Анализируя ошибки допускаемые учащимися 9-х классов при решении пробных заданий ОГЭ, была предпринята попытка их систематизировать и предложить методы их предотвращения.
Вообще привычка к самоконтролю, к самопроверке для учащихся не менее важна, чем знание правил и формул. Ведь человеку свойственно ошибаться. И всегда полезно проверить себя, используя тот или иной подходящий в данной ситуации приём.
Анализ типичных
ошибок допускаемых
учащимися при решений
заданий ОГЭ
Анализируя ошибки допускаемые учащимися 9х классов при
решении пробных заданий ОГЭ, была предпринята попытка их
систематизировать и предложить методы их предотвращения.
Задание 4 : Найти значение выражения
•
• Это выражение нужно преобразовать, опираясь на известные факты.
Например, можно воспользоваться определением степени с целым
показателем :
= =16.
•
• Можно использовать ещё и свойство степени:
•
• Можно воспользоваться формулой =где n натуральное число : ===16.
== = 16.
В любом случае это задание следует выполнять письменно,
последовательно и осознанно, соотнося свои действия с известными
теоретическими фактами. В противном случае возникают ошибки типа
16 или =
Задание 6 Найдите корень уравнения : 9х – 2(3 – 7х) = 3х + 4
Решение: 9х-6+14х=3х+4;
23х-3х=4+6;
20х=10;
х=0,5.
В этом уравнении ошибкой может служить нахождение
корня уравнения х=20:10
х= 2. ведь так удобней посчитать. А про то что это
можно проверить
20 ˑ2=40 ,а не как не 10 забывают.
Задание 4 Найдите значение выражения +
• Масса ошибок допускается учащимися вследствие незнания формул
•
сокращённого умножения или неправильного их применения, а также незнание
правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
+ = = = 4.
•
• Ошибочный вариант += == 0,5
•
•
следует обратить внимание учеников, что в первой части ОГЭ в результате
любого задания должна получаться десятичная дробь или целое число и при
получении в результате обыкновенной дроби, которую невозможно обратить в
десятичную или дискриминанта, из которого не извлекается квадратный
корень, следует воспринимать это как «подсказку», указывающую на
допущенную вычислительную ошибку, требующую проверки вычислений в
этом задании.
= = = в результате ответа нет, а учащиеся говорят о том что задание не
решаемо.
Важнейшим условием успешности выполнения заданий является осмысленность,
осознанность действий и просто здравый смысл. В противном случае, даже имея
необходимые знания, можно прийти к неверному ответу.
• Товар на распродаже уценили на 20%, при этом он стал стоить 680 р. Сколько стоил
•
товар до распродажи?
• Решение. 10020=80
•
80%= 0,8
•
680 : 0,8=850 (руб)
• Ответ: 850
•
ˑ
[Ошибка 680: 100=6,8 ; 6,8 20=136 ; 680+136=816 вроде бы тоже хороший ответ ,
но 680рублей он стал стоить после уценки ]
• « Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. Сколько рублей придётся платить
ежемесячно за телефон, если плата возрастёт на 11%?
• 220: 100= 2,2
• 2,2 11= 24,2 некоторые ученики записывают этот ответ. Эта типичная ошибка :
ˑ
выполнив первое действие, учащиеся нередко забывают о втором. Однако тут налицо
ещё и отсутствие здравого смысла, элементарного самоконтроля, непонимание того,
что полученный ответ необходимо соотнести с условием задачи. Ведь ученики,
допустившие эту ошибку, получили результат который после того как оплата
возросла сумма платежа стала меньше.
Вообще привычка к самоконтролю, к самопроверке для учащихся не менее важна, чем
знание правил и формул. Ведь человеку свойственно ошибаться. И всегда полезно
проверить себя, используя тот или иной подходящий в данной ситуации приём
•
• Модуль «Геометрия»
• Задание 15: Человек ростом 1,8 м стоит на расстоянии 12 м от уличного
фонаря. Длина тени человека равна 6 м. определите высоту фонаря (в
метрах).
В
Фонарь D
А E
человек С длина тени
AB x, CD = 1,8 , CE= 6 , AC=12. и при составлении пропорции учащиеся делают ошибки
, взяв отношение не думая о том , что АС это только часть стороны треугольника АВЕ, и
вместо АС, нужно брать сторону АЕ=АС+СЕ, т.е АЕ=12+6=18
Хочу обратить внимание на задание 18 .
Найти площадь ромба, если его диагонали равны 8 и 6
•
• Самое простое что могут в этом задании сделать учащиеся это
умножение S= 8 6=48. Ведь в справочном материале нет формулы
нахождения площади ромба через его диагонали.
ˑ
• Хотя учащиеся должны знать , что S=где и диагонали ромба.
• Кроме того они должны помнить , что диагонали ромба пересекаются
под прямым углом, что точкой пересечения делятся пополам и о том
что ромб это параллелограмм у которого все стороны равны.
тогда мы имеем четыре равных треугольника площадь
каждого из них равна =6, а так как треугольников
четыре то S ромба равна 6 4=24.
•
•
•
ˑ
Во второй части учащиеся также допускают наиглупейшие ошибки за которые не
получают баллы хотя по их утверждениям всё решено верно. Приведу пример
решения 22 задания ОГЭ Ященко вариант 3
•
.Моторная лодка прошла против течения реки 208 км и вернулась в пункт
отправления, затратив на обратный путь на 5 часов меньше, чем на путь против
течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость реки равна 5
км/ч
Решение. Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна х км/ч, тогда скорость по
течению равна (х+5) км/ч, а против течения (х5) км/ч. Пройдя 208 км по течению
реки, лодка затратит ч, а пройдя 208км против течения она затратит ч. По условию на
обратный путь лодка затратила на 5 часов меньше, чем на путь против течения.
= 5, х
=
=
2080=5125
5=2205
=441
х=±21
Ответ 21 км/ч
итог
• Несмотря на то, что ответ получен верный.
• Но допущены грубые ошибки при составлении уравнения из меньшей
дроби вычитается большая.
• У числа 2080 отсутствует знак минус.
• Сделаны две ошибки поэтому учащийся за это задание получает ноль
баллов. Конечно ,если бы это задание не проверялось то за правильный
ответ учащийся получил балл.
• Подводя итог, промежуточной аттестации замечу, что ошибки и
недочеты учащихся, которых легко избежать, часто связаны с
небрежным заполнением бланка ответов, невнимательностью чтения
условия задачи, отсутствием элементарной проверки ответа.