Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми
Оценка 5

Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
9 кл
06.01.2017
Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми
Теория ангажированного наставничества в России не была широко известна до последнего времени. Мне удалось познакомиться с ней на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Личность, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики». На этом мероприятии я рассказывала о своем опыте по учету личностных особенностей учащихся для развития познавательной активности. Авторы теории ангажированного наставничества докладывали по своей теме чуть позже. Участники конференции в их докладе усмотрели много сходственных черт с моим опытом работы. Впоследствии в ходе общения выяснилось, что моя методика работы классным руководителей является ярким примером применения теории ангажированного наставничества.
Ангажированное наставничество.docx
Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми Н.В.Чернова МБОУ «Школа №7» г. Богородск Нижегородской области Теория ангажированного наставничества в России не была широко известна до последнего времени.   Мне   удалось   познакомиться   с   ней   на   Первой   Всероссийской   научно­практической конференции «Личность, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики». На этом мероприятии я рассказывала о своем опыте по учету личностных особенностей учащихся для   развития   познавательной   активности.   Авторы   теории   ангажированного   наставничества докладывали по своей теме чуть позже. Участники конференции в их докладе усмотрели много сходственных черт с моим опытом работы. Впоследствии в ходе общения выяснилось, что моя методика   работы   классным   руководителей   является   ярким   примером   применения   теории ангажированного наставничества.   Развитие   познавательной   активности   учащихся   –   одно   из   основных   направлений   в деятельности любого педагога. Особую остроту она преобрела в связи с введением стандартов второго   поколения   с   ориентацией   на   метапредметность.   Имея   за   плечами   опыт   ни   одного десятилетия работы в общеобразовательной школе, возникает острая необходимость обратиться к теории   по   данной   тематике.   Так   и   я   поступила   около   6   лет   назад,   когда   на   горизонте   мне показалось не только перспектива стать классным руководителем одного из пятых классов, но и преподавать у них математику. А психологом в школе я к тому времени отработала уже более 5 лет.   Поразмыслив   над   этой   ситуацией,   я   решила   использовать   мои   теоретические   знания   на практике и попытаться повысить уровень познавательной активности моего класса до возрастной нормы. Однако, обратившись к источникам я обнаружила, что четко сформулированного понятия, равно как и его структуры и отработанной методики не существует в природе. Тем интереснее стало работать в этом направлении. По мнению Л.С. Выготского [Выготский Л.С., 1956] стоит из анализа человеческой мысли выделять   движущие   мотивы,   которые   определяют   активность   и   направленность   мыслительного процесса. Удалось найти широкое использование понятия «познавательная активность» [Штепина И.С., 2012]: для отбора содержания образования, формирования УУД, оптимизации познавательной деятельности учеников, взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а так   же   не   определена   четко   роль   педагога   в   развитии   познавательной   активности   учащихся. Отметим, что различные авторы по­ разному трактуют данное понятие. Одни считают, что это качество   умственной   деятельности,   как   его   разновидность;   другие   говорят   о   том,   что   это естественное   стремление   ребенка   к   познанию,   готовность   к   познавательной   деятельности.   Мне наиболее близка вторая точка зрения.   эмоциональный, Наиболее   аргументировано   выделение   авторами   следующих   компонентов   структуры познавательной   активности:   содержательно­ процессуальный и компонент социальной ориентации. На мой взгляд, из­за сложности фиксации динамики изменения развития познавательной активности школьников наиболее  рационально ее изучение построить поэлементно. Внешние признаки, взаимодействуя друг с другом, фиксируют качественное   состояние   компонентов   познавательной   активности   [Амонашвили   Ш.А.,   1980]. Выделенные   компоненты   познавательной   активности   могут   быть   развиты   в   разной   степени,   но независимо от этого они плотно взаимодействуют друг с другом.    мотивационный,   волевой, Для своей работы мною были выбраны несколько направлений деятельности: формирование положительного   эмоционального   отношения   к   познавательной   деятельности,   развитие содержательно­процессуального   компонента.   Следует   отметить,   что   оба   этих   компонента находятся в двухстороннем взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Изначально   мною,   на   основе   изученных   источников,   было   выделено   [БернштейнН.А.Б., 1966]: потенциальная активность и реализованная активность. Основными показателями являются энергичность,   интенсивность,   результативность,   самостоятельность,   творчество,   сила   воли.   В практической   деятельности   по   развитию   познавательной   активности   школьников   мною отслеживались   интенсивность,   результативность   и   самостоятельность   учащихся.   На   рисунке   1 показано изменение показателей в период с 4 по 9 класс обучения.  Рисунок 1 интенсивность результативность самостоятельность 4 5 6 7 8 9 0 50 100 150 200 250 Нулевая   стартовая  позиция   по исследуемым   показателям   позволяет  говорить  о  чистоте данного   исследования.   Анализ   полученных   данных   говорит   о   положительных   динамических изменениях по всем направлениям. Отметим, что долгое время не было положительных изменений по направлению самостоятельности. На мой взгляд разбудить эту часть познавательной активности наиболее проблематично и наличие хотя бы   небольших положительных динамических сдвигов говорит о том, что движение по развитию познавательной активности осуществляется в нужном направлении.  По длительности и устойчивости: ситуативная активность, которая носит эпизодический характер,   а   так   же   интегральная   активность,   котрая   определяет   доминирующее   отношение   к деятельности. На рисунке 2 отражена степень сформированности познавательной активности по длительности и устойчивости               Длительной считалась познавательная активность, которая проявлялась в течение года, устойчивой та, которая проявлялась во всех мероприятиях, которые предлагалась педагогом, а также самостоятельно выбранные учащимися. По длительности имеется положительная динамика на всем исследуемом периоде. По устйчивости имеется некоторый спад в 9 классе, это обусловлено профориентационной работой в классе. Большинство ребят определились с выбором профессии, что дает возможность участия в конкурсах и олимпиадах по профилю учебного заведения. Участие в   большом   числе   мероприятий,   развивающую   познавательную   активность   не   требуется,   данная деятельность имеет индивидуализированную направленность.  Рисунок 2 длительность устойчивость 4 5 6 7 8 9 0 5 10 15 20 25                   По   характеру   деятельности   познавательная   активность   может   быть:   репродуктивно­ подражательной и поисково­исполнительской. На рисунке 3 мы можем увидеть, что зависимость этих функций носит характрер обратной пропорциональности. Рисунок 3 частоста встречаемости в % репродуктивно- подражат ельная акт ивност ь поисково- исполнительская акт ивност ь класс Из   диаграммы   видно,   что   выраженность   репродуктивно­подражательной   познавательной активности   на   протяжении   всего   исследуемого   периода   падала,   а   поисково­исполнительская   – росла.   Репродуктивно­подражательная   деятельность   характеризуется   стрмлением   заполнить   и воспроизвести   готовые   знания,   овладеть   способом   их   применения   по   образцу.   Поисково­ исполнительская   –   стрмлением   к   выявлению   смысла   явлений   и   процессов,   определения   связей между   ними,   овладению   способами   применения   знаний   в   измененных   условиях.   Так   же   по характеру   деятельность   может   быть   творческой,   она   совершается   путем   поиска   инициативы   в постановке целей и задач, выборки самостоятельной оптимальной программы действий, переносу знаний в новые условия. На данном уровне, в полной мере, познавательная активность в настоящий момент сформирована у единиц из учащихся класса. Хотя у многих ребят имеют место хорошо сформированные элементы творчества. Имеет смысл говорить о том, что к окончанию текущего года   порядка   20%­25%   учащихся   класса   овладеют   творчеством,   как   качественной   единицей познатавельной активности. С  точки  зрения   количесвенного   измерения   развитивя   познавательной   активности  можно выделить три ее уровня: низкий, средни и высокий. Степень успешности процесса формирования познаваетльной активности зависит от системы внешних и внутренних факторов. К внутренним принято   относить   биологические   факторы   и   психические   свойства   личности,   к   внешним   – социальные и педагогические [П.М.Якобсон.,1999]. Опираясь на эти знания изначально во время ознакомительного   периода   работы   с   классом   среди   учащихся   были   выявлены   трое   учащихся, уровень   интеллектуального   развития   которых   был   ниже   возрастной   нормы.   Впоследтсвии   эти ребята прошли ПМПК, по рекомендации которой один обучается во вспомогательной школе 8 вида,   двое   проходят   обучение   в   классе   компенсирующего   обучения.   Безусловно,   развитие познавательной активности так же необходимо таким ребятам, но большую эффективность данный процесс   будет   более   продуктивен,   если   им   занимаются   специалисты     в   соответствующих образовательных учреждениях.  Таким   образом,   в   5   классе   остались   обучаться   ребята,   уровень   развития   которых соответствует возрастной норме. На 1 степени обучения познавательная активность у детей не развивалась, данная работа была начата в 5 классе. Активность   –   предмет   исследования   многих   наук,   каждая   из   которых   исследует специфические   стороны   данной   характеристики   личности.   Изначально   была   сформирована благоприятная среда для развития познавательной активности в классе: ежемесячно выпускалась газета   (силами   самих   ребят),   где   описывались   достижения,   всячески   поощрялись   участия   в исследовательской   и   учебно­научной   деятельности.   Результатом   применения   положительной мотивации, как одного из факторов развития познавательной активности стало снижение ребят с низкой   степенью   развития   познавательной   активности   и   повышение   со   средней   и   высокой (рисунок4) Рисунок 4 100 80 60 40 20 0 4класс 5класс 6класс 7класс 8класс 9класс низкий средний высокий На диаграмме видно, что переломный момент насупил между 6 и7 классами, когда больше половины учащихся стали иметь высокий и средний уровень развития познавательной активности. Именно   в   это   время   проводимая   с   классом   работа   начала   давать   результаты,   которые   можно зафиксировать   (более   высокий   процент   участвующих   в   школьном   НОУ,   исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах). В   учебной   деятельности   согласно   концепции   Л.С.   Выготского[Выготский   Л.С.,   1956], ребенок   в   процессе   своего   развития   осваивает   социокультурный   опыт   человечества, представленный   в   форме   различных   знаков,   символов,   моделей.   Для   активации   учебной деятельности   используются   задания   по   самоанализу,   задания   творческого   характера,   задания проблемного   содеожания,   игрового   и   соревновательного   характера,   задания,   направленные   на варьирование содержания и способов выполнения. Познавательная   активность   развивается   из   потребности   в   новых   впечатлениях,   которая присуща   каждому   человеку   от  рождения.   В  школьном   возрасте   на   основе   этой   потребности   в процессе   развития   ориентировочно­исследовательской   деятельности   у   ребенка   формируется стремление узнать для себя как можно больше нового. Познавательная активность – это стремление наиболее полно познать мир. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями,   которые   отражаются   в   энергетическом   и   содержательном   показателях.   Первый характеризует   заинтересованность   ребенка   в   деятельности,   настойчивости   познания. Содержательный   –   результативность   деятельности   в   процессе   получения   знаний   [Ананьев   Б.Г., 1968]  В нашем случае, кроме количественных характеристик, которые были приведены в тесте ранее, присутствуют также качественные показатели развития познавательной активности. Рисунок 5 80 60 40 20 0 4 5 6 7 8 9 На графике видно, что кривую нельзя назвать ни монотонно возрастающей, ни монотонно убывающей. После начала работы в 5 классе при переформировании целей работы с классом от стандартов  I  поколения   к   стандартам  II  поколения   была   выявлена   отрицательная   динамика. Однако, начиная с 7 класса показатели качества обученности (процент детей занимающихся на «хорошо» и «отлично») имеют тенденцию к росту. Кроме этого, в 2015­2015 учебном году ребята добились значительных успехов в конкурсах и   олимпиадах:   заняли  II  и  III  место   в   факультетской   олимпиаде   по  математике   НГПУ   имени К.Минина, вышли в финал конкурса исследовательских работ ХI региональной естественнонаучной конференции школьников при ИПФ РАН, стали финалистами олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки» имени Н.И. Лобачевского, заняли III место на отраслевой олимпиаде «Росатом» в НГПУ   имени   Р.А.   Алексеева,   победили   в   конкурсе   исследовательских   работ,   организованном ассоциацией учителей русского языка и литературы, имеют призовые места в профоринтационном конкурсе «Я – профессионал», конкурсе фотографий «поколение NEXT», организованного НГПУ имени   К.Минина,   призеры   конкурса   исследовательских   работ,   проводимых   Ивановским университетом.   Более   86%   ребят   приняли   участие   в   олимпиаде   «Фоксворд»,   организованной МИФИ.   В   течение   года   23   человека   из   24   принимали   участие   в   различных   мероприятиях познавательного   характера.  У  15 человек   имеются   призовые   места   в  конкурсах   и олимпиадах. Ученики класса активно участвуют в работе НОУ школы, а также систематически печатаются как в классной   газете,   так   и   в   школьной.   В   классе   учатся   двое   КМС   по   бегу   и   по   плаванию, обладательница  II  взрослого разряда по художественной гимнастике, 60% школьной сборной по игровым   видам   спорта   состоит   из   учеников   класса.   Перечень   достижений   можно   было   бы продолжать, но их перечисление не входит в задачу данной статьи. Мне хотелось показать как при помощи научных знаний и планомерной работы можно из неперспективного класса сделать лучший класс в школе.  Список литературы 1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – Л; 1968. 2.Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка – М., 1980. 3.Афонькина   Ю.А.,   Урунтаева   Г.А.   Практикум   по   детской   психологии   –   М..:   Владос,   1995. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого­педагогического обследования детей. – М., 2002. 4.БернштейнН.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности – М.,1966. 5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М, 1956. 6.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. 7.ЛийметсХ.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975. 8.Ломов   Б.Ф.   Проблема   личности   в   советской   психологической   науке.   –   В   кн.:   Проблемы психологии личности. М.,1982. 9.Матюшкин А.М,Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. – Вопросы психологии. 1982. №3.С.5 ­17. 10.Штепина И.С. Психолого­педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст]//Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. научн. конф.(г. Москва, февраль 2012г.). – М.: Буки­Веди, 2012 11.Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и млалдший школьный возраст/ П.М.Якобсон. – М.,1999//   Возрастная   и   педагогическая   психология:   хрестоматия:   учебное   пособие/Сост.   И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В,Зацепин. – М.: Академия, 1999.

Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми

Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми

Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми

Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми

Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми

Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми

Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми

Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми

Ангажированное наставничество как одна из перспективных форм работы с одаренными детьми

Ангажированное наставничество  как одна из перспективных форм работы  с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017