Беседа о соблюдении режима дня, 5 класс
Конспект беседы для пятиклассников «О соблюдении режима дня»
Цель: воспитание у школьников характера, силы воли и самодисциплины.
Задача: помочь учащимися правильно и рационально планировать свой день, с пользой для здоровья и учебы.
Организационный момент: незадолго до проведения мероприятия целесообразно провести небольшой письменный опрос учащихся, дабы иметь общее представление о режиме своих подопечных. Исходя из полученных результатов, подготовиться к предстоящей беседе. Вопросы анкеты могут быть примерно такого характера:
Основные вопросы беседы:
- Какое значение имеет в жизни человека четко спланированный день?
- Так ли важен режим дня в жизни школьника?
Рекомендации по соблюдению правильного режима дня школьника
Каждый человек, хочет он этого или нет, вынужден придерживаться своего определенного режима дня. Обычно свой распорядок дня он строит с удобством для себя. Но почему-то довольно часто получается, что один за день успевает сделать очень многое, а другой вечно ничего не успевает, постоянно жалуясь на свою загруженность. В чем причина данной проблемы? В неумении правильно планировать свой день и придерживаться определенного режима.
На многих ребят слово «режим» навевает смертельную скуку: «Вот еще! Что я робот что ли жить строго по часам запрограммированной жизнью!» А между тем вовсе необязательно жить строго по минутам. Необходимо построить свой распорядок дня таким образом, чтобы за день без лишней спешки и нервозности могли успеть вовремя, без опозданий, прийти в школу. После школы спокойно пообедать и отдохнуть; погулять и пообщаться с друзьями; приготовить уроки; заняться своим любимым делом и хорошо выспаться, чтобы следующий день встретить веселым и бодрым, полным сил и энергии. Для этого необходимо все основные элементы режима выполнять в одно и то же время.
При правильном режиме дня труд чередуется с отдыхом. Например, напряженное занятие и долгое сидение за компьютером, чередуется с подвижной деятельностью: прогулкой на свежем воздухе, подвижной игрой и т. и. Не стоит одновременно делать сразу несколько дел: сидеть над учебниками и краешком глаза поглядывать на телевизор или делать уроки, слушая любимую музыку. Это отвлекает, мешает сосредоточиться на предмете, вызывая утомление, причинами которого являются плохо выученные уроки, нервозность и плохое настроение.
Соблюдение режима вначале требует от человека определенных усилий. Но и здесь есть позитивные моменты: воспитывается характер, сила воли, самодисциплина. Со временем отпадает необходимость такого контроля, так как это входит в привычку, и уже не задумываешься над тем, чем заняться в первую очередь: почитать книгу, посмотреть любимую передачу или все же все-таки подготовиться к занятиям?
Так ли важно для школьника соблюдение режима? Очень важно! Вырабатывая в себе привычку к четкому и правильному распорядку дня, учащийся тренирует в себе положительные качества характера, которые помогут в дальнейшем добиться намеченной цели. Именно в юном возрасте закладывается фундамент благополучной и успешной взрослой жизни. Недаром одна древняя мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу».
Педагог обращается к учащимся с просьбой прокомментировать данное изречение.
Далее педагог рассказывает учащимся о том, что является залогом успешной учебы и хорошего самочувствия.
Малоподвижный образ жизни, недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека, тем более здоровье растущего, молодого организма. Даже небольшая, пятнадцатиминутная динамическая пауза повышает работоспособность, снимает усталость. Поэтому необходимо во время подготовки домашних заданий, после сорокапятиминутных занятий, уделить хотя бы пять минут несложным физическим упражнениям:
1. Ходьба на месте.
2. Наклоны в стороны, вперед, прогибание назад, круговые движения туловища.
3. Поднимание рук с потягиванием и подъемом на носки, раз- ведение рук в стороны.
4. Приседание, маховые движения ногами и подскоки.
5. Ходьба, отведения прямых рук в стороны, вверх.
Таким образом, почувствовав усталость, необходимо устроить небольшой перерыв в пять-десять минут для того, чтобы подвигаться и разгрузиться. В это время желательно переключиться на другую деятельность, не связанную с умственным трудом и не требующую больших затрат энергии и времени: например, пропылесосить и проветрить квартиру или помочь маме с мытьем посуды и т. п.
Причем, безотлагательные дела, например, сбегать в аптеку или за хлебом, сдать книги в библиотеку и т. п. лучше сделать сразу, чтобы в дальнейшем сосредоточиться только на занятиях.
В ходе беседы может возникнуть вполне закономерный вопрос: когда следует садиться за уроки? Примерно после двух-трех часов отдыха от школьных занятий. Поев и отдохнув, спокойно приступайте к выполнению уроков. Не отвлекаясь на посторонние телефонные разговоры с друзьями и не прерываясь на длительный просмотр захватывающего фильма, без всякого для себя утомления вполне реально быстро справиться с домашними заданиями. А дальше, как говорится: «Сделал дело - гуляй смело!», можно заняться и другими делами.
История для нас услужливо сохранила немало поучительных примеров из жизни великих людей и общественных деятелей. Придерживаясь определенного уклада жизни и строгого ежедневного распорядка дня, ежеминутно и ежечасно работая над собой и совершенствуя себя, они добивались желаемого результата в своей деятельности.
Например, в Мелихово, где жил в свое время Антон Павлович Чехов, до сих пор сохранились деревья и кусты, посаженные руками писателя. В минуты отдыха, в перерывах между напряженной работой, Антон Павлович любил возиться в своем садике, выращивая прекрасные цветы и необыкновенные овощи.
Лев Николаевич Толстой в свободное от работы время тачал сапоги, занимался различными земляными крестьянскими работами. Иван Петрович Павлов так же охотно совмещал свою научную деятельность с физической, получая от этого не меньше удовольствия...
Учеными давно доказано, что человек, умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями, не только не болеет, но и медленнее устает на работе и быстрее восстанавливает свои силы. Примером тому может послужить жизнь известного немецкого философа и ученого восемнадцатого века Иммануила Канта, который от природы был очень слаб здоровьем, страдал многими заболеваниями.
Молодой человек твердо решил изменить свою жизнь. Он тщательно продумал свой распорядок дня, питание, выработал строгую гигиеническую систему по укреплению своего физического состояния. Ровно в десять вечера он ложился спать, ровно в пять вставал, в семь часов отправлялся на прогулку... Кант прожил до 82 лет, значительно укрепив не только свое здоровье, но и сохранив удивительную ясность ума и хорошую работоспособность.
Вопросы к учащимся:
1. Что вам мешает учиться лучше?
2. Для чего школьникам необходимо соблюдать режим дня? (При правильно распланированном дне улучшается самочувствие, рационально используется время, вырабатываются положительные качества характера, необходимые для дальнейших решений жизненных задач.)
3. Во сколько школьник должен ложиться спать? (Не позднее 11 часов. Между одиннадцатью часами вечера и семью утра - самое лучшее время для спокойного и глубокого сна.)
4. Можно ли совмещать полезное с приятным: читать за обедом, например? (Нет. Этим вы причиняете вред своему здоровью. Во время обеда не следует читать, так как в коре головного мозга при чтении образуется новый очаг возбуждения, тормозящий пищевой. А еще в народе поговаривали: «Есть и читать вместе - память проглотить».)
5. Что ты считаешь для себя отдыхом: чтение книг; просмотр кинофильмов; общение с друзьями; занятие музыкой; спортом; прогулку?
- Планируешь ли ты заранее свой день?
- Сколько времени уделяешь урокам?
- Приступаешь к выполнению уроков сразу после школьных занятий? Поздно вечером? Отдохнув некоторое время?
- Сколько времени уходить на подготовку к занятиям?
- Твои увлечения?
- Спать ложишься в одно и то же время?
- С каким настроением отправляешься в школу: с большим неудовольствием; с радостью; все больше по привычке?
- Нравиться ли тебе учиться?РКЛАМА|16+
- Хотелось бы тебе повысить свою успеваемость?
- Планируешь ли ты заранее свой день?
- Сколько времени уделяешь урокам?
- Приступаешь к выполнению уроков сразу после школьных занятий? Поздно вечером? Отдохнув некоторое время?
- Сколько времени уходить на подготовку к занятиям?
- Твои увлечения?
- Спать ложишься в одно и то же время?
- С каким настроением отправляешься в школу: с большим неудовольствием; с радостью; все больше по привычке?
- Нравиться ли тебе учиться?РКЛАМА|16+
- Хотелось бы тебе повысить свою успеваемость?
- Планируешь ли ты заранее свой день?
- Сколько времени уделяешь урокам?
- Приступаешь к выполнению уроков сразу после школьных занятий? Поздно вечером? Отдохнув некоторое время?
- Сколько времени уходить на подготовку к занятиям?
- Твои увлечения?
- Спать ложишься в одно и то же время?
- С каким настроением отправляешься в школу: с большим неудовольствием; с радостью; все больше по привычке?
- Нравиться ли тебе учиться?РКЛАМА|16+
- Хотелось бы тебе повысить свою успеваемость?
- Планируешь ли ты заранее свой день?
- Сколько времени уделяешь урокам?
- Приступаешь к выполнению уроков сразу после школьных занятий? Поздно вечером? Отдохнув некоторое время?
- Сколько времени уходить на подготовку к занятиям?
- Твои увлечения?
- Спать ложишься в одно и то же время?
- С каким настроением отправляешься в школу: с большим неудовольствием; с радостью; все больше по привычке?
- Нравиться ли тебе учиться?РКЛАМА|16+
- Хотелось бы тебе повысить свою успеваемость?
- Планируешь ли ты заранее свой день?
- Сколько времени уделяешь урокам?
- Приступаешь к выполнению уроков сразу после школьных занятий? Поздно вечером? Отдохнув некоторое время?
- Сколько времени уходить на подготовку к занятиям?
- Твои увлечения?
- Спать ложишься в одно и то же время?
- С каким настроением отправляешься в школу: с большим неудовольствием; с радостью; все больше по привычке?
- Нравиться ли тебе учиться?РКЛАМА|16+
- Хотелось бы тебе повысить свою успеваемость?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.