Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу контролировать, целенаправленно и систематически. Перед заместителем директора встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить.
Иконка файла материала Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.doc
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Спектр деятельности заместителя директора школы настолько широк и постоянно  расширяется и видоизменяется, что приходится искать новые формы организации  внутришкольного контроля, которые будут помогать успешно и в кратчайшие сроки  выполнять должностные обязанности. В этих условиях актуальным становится вопрос  разработки примерной схемы анализа урока, отвечающего требованиям ФГОС.  Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно­деятельностного подхода,  который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных  способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась  успешно, а работа учителя была результативной, администратору необходимо эту работу  контролировать, целенаправленно и систематически. Перед заместителем директора  встают вопросы: как правильно организовать посещение урока, как затем проанализировать увиденный материал, как его оформить.  На основе методической литературы по организации внутришкольного контроля и  управления системой оценки качества образования, Интернет­ресурсов разработана схема  анализ урока, отвечающего требованиям ФГОС. Данная разработка поможет провести  комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так  и в основной школе) эффективно и быстро.  №         Параметры анализа                                                      Урок: содержание и выводы  Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ  1ФИО учителя  2 Дата посещения урока  3Предмет  4 Класс  5 Учащихся по списку  6 Учащихся по факту  7 Цель посещения урока  8 Своевременность явки учителя на урок.  9 Готовность учителя к началу урока.  10 Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.  11 Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными  материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика  12 Санитарное состояние класса :  Температурный режим   Проветривание   Освещение  13 Наличие технологической карты урока.  14 Соответствие темы урока кадендарно­тематическому планированию  Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ,  ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)1 Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока:  Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по  образцу, алгоритму.  2 Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность  урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное  применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.  3 Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока:  Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности  отдельными учениками или коллективом класса.  4 Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение  сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.  5 Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или  самостоятельной работы.  6 Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение  и исправление ошибок.  7Организация проверки домашнего задания:  – полнота и глубина проверки;  – методика повторения, дифференциация заданий;  – охват учащихся проверкой, занятость класса;  – объективность оценки, аргументация отметки.  Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ  1 Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями  учащихся.  2 Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.  3 Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска  4 Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и  взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.  5 Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся  6 Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.  7 Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с  коллективной работой в классе.  8 Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся  9 Выполнение санитарных норм:­ Предупреждение утомления и переутомления.  ­ Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).  ­ Своевременное и качественное проведение физминуток.  ­ Соблюдение правильнойрабочей позы.  10 Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка  промежуточных результатов обучения.  Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  1 Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и  индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)  Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов  2 Групповые формы деятельности учащихся  3 Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их  осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности  4 Использование установок в форме убеждения, внушения  5 Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных  знаний и умений, необходимых для восприятия новых  6 Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся  7 Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы  8 Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы  работы и ресурсы)  9 Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие  формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом,  создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение  или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д  10 Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку  материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения  11 Включение в содержание урока упражнений творческого характера  12 Деятельность обучающихся:   Познавательная   Коммуникативная   Регулятивная  13 Планирование задания на дом:– объем, характер материала, его посильность;  – наличие и характер инструктажа;  – дифференцированность задания.  ­ своевременность окончания урока.  Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА  1 Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с  детьми.  2 Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность  3 Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны  быть завершенными)  4 Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда  5 Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения  6 Соблюдение единого орфографического режима  7 Обеспечение активного учения каждого школьника  8 Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт,  стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.  9 Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины  10 Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.  Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского  мастерства  11Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических  средств)  12 Результаты урока:  – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;–  подведение итога урока;  – выполнение намеченного плана урока;  – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;  – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов  (предметных, личностных, метапредметных).  Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ  Самоанализ урока и его результативности  Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ  Подпись посетившего урок:  Подпись учителяСписок литературы:  1) Илюхина В. Как провести анализ урока  2) Калинин С.И. Тайм­менеджмент. Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. – 371с.  3) Кулюткин ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. Спб.: СпецЛит. 2001. –  75с.  4) Маскин В.В., Меркулова т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча  школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.  – 72с.  5) Справочник администрации школы по организации учебно­воспитательного процесса /  Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. Гл. редактор – Лизинский В.М., в 3­х частях –  М.: Центр «Педагогический поиск", 2002. 144с.  6) Справочник заместителя директора по научно­методической работе/ сост. Голубева  Л.В.­ Волгоград: Учитель, 2006.­124с.  7) Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб.: КАРО, 2003. –  208с.  8) Интернет­ресурсы