Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову
Оценка 4.9

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову

Оценка 4.9
Домашняя работа +1
docx
русская литература +1
Все классы
29.10.2018
Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову
Развернутый анализ стихотворения А. А. Блока произведен в соответствии с методикой М. Л. Гаспарова, которая предполагает усиленное внимание к эмоциональной атмосфере произведения и способам ее создания. С точки зрения метрики и средств художественной выразительности стихотворение представляет интерес как для учащихся, так и для преподавателей.
анализ ШАГИ КОМАНДОРА.docx
ШАГИ КОМАНДОРА            В.А.Зоргенфрею Тяжкий, плотный занавес у входа, За ночным окном ­ туман. Что теперь твоя постылая свобода, Страх познавший Дон­Жуан? Холодно и пусто в пышной спальне, Слуги спят, и ночь глуха. Из страны блаженной, незнакомой, дальней Слышно пенье петуха. Что изменнику блаженства звуки? Миги жизни сочтены. Донна Анна спит, скрестив на сердце руки, Донна Анна видит сны... Чьи черты жестокие застыли, В зеркалах отражены? Анна, Анна, сладко ль спать в могиле? Сладко ль видеть неземные сны? Жизнь пуста, безумна и бездонна! Выходи на битву, старый рок! И в ответ ­ победно и влюбленно ­ В снежной мгле поет рожок... Пролетает, брызнув в ночь огнями, Черный, тихий, как сова, мотор, Тихими, тяжелыми шагами В дом вступает Командор... Настежь дверь. Из непомерной стужи, Словно хриплый бой ночных часов ­ Бой часов: "Ты звал меня на ужин. Я пришел. А ты готов?.." На вопрос жестокий нет ответа, Нет ответа ­ тишина. В пышной спальне страшно в час рассвета, Слуги спят, и ночь бледна. В час рассвета холодно и странно, В час рассвета ­ ночь мутна. Дева Света! Где ты, донна Анна? Анна! Анна! ­ Тишина. Только в грозном утреннем тумане Бьют часы в последний раз: Донна Анна в смертный час твой встанет. Анна встанет в смертный час. Сентябрь 1910 ­ 16 февраля 1912 Система образов отсылает к сюжету маленькой трагедии «Каменный  гость» А.С. Пушкина, конкретно к моменту появления убитого Командора,  когда Донна Анна лишается чувств, а Дон Жуан в готовности встречает  своего гостя. Об этом свидетельствуют образы (Дон Жуан, Донна Анна,  Командор), мотивы (Донна Анна спит, Дон Жуан пребывает в тягостных  раздумьях, в дом вступает Командор), в свою очередь, образующие  аллюзивный сюжет. Стихотворение пронизано чувством тягостного ожидания, настроение  подавленное. Об этом мы узнаем уже из первой строфы: в отношении занавеса лексически правильнее слово «тяжелый», однако оно замещено более  эмоциональным паронимом  «тяжкий». Эмоциональный фон также  подерживает эпитет постылая свобода. На протяжении всего стихотворения  присутствуют эпитеты, отражающие угнетенное настроение: ночь глуха,   холодно и пусто, жизнь пуста, безумна и бездонна, страшно, ночь бледна,  в час рассвета – холодно и странно. Лирический герой пребывает в состоянии обреченной готовности к  смерти (Миги жизни сочтены), однако чувства его противоречивы: с одной  стороны, в строках отражена его усталость и апатия (Что изменнику  блаженства звуки? Жизнь пуста), с другой – отвага приговоренного, на  грани отчаяния (Выходи на битву, старый рок!) Хронотоп произведения определяется при помощи лексических средств.  Время действия – современная автору эпоха, в ней присутствует звук  автомобиля (черный, тихий, как сова, мотор); зима (снежная мгла,  непомерная стужа), ночь глуха, час перед рассветом (Слышно пенье  петуха), но еще темное время (Пролетает, брызнув в ночь огнями),  постепенно наступает рассвет, и новый день открывает новую страницу жизни, уже без главного героя, которого забирает с собой Командор.  На уровне стилистическом поддержанию атмосферы помогает  использование таких тропов, как: ­ эпитеты (из страны блаженной, незнакомой, дальней; черты  жестокие; победно и влюбленно; тихими, тяжелыми шагами, в грозном  утреннем тумане и др.) ­ метафоры (пролетает, брызнув в ночь огнями) ­ сравнения (черный, тихий, как сова, мотор; словно хриплый бой  ночных часов). Образность и выразительность тексту придают также стилистические  фигуры, такие, как: ­ контраст (пусто в пышной спальне). ­ анафора (Донна Анна в третьей строфе; В час рассвета в девятой  строфе) ­ рефрен (В пышной спальне, Слуги спят во второй и восьмой строфе) ­ параллелизм (Слуги спят, и ночь глуха, Слуги спят, и ночь бледна) ­ парцелляция (Ты звал меня на ужин.//Я пришел. А ты готов?) ­ риторические фигуры: вопрос, обращение (Что изменнику блаженства  звуки? Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?//Сладко ль видеть неземные  сны? Дева Света! Где ты, донна Анна?) ­ лексический повтор (Словно хриплый бой ночных часов ­ Бой часов) Метрически стихотворение неоднородно, написано хореем с  многочисленными пиррихиями, с разной длиной строки. Состоит из 10  четверостиший с перекрестной рифмой, композиция кольцевая: мотив тумана  открывает стихотворение и закрывает его. Атмосфера ночи и напряженной тишины усиливается также при помощи  акустических средств: звукописи (количественное преобладание глухих  согласных звуков), аллитерации (В пышной спальне страшно в час рассвета), ассонанс (Словно хриплый бой ночных часов ­ Бой часов). В целом при помощи акустических, лексических, синтаксических  средств, а также ресурсов идейно­образного уровня автору удается создать  эмоционально насыщенное, напряженное стихотворение, раскрывающее  чувства героя, уставшего от жизни и обреченно и отчаянно ожидающего  смерти, каким и предстает перед нами герой пушкинской трагедии Дон Жуан.

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову

Анализ стихотворения Шаги командора по Гаспарову
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018