Аннотация к рабочей программе по «Изобразительному искусству» 5 - 8 классы.
1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Учебный предмет изобразительное искусство включен в образовательную область «Искусство» учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5-8 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы «Искусство» основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе:
Программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 176 c. — ISBN 978-5-09-035917-7.
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:
Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.
7 класс»;
А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
2. Цель изучения учебного предмета.
Перед «Изобразительным искусством» как предметной областью, ставятся следующие цели:
ü развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
ü формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
ü освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
ü формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
ü развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
ü формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
ü воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
ü развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
ü овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
ü овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
3. Содержание учебного предмета.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа'. Роспись по лу'бу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!». Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя — моделируешь мир.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.
Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
4. Основные образовательные технологии.
Основной формой проведения занятий является урок-творчество, урок-беседа. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, предусмотрено выполнение школьниками творческих работ. Формы организации работы учащихся предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры , рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием, изготовлением макетов, архитектуры, выполнением коллажей.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в основной школе выпускник научится:
Раздел «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Выпускник научится:
ü характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
ü раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
ü создавать эскизы декоративного убранства русской избы, цветовую композицию внутреннего убранства избы;
ü определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
ü умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
ü выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
ü владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
ü рапознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
ü осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
ü характеризовать основы народного орнамента;
ü создавать орнаменты на основе народных традиций;
ü различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
ü различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
ü находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
ü различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
ü различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
ü различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
ü выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
ü классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
ü создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
ü владеть навыками работы в различных видах современного декоративного искусства (батик, витраж и т. п.).
Выпускник получит возможность научиться:
ü активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов;
ü различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
ü осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
ü выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
ü активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства.
Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Выпускник научится:
ü знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
ü знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
ü понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
ü знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ü называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
ü понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
ü знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.), особенности ритмической организации изображения;
ü знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
ü пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
ü видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов;
ü знать общие правила построения головы человека;
ü уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
ü видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
ü создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
ü активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Выпускник получит возможность научиться:
ü выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
ü активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов;
ü различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
ü осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
ü выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
ü активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства.
Раздел «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Выпускник научится:
ü понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
ü осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
ü понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
ü осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
ü понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
ü осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
ü осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
ü передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
ü осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
ü эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
ü понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
ü создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
ü создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
ü наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
ü использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
ü выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
ü определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
ü различать произведения разных эпох, художественных стилей;
ü различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
ü понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
ü осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
ü понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
ü анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
ü понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
ü анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
ü определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
ü понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ»
Выпускник научится:
ü понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране;
ü перечислять и характеризовать основные формы графического дизайна, его художественно - композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты;
ü понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре;
ü узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника;
ü осознавать специфику спектакля;
ü понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность;
ü различать особенности художественно-образного языка;
ü понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом;
ü владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки;
ü осознанно осуществлять выбор объекта, точки съёмки, ракурса, крупности плана;
ü анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии;
ü понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко - документальной ценности фотографии;
ü анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии;
ü развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет;
ü осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основам и операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.
ü понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
ü представлять кино как о пространственно-временное искусство;
ü понимать и объяснять, что современное кино;
ü представлять роль художника-постановщика в игровом фильме;
ü излагать свой замысел в форме сценарной записи;
ü иметь представление о творческой роли режиссёра в кино;
ü овладевать азами режиссёрской грамоты;
ü овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа;
ü смотреть и анализировать с точки зрения режиссёра;
ü представлять различные виды анимационных фильмов и этапах работы над ними;
ü уметь применять сценарно-режиссёрские навыки изобразительного сюжета;
ü узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ;
ü понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации;
ü получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач;
ü осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики;
ü понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео;
ü понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы;
ü представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов;
ü понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека;
ü понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре;
ü понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении;
ü рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников.
Выпускник получит возможность научиться:
ü добиваться эмоциональной выразительности;
ü представлять историю развития искусства театра, эволюцию театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены);
ü понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
ü развивать свою зрительскую культуру;
ü понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля;
ü осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом;
ü применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции;
ü работать с освещением для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно - выразительного фото-натюрморта;
ü уметь работать оперативно и быстро;
ü работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека;
ü постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой творческий уровень;
ü приобретать навыки композиционной обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.
ü узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника;
ü осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок бастере и домашнем видеофильме;
ü узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах;
ü понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма;
ü реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке;
ü давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
ü узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир;
ü формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, ане проводить всё время перед экраном;
ü приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью,репортаж, очерк) для формирования своего телевидения;
ü приобретать представление о различных формах операторского кино
ü наблюдения;
ü реализовывать сценарно - режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда;
ü реализовывать режиссёрско - операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета;
ü пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете;
ü оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства.
6. Общая трудоемкость учебного предмета.
На ступени основного общего образования для обязательного изучения «Изобразительного искусства» отводится 119 ч, в том числе в 5, 6, 7 классах по 34 учебных часов в год, или 1 ч в неделю, в 8 классе - 17 учебных часа в год, или 1 час в две недели. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.
7. Формы контроля.
Промежуточная аттестация согласно Положения «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Составитель: рыбина Л. Л., учитель изобразительного искусства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.