачами на движение
В 3 классе продолжается работа по формированию у учащихся умения решать как
простые, так и составные текстовые задачи различных видов.
За предшествующие годы обучения дети научились решать простые задачи разных видов, а
также составные задачи в 23 действия. Для закрепления умения решать эти задачи, их
надо предлагать в течение года для самостоятельного решения устно или с записью. При
этом для развития учащихся весьма полезны упражнения творческого характера:
составление задач учащимися и их решение;
преобразование данных задач и их решение;
сравнение задач и их решение;
сравнение решений задач.
Включая такие упражнения, важно соблюдать дифференцированный подход, учитывая
разную степень готовности учащихся к их выполнению. Вводятся новые виды простых и
составных задач. В методике работы по решению каждого их них предусматриваются
определенные этапы. Сначала идет подготовка к введению задач нового вида, которая
сводится к выполнению специальных упражнений, предусмотренных в учебнике или
составленных учителем. Далее идет ознакомление с решением задач нового вида. В
дальнейшем ведется работа по совершенствованию умения решать задачи рассмотренного
вида. Как правило, на этом этапе ученики решают задачи самостоятельно устно или с
записью решения, при этом используют различные формы записи: отдельными действиями
с пояснением в утвердительной форме или вопросительной форме, а также без пояснений,
в виде выражения.
Также эффективны различные упражнения творческого характера. Очень важно научить
детей выполнять проверку решения задач новых видов.
К новым видам простых задач относятся задачи на увеличение (уменьшение) данного числа
или значения величины на несколько единиц или в несколько раз, сформулированные в
косвенной форме, задачи на вычисление времени; задачи, с помощью которых
раскрывается связь между величинами: скорость, время, расстояние.
Задачи, связанные с движением или задачи с величинами: скорость, время, расстояние,
рассматриваются в 3 классе.
Подготовительная работа к решению задач предусматривает обобщение представлений
детей о движении, знакомство с новой величиной «скорость», раскрытие связей между
величинами: скоростью, временем, расстоянием.
С целью обобщения представлений детей о движении полезно провести специальную
экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдения в
условиях класса, где движения будут демонстрировать сами дети. На экскурсии и во время
работы в классе пронаблюдать за движением одного тела и двух тел относительно друг
друга. Так, одно тело может двигаться быстрее, медленнее, может остановиться, может
двигаться по прямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут в
противоположных, либо приближаясь одно к другому. Наблюдая указанные ситуации в
условиях класса, надо показать детям, как выполняются чертежи: расстояние принято
обозначать отрезком, место (пункт отправления, встречи, прибытия) обозначают либо
точкой на отрезке и соответствующей буквой, либо черточкой, либо флажком; направление
движения указывают стрелками.
Встречное движение двух тел указывается, изображается так:А .______________________________________. В
Здесь отрезок обозначает расстояние, которое должны пройти 2 тела до встречи, место
встречи, точки А, В – пункты выхода тел, стрелки – направления движения.