Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную согласованность, стройное целое, единство. В хороведении ансамбль часто определяется как художественное единство, образующееся в процессе исполнения партитуры коллективом певцов. В хоровой практике существует понятие частного и общего ансамбля. Частный ансамбль – это ансамбль однотипной по составу унисонной группы певцов хора или ансамбль партии. Общий ансамбль – это ансамбль всего хора, ансамбль сочетаний унисонных групп. В отличие от частного, является самостоятельным выразительным средством. Формирование ансамбля трудоемкий и продолжительный труд, большое искусство, которое предполагает развитие у певцов ансамблевого чувства: умение приспосабливать звучание своего голоса к голосам партнеров.
Презентация Microsoft PowerPoint (14).pptx
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
АНСАМБЛЬ
(УНИСОННЫЙ,
РИТМИЧЕСКИЙ,
ДИКЦИОННЫЙ.)
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
• Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную
согласованность, стройное целое, единство. В
хороведении ансамбль часто определяется как
художественное единство, образующееся в
процессе исполнения партитуры коллективом
певцов. В хоровой практике существует понятие
частного и общего ансамбля. Частный ансамбль –
это ансамбль однотипной по составу унисонной
группы певцов хора или ансамбль партии. Общий
ансамбль – это ансамбль всего хора, ансамбль
сочетаний унисонных групп. В отличие от
частного, является самостоятельным
выразительным средством. Формирование
ансамбля трудоемкий и продолжительный труд,
большое искусство, которое предполагает
развитие у певцов ансамблевого чувства: умение
приспосабливать звучание своего голоса к голосам
партнеров.
• Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь
в том случае, если хор правильно скомплектован.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
• Недопустимо:
• 1) большая диспропорция в коллективном составе певцов;
• 2) неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру;
• 3) участие в хоре певцов с «тремолирующими» и «качающимися»
голосами;
• 4) участие в хоре голосов с резким «горловым», «зажатым»,
«плоским» звуком;
• 5) речевые недостатки: «картавость», «шепелявость» и другие
врождённые дефекты.
• Всё это затрудняет работу над ансамблем.
• Необходимо:
• 1) (желательно) участие в хоре певцов с хорошими сольными
голосами, т.к. их тембр влияет на качество звучания партии в
целом, на тембр партии;
• 2) все голоса партии были сходны по тембру и могли образовать
слитное унисонное звучание;
• 3) при размещении певцов внутри партии стремиться к тому, чтобы
образовался постепенный переход от более лёгких голосов к более
тяжёлым, чтобы рядом находились исполнители, обладающие
родственными по силе и тембру голосами.
• 4) Количественное и качественное равновесие хоровых партий:
• партия S (основной мелодический голос)
• партия Б (фундамент хоровой звучности) могут иметь несколько
больший состав;
• 5) Главное качество певцов хора – музыкальность.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
• Существуют разновидности ансамбля:
• - высотно-интонационный;
• - метроритмичный;
• - темпоритмический;
• - тембровый (однотембровый и многотембровый);
• - динамический;
• - артикуляционный;
• - агогический;
• - гомофонно-гармонический;
• - полифонический.
• Коротко охарактеризуем особенности каждого из
видов общего ансамбля
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
ИНТОНАЦИОННЫЙ
ВЫСОТНО-
АНСАМБЛЬ
• Назначение этого ансамбля заключается в
полной слитности всех голосов хоровой
партии между собой по высоте. Без
высотного ансамбля внутри партии
невозможен общехоровой строй.
• Способы достижения и совершенствования
интонационно-высотного ансамбля:
• - подравнивание к ведущим, более опытным
певцам;
• - подравнивание к тону, заданному
дирижёром;
• - подравнивание к строю сопровождения.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
ТЕМПОРИТМИЧЕСКИЙ
АНСАМБЛЬ
• Подразумевает умение певцов
одновременно начинать и заканчивать как
произведение в целом, так и отдельные его
части, постоянно ощущать основную
метрическую долю, четко и точно
передавать ритмический рисунок,
удерживать постоянный темп и совместно
менять его, исходя из указаний автора и
художественно-исполнительских задач,
единовременно произносить слова, брать
дыхание и делать цезуры.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
ТЕМБРОВЫЙ АНСАМБЛЬ
• наиболее важным является внимательное
отношение певцов к общему звучанию
соответствующей партии хора, к той окраске
тона, которая наиболее полно отвечает данной
художественно-исполнительской задаче. Опираясь
на единую, общую для всех певцов манеру
звукообразования, каждый исполнитель
сознательно сливает свой тембр с данной
палитрой звучания хора.
• Хоровое пение всегда должно сохранять полноту
тембровых красок, мягкость звучания голосов,
соразмерность оттенков.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
ДИНАМИЧЕСКИЙ
АНСАМБЛЬ
• (греч.dinamis – сила) – уравновешенность по силе голосов внутри партии и
согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.
• Чем богаче палитра динамических красок в хоре, тем больше его
возможность в создании разнообразных художественных образов.
• Расширение динамических возможностей хора достигается не
увеличением громкости на fortissimo, а воспитанием навыков
распределения звучности, умелой подготовкой кульминаций,
формированием красивого выразительного pianissimo.
• Общехоровой динамический ансамбль может быть:
• - монолитным (одноплановым) – одинаковая динамика во всех партиях,
используется в общехоровых унисонах;
• - дифференцированным (многоплановым) – полифония.
• Динамический баланс хора находится в тесной зависимости от других
видов ансамбля, от тембрового и темпоритмического.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ
АНСАМБЛЬ
• Предполагает выработку в хоре единой манеры произнесения текста. Это выражается
в активизации деятельности не только артикуляционного аппарата, но и всех органов
голосообразующей системы. В хоре дикционная отчетливость произношения
неотделима от характера излагаемого партиями музыкального материала. Наиболее
важные его линии, разделы могут быть подчеркнуты интенсивностью произношения.
При этом следует иметь в виду, что дикционная разборчивость зависит от соотношения
в слове ударных и неударных слогов. Конечно, стремясь к ровности произношения,
дирижер не должен забывать о смысловых вершинах в слове, внимательно наблюдая,
чтобы они были хорошо слышны в зале. То же следует сказать и о фразовых ударениях
– они приобретают очень большое значение в понимании слушателями смысла спетого.
Следовательно, отчетливость произношения не сводится к механической ровности, к
абстрактной, отвлеченной дикционной активности. Она должна подчиняться
произносительным нормам, логике музыкального развития, стилистике произведения.
• Чтобы добиться ансамбля в произношении, поющие должны понимать смысл текста в
единстве с его музыкальной интерпретацией, разбираться в орфоэпический нормах.
Кроме того, дирижер должен знать, что дикционная разборчивость зависит от
тесситуры, регистрового механизма голосообразования. Чем выше исполняемый
певцом звук, тем сложнее добиться отчетливости произношения. В высокой тесситуре
оно требует хорошей технической подготовленности хора, развитого вокального
мастерства.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ
АНСАМБЛЬ
• Стремится к высокой ритмической тембровой динамической и
артикуляционно-штриховой дифференциации хоровой
партии.
• Трудность состоит в том, чтобы не потерять ансамблевого
единства, не дать голосам разлететься, сочетать своеобразие
каждой линии с единством композиционного плана.
• Каждая хоровая партия должна уметь исполнить тему
первым планом, затем гибко переключиться на пение вторым
и третьим планом.
• Главный тематический материал должен всегда звучать
отчётливо, что создаётся чёткостью вступления голоса,
рельефностью подачи текста. Сложная задача сохранить
ясность, выразительность второго и третьего плана.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
ГАМОФОННО-
ГАРМОНИЧЕСКИЙ
АНСАМБЛЬ
• Разделяется на два подвида:
• гомофонный – функция мелодичного и гармонического начал строго
распределены между голосами: ведущим мелодию и
аккомпонирующим;
• хоральный – мелодический элемент присутствует во всех голосах.
• Условия хорального ансамбля:
• - выявить характерные интонации в каждой партии, придать им
рельефность.
• Отношения между хором и солистом, хором и сопровождением также
подчиняются ансамблю. Различают три варианта соотношения
хоровой и инструментальной звучности: когда хор излагает основной
тематический материал; когда хор и сопровождение имеют
равноправное значение; когда инструментальная часть доминирует.
Соответственно в первом случае хор звучит динамически ярче, во
втором – нюансировка подчеркивает равнозначность хоровой и
инструментальной звучности, в третьем – она выводит на первый
план сопровождение.
• Соотношение хора и солиста в ансамбле должно быть таково, чтобы
голос отдельного певца не тонул в общем звучании хора, чтобы оно
не подавляло солиста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.