Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
9 кл
06.01.2017
Теория ангажированного наставничества в России не была широко известна до последнего времени. Мне удалось познакомиться с ней на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Личность, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики». На этом мероприятии я рассказывала о своем опыте по учету личностных особенностей учащихся для развития познавательной активности. Авторы теории ангажированного наставничества докладывали по своей теме чуть позже. Участники конференции в их докладе усмотрели много сходственных черт с моим опытом работы. Впоследствии в ходе общения выяснилось, что моя методика работы классным руководителей является ярким примером применения теории ангажированного наставничества.
Ангажированное наставничество.docx
Ангажированное наставничество
как одна из перспективных форм работы
с одаренными детьми
Н.В.Чернова МБОУ «Школа №7»
г. Богородск Нижегородской области
Теория ангажированного наставничества в России не была широко известна до последнего
времени. Мне удалось познакомиться с ней на Первой Всероссийской научнопрактической
конференции «Личность, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики».
На этом мероприятии я рассказывала о своем опыте по учету личностных особенностей учащихся
для развития познавательной активности. Авторы теории ангажированного наставничества
докладывали по своей теме чуть позже. Участники конференции в их докладе усмотрели много
сходственных черт с моим опытом работы. Впоследствии в ходе общения выяснилось, что моя
методика работы классным руководителей является ярким примером применения теории
ангажированного наставничества.
Развитие познавательной активности учащихся – одно из основных направлений в
деятельности любого педагога. Особую остроту она преобрела в связи с введением стандартов
второго поколения с ориентацией на метапредметность. Имея за плечами опыт ни одного
десятилетия работы в общеобразовательной школе, возникает острая необходимость обратиться к
теории по данной тематике. Так и я поступила около 6 лет назад, когда на горизонте мне
показалось не только перспектива стать классным руководителем одного из пятых классов, но и
преподавать у них математику. А психологом в школе я к тому времени отработала уже более 5
лет. Поразмыслив над этой ситуацией, я решила использовать мои теоретические знания на
практике и попытаться повысить уровень познавательной активности моего класса до возрастной
нормы. Однако, обратившись к источникам я обнаружила, что четко сформулированного понятия,
равно как и его структуры и отработанной методики не существует в природе. Тем интереснее
стало работать в этом направлении.
По мнению Л.С. Выготского [Выготский Л.С., 1956] стоит из анализа человеческой мысли
выделять движущие мотивы, которые определяют активность и направленность мыслительного
процесса. Удалось найти широкое использование понятия «познавательная активность» [Штепина
И.С., 2012]: для отбора содержания образования, формирования УУД, оптимизации познавательной
деятельности учеников, взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а
так же не определена четко роль педагога в развитии познавательной активности учащихся.
Отметим, что различные авторы по разному трактуют данное понятие. Одни считают, что это
качество умственной деятельности, как его разновидность; другие говорят о том, что это
естественное стремление ребенка к познанию, готовность к познавательной деятельности. Мне
наиболее близка вторая точка зрения.
эмоциональный,
Наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры
познавательной активности:
содержательно
процессуальный и компонент социальной ориентации. На мой взгляд, изза сложности фиксации
динамики изменения развития познавательной активности школьников наиболее рационально ее
изучение построить поэлементно. Внешние признаки, взаимодействуя друг с другом, фиксируют
качественное состояние компонентов познавательной активности [Амонашвили Ш.А., 1980].
Выделенные компоненты познавательной активности могут быть развиты в разной степени, но
независимо от этого они плотно взаимодействуют друг с другом.
мотивационный,
волевой,
Для своей работы мною были выбраны несколько направлений деятельности: формирование
положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности, развитие
содержательнопроцессуального компонента. Следует отметить, что оба этих компонента
находятся в двухстороннем взаимодействии и оказывают влияние друг на друга.
Изначально мною, на основе изученных источников, было выделено [БернштейнН.А.Б.,
1966]: потенциальная активность и реализованная активность. Основными показателями являются энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли. В
практической деятельности по развитию познавательной активности школьников мною
отслеживались интенсивность, результативность и самостоятельность учащихся. На рисунке 1
показано изменение показателей в период с 4 по 9 класс обучения.
Рисунок 1
интенсивность
результативность
самостоятельность
4
5
6
7
8
9
0
50
100
150
200
250
Нулевая стартовая позиция по исследуемым показателям позволяет говорить о чистоте
данного исследования. Анализ полученных данных говорит о положительных динамических
изменениях по всем направлениям. Отметим, что долгое время не было положительных изменений
по направлению самостоятельности. На мой взгляд разбудить эту часть познавательной активности
наиболее проблематично и наличие хотя бы небольших положительных динамических сдвигов
говорит о том, что движение по развитию познавательной активности осуществляется в нужном
направлении.
По длительности и устойчивости: ситуативная активность, которая носит эпизодический
характер, а так же интегральная активность, котрая определяет доминирующее отношение к
деятельности. На рисунке 2 отражена степень сформированности познавательной активности по
длительности и устойчивости
Длительной считалась познавательная активность, которая проявлялась в течение года,
устойчивой та, которая проявлялась во всех мероприятиях, которые предлагалась педагогом, а
также самостоятельно выбранные учащимися. По длительности имеется положительная динамика
на всем исследуемом периоде. По устйчивости имеется некоторый спад в 9 классе, это обусловлено
профориентационной работой в классе. Большинство ребят определились с выбором профессии,
что дает возможность участия в конкурсах и олимпиадах по профилю учебного заведения. Участие
в большом числе мероприятий, развивающую познавательную активность не требуется, данная
деятельность имеет индивидуализированную направленность.
Рисунок 2
длительность
устойчивость
4
5
6
7
8
9
0
5
10
15
20
25
По характеру деятельности познавательная активность может быть: репродуктивно
подражательной и поисковоисполнительской. На рисунке 3 мы можем увидеть, что зависимость
этих функций носит характрер обратной пропорциональности. Рисунок 3
частоста встречаемости в %
репродуктивно-
подражат ельная
акт ивност ь
поисково-
исполнительская
акт ивност ь
класс
Из диаграммы видно, что выраженность репродуктивноподражательной познавательной
активности на протяжении всего исследуемого периода падала, а поисковоисполнительская –
росла. Репродуктивноподражательная деятельность характеризуется стрмлением заполнить и
воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу. Поисково
исполнительская – стрмлением к выявлению смысла явлений и процессов, определения связей
между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Так же по
характеру деятельность может быть творческой, она совершается путем поиска инициативы в
постановке целей и задач, выборки самостоятельной оптимальной программы действий, переносу
знаний в новые условия. На данном уровне, в полной мере, познавательная активность в настоящий
момент сформирована у единиц из учащихся класса. Хотя у многих ребят имеют место хорошо
сформированные элементы творчества. Имеет смысл говорить о том, что к окончанию текущего
года порядка 20%25% учащихся класса овладеют творчеством, как качественной единицей
познатавельной активности.
С точки зрения количесвенного измерения развитивя познавательной активности можно
выделить три ее уровня: низкий, средни и высокий. Степень успешности процесса формирования
познаваетльной активности зависит от системы внешних и внутренних факторов. К внутренним
принято относить биологические факторы и психические свойства личности, к внешним –
социальные и педагогические [П.М.Якобсон.,1999]. Опираясь на эти знания изначально во время
ознакомительного периода работы с классом среди учащихся были выявлены трое учащихся,
уровень интеллектуального развития которых был ниже возрастной нормы. Впоследтсвии эти
ребята прошли ПМПК, по рекомендации которой один обучается во вспомогательной школе 8
вида, двое проходят обучение в классе компенсирующего обучения. Безусловно, развитие
познавательной активности так же необходимо таким ребятам, но большую эффективность данный
процесс будет более продуктивен, если им занимаются специалисты в соответствующих
образовательных учреждениях.
Таким образом, в 5 классе остались обучаться ребята, уровень развития которых
соответствует возрастной норме. На 1 степени обучения познавательная активность у детей не
развивалась, данная работа была начата в 5 классе.
Активность – предмет исследования многих наук, каждая из которых исследует
специфические стороны данной характеристики личности. Изначально была сформирована
благоприятная среда для развития познавательной активности в классе: ежемесячно выпускалась
газета (силами самих ребят), где описывались достижения, всячески поощрялись участия в
исследовательской и учебнонаучной деятельности. Результатом применения положительной
мотивации, как одного из факторов развития познавательной активности стало снижение ребят с
низкой степенью развития познавательной активности и повышение со средней и высокой
(рисунок4) Рисунок 4
100
80
60
40
20
0
4класс
5класс
6класс
7класс
8класс
9класс
низкий
средний
высокий
На диаграмме видно, что переломный момент насупил между 6 и7 классами, когда больше
половины учащихся стали иметь высокий и средний уровень развития познавательной активности.
Именно в это время проводимая с классом работа начала давать результаты, которые можно
зафиксировать (более высокий процент участвующих в школьном НОУ, исследовательской
деятельности, олимпиадах, конкурсах).
В учебной деятельности согласно концепции Л.С. Выготского[Выготский Л.С., 1956],
ребенок в процессе своего развития осваивает социокультурный опыт человечества,
представленный в форме различных знаков, символов, моделей. Для активации учебной
деятельности используются задания по самоанализу, задания творческого характера, задания
проблемного содеожания, игрового и соревновательного характера, задания, направленные на
варьирование содержания и способов выполнения.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая
присуща каждому человеку от рождения. В школьном возрасте на основе этой потребности в
процессе развития ориентировочноисследовательской деятельности у ребенка формируется
стремление узнать для себя как можно больше нового. Познавательная активность – это стремление
наиболее полно познать мир. Развитие познавательной активности определяется качественными
изменениями, которые отражаются в энергетическом и содержательном показателях. Первый
характеризует заинтересованность ребенка в деятельности,
настойчивости познания.
Содержательный – результативность деятельности в процессе получения знаний [Ананьев Б.Г.,
1968]
В нашем случае, кроме количественных характеристик, которые были приведены в тесте
ранее, присутствуют также качественные показатели развития познавательной активности.
Рисунок 5
80
60
40
20
0
4
5
6
7
8
9
На графике видно, что кривую нельзя назвать ни монотонно возрастающей, ни монотонно
убывающей. После начала работы в 5 классе при переформировании целей работы с классом от
стандартов I поколения к стандартам II поколения была выявлена отрицательная динамика.
Однако, начиная с 7 класса показатели качества обученности (процент детей занимающихся на
«хорошо» и «отлично») имеют тенденцию к росту.
Кроме этого, в 20152015 учебном году ребята добились значительных успехов в конкурсах
и олимпиадах: заняли II и III место в факультетской олимпиаде по математике НГПУ имени
К.Минина, вышли в финал конкурса исследовательских работ ХI региональной естественнонаучной
конференции школьников при ИПФ РАН, стали финалистами олимпиады «Будущие исследователи
– будущее науки» имени Н.И. Лобачевского, заняли III место на отраслевой олимпиаде «Росатом» в
НГПУ имени Р.А. Алексеева, победили в конкурсе исследовательских работ, организованном
ассоциацией учителей русского языка и литературы, имеют призовые места в профоринтационном
конкурсе «Я – профессионал», конкурсе фотографий «поколение NEXT», организованного НГПУ имени К.Минина, призеры конкурса исследовательских работ, проводимых Ивановским
университетом. Более 86% ребят приняли участие в олимпиаде «Фоксворд», организованной
МИФИ. В течение года 23 человека из 24 принимали участие в различных мероприятиях
познавательного характера. У 15 человек имеются призовые места в конкурсах и олимпиадах.
Ученики класса активно участвуют в работе НОУ школы, а также систематически печатаются как в
классной газете, так и в школьной. В классе учатся двое КМС по бегу и по плаванию,
обладательница II взрослого разряда по художественной гимнастике, 60% школьной сборной по
игровым видам спорта состоит из учеников класса. Перечень достижений можно было бы
продолжать, но их перечисление не входит в задачу данной статьи. Мне хотелось показать как при
помощи научных знаний и планомерной работы можно из неперспективного класса сделать лучший
класс в школе.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – Л; 1968.
2.Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка – М., 1980.
3.Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии – М..: Владос, 1995.
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования
детей. – М., 2002.
4.БернштейнН.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности – М.,1966.
5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М, 1956.
6.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
7.ЛийметсХ.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
8.Ломов Б.Ф. Проблема личности в советской психологической науке. – В кн.: Проблемы
психологии личности. М.,1982.
9.Матюшкин А.М,Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. –
Вопросы психологии. 1982. №3.С.5 17.
10.Штепина И.С. Психологопедагогическая сущность формирования познавательной активности у
дошкольников [Текст]//Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. научн.
конф.(г. Москва, февраль 2012г.). – М.: БукиВеди, 2012
11.Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и млалдший школьный возраст/ П.М.Якобсон. –
М.,1999// Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие/Сост. И.В.
Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В,Зацепин. – М.: Академия, 1999.
Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.