Ансамблевое музицирование как форма развивающего обучения в средних и старших классах фортепиано
Оценка 4.7

Ансамблевое музицирование как форма развивающего обучения в средних и старших классах фортепиано

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
20.06.2023
Ансамблевое музицирование как форма развивающего обучения в средних и старших классах фортепиано
Фортепианный ансамбль, как «один из самых парадных жанров музыки», в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них, общая тенденция к возрождению, забытых ансамблевых традиций прошлых веков, общий не иссякающий интерес к высокохудожественным произведениям композиторов ХѴІІІ — XX вв. и жанрам современных композиторов.
Ансамблевое музицирование.docx

Ансамблевое музицирование,

как форма развивающего обучения в средних и старших классах фортепиано

 

В последние годы развивающее обучение является одним из направляющих в современной педагогике, где в процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей.

Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное исполнительство, играет огромную роль в формировании творчески мыслящей, духовно богатой личности.

Одной из форм развивающего обучения, является ансамблевое музицирование, которое издавна известно как разновидность концертной деятельности.

Распространенным является мнение, что игра в ансамбле — просто более легкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, уверенно играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Более оправданной представляется другая точка зрения: игра в ансамбле во многом отличается от сольного музицирования. При этом нужно говорить ни о снижении уровня мастерства сольного исполнительства, а о его повышении и обогащения целого ряда навыков.

Фортепианный ансамбль, как «один из самых парадных жанров музыки», в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них, общая тенденция к возрождению, забытых ансамблевых традиций прошлых веков, общий не иссякающий интерес к высокохудожественным произведениям композиторов ХѴІІІ XX вв. и жанрам современных композиторов.

Кроме того, это необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность, как для творческого, так и дружеского общения. Она учит слушать партнера, способствует развитию музыкального мышления.

В условиях развивающего обучения, педагогу предстоит задача организовать деятельность учащегося так, чтобы ребенок сам искал способ решения, поставленной перед ним задачи, создавая атмосферу, в которой ученик самостоятельно и с удовольствием включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей. Усиление познавательной активности, создание условий для проявлений самостоятельности и инициативы, побуждают учащегося к творчеству.

Учебная деятельность школьника должна стимулироваться не только посредством интересного учебного материала и разнообразием методов преподавания, но и характером отношений. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, уважения, школьник легко и охотно воспринимает учебно-познавательные задачи. Взаимоотношения по типу сотрудничества создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика.

Общение это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя. Фундамент педагогики сотрудничества образует идея помощи ученику. Задача педагога заключается в том, чтобы находить свои пути в поисках оптимальных средств обучения. Таким образом, связь между проблемами развивающего обучения и сотруднических отношений самая тесная.

К сожалению, работа по шлифовке репертуара отчетных выступлений поглощает массу учебного времени, поэтому учащиеся в повседневной практике осваивают весьма ограниченное число произведений. Формирование умений и навыков, таким образом, имеют узкую специализацию, все это наносит урон развивающей стороне музыкальных занятий. В классе фортепиано недооцениваются такие формы работы, как чтение с листа, умение слушать, развитие ритма и т.д.

Ансамблевое музицирование это одна из форм работы, которая обладает особыми развивающими возможностями. Игра в ансамбле, как нельзя лучшее дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Исходя из вышесказанного, целью коллективного музицирования, является обучение и развитие учащегося через исполнение музыки, стимулирования общего развития.

Задачами музыкально-воспитательного процесса являются:

·        развитие музыкального мышления учащегося, воспитание у него потребности в творческой деятельности;

·        совершенствование гармонического слуха будущих музыкантов;

·        формирование внутреннего единства исполнителей.

Термин «ансамблевое музицирование» содержит два понятия: музицирование и ансамбль. Слово «музицирование» происходит от немецкого «musizieren», что означает заниматься музыкой. Более точным представляется определение с толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова: «проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкой». Изучение педагогического наследия Г.Г. Нейгауза позволяет утверждать, что для него музицирование это не столько концертная деятельность, сколько процесс общения, ознакомления с музыкальными произведениями, имеющий общеразвивающее значение и расширяющий кругозор.

Если понятие музицирование относится сугубо к сфере музыки, то понятие «ансамбль» (от французского «ensemble» + буквально вместе, сразу) употребляется в самых разных областях знаний. Этот термин применяется в архитектуре, живописи, скульптуре, театре и конечно в музыке, и трактуется, как камерное произведение для небольшого состава исполнителей и согласованность совместного исполнения. Игра в ансамбле, требует от музыкантов особой специализации, которая должна опираться на знание и освоение специфики жанра. Три качества специфических жанровых особенностей ансамблевой игры, распространяющихся на все виды ансамблей вне зависимости от состава, стиля, манеры игры и т.п., выделяют следующие параметры:

1.     Единство действий музыкантов, единство замысла и единство выражения этого замысла;

2.     Характеристика ансамблевой игры, как коллективного творчества, которое подразумевает органическое слияние индивидуальностей, образуя при этом коллективно-индивидуальное лицо ансамбля, которым различные ансамбли и отличаются друг от друга;

3.     Основой для ансамблевого исполнительства является умение слушать, не только то, что сам играешь, но одновременно и то, что играет партнер, слышать общее звучание обеих партий.

Фортепианное исполнительство обладает особо богатым потенциалом в отношении музыкального развития обучающего.

Фортепиано - инструмент самого широкого диапазона действий. С помощью фортепиано узнается и осваивается любая музыка: оперно-симфоническая, камерно-инструментальная, вокально-хоровая и т.д. Исключительно широкими развивающими возможностями пользуется фортепианная литература, в которой представлена возможность овладения различными художественно-стилевыми навыками. «Сравниться с фортепиано может только оркестр» И. Гофман.

Игра в 4 руки это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена  и на любом уровне владения инструментом. Ансамблист находится в особо выгодных условиях наряду с репертуаром для рояля он может пользоваться также оперными клавирами, переложением партитур камерно-инструментальных и симфонических оркестров, аранжировками вокальных опусов, иными словами это постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, что стимулирует художественное воображение, обеспечивая непрерывное поступление свежих впечатлений. Ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности»   эмоциональности, отзывчивости на музыку, что очень актуально в работе с учащимися подросткового возраста, в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка.

Потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенная эмоциональность все эти особенности, делают подростка восприимчивым к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности.

На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, прежде всего потому, что ансамблевая игра внутриклассная форма работы, которая не всегда доводится до эстрады, так как учащийся имеет дело с материалом «не для заучивания, не для запоминания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать».

Отсюда психологическая раскрепощенность, которая способствует интенсивному развитию других способностей учащегося: музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков.


 

Ансамблевое музицирование, как форма развивающего обучения в средних и старших классах фортепиано

Ансамблевое музицирование, как форма развивающего обучения в средних и старших классах фортепиано

Общение — это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя

Общение — это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя

Единство действий музыкантов, единство замысла и единство выражения этого замысла; 2

Единство действий музыкантов, единство замысла и единство выражения этого замысла; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2023