Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу контролировать, целенаправленно и систематически. Перед заместителем директора встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Спектр деятельности заместителя директора школы настолько широк и постоянно
расширяется и видоизменяется, что приходится искать новые формы организации
внутришкольного контроля, которые будут помогать успешно и в кратчайшие сроки
выполнять должностные обязанности. В этих условиях актуальным становится вопрос
разработки примерной схемы анализа урока, отвечающего требованиям ФГОС.
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системнодеятельностного подхода,
который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных
способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась
успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу
контролировать, целенаправленно и систематически. Перед заместителем директора
встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать
увиденный материал, как его оформить.
На основе методической литературы по организации внутришкольного контроля и
управления системой оценки качества образования, Интернетресурсов разработана схема
анализ урока, отвечающего требованиям ФГОС. Данная разработка поможет провести
комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так
и в основной школе) эффективно и быстро.
№ Параметры анализа Урок: содержание и выводы
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1ФИО учителя
2 Дата посещения урока
3Предмет
4 Класс
5 Учащихся по списку
6 Учащихся по факту
7 Цель посещения урока
8 Своевременность явки учителя на урок.
9 Готовность учителя к началу урока.
10 Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.
11 Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными
материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика
12 Санитарное состояние класса :
Температурный режим
Проветривание
Освещение
13 Наличие технологической карты урока.
14 Соответствие темы урока кадендарнотематическому планированию
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ,
ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)1 Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока:
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по
образцу, алгоритму.
2 Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность
урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное
применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
3 Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока:
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности
отдельными учениками или коллективом класса.
4 Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение
сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.
5 Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или
самостоятельной работы.
6 Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение
и исправление ошибок.
7Организация проверки домашнего задания:
– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
1 Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями
учащихся.
2 Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.
3 Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
4 Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и
взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.
5 Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
6 Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.
7 Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с
коллективной работой в классе.
8 Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся
9 Выполнение санитарных норм: Предупреждение утомления и переутомления.
Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).
Своевременное и качественное проведение физминуток.
Соблюдение правильнойрабочей позы.
10 Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка
промежуточных результатов обучения.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1 Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и
индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)
Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов
2 Групповые формы деятельности учащихся
3 Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их
осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности
4 Использование установок в форме убеждения, внушения
5 Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных
знаний и умений, необходимых для восприятия новых
6 Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность
мышления учащихся
7 Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
8 Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы
работы и ресурсы)
9 Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие
формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом,
создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение
или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д
10 Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку
материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения
11 Включение в содержание урока упражнений творческого характера
12 Деятельность обучающихся:
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
13 Планирование задания на дом:– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.
своевременность окончания урока.
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1 Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с
детьми.
2 Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность
3 Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны
быть завершенными)
4 Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
5 Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
6 Соблюдение единого орфографического режима
7 Обеспечение активного учения каждого школьника
8 Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт,
стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
9 Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины
10 Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.
Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского
мастерства
11Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических
средств)
12 Результаты урока:
– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;–
подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов
(предметных, личностных, метапредметных).
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Самоанализ урока и его результативности
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ
Подпись посетившего урок:
Подпись учителяСписок литературы:
1) Илюхина В. Как провести анализ урока
2) Калинин С.И. Таймменеджмент. Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006.
– 371с.
3) Кулюткин ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. Спб.: СпецЛит. 2001. –
75с.
4) Маскин В.В., Меркулова т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча
школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
– 72с.
5) Справочник администрации школы по организации учебновоспитательного процесса /
Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. Гл. редактор – Лизинский В.М., в 3х частях –
М.: Центр «Педагогический поиск", 2002. 144с.
6) Справочник заместителя директора по научнометодической работе/ сост. Голубева
Л.В. Волгоград: Учитель, 2006.124с.
7) Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб.: КАРО, 2003. –
208с.
8) Интернетресурсы